В статье анализируются этнонациональные истории и их роль в качестве важных составных элементов модернизации посттрадиционных, в частности постсоветских, социумов. В ходе исследования установлена прямая связь между содержанием данных нарративов и задачами модернизации. Доказано, что основным актором конструирования этноориентированных рассказов о прошлом является не отдельный автор, а корпорация, находящаяся в сложных внутренних и внешних отношениях соподчинения и перераспределения ресурсов. Был поставлен вопрос о «корпоративной» идентичности, которая для этноцентричного автора важнее ожидаемой идентичности национальной. Выявлены качественные отличия научных и этноориентированных (но позиционируемых как «академические») текстов. Итогом исследования стала попытка разработки методики изучения нарративов этнонациональных историй.
Идентификаторы и классификаторы
Этнонациональные истории и этноцентризм в целом уже несколько десятилетий являются заметными явлениями в общественной и интеллектуальной жизни постсоветского пространства. Учитывая известное тяготение бывших республик СССР к «сплетению» этничности и государственности, сочинения о «прошлом народов» нередко выполняют для новых политий роль официальных идеологий. В академической сфере этнонациональные истории также популярны, а их мифологемы часто выступают «методологическим ядром» гуманитарных исследований. В результате складывается этноцентричная картина мира, не учитывающая всей его сложности и многогранности, что в условиях широкого применения «высоких технологий» может привести к обострению ряда глобальных проблем. Существует явное противоречие между запросом на объективный и логичный анализ прошлого и настоящего и иррациональными составляющими «объясняющих» нарративов (в последних, например, логическая категория «причины» нередко оказывается замененной мифическим образом на «начала», что говорит о нарушении причинно-следственных связей).
Список литературы
1. Бордюгов Г. А., Бухараев В. М. Вчерашнее завтра: как “национальные истории” писались в СССР и как пишутся теперь. М.: АИРО-ХХI, 2011. 248 с. EDN: SUFICB
2. Буинские, актанышские и арские: 10 самых влиятельных землячеств Татарстана. 14.11.2022 // Бизнес Онлайн. URL: https://m.business-gazeta.ru/article/571481 (дата обращения: 01.05.2023).
3. В лучших традициях “МЫЖЕОДИННАРОД”. Мансур Гыйләҗев “Микулай”. URL: https://vk.com/@50502687-vluchshih-tradiciyah-myzheodinnarod-mansur-gyilev-mikulai (дата обращения: 01.05.2023).
4. Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы / М. М. Акчурин и [др.]. Казань. Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. 112 с. EDN: ZCYEXD
5. Гиниятуллина Л. С. Презентация книги “The Golden Horde in World History” (Оксфорд, Великобритания, 7-8 апреля 2017 г.) // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 2. С. 485-487. EDN: YUAJRJ
6. Дамир Исхаков: “Уволив меня, Хакимов подтвердил, что я попал в точку..”.. 14 января 2018 // Бизнес Онлайн. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/369408 (дата обращения: 01.05.2023).
7. Денисов А. Е. Влияние субэтнического национализма на развитие кряшенского субэтнического национального движения: автореф. дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. Место защиты: Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2020. 23 с. EDN: MIMMZT
8. Джиен - древний булгарский праздник (видео, начиная с 3-й минуты). URL: https://yandex.ru/video/preview/1321291580265236406 (дата обращения: 01.05.2023).
9. Добиться признания в “Оксфорде”: история татар представлена на международной арене. 31.05.2017 // “Реальное Время”. URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/66755-istoriya-tatar-predstavlena-na-mezhdunarodnoy-arene (дата обращения: 01.05.2023).
10. Жигайло В. В. Теоретические концепции модернизации // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 4. С. 174-192. EDN: PFADWJ
11. Искандер Измайлов: “Эта статья - стремление доказать, что татарской нации не существует”. 18.12.2016 // Бизнес Онлайн. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/332180 (дата обращения: 01.05.2023).
12. История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.) / [Н. Ю. Альмеева, Р. Р. Аминов, И. Р. Атнагулов и др.; отв. ред. Р. Р. Исхаков; гл. ред. Р. С. Хакимов]; Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ. Казань: [Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ], 2017. 959 с. EDN: XRJXEE
13. Клейн Л. С. История антропологических учений. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2014. С. 236-239.
