Развитие портретного искусства, на которое значительное влияние оказали художественные приемы мастеров Западной Европы, является одним из наиболее важных аспектов изменения культуры России накануне Нового времени. Среди известных примеров таких портретов (парсун) можно назвать конные изображения царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Считается, что они были созданы с середины 1670-х до первой половины 1680-х гг. художниками Оружейной палаты, которые иллюстрировали «Царский титулярник» 1672 г. и его списки. В научной литературе, посвященной конным портретам, как правило, анализируются изображения всадников – царей. В статье исследуются изображения лошадей, выдвигается гипотеза о том, что их художники могли частично подражать гравюрам в книгах Антуана де Плювинеля об искусстве верховой езды. Его богато иллюстрированные книги попали в Москву и там же были переведены в 1670 и 1677 гг. Роскошные рукописи переводов включали гравюры, вырезанные из книг, и были раскрашены художниками царского скриптория, подготовившими подносные экземпляры Титулярника.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 75. Живопись
- Префикс DOI
- 10.20913/script-2024-2-01
Two additional copies of the Vasiliologion were ordered by the tsar; their illustration was done by one or more associates or pupils of Saltanov, in particular Karp Zolotarev. In this hypothetical scheme, which clearly is based in part on some unprovable assumptions, Nikolaev argues that only the equestrian image Ж-2015/1 is Saltanov’s work. The reasoning for this is that it was a portrait done in the tsar’s lifetime, which would have meant the tsar could be depicted in clothing he would actually have worn (an elegant red caftan), not in the imagined gilded ‘Classical’ armor with which the Russian rulers were attired in the later copies of Saltykov’s original paintings.
Список литературы
1. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. Москва : Искусство, 1984. 339 с.
2. Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Водить, вождение // Славянские древности : этнолингвист. словарь. Москва, 1995. Т. 1. С. 390-392
3. Гербы городов, губернии, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 г. / сост. П. П. фон-Винклер. Санкт-Петербург : Тип. И. М. Комелова, 1900. xxix, 222 с.
4. Каган М. Д. Титулярник // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Санкт-Петербург, 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 26-29 Kagan MD (2004)
5. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. 2-е изд. Москва : Высш. шк., 1974. 264 с.
6. Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа. (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века) // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1963. Сб. 8. С. 179-244
7. Лаврентьев А. В., Матвеева Е. Н. Леонтий Гросс // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Санкт-Петербург, 1992 Вып. 3 : (XVII в.), ч. 1. С. 243
8. Лакиер А. Б. Русская геральдика. Москва : Книга, 1990 (переизд. 1855 г.). 432 с.
9. Майер И. Латинские стихотворения из Equile Ioannis Austriaci в русском переводе 1677 г. // Sub specie aeternitatis : сб. науч. ст. к 60-летию В. Б. Крысько. Москва, 2021a. С. 626-653
10. Майер И. Русский перевод книги Антуана де Плювинеля L’Instruction du Roy / Reitkunst с немецкого языка // Verbunden mit den Slaven. Festschrift für Swetlana Mengel. Berlin, 2021b. С. 123-160
11. Майер И., Русаковский О. В. «Книга лошадиного учения» Антуана де Плювинеля в русском переводе 1670 г. // Переводчики и переводы в России конца XVI - начала XVIII столетия : материалы междунар. науч. конф., Москва, 12-13 сент. 2019 г. Москва, 2019. С. 70-76
12. Майер И., Янссон О., Русаковский О. В. Латинское стихотворение в русском переводе 1670 г.: похвала королю Людовику XIII из книги Антуана де Плювинеля «Maneige Royal» // Slověne. 2021. Vol. 10, № 1. С. 296-321. https://doi.org/10.31168/2305-6754.2021.10.1.13
13. Мордвинова С. Б. Парсуна, ее истоки и традиции : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 1985. 225, 55 с.
14. Некрасова М. А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII века (роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле) // Древнерусское искусство, XVII век. Москва, 1964. С. 89-109
15. Николаев П. В. Парсуны всадников конца XVII в. Проблема атрибуции // Наука и школа. 2011. № 4. С. 123-128
16. Николаев П. В. Предметный мир парсуны : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва: Древлехранилище, 2014. 27 c.
17. Николаева М. В. Словарь иконописцев и живописцев Оружейной Палаты 1630-1690-е годы: дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам. Москва : Древлехранилище, 2012. 432 с.
18. Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. Москва : Искусство, 1955. 138 с.
19. Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672 г. Санкт-Петербург : Изд. С.-Петерб. археол. ин-та, 1903. III, V с., 97 л. ил.
20. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны : [сб. ст. и кат.] к выставке Гос. Ист. музея, 26 дек. 2003 г. - 31 мая 2004 г.) / авт.-ст.: О. Г. Гордеева [и др.]. Москва : Художник и книга, 2004. 280 с.
21. Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг. Москва : INTRADA, 1998. 501 с.
22. Equile Ioannis Austriaci Caroli V. Imp. F. Ad vivum omnes delineati a celeberrimo pictore Iohanne Stradano. Antwerp : P. Galle, 1580. 24 plates. URL: http://bdh-rd.bne.es/viewer.vm?id=0000043254&page=1 (accessed 18.10.2024). (In Lat.).
23. Gundestrup B. Det kongelige danske Kunstkammer 1737 / The Royal Danish Kunstkammer 1737. Vol. 2. Copenhagen : Nationalmuseet ; Nyt Nordisk Forlag Arnold Busk, 1992. 477 s. (In Dan.).
24. Jensen C., Mayer I., Shamin S. and Waugh DC. Russia’s theatrical past: court entertainment in the 17th century. Bloomington : Indiana Univ. Press, 2021. XVI, 298 p. (In Engl).
25. Kämpfer F. Das russische Herrscherbild von den Anfängen biz zu Peter dem Grossen. Studien zur Entwicklung politischer Ikonographie im byzantinischen Kulturkreis. Recklinghausen, 1978. 281 s. (In Germ.).
26. Meyer J. and Wandel P. Shahnama. The Colorful Epic about Iran’s Past. Copenhagen : The David Collection, 2016. 212 p. (In Engl).
27. Pluvinel A. de. L’Instruction du Roy en l’exercice de monter a cheval = Reitkunst. Paris : M. Ruette, 1629. [8], 253 p., 58 plates. (In Fr.).
28. Pluvinel A. de. Le Maneige Royale. Braunschweig : G. Müller; A. Duncker, 1626. [8], 40 p., 63 plates. (In Fr.).
29. Spanish School, 17th century equestrian portrait of Philip IV of Spain. The Potomack Company (https://www.potomackcompany.com/auction-lot/spanish-school-17thcentury-equestrian-portrait_9664873909, accessed 18 November 2023). (In Eng.).
30. Waugh D. C., Maier I., Cross-Cultural Communication in Early Modern Russia: Foreign News in Context. Seattle; Uppsala, 2023. 893 p. (In Eng.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется история проповеди митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Трость, вѣтром колѣблема…», произнесенной 12 ноября 1708 г. перед анафематствованием гетмана И. С. Мазепы. Текст проповеди впервые публикуется по авторскому автографу из коллекции рукописей Синода РГИА в Приложении. Сравнение оригинального текста с публикацией по позднему списку, размещенной в «Трудах Киевской духовной академии» в 1865 г., продемонстрировало, что редактор проповеди внес в замысел Яворского существенные изменения, нашедшие отражение и в дальнейшем бытовании текста. Доказано, что редактором текста был церковный деятель и придворный панегирист Гавриил Бужинский, использовавший при исправлении текста общие места, характерные для его сочинений (в частности, сравнение изменников петровской эпохи и сына царя Давида Авессалома). Среди целей редактирования было приведение текста в соответствие с неосуществленным петровским замыслом сборника проповедей, посвященных событиям Северной войны. Также обоснована гипотеза, что отредактированный Бужинским текст был в распоряжении автора стихов «от лица всея России», на основании текстуальных перекличек, обычно приписываемых Стефану Яворскому.
Статья посвящена обзору древнерусских списков гомилии на Рождество Христово (инципит «Ныне моего естества обетшанию обновление приходит»), приписываемой Иоанну Златоусту. Слово основано на 6-й беседе Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и его беседе на избиение младенцев в Вифлееме. Гомилия текстуально повлияла на создание интерполированной редакции «Сказания Афродитиана», вставки в славянскую версию «Иудейской войны» Иосифа Флавия, древнерусское Слово на Рождество (инципит «Господу Исусу рожшуся») и др. Выявлено 103 рукописи, содержащие текст памятника, из них 79 привлечены впервые. Гомилия входит в постоянный состав Торжественников I и II типа по классификации Т. В. Черторицкой и регулярно переписывалась вплоть до начала ХХ в. В конвое с этим памятником периодически встречается «Слово на Крещение Господне» Иулиана Тавийского – проповедь V в., греческий оригинал которой пока не обнаружен. Конвой, распространенность текста, его связи с другими произведениями позволяют предположить, что Слово «Ныне моего естества» является византийским произведением ораторского искусства, представленным только в славянских списках.
Статья посвящена армянским амулетам в виде свитка, которые хранятся в государственных (Матенадаран – Научно-исследовательский институт древних рукописей им. Месропа Маштоца, Армения; Собор Святого Спаса в Новой Джульфе, Иран; Библиотеки конгрегаций мхитаристов, Италия, Австрия; Британская библиотека, Англия и др.) и частных коллекциях и датируются XV–XX вв. В статье дается объяснение армянскому слову «амулет» ((h)маил) и синонимам, которые встречаются в колофонах амулетов. Приводится обзор известных коллекций армянских амулетов-свитков. Рассмотрены проблемы атрибуции миниатюр и особенностей художественного оформления амулетов. Представлены физические параметры (длина, ширина, материалы, особые футляры, в которых помещались свитки) и палеографические характеристики (датировка, скриптории, писцы, миниатюристы, содержание молитв и художественное оформление), которые являются плодом 15-летнего исследования.
Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов (СКАТ), поддерживаемый кафедрой математической лингвистики СПбГУ, содержит 22 жития севернорусских святых XV–XVII вв. Для них вводится XML-разметка, позволяющая, в частности, анализировать элементы содержания. Для восьми житий выполнена разметка содержательной структуры, то есть применено деление на главы и более мелкие элементы структуры текста. Основная часть житий корпуса повествует о подвижничестве основателей монастырей на северных русских землях, поэтому при сопоставлении таких текстов удалось выявить общую схему развития сюжета с довольно подробным членением. Тем не менее два из размеченных текстов представляют собой жития чудотворцев, то есть отличаются по типу подвига святого. Сравнение житий разных типов позволяет не только анализировать различия, но и определить общие элементы содержания, характерные для всех текстов.
Статья представляет собой опыт филологического исследования перевода Жития преп. Иоанна Лествичника, выполненного преп. Паисием Величковским. Материалом для анализа послужил черновой автограф переводчика – рукопись No 285 из собрания Нямецкого монастыря. Установлены источники перевода: греколатинское издание (Париж, 1633), русское издание (М., 1647), рукопись ранней греческой версии, рукопись сербского перевода и славянская рукопись неизвестного нам перевода. Описана функциональная нагрузка 14 маргиналий рукописи. Проведен текстологический анализ, показавший отсутствие пропусков, 4 инверсии и 26 вставок, среди которых подавляющее большинство представляет собой указательные местоимения. Высказана гипотеза о том, что, следуя пословному принципу перевода, преп. Паисий переводил греческие артикли указательными местоимениями. Приведены примеры, демонстрирующие главную отличительную особенность перевода преп. Паисия – буквальное следование структуре переводимого текста. Отмечены случаи, когда переводчик обнаруживает у лексем скрытые смыслы, требующие специальных богословских знаний. Выявлены 9 лексем, отсутствующих в словарях церковнославянского языка. Проиллюстрированы примерами заимствования переводческих решений преп. Паисия авторами более поздних переводов Жития преп. Иоанна Лествичника: Д. Р. Ульянинским, святителем Игнатием (Брянчаниновым), П. С. Делицыным и Оптинскими старцами.
Рассматриваются особенности презентации событий с участием русских князей первой половины XII в. в «Кройнике славяно-русской», памятнике XVII в. Привлечен к исследованию список, хранящийся в Государственном архиве в Тобольске. Своеобразие рассказов, раскрывающих историю киевских княжений в хронографе, проявляется через сопоставительный анализ с Ипатьевской летописью (по Хлебниковскому списку) – одним из его источников. Рассмотрены сюжеты, посвященные Владимиру Мономаху и его потомкам. Привлечение составителем хронографа польских источников привело к переакцентуации повествования: в нем отражены интересы сторон, враждебных по отношению к киевским князьям. Таким образом, в образах русских князей подчеркиваются иные черты, чем те, которые представлены в летописном тексте. Включение рассказов, посвященных великим русским княжениям, в широкий контекст отношений Руси с Польшей делает хронограф ценным источником для восполнения знаний по русской истории первой половины XII в.
Статья вводит в научный оборот еще одну редакцию Жития митрополита Филиппа, которая принадлежит перу архимандрита Тихона, создателя Латухинской Степенной книги. В результате текстологического анализа было установлено, что в качестве основного источника автор в 1676 г. использовал текст Проложной редакции Жития, к тому времени уже дважды изданной (в 1639 и 1675 гг.). Хотя в большей части памятника совпадения с источником являются дословными, принципиальные изменения были произведены в его композиционном завершении: исключены заключительные фрагменты Проложной редакции. Вместо них оказались добавлены три новых эпизода, два из которых (казнь Михаила Колычева и прислание его головы заточённому митрополиту Филиппу и краткий рассказ о наказании клеветников святителя) попали из редкой редакции Милютинской Минеи Жития. Самые значительные семантические изменения произошли после появления заключительного фрагмента новой редакции: благовещенский протопоп Евстафий, духовник царя (согласно основным редакциям памятника, один из главных гонителей Филиппа) становится «поборником» по святом и предан Иваном Грозным мучительной казни: сброшен под лед в Москву-реку. Однако, несмотря на его чудесное спасение (почти через 1,5 км он вышел из проруби живым), царь приказал вновь бросить его под лед. Так, гибель первосвятителя и духовника царя лишает защиты все царство, что подтверждает следующий за этим текстом рассказ о гибели Новгорода.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585