Изучение проблемы самореализации в спорте предполагает анализ субъективного опыта спортсменов высокого уровня спортивного мастерства. Цель данной работы заключалась в опросе спортсменов-велошоссейников относительно их взглядов на личностную самореализацию. Выборку составили 20 спортсменов, имеющих звания кандидатов в мастера спорта (КМС), мастеров спорта (ММС), мастеров спорта международного класса (МСМК) и заслуженные мастера спорта (ЗМС). Для опроса была разработана анкета, включающая 22 вопроса. Анкета позволяла выявить: 1) цели и мотивацию спортсменов гонщиков; 2) удовлетворенность результатами деятельности; 3) самооценку собственных возможностей в достижении целей; 4) трудности, возникающие в процессе спортивной деятельности и готовность к их преодолению. Результаты исследования выявили различия во взглядах на спортсменов-велошоссейников в зависимости от уровня их спортивной квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов. Полученные данные могут способствовать разработке стратегий психологического сопровождения спортсменов элитного уровня.
Идентификаторы и классификаторы
В спортивной психологии все большее внимания уделяется проблеме самореализации спортсменов [2, 10, 11]. Под самореализацией понимается реализация потенциала спортсмена в ходе достижения результатов, вследствие совершенствования навыков и самовыражения в спортивной деятельности [1].
Элитный уровень конкуренции позволяет поучить уникальные знания о самореализации спортсменов. Это связано с тем, что элитные спортсмены обладают более высоким уровнем информированности и компетентности в своем виде спорта, и более успешно используют свои знания и опыт для самореализации [14].
Список литературы
1. Багадирова С. К. Структурная модель самореализации спортсмена в условиях профессионализации в дзюдо // Психологические науки Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). C. 369-374.
2. Горская Г. Б. Актуальные тенденции развития исследований в области психологических ресурсов самореализации спортсменов в современной психологии спорта //Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2018. № 1. С. 255-256. EDN: UVOMFG
3. Горская Г. Б., Фомиченко, Н. Г. Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации) // Теория и практика общественного развития. 2015. 22. С. 303-306. EDN: VBOAQR
4. Горская Г. Б. Психологические ресурсы и барьеры самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры // Рудиковские чтения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, 2017. C. 141-145. EDN: YTUMQN
5. Залиханова А. А., Ковылин М. М., Сопов В. Ф. Особенности мотивационной сферы спортсменов, представляющих различные дисциплины велоспорта // Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 49-51. EDN: TYSBEN
6. Красмик Ю. Н., Аймаганбетова О. Х., Янчева Т. С. (2023). Сравнительный анализ самореализации и мотивации спортсменов в зависимости от их профессиональной квалификации // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 84(1), 34-46. 10.26577/JPsS.2023.v84.i1.03 (дата обращения: 12.03.2024). DOI: 10.26577/JPsS.2023.v84.i1.03
7. Крупнов А. И., Кудинов С. И. Cистемная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. Выпуск №1 C. 28-36. EDN: IJFSYF
8. Кудинов С. С., Кудинов С. И., Хаммад С. М. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2017. № 3. С.229-238. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-229-238 EDN: ZFMCGT
9. Сергеева А. А. Особенности самореализации личности в спортивной деятельности // Психологический журнал. Международного университета природы, общества и человека “Дубна”. 2011. № 1. С. 56-67.
10. Уляева Л. Г., Дубовицкая Т. Д., Шашков А. В. Типы самореализации личности в спорте // Теория и практика физической культуры. 2021. № 4. С. 77. EDN: YYEWFL
11. Уляева Л. Г., Уляева Г. Г., Раднагуруев Б. Б. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности: монография. М.: Издатель Мархотин П. Ю. 2014. 144с.
12. Baghurst T. The psychological components of elite cycling. Athletic Insight, 2012. № 4(1), P. 13-29.
13. Dunn A. L., Dishman R. K. Anxiety and performance on the Tour de France and Tour de France feminin. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2005. № 3(4), P. 410-427.
14. Krasmik J., Iancheva T., Bolat R. Comparative analysis of sports motivation and peculiarities of self-realization among Kazakhstan athletes // Journal of Applied Sports Sciences. 2023. Vol. 2. P. 76-92. DOI: 10.37393/JASS.2023.02.7 EDN: OEWBFC
15. Kress J. L., Statler T. A. A naturalistic investigation of former Olympic cyclists’ cognitive strategies for coping with exertion pain during performance // Journal of Sport Behavior, 2007. 30(4), 428-452.
16. Science and cycling: Current knowledge and future directions for research / Atkinson G., Davison R., Jeukendrup A., Passfield L. // Journal of Sports Sciences, 2003. № 21. P. 767-787.