14. Концептуальные основания политики памяти и перспективы постнациональной идентичности / В. Н. Сыров, О. В. Головашина, Д. А. Аникин, А. В. Овчинников, А. А. Линченко. Томск: Издат. дом Том. гос. ун-та, 2019. 224 с. EDN: EYIYAH
15. Кузнецов Н. В., Соколов А. М. “Общее дело” как принцип национальной науки в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. Т. 38, вып. 3. С. 280-292. EDN: ARYZXD
16. Кулизаде З. Мифы раздора: Армяно-азербайджанское противостояние в этнологических интерпретациях // Вестник аналитики. 2010. № 40 (2). URL: http://www.isoa.ru/art-view.php?bc_tovar_id=731 (дата обращения: 01.05.2023).
17. Масловский М. В. Современные теории модерна и модернизации // Социологический журнал. 2008. № 2. С. 31-44. EDN: PCNMIT
18. Овчинников А. В. “История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.). Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 960 с”.: историческая травма насильственной христианизации и попытка ее рационализации // Этнос. Общество. Цивилизация: Пятые Кузеевские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Уфа, 27-28 сентября 2018 г.). Уфа: Диалог, 2018. С. 572-579.
19. Овчинников А. В. Символический предел фронтира: “генофонд людей” и миграция, прошлое и настоящее // Журнал пограничных исследований. 2020. № 2 (5). C. 60-76.
20. Овчинников А. В. “История старших”: историческая политика Дома Дружбы народов г. Казани // Tempus et Memoria. 2022. Т. 3, № 2. С. 37-46. EDN: BCYMWP
21. Побережников И. В. Теория модернизации: основные этапы эволюции // Евразийское пограничье. Екатеринбург: Волот, 2001. Т. 4. С. 217-246. EDN: XWUOJN
22. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 4-24. EDN: IJIGRB
23. Разнообразие митохондриального генофонда в популяции поволжских татар Республики Татарстан / Е. Н. Конюхова, Нгуен Фыонг Нга, Ф. К. Алимова, О. А. Кравцова // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 152, кн. 2: Естественные науки. 2010. С. 128-136. EDN: MTIVMR
24. Рафаэль Хакимов: “Церковь и духовные управления мусульман стали бизнес-организациями, а не формой самоорганизации граждан..”.. 11.01.2014 // Бизнес Онлайн. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/95115 (дата обращения: 01.05.2023).
25. Рафаэль Хакимов: “Политические движения вроде булгаристов или кряшен появляются от незнания истории” // Бизнес Онлайн. 24.01.2015. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/124187 (дата обращения: 01.05.2023).
26. Рахимзянов Б. Р. Споры между “татаристами” и “булгаристами” в Татарстане в 1985-1991 годы: академическая битва за “правильный” этноним татар // Программа Международной научной конференции “Лояльность в полиэтнических и национальных государствах”, 6-7 февраля 2023 г., Институт истории СПбГУ. С. 10. URL: https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2023/2023%20Программа.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
27. Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. URL: https://yanarysh.tatarstan.ru/ (дата обращения: 1.05.2023).
28. Руководство. Общественная организация кряшен Республики Татарстан. URL: https://krshn.addnt.ru/management/(дата обращения: 01.05.2023).
29. Сотрудники Института приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции “Россия: единство и многообразие”. 18.11.2022. URL: https://wwwровед.рф/news/838 (дата обращения: 01.05.2023).
30. Тагиров И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / авт. предисл. М. Ш. Шаймиев. 2-е изд. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. 455 с. EDN: QPJOSH
31. Татарская энциклопедия / гл. ред. М. Х. Хасанов. Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ. 2002-2014. Т. 1-6.
32. Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар / Е. В. Балановская, А. Т. Агджоян, М. К. Жабагин, Ю. М. Юсупов, Р. А. Схаляхо, Д. О. Долинина, А. Д. Падюкова, М. А. Кузнецова, Н. В. Маркина, Л. А. Атраментова, М. Б. Лавряшина, О. П. Балановский // Вестник Московского университета. Антропология. 2016. № 2. С. 75-85. EDN: WYBUHF
33. “У нас традиционно в деревне в Боровом Матюшино Новый год открывает Минтимер Шаймиев”. 24.12.2016 // Реальное Время. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/332847 (дата обращения: 01.05.2023).
34. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана: учеб. Ч. 1: Древность и Средневековье. Казань: Магариф, 1995. 255 с.
35. Хакимов Рафаэль Сибгатович // Реальное Время. URL: https://realnoevremya.ru/persons/1772-hakimov-rafail-sibgatovich (дата обращения: 01.05.2023).
36. Хорошилов А. В. Формально-онтологические предпосылки теории модернизации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 3-1. С. 106-114. EDN: XWPYIX
37. Шарафиев Э. И. Общественное и культурное развитие кряшен Республики Татарстан в 1989-2010 гг.: дис. … канд. ист. наук: 5.6.1. Место защиты: Академия наук Республики Татарстан. Казань, 2022. 288 с.
