Цель этого исследования - анализ развития раннего галисийского национализма XIX века через призму истории Национального Возрождения. Методологически статья основана на принципах междисциплинарной историографии национализма, которая позволяет анализировать ранний галисийский национализм как социальное, интеллектуальное, политическое или культурное движение. Автор анализирует проблемы ранней истории галисийского национализма, полагая, что активность деятелей Возрождения существенно повлияла по последующие этапы в истории Галисии как региона. Новизна исследования состоит в анализе истории национального Возрождения как формы национализма в Галисии. В статье проанализированы 1) основные проблемы истории национализма в период Возрождения, 2) его роль в трансформации идеологии и практик галисийского национализма, 3) особенности политической программы, предложенной активистами Возрождения, 4) роль Возрождения в развитии галисийской этничности, включая язык и культуру, 5) место Возрождения в общей логике истории галисийского националистического движения как предпосылки для дальнейшей радикализации и активизации национализма в Галисии. В статье также показана роль галисийского Возрождения как ранней формы истории активного националистического движения в Галисии. Результаты исследования позволяют предположить, что деятельность лидеров национального Возрождения создало условия и предпосылки для последующего развития галисийского национализма.
Идентификаторы и классификаторы
На протяжении XIX века национализм превратился в ведущий фактор развития Европы. Европейские национализмы отличались различным характером, имея выраженные региональные и локальные политические, культурные и социальные особенности. Наряду с государственными национализмами формально доминирующих наций, особое место занимали миноритарные национализмы, выразителями которых стали представители меньшинств неравноправных политических и этнических групп, отстраненные от ресурса принятия политических решений. Подобные меньшинства присутствовали в большинстве европейских государств XIX века, организованных по принципу империй. Вместе с тем национализмы существовали и развивались не только в империях, но и в тех европейских странах, которые оказались на периферии политического развития. К числу таких государств, переживавших в XIX веке период упадка, стагнации и политической нестабильности, относится Испания. В несколько меньшей степени аналогичная негативная динамика была характерна и для соседней Португалия. Одним из регионов, который в значительной степени объединял или сближал как Испанию, так и Португалию, была Галисия – уникальное пространство и контактная зона португало-испанского культурного и этнического взаимодействия.
Список литературы
1. Fradera J. M. National culture in a divided society. Madrid, Marcial Pons Publ., 2003, 318 p. (In Spanish).
2. Figueroa A. Nation, literature, identity. Vigo, Edicións Xerais de Galicia Publ., 2001, 174 p. (In Galician).
3. Davies C. Rosalía de Castro in her time. Vigo, Editorial Galaxia Publ., 1987, 430 p. (in Galician).
4. Castro R. de. Galician Songs. Vigo, Imprenta de Juan Compañel Publ., 1863, 186 p. (In Galician).
5. Blas C. de. Rosalía de Castro and Faro de Vigo on the 150th anniversary of Cantares Gallegos. Vigo, Faro de Vigo Publ., 2013, 270 р. (In Galician).
6. Pereira Bueno F. Rosalía de Castro: Image and reality. Vigo, Xerais Publ., 2014, 208 р. (In Galician).
7. Alonso Girgado L. Rosalía de Castro, shadow rose. Madrid, Ediciones Torremozas, 1994, 112 р. (In Spanish).
8. Henri Poullain C. Rosalía de Castro and his literary work. Vigo, Galaxia Publ., 1989, 199 р. (In Galician).
9. Álvarez Ruiz de Ojeda V. Rosalía de Castro for children. Madrid, Ediciones de la Torre, 1988. 191 р. (In Spanish).
10. Martínez González X. The work of Saco Arce in the context of the Revival. Bulletin of the Royal Galician Academy, 2019, no 379, pp. 419-462. (In Galician).
11. Vasconcelos C. M. de. Portuguese Longing: Philological and Literary-Historical Digressions Around Inês de Castro and the Old Song “My longing - when would I see you?”. Porto, Renascença Portuguesa, 1914, 145 р. (In Portuguese).
12. Vieira Y. F. Loneliness/suity in Galician-Portuguese lyrics. Studies dedicated to Ricardo Carvalho Calero, 2000, vol. 2, pp. 807-824. (In Portuguese).
13. Basto C. Saudade in Portuguese and Galician. Revista Lusitana, 1914, vol. XVIII, nо. 3-4, pp. 275-281. (In Portuguese).