17. The psychology of elite cycling: a systematic review / D. J. Spindler et al. // Journal of Sports Sciences. 2018. V. 36. P. 1943-1954. DOI: 10.1080/02640414.2018.1426978
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена плаванию, как универсальному виду спорта, оказывающему положительный эффект на состояние всего организма человека. Использование оздоровительного плавания в качестве надежного профилактического средства, позволяет оказывать оздоровительное воздействие именно на те функциональные системы организма, которые в большей степени подвержены заболеваниям в студенческой среде. Было проведено исследование влияния плавания на функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов, занимающихся самостоятельно и в секции. В исследовании приняли участие студенты Уральского федерального университета. Выявлено, что студенты, занимающиеся в секции, при занятиях плаванием имеют более благоприятные условия для комплексного воздействия на организм, чем студенты занимающиеся плаванием самостоятельно, за счет большей нагрузки во время тренировок и их систематичности.
Lack of physical activity has emerged as a considerable public health concern worldwide. Recent advancements in fitness technologies in the past ten years provide novel prospects to encourage physical activity and combat increasing levels of sedentary lifestyles, obesity, and related chronic illnesses. This paper examines the empirical evidence on the potential advantages, restrictions, and optimal practices pertaining to three predominant trends in fitness technology: wearable gadgets, artificial intelligence platforms, and social media. Wearable activity monitors demonstrate potential to boost physical activity engagement and enhance certain health indicators, however their precision and long-standing compliance appear inconsistent. Preliminary evidence indicates artificial intelligence holds promise for individualized fitness instruction and tracking via conversational agents, albeit necessitating further substantiation. Social media and fitness influencers can galvanize their followers, but concerns remain regarding promotion of unrealistic body ideals. Overall, these technologies exhibit promise to facilitate more accessible, personalized and social fitness participation if consciously implemented based on scientific findings. Further interdisciplinary investigation is imperative to optimize these burgeoning innovations equitably and ethically, so as to best promote global population health and wellness.
Компетентностный подход в конном спорте может способствовать повышению эффективности обучения. Цель исследования заключалась в разработке структуры и содержания компетенций спортсмена конника, а также методики их формирования. Результаты исследования включают примеры с описанием компетенций и тестовых заданий для их оценки. В качестве моделей базовых компетенций в подготовке спортсменов конников выделены: способность осуществлять грамотный уход за животным, способность седлать лошадь и корректировать амуницию, способность управлять выполнением лошадью базовых двигательных действий. Содержание каждой из указанных компетенций структурировано в виде компонентов: знание, понимание, умение. Предлагаемый педагогический инструментарий количественной оценки уровня сформированности компетенций и личностных качеств может быть использован в подготовке тренеров по конному спорту.
Занятия конным спорт могут быть успешными только при эффективном взаимодействии и сотрудничестве человека и лошади, поэтому личностные характеристики спортсменов -конников и их мотивация могут иметь свои специфические особенности. Цель исследования заключалась в изучении мотивов к занятиям конным спортом. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 10 спортсменов-конников, средний возраст 24 года, имеющие стаж занятий от 5 до 24 лет. При исследовании мотивов использовалась шкала Лайкерата. В ходе исследования проведено сравнение значимости 6 группы мотивов, связанных со спортивным совершенствованием и построением карьеры, здоровьем и рекреацией, физическим и личностным развитием, социальным взаимодействием, направленностью на взаимодействие «всадник-лошадь», переживание удовольствия, связанного с эмоциональностью и зрелищностью конного спорта. Результаты исследования выявили, что наиболее значимыми мотивами у спортсменов-конников являются специфические мотивы. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение мотивов занятий конным спортом в зависимости от возраста, уровня спортивного мастерства и квалификации спортсменов, а также разработка педагогических стратегий по их формированию.
Психологическая подготовка юных бадминтонистов предполагает изучение факторов, влияющих на их готовность к соревновательной деятельности. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между тревожностью спортсменов бадминтонистов 12-13 лет и готовностью к соревновательной деятельности. В исследовании приняли участие 10 бадминтонистов 12-13 лет, имеющих спортивный стаж от 3 до 4 лет. Было проведено исследование на основе теста Спилберга-Ханина и теста Р. Мартенса «CSAI-2». Выявлено, что уровень тревожности юных бадминтонистов повышается в соревновательный период. Корреляционный анализ позволил выявить, что умеренная положительная взаимосвязь наблюдается между ситуативной и личностной тревожностью, когнитивной и личностной тревожностью, умеренная отрицательная взаимосвязь выявлена между личностной тревожностью и уверенностью в себе, а также соматической тревожностью и уверенностью в себе. Доказано, что влияние тревожности не является ключевым фактором, определяющим готовность к соревновательной деятельности. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение индивидуальных личностных характеристик юных бадминтонистов 12-13 лет влияющих на предстартовую готовность.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru