Введение: одним из актуальных направлений изучения экологической политики в нефтедобывающих регионах России является анализ практики взаимодействия основных стейкхолдеров – власти, бизнеса и общества – по вопросам, связанным с защитой окружающей среды. Цель: реконструкция механизмов экологической политики в отношении вопросов защиты окружающей среды и поддержания экологического благополучия в нефтедобывающих регионах Сибири и Урала. Методы: кабинетное исследование, социологический (анкетный) опрос и мониторинг средств массовой информации на базе системы медиаметрии «Медиалогия». Результаты: анализ практики надзорных органов выявил рост количества проверок и возбужденных уголовных дел в отношении нефтегазовых компаний, а также обозначил основной источник нарушений, связанный с освоением и разработкой нефтяных месторождений. На законодательном уровне экологическая обстановка в стране признана неблагоприятной, обозначен общий курс снижения нагрузки на окружающую среду. По результатам социологического исследования экологическая идентичность населения нефтедобывающих регионов характеризуется следующими параметрами: 73 % респондентов видят потенциальный риск, но оценивают экологическую ситуацию как удовлетворительную. Соседство с крупным углеводородным бизнесом, по мнению населения, является дополнительным ресурсом развития территории, а меры, принимаемые нефтяными компаниями для поддержания экологического благополучия, считаются достаточными. Медиадискурс по запросу «нефтяные месторождения» преимущественно нейтральный, и проблема экологического неблагополучия или экологических конфликтов не является в нем ярко выраженной. Выводы: эффективность политики защиты окружающей среды определяется стратегией поиска компромисса всеми субъектами природопользования и согласованием целей административно-контрольных мер, законодательно-правовых практик и общественных инструментов.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день проблематика экологии, экологической политики, экологической справедливости и урегулирования экологических конфликтов является приоритетной для большинства политических акторов не только в значительной части стран Глобального Севера, но и в странах, не принадлежащих к числу наиболее экономически благополучных. Политический дискурс в самых разных частях света преимущественно содержит идеи и принципы, провозглашающие в качестве первоочередных задачи по улучшению качества жизни и сохранению ресурсного потенциала планеты. Дискуссия возникает в большей степени не вокруг своевременности и уместности самой постановки вопроса, а в контексте определения приоритетов, целей и ответственных, а также поиска механизмов реализации (инструментов) защиты окружающей среды.
Список литературы
Башмаков И. С. Экологическая идентичность и этапы ее формирования // Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всерос. конгр. политологов / Под общ. ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 58–59. EDN: YYBHGX.
Дегтярев А. А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. Политические исследования. 2002. № 2. С. 113–125. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.02.10. EDN: ESCVAR.
Смаль С. В. Теория и практика принятия политических решений в социальной сфере // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 4, № 22. С. 115–123. EDN: KZPEMD.
Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И. Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 102–112. https://doi.org/10.17759/pse.2021260107. EDN: QQYPIF.
Тулаева С. А, Тысячнюк М. С. Между нефтью и оленями. О распределении благ между нефтяниками и коренными народами в Российской Арктике и Субарктике // Экономическая социология. 2017. Т. 18, № 3. С. 70–96. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-2-14-266. EDN: ZBOGZD.
Хайнацкая Т. И. Экологическая идентичность как ресурс кризисного регулирования // Вестник Пермского университета. Политология. 2022. T. 16, № 2. С. 14–26. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-2-14-26. EDN: MBTQRX.
Яницкий М. С. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. Политические исследования. 2002. № 2. С. 44–57. https://doi.org/10.17976/ jpps/2002.02.05. EDN: ESCUYT.
Adonteng-Kissi O., Oke B. R., Meribe N. C. et al. Environmental impact of oil and gas exploration on livelihoods in Nigeria’s Eastern Obolo: Exploring the people’s rights to fair compensation // Forum for Development Studies. 2021. Vol. 48, № 3. P. 539–570. https://doi.org/10.1080/08039410.2021.1947364
Albert O. N., Amaratunga D., Haigh R. P. Evaluation of the impacts of oil spill disaster on communities and its influence on restiveness in Niger Delta, Nigeria // Procedia Engineering. 2018. Vol. 212. P. 1054–1061. https://doi.org/10.1016/j. proeng.2018.01.136.
Bostrom A., Joslyn S., Pavia R. et al. Methods for communicating the complexity and uncertainty of oil spill response actions and tradeoffs // Human and Ecological Risk Assessment: An International Journal. 2015. Vol. 21, № 3. P. 631–645. https://doi.org/10.5751//10807039.2014.947867.
Colten C., Hay J., Giancarlo A. Community resilience and oil spills in coastal Louisiana // Ecology and Society. 2012. Vol. 17, № 3. Art. № 5. https://doi.org/10.5751/ ES-05047-170305.
Crayton M-J., Naher N. Beyond oil spill cleanup, abandoned infrastructures affect the environment too – A case study of the lived experiences of the Niger Delta people // Public Works Management & Policy. 2022. Vol. 28, № 1. P. 70–88. https://doii.org/10.1177/1087724X221128824.
De Freitas M. S. F., Martins A. B. Do. O., Fernandes G. A. S. et al. Mysterious oil spill in Brazil (2019–2020): What lessons can we learn from previous events? // Rio Oil and Gas Expo and Conference. 2022. Vol. 22, № 2022. P. 90–91. https://doi. org/10.48072/2525-7579.rog.2022.090. EDN: VPZMVD.
El-Shahat S. Sustaining of environmental identity in North Egypt by facing the challenges on Burullus Lake // Nile Journal of Architecture and Civil Engineering. 2023. Vol. 2, № 1. P. 58–66. https://doi.org/10.21608/njace.2023.279891.
Ezeh C. C., Onyema V. O., Obi C. J. et al. A systematic review of the impacts of oil spillage on residents of oil-producing communities in Nigeria // Environmental Science and Pollution Research. 2024. Vol. 31. P. 34761–34786. https://doi.org/10.1007/s11356-024-33468-7.
Ilevbare F. M., Idemudia E. S., Atiola S. Environmental identity, health locus of control, and quality of life in oil-producing community // Environmental Quality Management. 2018. Vol. 28, № 1. P. 123–129. https://doi.org/10.1002/tqem.21580.
Ireri K., Chege N., Kibarabara J. et al. Frame analysis: Newspaper coverage of Kenya’s oil exploration in the post-2012 discovery era // African Journalism Studies. 2019. Vol. 40, № 2. P. 34–50. https://doi.org/10.1080/23743670.2019.1635035.
Lama K. Oil politics and the environmental crisis in Galeano’s Open Veins of Latin America: Five centuries of the pillage of a continent // Tribhuvan Journal. 2023. Vol. 1, № 1. P. 58–67. https://doi.org/10.3126/tribj.v1i1.53498.
Mbalisi O. F., Okorie C. U. Implementation of corporate social responsibility by oil companies in the Niger Delta region of Nigeria: Myth or reality // African Research Review. 2020. Vol. 14, № 2. P. 119–132. https://doi.org/10.4314/afrrev. v14i1.11.
McCombs M. E., Shaw D. L. The agenda-setting function of mass media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, № 2. P. 176–187. https://doi.org/10.1086/267990.
McKenzie L. M., Allshouse W. B., Burke T. et al. Population size, growth, and environmental justice near oil and gas wells in Colorado // Environmental Science and Technology. 2016. Vol. 50, № 21. P. 11471–11480. https://doi.org/10.1021/ acs.est.6b04391.
Odoemelam C. E., Hasan N. N. N. Awareness of oil pollution: dominant news frames used in reporting the menace among selected newspapers in the Niger-Delta region of Nigeria // Interdisciplinary Environmental Review. 2021. Vol. 21, № 2. Art. № 127. https://doi.org/10.1504/IER.2021.117800.
Odoemelam C. E., Hasan N. N. N., Hussein A. The effects of framing on oil pollution as covered by print media: A case study of Nigerian newspapers // Romanian Journal of Communication and Public Relations. 2021. Vol. 23, № 1. P. 7–22. https://doi.org/10.2147/IJWH.S235536.1.313.
Oghenetega O. B., Ojengbede O. A., Ana G. REE Perception determinants of women and healthcare providers on the effects of oil pollution on maternal and newborn outcomes in the Niger Delta, Nigeria // International Journal of Women’s Health. 2020. Vol. 12. P. 197–205. https://doi.org/10.2147/IJWH.S235536.
Ozougwu P. E., Madu C. N., Chukwuorji J. C. et al. Environmental identities and attitude towards crude oil pipeline vandalism in Niger Delta oil-producing communities // Sustainability. 2023. Vol. 15, № 6. Art. № 5610. https://doi.org/10.3390/ su15065610.
Proville J., Roberts K. A., Peltz A. et al. The demographic characteristics of populations living near oil and gas wells in the USA // Population and Environment. 2022. Vol. 44. P. 1–14. https://doi.org/10.1007/s11111-022-00403-2.
Ritchie L. A., Gill D. A., Long M. A. Mitigating litigating: An examination of psychosocial impacts of compensation processes associated with the 2010 BP Deepwater Horizon oil spill // Risk Analysis. 2018. Vol. 38, № 8. P. 1656–1671. https://doi. org/10.1111/risa.12969.
Sherry J. Environmental identities // Sherry J. Selfie: Poetry, social change & ecological connection. New York: Palgrave Macmillan, 2022. P. 217–226. https://doi. org/10.1007/978-981-19-4870-1_15.
Sierra-Barón W., Olivos-Jara P., Gómez-Acosta A. et al. Environmental identity, connectedness with nature, and well-being as predictors of pro-environmental behavior, and their comparison between inhabitants of rural and urban areas // Sustainability. 2023. Vol. 15, № 5. Art. № 4525. https://doi.org/10.3390/su15054525.
Walker A. H., McKinnon LCDR R., Ritchie L. et al. Oil spill preparedness and response: Building the capacity to protect public welfare and support community resilience // International Oil Spill Conference Proceedings. 2021. Vol. 2021, № 1. Art. № 689381. https://doi.org/10.7901/2169-3358-2021.1.689381.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение: органы власти уделяют значительное внимание поиску инструментов повышения эффективности развития инфраструктурного профиля российских территорий. Недостаточность местных бюджетов, изношенность инфраструктурного фонда и иные проблемы заставляют и властей, и население обращаться к практикам сотрудничества с предпринимательским сообществом. Цель: провести анализ потенциальных возможностей и существующих ограничений участия представителей бизнес-структур в процессах развития социальной инфраструктуры территорий. Методы: анкетный опрос представителей местных сообществ (N=844). Результаты: исследование показало наличие противоречия между признанием в оценках населения низкой значимости бизнеса как субъекта территориального развития и завышенным запросом к ресурсному вкладу предпринимателей в модернизацию социальной инфраструктуры. Установлено, что в мнениях общественности доминирует идея о приоритете социальной ответственности бизнеса в ущерб экономической целесообразности финансовых вложений предпринимателей. В частности, ответы респондентов иллюстрируют суженный диапазон участия бизнеса в развитии инфраструктуры: спонсорство и благотворительность. Только треть жителей продемонстрировали интерес к увеличению доли частных объектов социальной инфраструктуры. Среди сельских жителей и населения малых городов в большей степени доминирует потребительский запрос к предпринимателям на финансирование инфраструктурного развития. Выводы: результаты исследования показали высокий потенциал участия бизнеса в развитии территориальной инфраструктуры, обусловленный высоким общественным запросом на данные практики. Однако, в условиях доминирования патерналистских ожиданий населения, недостаточного интереса к услугам частных инфраструктурных объектов и в целом низкого уровня общественного доверия, потенциал привлечения бизнеса к развитию территориальной инфраструктуры существенно лимитирован.
Введение: в настоящее время в развитии экономики большинства государств прослеживаются две доминанты: на международном уровне – стремление к достижению высоких показателей устойчивого развития, на национальном уровне – необходимость обеспечения технологической независимости. Цель: провести сравнительный анализ достижения целей устойчивого развития (ЦУР) Российской Федерации на международном уровне, а также определить степень заинтересованности регионов в достижении определенных показателей устойчивого развития – экономических, социальных, экологических и институциональных. Методы: использовались данные отчета об устойчивом развитии 166 государств – членов ООН, а также данные рейтинга регионов Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития ООН за 2022 год. Методический инструментарий охватывает такие методы обработки информации, как обзор литературы, сравнение, а также кластерный анализ на основе метода k-means 85 российских регионов. Результаты: по результатам аналитического исследования позиции России в международных рейтингах по устойчивому развитию имеют двоякое значение: в общем рейтинге стран она замыкает второй квартиль среди 166 стран, а в сравнении со странами БРИКС является лидером. По результатам кластерного анализа российские регионы классифицированы в зависимости от достигнутых значений четырех видов показателей ЦУР. Выводы: по состоянию за 2022 год 54 % от общего количества регионов страны сосредоточены на достижении высоких экономических показателей ЦУР, в то время как 46 и 39 % регионов являются отстающими по достижению соответственно социальных и институциональных показателей ЦУР.
Введение: информационная деятельность некоммерческих организаций (НКО) формирует доверие к ним со стороны общества, позволяет проводить кампании по сбору средств, находить волонтеров, привлекать внимание стейкхолдеров к конкретной социальной проблеме. Для успешного взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) НКО-ньюсмейкеры должны создавать информационные поводы, интересные целевой аудитории. Некоммерческие организации имеют право на информационную поддержку от государства, но для ее реализации НКО должны следовать правилам и требованиям, которые предъявляют СМИ и операторы социальной рекламы, действующие в условиях коммерческого рынка. Цель: определить барьеры, препятствующие эффективному оказанию НКО информационной поддержки со стороны государства. Методы: опрос социально ориентированных НКО, вторичный анализ социологических исследований, анализ нормативно-правовых документов. Результаты: выявлено, что НКО слабо осведомлены о возможностях информационной поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Для успешной работы со СМИ некоммерческим организациям не хватает медиакомпетенций, а в сфере социальной рекламы – прозрачного порядка выделения льготных площадей и эфирных «слотов». Выводы: для решения указанных проблем необходимо, во-первых, повышать медиакомпетенции сотрудников НКО, отвечающих за коммуникации со СМИ; во-вторых, разработать нормативный правовой акт (порядок), регулирующий механизм выделения социальной рекламы для НКО.
Введение: Румыния, Словакия и Сербия являются национальными государствами, в которых расселены значительные по численности венгерские этнические территориальные сообщества, регулярно артикулирующие регионалистские требования автономии и прав меньшинств. Перед государствами актуализируется задача управления политикотерриториальной гетерогенностью, что составляет важный исследовательский сюжет. Предмет настоящей статьи – институциональное управление политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерских территориальных сообществ со стороны национального центра в Румынии, Сербии и Словакии. В исследовательском фокусе – институциональные реформы в этих государствах, касающиеся венгерского сообщества как территориальной общности. Цель: выявить сценарии институционального реформирования как механизма управления политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерских сообществ, используемые национальными правительствами Румынии, Сербии и Словакии начиная с 1990-х годов. Методы: компаративистский анализ small-N по стратегии наибольшего сходства, сравнительно-ориентированный кейс-стади. Результаты: случаи институционального реформирования как механизма управления политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерского территориального сообщества в исследуемых государствах демонстрируют разные сценарии: у национальных правительств Румынии и Словакии сценарий сходный (европейская интеграция как значимый стимул, ограниченная прагматичная децентрализация, территориальная реконфигурация для ограничения структурной силы венгерского сообщества, близкие институциональные форматы автономий субнациональных единиц), тогда как случай Сербии выделяется собственной структурной и институциональной спецификой (фактическое отсутствие внешнего стимулирования, ориентация на венгерское сообщество и регионалистских акторов, определенные ориентиры институциональной конфигурации автономии). Выводы: исследуемые сценарии институционального реформирования являются механизмами управления политико-территориальной гетерогенностью в Румынии, Словакии и Сербии и способствуют нивелированию угроз территориальной целостности.
процессы цифровизации повсеместно трансформируют отрасли экономики и формируют спрос на новый профиль компетенций человеческих ресурсов, что актуализирует определение перспектив пространственной цифровизации национальной экономики Российской Федерации в условиях новой индустриализации. Цель: оценка трендов смещения базовых компетенций и профессиональных навыков трудовых ресурсов в условиях цифровизации экономики. Методы: применен системно-структурный анализ и метод математического моделирования для выявления ключевых тенденций на рынке труда, связанных с переходом к цифровой экономике, проведено прогнозирование ключевых тенденций российского рынка труда до 2030 года в условиях цифровизации отраслей экономики с помощью регрессионно-корреляционного анализа. Результаты: развитие цифровых компетенций тесно связано с ключевыми показателями рынка труда и экономическими условиями. Проведенный анализ индикаторов достойного труда в России за 2000–2022 годы выявил, что линейные модели имеют низкую точность прогнозирования (отрицательные значения R² и высокие MSE), что свидетельствует о необходимости использования более сложных методов, полиномиальная регрессия (степень 3) также не смогла обеспечить точность для большинства индикаторов. В результате были предложены альтернативные подходы для прогнозирования, такие как модели временных рядов (например, ARIMA) и методы машинного обучения (нейронные сети, градиентный бустинг), которые лучше учитывают нелинейные зависимости и сложные паттерны. Разработаны рекомендации по оптимизации процесса трансформации базовых компетенций человеческих ресурсов как составляющей национальной экономики в целях решения общенациональных приоритетов в условиях усиления турбулентности макросреды. Выводы: на основе рассчитанных прогнозов выделены ключевые аспекты, влияющие на развитие цифровых компетенций в России к 2030 году, а также определены перспективы внедрения цифровых технологий в области социальнотрудовых отношений в рамках новой индустриализации.
Введение: методические подходы, применяемые в настоящее время для оценки уровня цифровизации отечественного бизнеса, не позволяют получать в полной мере корректные результаты, поскольку не учитывают тенденции цифрового развития бизнеса, а также ряд других параметров, связанных с региональной спецификой цифровизации, например отраслевой структурой предприятий. Цель: теоретико-методическое обоснование концептуальных основ проведения оценки уровня цифровизации бизнеса в российских регионах. Методы: аналитический метод, сравнительный анализ, метод фокус-группового исследования. Результаты: рассмотрены методические подходы к оценке уровня цифровизации российского бизнеса, выявлены их преимущества и недостатки. С учетом позиций экспертов – ведущих ученых академических и образовательных учреждений России и Вологодской области, специализирующихся на вопросах развития цифровизации предпринимательского сектора, предложен и обоснован концептуальный подход к проведению оценки уровня цифровизации бизнеса, принимающий во внимание «характер» цифровых процессов в бизнес-среде, специфику видов внедряемых цифровых технологий и ряд других составляющих. Выводы: дальнейшая апробация данного подхода на примере Вологодской области как типичного российского региона по значениям большинства социально-экономических показателей позволит получать сведения об уровне цифровизации бизнеса как в условиях «добровольной», так и отдельно в условиях «вынужденной» цифровизации, а кроме того, даст возможность учесть при оценке региональную специфику цифровых процессов, отраслевую структуру предприятий, специфику видов внедряемых на предприятиях цифровых технологий, а также качественные результаты влияния цифровых технологий на деятельность компаний. Предложенный подход к оценке уровня цифровизации бизнеса обладает свойствами транслирования на другие российские регионы.
Введение: одной из важнейших задач государственного управления является стратегическое планирование развития территориальных образований различного уровня. В настоящее время, несмотря на значительное количество разработанных стратегических документов, в России остается нерешенным ряд вопросов, касающихся информационного обеспечения лиц, принимающих решения, методического сопровождения процесса планирования развития территорий, отсутствия единого подхода к формированию стратегических документов. В этой связи актуализируется проблема обоснования принятия управленческих решений с точки зрения повышения эффективности стратегического планирования и управления развитием разноуровневых территориальных систем. Цель: определение и систематизация подходов, моделей и инструментальных средств информационной поддержки процессов стратегического планирования развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем. Методы: сравнительный анализ на основе обзора литературы. Результаты: рассмотрены имеющиеся подходы и методы принятия управленческих решений в области стратегического планирования развития территорий. Показано, что на разных этапах данного процесса состав используемых методов существенно различается, но в целом превалируют экспертные методы. Формализованные методы практически не применяются, что обусловлено множеством разнородных факторов, включая недостаточность методического обеспечения процесса стратегического планирования, наличие слабоформализованных данных, нехватка информации. Анализ государственных информационных систем в сфере стратегического планирования выявил наличие огромного объема разнородной информации, значительная часть которой носит качественный, слабоструктурированный характер. Однако эта информация используется крайне ограниченно в связи с отсутствием инструментов ее структурирования, обработки и эффективного использования. Существующие сегодня государственные информационные системы не позволяют в полной мере реализовать такие функции. Выводы: в сложившихся обстоятельствах необходимо совершенствовать систему организации стратегического планирования, в том числе используя методы моделирования и прогнозирования, а также расширяя информационную поддержку принятия решений.
Введение: в 1990-х годах на Западе распространилась концепция совещательной демократии. И хотя с тех пор эта концепция занимает доминирующее положение в западной нормативной демократической теории, она не является однородной и за минувшие десятилетия претерпела существенные изменения. Применение соответствующих теоретических наработок к российским реалиям предполагает учет данных обстоятельств. Цель: рассмотреть эволюцию представлений о совещательной демократии, а также оценить значимость данной концепции в контексте становления общегражданского российского нарратива, связанного с выработкой консолидирующей идентичности. Методы: использованы метод обобщения и сравнительный анализ, при этом особое внимание уделено взаимосвязи совещательной демократии и этики дискурса. Результаты: если первоначально концепция совещательной демократии предполагала, что управление государством должно основываться на рациональном обсуждении социальных проблем, направленном на достижение консенсуса (ценность консенсуса, в свою очередь, обосновывалась в том числе через категорию моральной истины), то в начале XXI века идею о том, что делиберация должна сводиться к рациональной дискуссии, ряд авторов поставили под сомнение. Кроме того, учеными подчеркивалось, что в реальности достичь единогласия практически невозможно. В итоге цель идеального обсуждения стали видеть не только в консенсусе. В этих условиях изменилось значение личного интереса, добросовестности и искренности в публичных дискуссиях. Выводы: автором констатируется, что сегодня принято различать два поколения совещательных демократов: первое отстаивает необходимость обсуждений, максимально приближенных к хабермасовскому рациональному дискурсу и направленных на поиск взаимного согласия, тогда как второе отошло от идеалов рациональности и консенсуса. Утверждается, что новое поколение соответствующей концепции позволяет обосновать применение делиберативных практик при выработке общенациональной идентичности в целом и консолидирующих нацию духовно-нравственных ценностей в частности.
Издательство
- Издательство
- ПГНИУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- Юр. адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- ФИО
- Германов Игорь Анатольевич (И.о. ректора)
- E-mail адрес
- rector@psu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2396326
- Сайт
- http://www.psu.ru