Статьи в выпуске: 3

ОТНОШЕНИЕ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (2024)
Авторы: МАНУЙЛОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

В современном российском обществе все более частыми становятся случаи негативного отношения одних людей к другим вследствие несовпадения жизненных взглядов, поведения, внешнего облика, в особенности в среде современной студенческой молодежи. При этом более яркий характер среди других видов нетерпимости по разным критериям носит нетерпимость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Растет значимость выстраивания равенства между членами общества вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Немаловажную роль в жизни общества (в частности, российского) приобретает сравнительно новое социальное явление - инклюзивное образование, результатом внедрения которого становится неоднозначное отношение обучающихся с нормативным развитием и их родителей к учащимся с ОВЗ.

В статье показано, как отношение современных российских студентов к инклюзивному образованию влияет на формирование у них толерантности. Описаны результаты количественного социологического исследования, для проведения которого были сконструированы переменные, позволяющие собрать эмпирические данные. В исследовании использованы метод онлайн-анкетирования для сбора данных и статистические методы для анализа (анализ первичных данных проведен с использованием программы SPSS). В опросе приняли участие 1276 респондентов в возрасте от 15 до 24 лет из 37 субъектов всех федеральных округов Российской Федерации.

По результатам исследования выявлена корреляционная связь и прямая зависимость между характером отношения современных российских студентов к инклюзивному образованию и уровнем их толерантности к людям с ОВЗ.

Сохранить в закладках
КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК (2024)
Авторы: Романова Евгения Сергеевна, АНДРУЩАК ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа когнитивных особенностей студентов, изучающих китайский язык. Во введении показаны психологические трудности и особенности изучения китайского языка, а также разъясняется актуальность проведенного исследования. Обучение китайскому языку - это психолого-педагогический процесс, в котором необходимо учитывать специфику и психологические особенности восприятия самого языка, а также китайский менталитет, культуру и традиции.

В исследовании использовались методики, при помощи которых были измерены когнитивно-личностные особенности студентов разных курсов, изучающих китайский язык. В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа познавательных особенностей студентов разных курсов. Исследование выявило, что в процессе обучения уровень адаптации и когнитивной гибкости к старшим курсам увеличивается, что позволяет студентам легко адаптироваться в непредсказуемых ситуациях при интернациональном общении на китайском языке, все более углубляясь в особенности и специфику изучаемого языка. Показано, что для стимулирования мотивации, осознания психологических особенностей восприятия китайской языковой картины мира на старших курсах важно уделять больше внимания предметному, символическому мышлению и креативности.

В конце статьи подводятся итоги исследования и рассматриваются возможные направления для его продолжения.

Сохранить в закладках
ФОРМУЛА КРАСОТЫ: СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (2024)
Авторы: РЫЖОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Красота - важнейшая эстетическая категория и психологическая ценность. Однако до сих пор не существует убедительного описания психологического механизма восприятия красоты, открывающего возможность не только понимания сущности этого явления, но и позволяющего производить количественную оценку феномена восприятия прекрасного.

Учитывая это, в статье предложен взгляд на красоту с позиций системной психологии, согласно которому восприятие красоты обусловлено неосознаваемой фиксацией положительного рассогласования стационарного и текущего состояния воспринимаемого объекта и формированием положительного мотивационного потенциала, превышающего порог восприятия. Психологический механизм восприятия красоты может быть выражен в формуле красоты, связывающей порог восприятия с положительным произведением мотивационного рейтинга воспринимаемого объекта и разности его энтропийных характеристик в стационарном и текущем состояниях.

Превышение положительным по знаку мотивационным потенциалом порога эмоционального реагирования создает позитивное эмоциональное состояние - эустресс. Его формальное выражение дает вариацию формулы красоты - формулу восхищения, связывающую текущий положительный мотивационный потенциал с порогом эмоционального реагирования.

Использование вариантов формулы красоты открывает возможность количественного учета и прогноза эстетических реакций как отдельной личности, так и различных социальных групп.

В статье также описаны некоторые системно-психологические эффекты восприятия красоты и приводится описание ряда исторических феноменов, в которых восприятие красоты стало значимым фактором социальной жизни. В их числе показаны роль красоты в общественной жизни Древней Греции и влияние красоты на некоторые социальные процессы в современном мире.

Сохранить в закладках