14. Benito Reza X. Manuel Curros Enríquez: Journalist, precursor, civil poet. The great rebel. Vigo, Ir Indo, 2001, 211 p. (In Galician).
15. Montero Prego B. The criminal trial of Manuel Curros Enríquez (1880-1881). Santiago de Compostela - Ourense: Consello da Cultura Galega - Ilustre Colexio de Avogados, 2001, 102 p. (In Galician).
16. Ferreiro C. Curros Enríquez. Biography. A Coruña, Editorial Moret, 1954, 154 p. (In Spanish).
17. Curros Enríquez M. The divine sainete. Coruña, Andrés Martínez Salazar, 1888, 115 p. (In Galician).
18. Méndez Ferrín X. L. Around The Divine Sainete. Proceedings of the I International Congress “Curros Enríquez e o Seu Tempo” (Held in Celanova, September 13 to 15, 2001). T. I. Santiago de Compostela: Consello da Cultura Galega, 2004, pp. 103-115. (In Galician).
19. Castro R. de. The daughter of the sea. Vigo, Imp. y Enc. de D. J.Compañel, 1859, 180 p. (In Spanish).
20. Castro R. de. The daughter of the sea. O Obre, Editorial Toxosoutos, 2001, 193 p. (In Galician).
21. Castro R. de. The gentleman in the blue boots. Lugo, Imprenta de Soto Freyre, 1867, 314 p. (In Spanish).
22. Castro R. de. The gentleman in the blue boots. Trad. de C. Castro Piñón. Noia, Toxosoutos, 2001, 114 p. (In Galician).
23. Castro R. de. The gentleman in the blue boots. Trad. de X.C. Morell González. Vigo, Trymar, 2009, 116 p. (In Galician).
24. Hooper K. Writing Galicia into the World: New Cartographies, New Poetics. Liverpool, Liverpool University Press, 2011, 186 p. (In Eng). DOI: 10.5949/UPO9781846316807
25. Castro R. de. New Leaves. A Habana - Madrid, La Propaganda Literaria, 1880, 271 p. (In Spanish).
26. Fortes B. Manuel Murguía and Galician culture. Santiago de Compostela, Sotelo Blanco, 2000, 106 p. (In Galician).
27. Martínez González X. Nation, literature, identity. The case of Galician provincialism and Murguía’s proposal. Itinerarios. 2014, vol. 20, pp. 49-70. (In Galician).
28. Martínez González X. From national genius to philological criterion. Some notes on Galician literature in the Rexurdimento. Follas Novas. Revista de estudos rosalianos, 2017, no. 2, pp. 66-95. (In Galician).
29. Suárez Llano L. Life and work of Evaristo Martelo Paumán. Journal of the members of the Museum of the Galician People, 2013, no 8, pp. 104-110. (In Spanish).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существование и развитие современного государства, укрепление его независимости и национального суверенитета невозможны без сильного гражданского общества в стране, постоянно развивающегося и совершенствующегося. Важным условием развития гражданского общества выступает наличие постоянной его поддержки со стороны граждан государства, юридических лиц (прежде всего - многочисленных негосударственных некоммерческих организаций), государства, международных правительственных и неправительственных организаций. Международные неправительственные организации могут оказывать поддержку в развитии институтов гражданского общества в отдельных национальных государствах как непосредственно (например, направляя волонтеров, гуманитарную помощь, оказывая организационно-правовое, материально-техническое содействие тем или иным институтам гражданского общества), так и через деятельность своих филиалов и представительств, открытых в указанных странах в соответствии с их законодательством. В ходе проведенного научного исследования был использован ряд методов, в частности: диалектический; формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Деятельность филиалов и представительств международных неправительственных организаций в области поддержки гражданского общества имеет свои плюсы и минусы. В числе плюсов можно отметить, что их деятельность организована в соответствии с национальным законодательством (это облегчает контроль за ней как со стороны органов публичной власти, так и со стороны институтов гражданского общества), а место нахождения руководящих органов филиалов и представительств территориально совпадает с местом их деятельности. К минусам следует отнести то, что реальные цели создания вышеназванных филиалов и представительств на практике, как правило, не соответствуют заявленным в учредительных документах, источники финансирования подобных структур неясны и в большинстве случаев иностранные или транснациональные. Кроме того, данные филиалы и представительства активно используются в качестве инструмента давления на аппарат публичной власти и даже гражданское общество с целью корректирования внутренней и внешней политики государств места их нахождения.