38. Шнирельман В. А. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX веке // Вестник Евразии. 1998. № 1-2. С. 131-152. EDN: HYZECR
39. Шнирельман В. А. Идентичность и образы предков: татары перед выбором // Вестник Евразии. 2002. № 4. С. 128-147. EDN: HYRTCF
40. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ “Академкнига”, 2003. 591 с. EDN: QOSRDB
41. Шнирельман В. А. Лев Гумилев: от “пассионарного напряжения” до “несовместимости культур” // Этнографическое обозрение. 2003б. № 3. С. 8-21.
42. Шнирельман В. А. Излечима ли болезнь этноцентризма? Из опыта изучения конструирования образов прошлого - ответ моим критикам // Политическая концептология. 2013. № 1. С. 100-113. EDN: PYQBSZ
43. Шнирельман В. А. Ответ моим азербайджанским критикам. 17.03.2019. URL: https://nashaarmenia.info/2019/03/17/в-а-шнирельман-ответ-моим-азербайджан/ (дата обращения: 01.05.2023).
44. Shnirelman V. Who gets the past? Competition for ancestors among nonrussian intellectuals in Russia. Washington D. C.; Baltimore; L.: Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 1996. 98 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время появляется все больше книг, посвященных различным аспектам коллективной памяти, и само содержание этих книг позволяет говорить о том, что в отечественной науке не только происходят усвоение и интерпретация уже ставших классическими теоретических концепций, но и ставятся вопросы об их применимости к эмпирическому материалу. В этом смысле монография Т. Ю. Покровской — яркий пример сочетания теоретических и эмпирических аспектов изучения представлений о прошлом.
Предметом рецензирования является монография Д. С. Артамонова и С. В. Тихоновой «Петр I в медиапамяти». Соавторы монографии исходят из гипотезы, что в XXI в. ключевую роль в конструировании исторической памяти начинают играть медиасредства. Данную гипотезу они обосновывают, исследуя образ Петра I, создаваемый современной медиасредой. Первая глава монографии посвящена анализу трансформации исторической и коллективной памяти под влиянием различных медиасредств и цифровизации. Во второй главе исследуется специфика образа Петра I в медиапамяти. Третья глава посвящена изучению роли образа Петра I в политике памяти и мемориальных войнах. К несомненному достоинству монографии следует отнести удачно выбранный теоретический инструментарий, позволяющий на примере образа Петра I исследовать трансформационные процессы, свойственные современной коллективной памяти.
Статья посвящена проблеме специфики культурной памяти различных поколений населения Калининградской области. Основой для статьи стали результаты социологического опроса жителей региона, проводившегося в 2022 г. Выявление особенностей восприятия калининградцами сюжетов отечественной (общегосударственной) и региональной истории позволит сделать вывод о типичности (или нетипичности) исторических представлений молодежи и других возрастных групп. В статье анализируются ответы респондентов на вопросы о значимых исторических событиях, распаде СССР, об отношении к актуальным проблемам прошлого области и т. д. Делается вывод о близости исторических представлений калининградцев к типичным для российского общества в целом, а также о специфике культурной памяти молодежи.
Целью исследования является анализ современной политики памяти в Грузии в начале 2020-х гг. Автор анализирует роль и место либеральных трендов в современной грузинской общественной мысли как фактор развития и трансформации мемориальной культуры и коллективной исторической памяти. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики грузинского общества в контексте объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур постсоветского пространства, выполненных с привлечением оригинальных источников. В статье также показано, что 1) либеральный сегмент современного грузинского общества вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры; 2) спектр мемориальных практик грузинских интеллектуалов варьируется от исторического ревизионизма до попыток формирования либерального мемориального канона; 3) участие интеллектуалов в мемориальной политике содействует параллельному соразвитию различных форм исторической памяти. Предполагается, что роль грузинского гражданского общества, включая его либеральный сегмент, в исторической политике современной Грузии будет возрастать, а интеллектуальное сообщество будет оставаться среди активных участников политики коллективной памяти.
В статье рассматривается влияние памяти на формирование личностной идентичности в концепции Карла Ясперса. Исследуется, как Ясперс анализирует категории времени, прошлого, настоящего и будущего, а также опыта и свободы выбора в контексте формирования личностной идентичности. Также осмысляются экзистенциальные аспекты памяти, такие как внутренний опыт и непрерывность времени, и то, как они влияют на процесс формирования личностной идентичности. Статья представляет интерес для философов, психологов и всех, кто интересуется пониманием роли памяти в формировании личностной идентичности.
В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru