Научный архив: статьи

ПСИХОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ «Я» (2025)

Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): РАСИНА ЭВЕЛИНА ОСМАНОВНА, Орлова У. М.
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ (2025)

Статья посвящена исследованию взаимосвязь между уровнем интернет-активности личности и её психологическим временем, демонстрируя, что высокая вовлеченность в цифровую среду коррелирует с усилением ориентации на негативное прошлое (p ≤ 0,05), снижением долгосрочного планирования и ростом фаталистических установок. Нормативная направленность в онлайн-пространстве поддерживает структурированный образ будущего, тогда как ненормативная активность ассоциируется с девиантным поведением и когнитивным диссонансом. Умеренная цифровая активность способствует балансу между гедонистическим настоящим и реалистичным планированием, в отличие от чрезмерного погружения, провоцирующего внутреннюю неопределенность. Практическая значимость работы заключается в разработке программ психологической поддержки для коррекции цифрового поведения, развития эмоциональной регуляции и стратегического мышления. Перспективным направлением является изучение влияния алгоритмов цифровых платформ на формирование темпоральных искажений и методов профилактики дезадаптации.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Литвиненко Игорь Геннадьевич
Сохранить в закладках
ОНБОРДИНГ КАК МЕТОДИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОНЛАЙН-ПРОЦЕСС (2025)

В статье рассматриваются актуальные вопросы вовлечения обучающихся в образовательный онлайн-процесс. В качестве инновационного инструмента вовлечения исследуется онбординг — комплекс мероприятий, формирующих первое впечатление о виртуальной учебной среде и направленных на успешное начало обучения. Включение онбординга в организационную структуру образовательного онлайн-процесса способствует снижению уровня стресса, росту уровня комфорта, сокращению времени на сопровождение, ускорению процесса достижения результатов, повышению результатов и удовлетворенности. В статье рассмотрены различные подходы к модели вовлеченности, выделены факторы, влияющие на вовлеченность и их категории. Онбординг и адаптация представлены начальными этапами образовательного онлайн-процесса, которые помогают обучаемому успешно погрузиться в новую среду и стать ее частью. Описана трехэтапная стратегия онбординга (погружение, обучение, приспособление), основные правила и принципы юзабилити. Технология онбординга презентуется через структурное описание составляющих ее модулей (социальной адаптации, технической адаптации, учебной адаптации, профессионально-личностной самореализации), задаются форматы адаптационных активностей онбординга.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Матюшенко Светлана Владимировна, Князева Оксана Олеговна
Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ (2025)

В статье рассматривается трансформация информационной политики современных российских университетов в условиях цифровизации медиасреды на примере Казанского и Уральского федеральных университетов. Исследование фокусируется на анализе стратегий взаимодействия со стейкхолдерами через различные уровни коммуникации (корпоративный, региональный, национальный и международный) и цифровые каналы, включая социальные сети и мессенджеры. На основе контент-анализа Telegram-каналов Казанского (Приволжского) федерального и Уральского федерального университетов выявлены информационные приоритеты вузов, направленные на работу с внутренней аудиторией при недостаточной системности взаимодействия с внешними стейкхолдерами. Также представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей информационную политику в сфере высшего образования, включая Конституцию России и Доктрину информационной безопасности, положения о структурах образовательных учреждений и организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования России. Анализируется влияние государственных инициатив, например, составной части национального проекта «Наука и университеты» программы «Приоритет 2030», на формирование медиастратегий университетов. Рассматривается трансформация организационных структур управления информационной политикой в условиях институциональных преобразований вузов. Особое внимание уделяется роли миссии университета как смыслового ядра его информационной политики и инструмента формирования бренда в медиапространстве. Авторы выявляют ключевые тенденции в медиакоммуникациях вузов: переход от традиционных медиа к цифровым платформам, усиление роли визуального контента, необходимость адаптации коммуникационных стратегий под различные целевые аудитории. На основе анализа контента официальных университетских каналов демонстрируется преобладание внутренней коммуникации (студенты, преподаватели, сотрудники) при сохраняющемся дефиците системного взаимодействия с внешними стейкхолдерами. В работе подчеркиваются основные управленческие вызовы: сложность координации многоуровневой структуры коммуникаций, недостаточная обратная связь от целевых аудиторий, необходимость интеграции цифровых инструментов в стратегическое управление информационной политикой. Авторы предлагают направления совершенствования университетских медиакоммуникаций, включая развитие гибких моделей управления, внедрение цифровых технологий мониторинга эффективности, создание сквозных коммуникационных процессов и усиление международного присутствия. Исследование вносит вклад в понимание эволюции информационной политики вузов в цифровую эпоху и представляет практическую ценность для администраций университетов, разрабатывающих современные стратегии медиакоммуникаций.

