Целью данной статьи является изучение состояния наиболее крупных отечественных IT-компаний в условиях санкций. Автором рассмотрены топ-100 компаний из рейтинга TAdviser за 2023 г. Выявлены диспропорции между производителями аппаратного обеспечения (АО) и программного обеспечения (ПО). Рассмотрены общие проблемы экономики, вызванные санкциями, а также то, как государство стремится их нивелировать посредством дотаций и налоговых послаблений для компаний и сотрудников. На основе полученных данных проведен SWOT-анализ IT-сферы экономики Российской Федерации. Выявлено, что санкции наиболее сильно ударили именно по иностранным компаниям, действующим на российском рынке, что дает отечественным разработчикам возможности для активного роста. Повышенное внимание к отечественным IT-компаниям также связано с необходимостью замены иностранного оборудования и программ, используемых на современном этапе органами государственной власти и системообразующими предприятиями Российской Федерации. Данные факторы выступают причиной повышения активности взаимодействия органов государственной власти нашей страны и IT-предприятий.
Региональные торговые соглашения (РТС) представляют собой важный инструмент мировой торговой системы. Они получают все большее развитие в последние десятилетия, поскольку дополняют действующие договоренности Всемирной торговой организации (ВТО) и ВТО+ и позволяют учесть специфические черты, свойственные отдельным регионам. Принцип обеспечения недискриминационной торговли является основным принципом многосторонней торговли ВТО, позволяя не отдавать предпочтение одному торговому партнеру перед другим. РТС являются по факту исключением из такого подхода в силу того, что именно подписанты пользуются более благоприятными условиями доступа на рынок. При этом ВТО признает законную роль РТС, которые направлены на содействие торговле между его сторонами, однако требует отсутствия создания в них торговых барьеров для третьих сторон. РТС охватывают более половины мировой торговли, и в последние годы были заключены новые трансконтинентальные соглашения - Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство и Африканская континентальная зона свободной торговли. Международному сотрудничеству известны разнообразные виды РТС: от соглашений о свободной торговле до общего рынка, в том числе между странами, территориально граничащими друг с другом, или трансконтинентального характера, базирующиеся на договоренностях ВТО и ВТО+ или носящие протекционистский характер. Отражены последствия РТС для национальных экономик развивающихся стран, выявлено, что в РТС Евросоюз усиленно продвигает свои ценности в качестве абсолютной истины для всех народов и наций, и неприятие их рассматривается в качестве фактора, обусловливающего возможные рестрикции. Другие развитые экономики также накладывали обязательства на подписантов в части обеспечения трансформирования национальных экономик развивающихся стран, но в последние годы этот тренд несколько ослаб. Китай, инициируя РТС, преследует реализацию своих национальных интересов, не навязывая никаких политических, ментальных или социальных аспектов, и при этом готов к выработке взаимоприемлемых компромиссов. Трансформирование РТС в современных условиях реализуется по трем базовым направлениям: предпочтение сохранения полного суверенитета странами-подписантами; включение статей о содействии устойчивому развитию; контроль и мониторинг над обеспечением соблюдения техники безопасности труда, ненанесения ущерба экологической среде, а также использования инструментов ответственного корпоративного ведения бизнеса.
