В статье обобщаются результаты исследований автора за последние несколько лет. Объектом исследования является наномодифицированный фибробетон для дорожных и аэродромных покрытий. Целью работы является разработка научно обоснованного технологического решения, обеспечивающего производство модифицированного фибробетона для дорожного и аэродромного строительства, а также всестороннее изучение его эксплуатационных характеристик. Метод. Распределение частиц по размерам в композитном вяжущем изучалось с помощью лазерной гранулометрии. Технологические свойства смеси определялись путем изучения поточного осадка. Средняя плотность была рассчитана путем деления массы образца на его объем. Прочность на сжатие изучалась при статической нагрузке на прессе на образцах с ребром 70 мм в возрасте 3, 7 и 28 дней. Результаты. Обосновано и экспериментально подтверждено технологическое решение для производства базальтофибробетона на модифицированном композиционном вяжущем (МКВ), которое заключается в создании пакета гидратных образований сверхвысокой плотности на наноуровне с использованием нового нетрадиционного сырья (алюмосиликатов, полученных по разработанной технологии, а также гидротермальной нанокремнезёмной массы). В результате MCB в сочетании с базальтовой микрофиброй, подобранной по закону подобия, обеспечивает увеличение прочности на растяжение при изгибе фибробетона в четыре раза и ударопрочности до 9 раз. Соотношение прочности на растяжение при изгибе и прочности на сжатие, равное 0,25, подтверждает эффективность работы при динамических и ударных нагрузках. Этот факт обеспечивает эффективность формирования структуры на ранних стадиях (прочность на растяжение при изгибе через 1 день составляет 3,6 МПа).
The article summarizes the author’s research results over the past few years. The object of research is nanomodified fiber-reinforced concrete for road and airfield pavements. The work aims to develop a scientifically based technological solution that ensures the production of modified fiber-reinforced concrete for road and airfield construction and a comprehensive study of their operational characteristics. Method. The particle size distribution of the composite binder was studied using laser granulometry. The technological properties of the mixture were determined by examining the flow sediment. The average density was calculated by dividing the mass of the sample by its volume. Compressive strength was studied under static load on a press on samples with a rib of 70 mm at 3, 7, and 28 days of age. Results. A technological solution has been substantiated and experimentally confirmed to ensure the production of basalt fiber-reinforced concrete on a modified composite binder (MCB), which consists of creating an ultra-high-density package of hydrate formations at the nanolevel using new non-traditional raw materials (aluminosilicates obtained using the developed technology, as well as hydrothermal nanosilica). As a result, MCB, together with basalt microfiber selected following the law of similarity, ensures an increase in tensile strength during the bending of fiber-reinforced concrete four times and impact endurance up to 9 times. The ratio of tensile bending and compressive strengths of 0.25 confirms effective performance under dynamic and impact loads. This fact ensures the efficiency of structure formation in the early stages (tensile strength during bending in 1 day is 3.6 MPa).