Гражданская война в США 1861-1865 годов стала одним из важнейших событий в американской истории. Сторонами конфликта были промышленный Север, где использовался свободный наемный труд, и рабовладельческий сельскохозяйственный Юг. Причинами конфликта выступали многочисленные факторы, среди которых выделяются политический - Юг отстаивал права штатов, экономический - южные штаты были против протекционистской политики - и социальный - южные штаты были рабовладельческие. Рабство было самой яркой чертой региона, особым институтом, вокруг которого формировался уникальный регион со своими культурными особенностями. Однако для XIX века рабство уже было своего рода моральным анахронизмом в среде интеллектуалов, политиков, религиозных деятелей и др., и распространялась идея об отмене рабства - аболиционизм. Все же рабство было выгодно на Юге в экономическом плане, поэтому на протяжении всего довоенного периода южане старались оправдать особый институт. В ход шли многочисленные доводы, начиная от экономических, заканчивая религиозными. На этих доводах формировалась южная идеология. Целью данной статьи является показать, каким образом южане использовали Библию для оправдания рабства. В статье использованы многочисленные источники: резолюции церковных ассамблей по вопросу о рабстве; работы защитников рабства, таких как Ричард Фурман, Томас Родерик Дью, Джордж Макдаффи, Джеймс Генли Торнуэлл и других; не обойдены вниманием статьи и проповеди некоторых аболиционистов - Джеймса Бирни и Стивена Фостера. По результатам анализа источников сделан вывод, что южане активно использовали Библию для оправдания рабства. Они находили такие отрывки из Священного Писания, которые регламентировали рабство. Более того, южные идеологи обращали внимание на то, что в Библии нигде не указано, что рабство - это грех или зло. Эти доводы стали одной из основ южной довоенной идеологии.
В статье рассматриваются особенности восприятия событий Гражданской войны в Сибири и Забайкалье А. А. Стаховичем. Реконструируется биография автора при использовании опубликованных и неопубликованных источников. Рассматриваются факторы, которые могли повлиять на то, как складывались интересы мемуариста к истории, что могло явиться мотивом для составления воспоминаний. Обращается внимание на разночтения сведений о биографии мемуариста в сохранившихся источниках и дается их объяснение. Таким примером служит информация о ранении мемуариста на фронтах Первой мировой войны, высказанное им в частной переписке, но не нашедшей подтверждения среди сохранившихся источников. Рассматриваются археографические особенности и отличия публикаций этого источника 1959, 1997 и 2023 гг. Выводом этого анализа является тот факт, что наиболее полная объединенная публикация мемуаров вышла в 1997 году. Воспоминания повествуют об экспедиции бывших офицеров лейб-гвардии Преображенского полка с Юга России в Омск к адмиралу А. В. Колчаку с целью возродить Преображенский полк в Сибири. В мемуарах описана служба офицеров в составе колчаковских войск. Акцентируется внимание на событиях в селе Стефановка, где взбунтовавшиеся солдаты убили большую часть своих командиров. Таким образом, этот источник обладает уникальными сведениями о ходе экспедиции преображенцев в Сибирь и их службе в рядах армии адмирала Колчака. Однако глобальные события Восточного фронта и Забайкалья в мемуарах мало отражены. Эта особенность объясняется временем написания источника, а также задачей осветить деятельность преображенцев в Сибири, из которой исходил мемуарист.
В статье рассмотрены вопросы эвакуации военных производств в Марийскую АССР в годы Великой Отечественной войны, внимание сфокусировано на опыте заводов № 297 и 298, созданных в том числе на базе эвакуированного оборудования московских предприятий. Целью исследования является изучение региональных особенностей и проблем эвакуации, способов решения задачи запуска эвакуированных предприятий на основе местной инфраструктуры и ресурсов. В качестве основных источников использованы материалы Государственного архива Республики Марий Эл. Системный подход к изучению процесса эвакуации позволил установить его связь с другими событиями того времени и проследить их взаимное влияние. Методология, основанная на принципах историзма и объективности, обеспечила достоверность анализа. Анализ показывает, что, несмотря на определенные предвоенные инвестиции в марийскую промышленность, регион столкнулся с серьезными трудностями при размещении и запуске эвакуированных предприятий. Нехватка производственных площадей, оборудования, квалифицированных рабочих, материалов и ресурсов, включая электроэнергию и продовольствие, существенно замедлила освоение производственных мощностей. В статье рассматриваются также меры, принятые для преодоления этих проблем. Эвакуация промышленности в Марийскую АССР проходила в условиях острого дефицита ресурсов и инфраструктуры. Первоначальные проблемы были успешно преодолены. В результате заводы № 297 и 298 внесли существенный вклад в снабжение Красной армии. Более того, они стали основой для послевоенного промышленного развития, оставаясь важными для региона и в настоящее время.
Важным элементом повышения обороноспособности страны является создание и накопление в мирное время мобилизационного людского резерва, комплектуемого в первую очередь за счет граждан, пребывающих в запасе. Вместе с тем опыт Великой Отечественной войны убедительно свидетельствует о необходимости массового военного обучения населения, проводимого не только заблаговременно, но и в ходе самой войны. В годы войны в СССР эта задача была возложена на Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Цель работы - уточнить основные направления и количественные показатели деятельности системы Осоавиахима Красноярского края по подготовке военно-обученного резерва для Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Основными историческими источниками в процессе исследования являлись письменные материалы фонда Ф. П-26 Государственного архива Красноярского края: докладные записки, справки, отчеты, информации о работе Осоавиахим. Делается вывод о том, что в период июля - октября 1941 года в крае в условиях массовой мобилизации военнообязанного мужского населения происходила перестройка системы Осовиахима для решения задач военного времени. В силу принятых правительством СССР постановлений от 2 июня и от 17 сентября 1941 года основная деятельность оборонного общества сосредоточилась на всеобщем обязательном военном обучении (всевобуч) и обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне. При этом были значительно увеличены ранее выданные контрольные задания по подготовке стрелковых кадров. Из-за возникших организационных трудностей система Осоавиахима в Красноярском крае к концу 1941 года не смогла полностью выполнить масштабную задачу по подготовке стрелковых кадров и обучению населения по программе ПВХО.
Статья посвящена комплексному анализу воспоминаний современников о Каюме Насыри, в которых повествуется об условиях быта татарского просветителя в конце 1870-х - 1902 гг. Основными историческими методами исследования являются сравнительно-исторический и источниковедческий синтез. Источниковой базой исследования стали документы, отложившиеся в архиве просветителя, и воспоминания современников о К. Насыри. Большинство воспоминаний относятся к середине 1890-х - 1902 гг., когда просветителем преклонного возраста стала интересоваться татарская учащаяся молодежь. В конце 1870-х гг. Насыри представляется вполне респектабельным мужчиной, следивший за своим внешним видом, носящим дорогую одежду, в которой перемешались европейский и традиционный стили и пошивы, летом передвигавшимся по улицам Казани на европейский манер с зонтиком в руках; личностью, очень дорожившим своим временем и старавшемся не отвлекаться на бытовые проблемы и повседневную суету; ученым кабинетного типа, не стремившимся к активному общению и даже избегавшим общественных мероприятий мусульман Татарских слобод города. В воспоминаниях современников середины 1890-х гг. зафиксированы разительные перемены в одежде Насыри. Вследствие холостяцкого образа жизни и постоянной занятости Насыри недостаточно уделял внимание своему внешнему облику. Мемуары зафиксировали такие черты характера просветителя, как неприхотливость в быту и самоограничение в контактах с внешним миром, приверженность своему делу. Мемуары современников, относящиеся к последнему десятилетию жизни просветителя, сформировали стереотипы о Насыри как о личности, постоянно страдавшей от безденежья, жившей в стесненных условиях и в изоляции. В статье раскрываются причины такого однобокого представления о бытовых условиях и образе жизни татарского просветителя.