Статья посвящена комплексному анализу инструментов государственного регулирования цифровой экономики Российской Федерации, что придает работе практико-ориентированный характер. Обоснована двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она способствует созданию высокопроизводительных рабочих мест, автоматизации промышленных и административных процессов, снижению транзакционных издержек и доступности государственных сервисов; с другой — усиливает риски киберугроз, технологической безработицы, олигополизации цифрового рынка, а также углубляет региональные диспропорции и кадровый дефицит. Для нивелирования указанных угроз государство задействует многоуровневую систему мер, ядром которой является национальный проект «Цифровая экономика» и девять взаимодополняющих федеральных проектов — от формирования гибкой нормативной среды и развития информационной инфраструктуры до подготовки кадрового потенциала и масштабирования искусственного интеллекта. В работе показано, что координационная платформа АНО «Цифровая экономика» служит интерфейсом взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая аналитическую поддержку, тиражирование лучших практик цифровой трансформации и разработку инициатив эффективного регулирования. Ключевой акцент сделан на стимулирующие механизмы: «цифровые песочницы», налоговые преференции, льготное кредитование, упрощенные госзакупки и программы профессиональной переподготовки, которые совместно формируют благоприятную институциональную среду для ИТ-компаний. Особое внимание уделено институту «цифровых песочниц» как форме экспериментальных правовых режимов, минимизирующих регуляторные барьеры и ускоряющих коммерциализацию инноваций. Выявлены социально-экономические эффекты комплексных налоговых и кадровых льгот для ИТ-отрасли, обеспечивающих рост валовых внутренних затрат на цифровую экономику до 5,2 трлн руб. и выводящих Россию в ТОП-10 рейтинга GovTech Maturity Index. Приведенный аналитический обзор может служить методологической основой для дальнейших исследований и разработки стратегических рекомендаций.
Полевые эксперименты в экономических исследованиях являются ключевым инструментом для проверки гипотез, анализа причинно- следственных связей и разработки доказательной базы для государственной политики. Государство играет ключевую роль в финансировании, регулировании и продвижении полевых экспериментов в экономических и социальных исследованиях. Результаты сравнительного анализа в разрезе ведущих стран показали, что улучшение законодательной базы, упрощение процедур и развитие международной координации помогут более эффективно использовать потенциал полевых экспериментов для решения социально- экономических проблем. Особую роль играет развитие сети автономных и независимых структур, способствующих осуществлению объективного мониторинга полевых экспериментов, проводимых, в том числе, органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Статья посвящена анализу экономического управления развитием агропромышленного центра в Центральной Азии, учитывая современные вызовы, такие как изменение климата, демографический рост и нестабильность. Рассматриваются проблемы, связанные с низкой продуктивностью сельского хозяйства, недостаточной инфраструктурой и неэффективным использованием ресурсов. В центре внимания находится роль государственного и частного секторов в обеспечении развития агропромышленного комплекса, а также необходимости развития высоких технологий и устойчивых агротехнических методов работы. Анализируются текущие стратегии, применяемые в регионе экономики, и приводятся рекомендации по совершенствованию управления аграрными секторами. Подчёркивается степень изменения климата, создание моделей финансирования и реализация политики борьбы с окружающей средой. Работа направлена на выявление путей повышения эффективности агропромышленного комплекса и решения проблем продовольственной безопасности в условиях нестабильной экономической ситуации.
Цифровизация становится неотъемлемой частью современных экономик, однако она влечет за собой новые вызовы для экономической безопасности государства. В данной статье анализируется влияние цифровых технологий на экономическую безопасность, выявляются ключевые угрозы и возможности, связанные с внедрением новых технологий в финансовую и информационную сферы. Особое внимание уделяется рискам, возникающим от киберугроз, зависимостью от внешних цифровых платформ и развитию криптовалют, а также положительному влиянию цифровизации на повышение эффективности государственного управления, финансовой стабильности и оптимизации налоговых систем. Рассматриваются меры государственного регулирования и международного сотрудничества для защиты экономики от новых угроз и предложения по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.
В условиях цифровой трансформации экономики автоматизация становится ключевым фактором, изменяющим структуру традиционного рынка труда. В статье рассматривается влияние современных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, роботизация и алгоритмическое управление, на занятость и профессиональную структуру. Анализируются риски потери рабочих мест, появление новых профессий и изменение требований к квалификации работников. Особое внимание уделяется социально- экономическим последствиям цифровизации, включая рост неравенства и необходимость адаптации системы образования. Также рассматриваются возможные стратегии государственного регулирования и прогнозы развития рынка труда в ближайшие десятилетия.
Рост киберугроз в цифровой экономике делает кибербезопасность критическим фактором инвестиционной привлекательности компаний. Защита данных, устойчивость к кибератакам и соответствие нормативным требованиям оказывают непосредственное влияние на стоимость активов, уровень доверия инвесторов и доступ к капиталу. Киберинциденты приводят к финансовым потерям, репутационным рискам и снижению рыночной капитализации, что делает корпоративные стратегии в сфере кибербезопасности неотъемлемым элементом управления рисками. В статье рассматриваются экономические последствия кибератак, влияние уровня защищённости компании на инвестиционные решения и доступ к финансированию, а также роль государственных и международных стандартов в формировании безопасного цифрового пространства. Анализируются отраслевые различия в восприятии киберрисков инвесторами, а также перспективы регулирования и внедрения киберстрахования как механизма защиты активов.
Для Российской Федерации, столкнувшейся с новыми геополитическими реалиями, укрепление национальной безопасности и территориальной целостности связано с переосмыслением региональной политики, поиском инструментов снижения пространственных диспропорций. Несмотря на значительный объем научных исследований, посвященных региональной политике, в научном сообществе отсутствует консенсус относительно ее концептуальных основ и, как следствие, общепринятого толкования этого понятия. Практическим следствием этой неопределенности является сложность в выработке эффективных механизмов реализации региональной политики и оценке ее результатов. Статья направлена на идентификацию компонент региональной политики и разработку ее авторского определения. Методологическая база исследования представлена теориями региональной экономики и государственного регулирования регионального развития. Использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и сравнения. На основе систематизации представлений о региональной политике в странах с разными макроэкономическими парадигмами обоснованы ее компоненты и дано ее определение как подсистемы государственного регулирования, которая представляет собой стратегически ориентированную систему институтов, действий и механизмов, направленных на управление пространственной организацией воспроизводства ресурсов и условий развития территорий с целью обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов, решения территориальных проблем и реализации общегосударственных и локальных интересов территорий на основе селективного и дифференцированного подходов. Концептуальное переосмысление региональной политики представляется необходимым шагом на пути формирования эффективных механизмов адаптации регионов к новым экономическим реалиям
Функции по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации возложены на государственные органы власти, к таковым можно отнести и таможенные органы. В частности, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут нести на себе различные виды биоагентов, которые могут оказать негативное влияние на экологическую безопасность территории России. В этой связи роль таможенных органов является значимой в рамках обеспечения экологической безопасности. Научная статья раскрывает правовое регулирование деятельности таможенных органов в обеспечении экологической безопасности. Авторы пришли к выводу, что законодательным недостатком является недооценка роли таможенных органов как субъекта охраны окружающей среды. В статье сформулированы и обоснованы возможные пути совершенствования правового регулирования статуса и совершенствования деятельности таможенных органов для более эффективного обеспечения экологической безопасности.
В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии
Статья посвящена исследованию влияния внутренних регламентов контроля и аудита на эффективность государственного регулирования естественных монополий. Актуальность обусловлена ростом тарифной нагрузки при сохраняющейся непрозрачности затрат. Научная новизна – оценка связи между полнотой регламента контроля и динамикой тарифов в 2008-2023 гг. В работе описана трёхуровневая структура нормативного поля (международный, федеральный, корпоративный уровни), изучены практики идентификации естественных монополий, проанализированы модели ценообразования «затраты + инвестиционная надбавка» и «ценовой коридор». Особое внимание уделено тесту субаддитивности как инструменту раннего выявления завышенных расходов. Целью исследования стало обоснование управленческих решений, минимизирующих совокупные издержки при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли. В заключении сформулированы предложения по унификации корпоративных регламентов, внедрению «аудиторской оговорки» в дивидендную политику и расширению договорных схем «конкуренция за рынок». Материал будет полезен научному сообществу, регуляторам и специалистам служб внутреннего аудита естественных монополий.