Издание: ВОПРОСЫ МЕДИАБИЗНЕСА
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Мухамадуллин Салават Раилевич, Газизов Рамис Рассыхович
Сохранить в закладках
Социальное самочувствие как фактор образовательной успешности подростков в условиях информационного общества (2025)

Современное общество переживает трансформацию, обусловленную цифровизацией и глобализацией коммуникаций. Подростки, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, сталкиваются с новыми вызовами: кибербуллингом, информационной перегрузкой, формированием цифровой идентичности. Эти факторы напрямую влияют на их социальное самочувствие — комплексное состояние, включающее эмоциональное благополучие, чувство принадлежности к группе и удовлетворённость межличностными отношениями. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания, как социальное самочувствие подростков, формирующееся в условиях информационного общества, коррелирует с их образовательной успешностью.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич, Новичкова Анфиса Алексеевна
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СРЕДЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2025)

В данном исследовании на основе гипотез о неоднородности распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), о несистемности факторов воздействия на развитие цифровой среды и об ограниченности показателей эффективности ИИ-инструментов представлен анализ внедрения и использования технологий ИИ в региональном разрезе субъектов Приволжского федерального округа. Оценка регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по данным федеральных рейтингов и результатам описательной статистики позволила охарактеризовать интегральный уровень развития ИИ в исследуемом округе и подтвердить (селективно) выдвинутые гипотезы.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (181) (2025)
Автор(ы): Хасан Радмила Артуровна, Хисаева Алия Инисовна, Мурзина Эльмира Фаниловна, Сунаева Гюзель Газимовна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2023)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с совершением насильственных преступлений в виртуальном пространстве в отношении несовершеннолетних. Развитие интернет-технологий обусловило проникновение преступников в цифровую среду. Актуальность настоящего исследования обосновывается ростом противоправного насильственного, агрессивного и жестокого контента в сети «Интернет», оказывающего негативного влияние на несовершеннолетних, распространением порнографических материалов, в том числе и с участием подростков. Особо острой проблемой остается сексуальное насилие над несовершеннолетними с применением информационно-цифровых технологий. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо разработать как на национальном, так и на международным уровне эффективный механизм противодействия насилию и сексуальному насилию, усилить контроль за распространением вредоносного контента в сети «Интернет».

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 7 (42 ст.) (2023)
Автор(ы): ПИНКЕВИЧ ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА , Тарабрина Кристина
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2023)

В статье рассматривается несовершеннолетняя аудитория, которая является повышенной группой риска, это обусловлено тем, что виртуальное пространство предоставляет возможность, в том числе и преступникам, совершать противоправные посягательства в отношении указанной категории. В современных условиях подрастающее поколение не обладает, в силу возрастных особенностей, способностью правильно воспринимать информацию, представленную в сети «Интернет», отличать законопослушных интернет-пользователей от злоумышленников. В статье представлены результаты проведенного пилотного социологического исследования, где автором было установлено, что использование несовершеннолетними цифровой среды имеет не только преимущества, но и скрытые риски и угрозы, поскольку информационно-цифровые технологии используются преступниками для совершения преступлений в отношении подростков, чему способствует широкой охват молодежной аудитории, анонимность виртуального собеседника и пр. В заключении автор приходит к выводу о том, что в цифровой среде увеличивается число насильственных, сексуальных преступлений в отношении подростков и предлагает объединить усилия ученых и практиков для подготовки эффективной системы регулирования потребления информационной продукции несовершеннолетними в цифровой среде.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 8 (36 ст.) (2023)
Автор(ы): Тарабрина Кристина
Сохранить в закладках
Обеспечение базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (2025)