В настоящей статье рассматривается деятельность местных органов власти в Царстве Польском (с 1874 года - Привислинском крае) Российской империи в 1866-1870-х годах по обеспечению общественной и государственной безопасности. Цель автора статьи - анализ деятельности местной администрации по нивелированию угроз внутренней безопасности в польских губерниях Российской империи, представлявшими наибольшую потенциальную опасность среди всех регионов государства в связи с существовавшей там остротой национального, конфессионального, социального и других вопросов. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. В качестве объекта исследования выступает политика местных органов власти в области обеспечения государственной и общественной безопасности в регионе. Перечисляются особенности проводимой в польских губерниях кадровой политики, унификации управления, административных преобразований, мер по русификации, а также комплекс охранительных мер. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучный методы исследования. Выводы базируются на данных архивных источников, воспоминаний современников событий и ряда современных исследователей проблемы. Данное исследование углубляет имеющиеся в отечественной историографии сведения по данному вопросу. На основе проведенного исследования делаются выводы о причинах нерешенности проблем окончательного интегрирования региона в структуру Российского государства в рассматриваемый период.
Настоящая статья посвящена эволюции советской пропаганды периода Великой Отечественной войны. Основное внимание уделяется корреляции усилий партии и правительства по изменению мировоззрения советского общества в условиях войны и мира. Цель - выявление особенностей эволюции советской пропаганды периода Великой Отечественной войны. В качестве основы исследования автор берет ленинское определение идеологии как «картины мира» определенного класса, сформированной и предлагаемой ему «авангардом», т. е. партией. В качестве основных источников привлекаются, в первую очередь, речи и выступления И. В. Сталина как руководителя партии и государства, который формулировал основные положения, ложившиеся затем в основу идеологической «картины». Анализируются наиболее резонансные приказы Верховного главнокомандования. Другой группой источников являются воспоминания и мемуары граждан СССР, которые позволяют оценить степень эффективности партийной идеологической работы, а также дневниковые записи тех бойцов «пера и слова», которые претворяли в жизнь курс партии и правительства. Как показывает исследование, руководству страны удается быстро сконструировать основы новой мировоззренческой системы, однако некоторые положения, сформированные в довоенный период, оказывали негативное влияние на восприятие обществом военных реалий. Некоторые нарративы первых месяцев войны показали краткосрочный эффект, но в дальнейшем потеряли свой потенциал. Примером подобного рода утверждений стало объяснение неудач Красной армии в первые месяцы войны внезапностью нападения. Этим можно было оправдать поражения 1941 года, но катастрофа лета 1942 потребовала иного осмысления причин происходящего. Делается вывод о том, что советская партийно-идеологическая машина, несмотря на ряд неудач в построении идеологии военного времени в начальный период войны, смогла провести «работу над ошибками» и на завершающем этапе войны работала «на опережение», гибко вырисовывая новые детали идеологической «картины» по мере изменения ситуации.
С момента основания Турецкой Республики в 1923 году и до прихода партии Реджепа Тайипа Эрдогана к власти в стране Анкара придерживалась принципов «шести стрел» кемализма, а именно: избираемость верховной власти, сохранение политического национализма, народность, светский характер власти, построение и в дальнейшем сохранение системы смешанной экономики и борьба с пережитками старого общества. Кемализм сосредоточился на более узких интересах национального государства, отказавшись от заботы о «внешних турках», тюркских народах, проживающих за пределами Турции, а в своем политическом развитии ориентировался на Запад. Формирование однополярной системы международных отношений, новые вызовы и проблемы в экономической, политической, социальной и энергетической сферах во многом привели к тому, что политическая элита выступила с идеей переориентации курса страны. Пришедший к власти в составе команды Эрдогана на пост премьер-министра в 2015 году Ахмет Давутоглу пытался притворить в жизнь концепцию взвешенной внешней политики, согласно концепции, разработанной им и изложенной в монографии «Стратегическая глубина». Но уже в 2016 году после попытки военного переворота в Турции и череды пограничных конфликтов его концепция окончательно утратила свою актуальность, уступив место новым идеям Эрдогана. В 2019 году их дополнила новая доктрина «Голубая родина», разработанная бывшим начальником Штаба военно-морских сил, контр-адмиралом Джихадом Яйджи совместно с адмиралом Джемом Гурденизом. В данной статье мы рассмотрим формирование нового внешнеполитического курса Турции, причины появления концепции «стратегической глубины» в период XXI века, а также отказа от нее.
Цель: изучить причины отказа политического руководства Турции от проведения политики «стратегической глубины». Научная новизна состоит в том, что в комплексе рассмотрены различные подходы турецкого руководства к реализации внешнеполитического курса Турции. В ходе проведения исследования был использован системный анализ и исторический метод.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru