Основной целью данной статьи является выявление тенденций в выстраивании иерархии базовых идентичностей и оценки специфики национальной / этнической идентичности в общественном мнении населения сельский территорий российских регионов Прикаспия.
Статья написана на основе анализа результатов серии полевых социологических исследований, проводимых при поддержке РНФ в 2024 г. в российском Прикаспии (Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия) с использованием как количественных, так и качественных методов.
Результаты исследования показали, что в общественном мнении большинства населения сельских территорий российского Прикаспия складывается определенная иерархия базисов (измерений) конструирования идентичности, где ведущим является гражданская идентичность, которую связывают, прежде всего, с рождением и проживанием на данной территории, и только потом с наличием гражданства.
Вторым по значимости измерением практически у большинства респондентов является национальная / этническая идентичность, которая главным образом, формируется посредством традиционных культурных ценностей, национального менталитета и языка.
При этом отличительные черты российского менталитета по мнению информантов из сельской местности - это открытость, щедрость, патриотизм, широта души, связанная прежде всего с огромными территориями.
Дополнительно были охарактеризованы территориальная самоидентификация и историческая память, где были зафиксированы различия в результатах как по региональному, так и по возрастному признаку.
Специфика исторических событий для каждого из регионов разная, начиная от педалирования травматического событий до отказа от советского прошлого.
Однако для более детальных результатов, требуется дополнительный пул исследований.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема, связанная с пониманием идентитарных процессов в трансформирующемся мире, становится все более актуальной в связи с изменяющейся геополитической ситуацией (Прохоренко, 2023). В каждом социо-географическом, культурном и политическом пространстве конструируется собственная идентичность, имеющая, тем не менее, общий набор базовых элементов: гражданскую, национальную, этническую, конфессиональную, региональную, политическую идентичности (Лёвкина, Алимпиева, 2015; Романова и др., 2022).
Список литературы
1. Абдулагатов, З. М. (2024). “Красная зона” экстремизма и терроризма в Республике Дагестан: особенности экстремальностей религиозного сознания. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 4(2), 35-42. EDN: KSBKNR
2. Акулич, М. М., Галактионова Н. А. (2010). Пролегомены к социологии идентичности: истоки, проблемы, типология. Вестник Челябинского государственного университета, 31(212), 101-105.
3. Герштейн, И. З., Казаков М. А. (2016). Национально-государственная идентичность: историческая эволюция моделей и современная типология. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 6, 36-42.
4. Дробижева, Л. М. (2008). Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. В Россия реформирующаяся. Ежегодник (сс. 214-228). Москва: Институт социологии РАН.
5. Злотникова, Т. С., Куимова, В. М. (2021). Ностальгия по советскому в современном медиапространстве. Ярославский педагогический вестник, 2(119), 133-143. EDN: EIUOWP
6. Кожанов, И. В. (2013). Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости. Современные проблемы науки и образования, 3, 193. EDN: RPOLJD
7. Лёвкина, Ю. Ю., Алимпиева, А. В. (2015). Дискурсы идентификации и проблема конструирования идентичности. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 12, 89-96.
8. Магомедова, М. А. (2017). Проявления религиозно-политического экстремизма в республике Дагестан и меры противодействия. Власть, 12, 171-177. EDN: ZXJDQN
9. Моисеенко, О. А. (2022). Роль исторической памяти в формировании гражданской идентичности современной России. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 4, 31-46. EDN: XLJMBL
10. Намруева, Л. В. (2020). Изменяющаяся идентичность современных калмыков (анализ анкетных опросов 2017, 2020 гг. в Калмыкии). Бюллетень Калмыцкого научного центра Российской академии наук, 1, 196-203.
11. Оносов, А. А., Гаспаришвили, А. Т. (2016). Измерения идентичности русских: социологические оценки и гуманитарная экспертиза. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2, 336-346.
12. Прохоренко, И. Л. (2023). Идентичность в условиях трансформации миропорядка: дискурсы и нарративы. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 4, 67-84. DOI: 10.20542/afij-2023-4-67-84 EDN: DULMHK
13. Романова, А. П., Черничкин, Д. А., Топчиев, М. С. (2022) Идентичность как фактор устойчивости системы региональной безопасности. В Современные проблемы управления в социально-экономических системах: цифровая трансформация экономики, культуры и общества: Материалы IV Международной научно-практической конференции (с. 310-319). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. EDN: FXXNRQ
14. Романова, А. П., Черничкин, Д. А., Топчиев, М. С. И др. (2021). Религиозная идентичность и ее трансформации в современном информационном пространстве. Астрахань: Издательский дом “Астраханский университет”.
15. Семененко, И. С. (ред.) (2023). Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. Москва: Весь мир. EDN: AGNIZL
16. Сосунов, Д. В., Завирюхин, Д. В. (2023). Политическая самоидентификация молодёжи в контексте образа будущего России. Россия и АТР, 4, 50-63. DOI: 10.24412/1026-8804-2023-4-50-63 EDN: CHPUVV
17. Титов, В. В. (2017). Национально-государственная идентичность как пространство политических смыслов и образов. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 1, 42-54. EDN: YIXSIN
18. Тишков, В. А., Данилюк, А. Я. (2015). Концепция воспитания гражданской идентичности российской молодежи. Пермь: ИЭА РАН.
19. Токарев, А. А. (2023). Социология образа будущего 2033: нарисованная собой Россия. Москва.
20. Упоров, И. В. (2022). Ностальгия по СССР -тема, все чаще обсуждаемая в соцсетях. Заметки ученого, 1-2, 44-48. EDN: CTAYST
21. Управление ФСГС по Астраханской области и Республике Калмыкия. Режим доступа https://30.rosstat.gov.ru/folder/35673.
22. Федан, М. А. (2013). Идентичность в политологическом измерении. Государственная служба, 1 (81), 104-105. EDN: QAPZQR
23. Хлыщева, Е. В. (2011). Поликультурность как фактор формирования и сохранения культурного наследия (на примере Астраханского края). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 3, 241-246. EDN: OGAZJP
24. Цветкова, И. В. (2020). Типология региональной идентичности населения (на примере Самарской области). Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2(54), 71-87. DOI: 10.21685/2072-3016-2020-2-8 EDN: PQADKC
25. Целыковский, А. А. (2023). Ностальгия по СССР: образы советской эпохи в медийной и политической практике современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 23(1), 35-39. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-1-35-39 EDN: RISFMI
26. Шахбанова, М. М. (2017). Межнациональные отношения в республике Дагестан: состояние и тенденции. История, археология и этнография Кавказа, 3(51), 152-163. EDN: ZABCHT
27. Шергалиева, М. Т. (2014). К методологии проблемы идентичностей: социальная, личная, этническая и гражданская. Система ценностей современного общества, 33, 100-105. EDN: RWGJGJ
28. Bianchi, M., Mummendey, A., Steffens, M. C. & Yzerbyt, V. (2010). What do You Mean by “European”? Evidence of Spontaneous in Group Projection. Personality and Social Psychology Bulletin, 36(7), 960-974. 10.1177/014616721036 7488. DOI: 10.1177/0146167210367488
29. Davis, T. C. (1999). Revisiting Group Attachment: Ethnic and National Identity. Political Psychology, 20(1), 25-47.
30. Phinney, J. S., Baldelomar, O. A. & Jensen L. A. (2011). Identity development in multiple cultural contexts. In Bridging Cultural and Developmental Approaches to Psychology: New Syntheses in Theory, Research, and Policy (рр. 161-185). Oxford: Oxford University Press. :oso/9780195383430.003.0008. DOI: 10.1093/acprof
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на примере личности медицинского работника проведено эмпирическое обоснование технологии математического моделирования в прогнозе психологических ресурсов проактивного совладания.
Проверялась гипотеза: проактивное совладание в системе копинг-стратегий выступает предиктором психологических ресурсов устойчивости личности к развитию эмоционального (профессионального) выгорания, что может быть подтверждено с помощью технологии математического моделирования и разработанной модели прогностической диагностики. На выборке, представленной 250 медицинскими работниками, исследованы проявления симптомов профессионального выгорания.
Результаты показали, что 59,2% респондентов не имеют выраженной симптоматики выгорания. Однако подтверждение склонности к формированию синдрома профессионального выгорания у 40,8% опрошенных обусловливает высокую востребованность поиска научно обоснованных направлений психологической поддержки субъектов данного вида деятельности.
Ресурсная база личности, не подверженной синдрому выгорания, определяется сглаженной конфигурацией личностного профиля со средним уровнем выраженности диагностируемых качеств. Субъекты общительны, уравновешены, ситуативны в активации экстра- и итроверсии. У значительной части респондентов проактивный копинг (ПРО) среднего уровня активности является ресурсным в преодолении стресса.
Также на среднем уровне развиты все виды рефлексии деятельности (ретроспективной, перспективной, актуальной, общения). Целостная система саморегуляции произвольной активности характеризуется преобладанием механизма моделирования внешних и внутренних значимых условий преодоления сложных ситуаций, их осознанностью, детализированностью и адекватностью.
На втором этапе исследования решалась задача проведения математического моделирования полученных структурно-динамических переменных и разработки модели прогностической диагностики психологических ресурсов противодействия рискам дезадаптации медицинских работников. Компонент «ПРО» получил статус результативного признака.
Пошагово для дальнейшего исследования были включены признаки, подтвержденные дисперсионным анализом как факторы: «маскулинность / феминность»; «рефлексивное совладание»; «Превентивное совладание»; «ретроспективная рефлексия деятельности»; «рефлексия будущей деятельности»; «самостоятельность»; «гибкость»; «программирование».
Для определения математической связи между результативным признаком и признаками-факторами методом наименьших квадратов было получено аналитическое уравнение (регрессионная модель).
На заключительном шаге для построения идеальной линии тренда были определены средние значения признаков как их математическое ожидание.