Авторы задаются актуальным для настоящего времени вопросом: каким образом сформировать у лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, цифровые компетенции? 100 лет назад одна из ключевых задач, стоящих перед нашим государством, заключалась в ликвидации безграмотности населения (в традиционном понимании). Сейчас времена изменились, и мы говорим о необходимости ликвидации безграмотности цифрового характера. Цель — определение основных механизмов обеспечения базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Осуществлен феноменологический теоретико-эмпирический анализ формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Использовались методы анализа научной и методической литературы, метод изучения официальных статистических данных, а также собственный педагогический опыт авторов по формированию цифровых компетенций у слушателей и курсантов. Результаты и обсуждение. К цифровым компетенциям следует относить такие умения, как соблюдение «цифровой гигиены», эффективная работа с официальными сайтами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с электронными обращениями, самостоятельное формулирование и направление электронных запросов в те или иные органы власти и организации, работа со специальными компьютерными программами и приложениями, которые регулярно обновляются, совершенствуются и корректируются, а также постоянное саморазвитие в условиях неопределенности. Выводы. Особое место среди лиц, которые должны обладать современными цифровыми навыками, занимают сотрудники органов обеспечения правопорядка. На примере подготовки будущих следователей и дознавателей предпринята попытка ответить на поставленный вопрос: каким образом сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России базовый уровень компетенций в IT-сфере?

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Автор(ы): Урюпин Александр Николаевич, Сидорова Екатерина Закариевна
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (2025)

Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): БЕЛЕНОВА Н. Н., БЕЛЕНОВ О. Н., Чупандина Елена Евгеньевна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ИЛИ ВЫБОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ? (2025)

В статье предпринята попытка провести комплексный анализ влияния цифровой среды, платформенных решений и алгоритмов на общественно-политическую сферу общества. На основе интерпретационного анализа автор проводит оценку функционирования демократии в самом широком смысле. На основе анализа результатов социологического исследования в ведущих странах мира выявлена неудовлетворенность работой институтов демократии. Исследование автора позволяет констатировать, что цифровая среда, воздействие зарубежных медиаконгломератов способны не только оказывать влияние на индивидуальные запросы и медиапотребление пользователей социальных сетей, но и формировать общественные установки, оказывать давление на процесс функционирования политических институтов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Серавин Александр Игоревич
Сохранить в закладках
Оценка ВКР студентов с позиций развития цифровой информационной культуры (2025)

Объектом исследования в настоящей статье выступает исследовательская деятельность студентов, предметом - оценка ВКР как её основного результата и конечного информационного продукта и проявления информационной культуры выпускника. В работе обосновывается информационная культура как более сложное личностно обусловленное качество по сравнению с функциональными информационными умениями и навыками и необходимость его раскрытия у студентов в условиях лёгкой доступности цифровой информации. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии возможностей смещения фокуса оценки выпускных квалификационных работ с актуализацией цифровой информационной культуры. Исследование выполнено на основе анализа современных научно-методических публикаций, посвящённых проблемам организации процесса подготовки и оценки выпускных квалификационных работ в условиях цифровизации информационной деятельности. Автор рассматривает возможности смещения фокуса оценки информационного творчества студентов от содержательной релевантности в сторону личностной значимости и смысловой наполненности. Основным методом исследования выступает анализ эмпирических данных, полученных в результате включённого наблюдения в процессе собственной практики. Активно используется также метод абстрагирования, позволяющий получать содержательные рассуждения без относительно конкретного профиля или темы студенческой работы, а также метод синтеза, на основе которого сформулированы конкретные предложения по совершенствованию подхода к оценке работ. Несмотря на то, что рассуждения производятся на примере выпускных квалификационных работ, их обобщённость придаёт им универсальное свойство, что позволяет применить их к курсовым работам или презентациям-проектам - в целом к любым самостоятельно выполняемым студенческим информационным продуктам. Подобная теоретическая обобщённость в сочетании с конкретными предложениями предполагает методическую новизну данной статьи. В результате автор приходит к выводам о том, что с позиций развития информационной культуры в условиях цифровой эпохи оценка выпускных квалификационных работ должна смещаться от формально-текстовой оригинальности в сторону оригинальности содержательной; от общей актуальности в сторону личностной значимости; от формальной новизны в сторону локальных собственных суждений, взглядов и точек зрения студентов.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Флеров Олег Владиславович
Сохранить в закладках