В статье рассмотрены образы действий и взаимоотношения между тоталитарным политическим режимом на примере гитлеровской Германии и оппозиции на примере Немецкого сопротивления. Главной отличительной чертой политического режима определяется направленность на контроль за функционированием политического сообщества при помощи ряда властных структур. Именно они задают вектор развития внутренней и внешней политики государства, его идеологию. Самыми известными политическими режимами являются демократический, авторитарный и тоталитарный. В первых двух оппозиция и сопротивление могут существовать и даже вести определённую деятельность, в третьем же случае любое инакомыслие, выражающееся даже самым мирным образом, насильственно пресекается. Диктатура обнаруживает себя именно в тоталитарном режиме. При рассмотрении гитлеровской диктатуры и идеологии национал-социализма выделяется их насильственная политика не только вне, но и внутри государства. Начиная с 1938 года прослеживается радикализация действий немецкого сопротивления, вследствие чего оно также принимает насильственный характер и к 1944 году практически все группы заговорщиков соглашаются с необходимостью физического устранения фюрера. Во многом на радикализацию деятельности немецкого сопротивления повлияла неграмотная внешняя и внутренняя политика Адольфа Гитлера, в частности, поражения на фронтах Второй Мировой войны и разочарование в фюрере как политике и военачальнике. После событий 20 июля 1944 года диктаторский режим истребил практически всё немецкое сопротивление, а вместе с ним и многих непричастных и оговорённых лиц. Иными словами, национал-социализм и заложенная в нём животная тяга к насилию привели Германию к катастрофе, в которой правящий режим принялся уничтожать собственный народ.
Идентификаторы и классификаторы
Сопротивление и оппозиция, как полноценные политические феномены, имели место быть во всех перечисленных режимах. Необходимо в этой связи уточнить разницу между двумя понятиями, так как она существенно влияет на характер их проявления в том или ином политическом режиме. П. Бромхед отмечает, что в «специальном политическом смысле термин «оппозиция» обычно означает сплоченную группу людей, действующих совместно и способных представить себя электорату в качестве альтернативного правительства с альтернативной политикой» [3, с. 81]. Политическая оппозиция в данной связи является естественным явлением, так как независимо от формы правления и политического режима в государстве невозможно обеспечить удовлетворение потребностей всех категорий граждан ввиду ограниченности ресурсов. Разделяет этот взгляд и российский исследователь А. П. Цыганков, который называет оппозицию политическим институтом, созданным для выражения и отстаивания интересов, которые, формируясь в центре и регионах, отличаются от интересов, реализуемых в политике центральной власти [4, с. 98]. Это исчерпывающее определение отражает сущность оппозиции как формы социального конфликта и указывает на её ключевое сходство и различие с легитимной властью. Признание оппозиции естественно формирующимся в политическом разнообразии институтом выражения гражданской позиции означает принятие его в ряд равноправных политических акторов наряду с самим государством. Отличие же её заключается в первооснове, которая всегда будет находиться в антагонистичном положении по отношению к правящей власти.
Список литературы
1. Комоцкий Б.О. Мишель Крозье как политолог // Социально-политические науки, 1990, № 9.
Komotsky B.O. “Michel Crozier as a political scientist”, Socio-political science, 1990, no. 9, (In Russ.).
2. Советкина А.С., Калашникова Е.Б. Политический режим: понятие и сущность // Форум молодых учёных. 2017, № 6 (10). EDN: ZELIVP
Sovetkina A.S., Kalashnikova E.B. “Political regime: concept and essence”, Forum of Young Scientists, 2017, No. 6 (10). (In Russ.). EDN: ZELIVP
3. Митрохин В.А., Бигазиева С.С. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия политической оппозиции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология, 2010. Вып. 4. C. 80-83. EDN: NDXFAF
Mitrokhin V.A., Bigazieva S.S. “Theoretical and methodological aspects of the study of the concept of political opposition”, Izvestia Saratov University. New series. Ser.: Sociology. Political Science, 2010. Iss. 4: 80-83. (In Russ.).
4. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: (учебное пособие). М.: Интерпракс, 2005.
Tsygankov A.P. Modern political regimes: structure, typology, dynamics (textbook). Moscow, Interprax, 2005. (In Russ.).
5. Граф Карл-Ханс фон Харденберг. Одна из судеб немецкого Сопротивления. М.: РОССПЭН, 2007.
Graf Karl-Hans von Hardenberg. One of the Fates of the German Resistance. Moscow, ROSSPEN, 2007. (In Russ.).
6. Скиперских А.В. Власть и сопротивление: соотношение в политическом процессе // Научные ведомости, 2015. Вып. 33, № 1 (198).
Skiperskih A.В. “Authority and resistance: correlation in the political process”, Nauchnye vedomosti, 2015, Issue 33, no. 1 (198). (In Russ.).
7. Мякинченко Д.А. Политическое насилие как механизм функционирования политической власти. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2012, № 2.
Myakinchenko D. A. “Political violence as a mechanism of functioning of political power. State and municipal management”, Scientific notes of SCAGS, 2012, no. 2. (In Russ.).
