EISSN 2782-2087
Язык: ru

Статья: ПАМЯТЬ О ПЕРЕСТРОЙКЕ В НАРРАТИВАХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ (2024)

Читать онлайн

Цель данной статьи - изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000-2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985-1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.

Ключевые фразы: историческое сознание, КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ, ПЕРЕСТРОЙКА, горбачев м с, модернизационные реформы, НАРРАТИВ
Автор (ы): Линченко Андрей Александрович
Журнал: TEMPUS ET MEMORIA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.422. Реформа. Трансформация. Инновация. Модернизация
316.75. Нормативные и оценочные аспекты культуры. Идеология
323.22. Критическая позиция народа по отношению к государству
371.64. Библиотеки как средства обучения (источники знаний)
929. Биографические и подобные исследования
930.2. Методология истории. Методы изучения, основанные на письменных источниках, записях, надписях
94. Всеобщая история
Для цитирования:
ЛИНЧЕНКО А. А. ПАМЯТЬ О ПЕРЕСТРОЙКЕ В НАРРАТИВАХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ // TEMPUS ET MEMORIA. 2024. Т. 5 № 2
Текстовый фрагмент статьи