8. Хавкин Б.Л. Нацизм. Третий Рейх. Сопротивление. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2023. EDN: EMLYCJ
Havkin B.L. Nazism. The Third Reich. Resistance. Moscow, KMC Scientific Publ., 2023. (In Russ.).
9. Кутарев О.Ю. Германские элиты в эпоху становления нацизма. СПб.: Алетейя, 2013. EDN: TMXODD
Kutarev O.Yu. German elites in the era of the formation of Nazism. St. Petersburg, Aleteya, 2013. (In Russ.).
10. Антонян Ю.М. Гитлеризм и германский народ: монография. М.: РГ-Пресс, 2023. EDN: LOHTGA
Antonyan Yu.M. Hitlerism and the German people: a monograph. Moscow, RG-Press, 2023. (In Russ.).
11. Пленков О.Ю. Государство и общество в Третьем рейхе: реальность диктатуры. СПб.: Владимир Даль, 2017.
Plenkov O.Yu. State and society in the Third Reich: the reality of dictatorship. St. Petersburg, Vladimir Dahl, 2017. (In Russ.).
12. Хавкин Б.Л. Заговор. Немцы против Гитлера. СПб.: Нестор-История, 2024.
Havkin B.L. Conspiracy. Germans against Hitler. St. Petersburg, Nestor-History, 2024. (In Russ.).
13. Финкер К. Заговор 20 июля 1944 года. Дело полковника Штауффенберга. М.: Прогресс, 1976.
Finker K. Conspiracy 20 July 1944. The Case of Colonel Stauffenberg. Moscow, Progress, 1976. (In Russ.).
14. Тьерио Ж.-Л. Штауффенберг. Герой операции “Валькирия”. М.: Этерна, 2012.
Thieriot J.-L. Stauffenberg. Hero of Operation ‘Valkyrie’. Moscow, Eterna, 2012. (In Russ.).
15. Мильштейн М.А. Заговор против Гитлера. М.: Воениздат, 1962.
Milstein M.A. Conspiracy against Hitler. Moscow, Voenizdat, 1962. (In Russ.).
16. Schlabrendorff F. Offiziere gegen Hitler. Hamburg, Fischer Bucherei, 1960. (In Deutch).
17. Книбе Т. Операция “Валькирия”. М.: АСТ; Астрель, 2009.
Knibe T. Operation “Valkyrie”. Moscow, AST; Astrel, 2009. (In Russ.).
18. Мельников Д.Е. Заговор 20 июля 1944 года в Германии. М.: Международные отношения, 1965.
Melnikov D.E. Conspiracy of 20 July 1944 in Germany. Moscow, International Relations, 1965. (In Russ.).
19. Бартц К. Трагедия абвера. Немецкая военная разведка во Второй мировой войне. 1935-1945. М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
Bartz K. The Tragedy of the Abwehr. German Military Intelligence in the Second World War. 1935-1945. Moscow, ZAO Tsentrpoligraf, 2010. (In Russ.).
20. Мэнвелл Р., Френкель Г. Июльский заговор. История неудавшегося покушения на жизнь Гитлера. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
Manwell R., Fraenkel G. The July Conspiracy. The Story of the Failed Attempt on Hitler’s Life. Moscow, ZAO Tsentrpoligraf, 2007. (In Russ.).
21. Ферстер В. Противостояние фюреру. Трагедия руководителя немецкого Генштаба. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
Ferster V. Opposition to the Führer. Tragedy of the Head of the German General Staff. Moscow, ZAO Tsentrpoligraf, 2008. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Итальянская философия в своем соотнесении с философией европейской» - один из наиболее важных трудов итальянской философии первой половины XIX столетия. Эта серия лекций стала определяющей как для самого итальянского мыслителя - в качестве попытки подведения итогов его воззрений на историю философии как таковую, - так и итальянских философских штудий в целом. Именно тогда были расставлены акценты, впервые внедрены новейшие понятия, и было признано европейское философское наследие, если речь идет о немецком идеализме. С одной стороны, будучи ученым, историком философии и метафизиком, Бертрандо Спавента осмысляет пути европейской мысли. С другой стороны, выступая активным политическим деятелем, он формулирует пути итальянской нации, определяет наиболее благоприятные директивы национального строительства. Бертрандо Спавента, наряду с другим южноитальянским мыслителем Де Санктисом, является ключевой фигурой в утверждении «моды на гегельянство». Она распространилась внутри и вне итальянской академии в контексте гражданского мышления. Б. Спавента стал образцом для таких более поздних последователей Гегеля в Италии и политических философов, как А. Лабриола, Б. Кроче, Дж. Джентиле. Попытка примирить наследие немецкого идеализма с идеализмом итальянских философов XIX века оценивалась Б. Спавентой как главная задача. Философ, с одной стороны, стремился отдать итальянским мыслителям первенство в европейской философской мысли. Среди них Б. Спавентой выделялись Бруно, Кампанелла, Вико. С другой стороны, Б. Спавента подчеркивал необходимость изучения немецкого наследия идеализма (И. Канта, И. Г. Фихте и Г. Гегеля), в котором он видел продолжение итальянской философской традиции.
Статья посвящена комплексному анализу современного положения абортов во всём мире, с особым фокусом на России. Рассматриваются возможные уроки, которые Россия могла бы извлечь для себя. Авторы исследует законодательные, социальные и психологические аспекты проблемы, включая влияние пропаганды абортов на демографическую ситуацию на Западе и исторические предпосылки легализации абортов, от античности до наших дней. Особое внимание уделяется психологическим последствиям абортов для женщин, включая пост-абортный синдром. Авторы подчеркивает важность психологической поддержки женщин, столкнувшихся с репродуктивным выбором. В статье анализируются аргументы «за» и «против» ограничения абортов в России, рассматриваются законодательные инициативы, направленные на регулирование абортов, и влияние противостоящих групп на общественное мнение. Авторы призывает изучить западный опыт для формирования демографической политики в России, подчеркивая необходимость предоставления всесторонней помощи женщинам, столкнувшимся с незапланированной беременностью. В статье представлены статистические данные о региональных различиях в уровне абортов и проанализированы успешные примеры просветительской работы, способствующей снижению числа абортов. Особое внимание уделяется дискуссии о роли абортов в демографическом развитии России. Авторы подчеркивает необходимость перехода от проабортного мышления к семейным ценностям для решения проблемы депопуляции. Статья анализирует опыт штата Техас, где запрет на аборты привел к росту рождаемости, и предполагает, что подобный опыт может быть применим к России. В целом, статья предлагает комплексный подход к решению демографической проблемы, включающий ограничение абортов, пропаганду семейных ценностей и улучшение экономических условий для семей с детьми.
Данная статья посвящена разбору сложного явления цифрового мира и тем проблемам, которые возникают в процессе его становления и развития. Цель данной статьи - показать более стройную терминологию, которая применяется для характеристики цифрового пространства с точки зрения культуры и методик, разработанных М. С. Каганом, а также описанию тех проблем, которые появляются на стыке двух культур, реальной и виртуальной. Поставленные задачи направлены на раскрытие устоявшейся терминологии, но в применении к пониманию цифровой культуры; выделение тех функций цифрового мира, которые ближе всего к терминологии культурологии и философии культуры; раскрытие и анализ тех проблем, которые уже обозначены сегодня и тех, которые уже имеют тенденцию к появлению. Поскольку человек неотделим от культуры, которую он сам и создает, то становится совершенно очевидным, что цифровой мир также будет отражать антропологичность в совокупности с цифровыми технологиями, которые будут формировать цифровую культуру значительно быстрее, чем в реальном мире. Этот процесс чем-то напоминает сравнение природы и второй природы (культуры), когда последняя гораздо мобильнее за счет своих быстрых и гибких надстроек. Очевидно, что «третья природа» отдалится от природы, что создаст довольно много проблем человечеству на биологическом уровне и при этом будет отличаться от второй природы, поскольку создаваемые ей удобства будут требовать усилия для адаптации определенных групп, которые должны будут не только пользоваться цифровыми технологиями, но и постоянно осваивать новые. Для человека такой процесс очень сложен и трудозатратен на определённых этапах жизни. Некоторые эти проблемы обозначены в этой статье.
В статье рассматривается проблема урегулирования конфликтов в образовательных учреждениях. В условиях специфики работы образовательных учреждений, особенно работающих с детьми, управление конфликтами внутри них должно осуществляться максимально четким и продуктивным способом. Поэтому, грамотно выстроенный переговорный процесс, как показывает практика, позволяет максимально эффективно и точно управлять конфликтом, что существенно снижает вероятность возникновения деструктивного воздействия на деятельность образовательной организации. Стоит понимать, что общие положения теории переговорного процесса, хоть и являются достаточно универсальными, могут не совсем совпадать со спецификой их практического осуществления в образовательных учреждениях. При этом, образовательные учреждения разного профиля тоже имеют существенные внутренние отличия осуществления своей образовательной деятельности, что дополнительно специфицирует конфликты в них, и вносит изменения в процесс управления такими конфликтами при помощи переговорного процесса. Анализируя особенности урегулирования конфликтов в учреждениях образования можно сделать вывод, что знание общих принципов и владение навыками ведения переговорного процесса зачастую недостаточно для качественного и успешного управления конфликтами в образовательном учреждении. Непонимание структуры и специфики взаимоотношений внутри образовательных учреждений существенно затрудняет управление конфликтами, путём ведения переговорного процесса, что существенно ухудшает конфликтогенность и рабочий процесс в образовательном учреждении. Владение навыками грамотного ведения переговорного процесса, понимание сферы и специфики их применения и качественное осуществление на практике, может снизить конфликтогенность в профессиональном коллективе образовательного учреждения, и существенно облегчить и улучшить качество предоставляемых в нем услуг.
Издательство
- Издательство
- АНО ДПО ИМИК
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Санкт-Петербург, улица Фучика, 15
- Юр. адрес
- 191024, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Невский пр-кт, д 154 литера а, помещ 13Н офис 1
- ФИО
- Коротаев Дмитрий Валентинович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@gup.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______