Показано, что сравнение значений у(среднего) и у(инд) позволяет определить, насколько велико в целом отклонение личностной траектории результативного признака (ПРО) от заданной, и что следует предпринять для их сближения.
В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики.
В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров.
Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020-2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-анализа выявлены наиболее явные ценностно-смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино.
Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др.
Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-мировоззренческой матрицы противостояния «производители - аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью.
Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.
Данное исследование рассматривает два ключевых коррупционных скандала в Бразилии - дела Odebrecht и JBS - с целью анализа функционирования патрональных сетей и их влияния на политическую и экономическую системы страны.
В исследовании используется теоретическую модель Г. Хейла для демонстрации того, как неформальные сети экономической и политической элит поддерживают системную коррупцию посредством таких механизмов, как теневые системы бухгалтерского учёта (caixa dois), офшорные финансовые потоки, и специализированные государственные органы, используемые для дачи взяток.
Выделены три ключевых механизма патрональных сетей. Эти механизмы позволяют корпорациям оказывать значительное влияние на политические процессы, усугубляя неравенство и подрывая доверие общества к институтам.
Выводы исследования выходят за рамки Бразилии, предлагая ценные инсайты для других стран, сталкивающихся с системной коррупцией и слабыми институтами. Дело Odebrecht, раскрытое в ходе расследования Lava Jato («Автомойка»), и скандал с JBS демонстрируют, как крупные корпорации могут институционализировать коррупцию для получения выгодных контрактов, влияния на политику и поддержания лояльности властей.
Очевидно, что эти случаи иллюстрируют симбиотическую связь между бизнесом и политикой, где финансовые ресурсы обмениваются на политические преференции. Это подрывает прозрачность, подотчетность и демократическое управление.
Работа предлагает дорожную карту для борьбы с коррупцией и укрепления демократической подотчетности в развивающихся демократиях.
В статье рассматриваются практики передачи местного исторического наследия и социально-культурного опыта с помощью устной традиции, реализуемые в системе публичной политики, направленные на формирование локальной идентичности и коллективной памяти, на материалах деревни Катохи (муниципалитет Месолонгион) на западе Греции.
Методика исследования включала качественный социологический опрос (глубинное интервью), а также анализ данных СМИ, официальных сайтов, статистики.
Определено, что субъектами публичной политики памяти на местном уровне являются муниципальная власть и ее институты, авторы гражданского общества, представители СМИ, общественных организаций и движений, независимые активисты.
Устная традиция как способ передачи исторических знаний распространяется как в семье, среде родственников и знакомых, так и в образовательных учреждениях, через местные СМИ (в основном газеты, телевидение или Интернет), в ходе муниципальных мероприятий, церковных или официальных праздников.
Целями публичной политики памяти являются привлечение внимания местного общества к локальной культуре и традициям, укрепление исторической и культурной памяти местных жителей, защита местных интересов, увеличение политической лояльности, социальной солидарности и сплоченности населения, развитие гражданской активности в области сохранения историко-культурного наследия.
Выявлено, что большую роль в местной исторической памяти играют события античной мифологии, периода борьбы с турецким владычеством, обретения национальной независимости.
В ходе исследования определено, что местная устная традиция соответствует ценностям и символам национальной греческой идентичности, таким как античное наследие, борьба за независимость от турецкого владычества, а также православие.
Устная традиция способствует развитию публичных практик сохранения исторической памяти. Главная практика неотрадиции в районе Месолонгиона символически связана с трагическим событием исхода из Месолонгиона в период борьбы с турецким владычеством.
В статье характеризуется дискурс о внешнеполитической идентичности Беларуси в ходе президентских избирательных кампаний: как политические элиты воспринимают Россию и Европу, как идентифицируют себя в соотношении с внешнеполитическими силами.
Эмпирический материал представляют выступления, заявления, интервью ключевых политических авторов Беларуси.
Анализ проводится автором в соответствии с электоральными циклами, а именно выборами президента Беларуси, по 2 критериям: внешнеполитической ориентации на «своих» и противостоянии угрозам со стороны «других».
Методологическая новизна статьи заключается в ракурсе восприятия внешнеполитической идентичности, которая рассматривается автором сквозь призму дискурса альтернативных стратегий: преимущественной идентификации Республики с Россией или Европой, а также дискурс о восприятии Беларуси как отдельной цивилизации.
В статье выделяются этапы трансформации внешнеполитической идентичности Беларуси. Автор обосновывает смещение внешнеполитической идентичности Беларуси в сторону союза с Россией.
В статье показано, что актуализация европейского вектора идентичности во второй половине 2000-х гг. приводит к корректировке внешнеполитического позиционирования с акцентом на суверенность и независимость, угрозы которой видятся как с запада, так и с востока.
Сложившаяся система баланса Беларуси между Западом и Россией закрепилась через посредничество Минска в урегулировании украинского кризиса в 2014 г. В 2020-е гг. происходит слом системы внешнеполитического баланса Беларуси, которая «примыкает» к России, что признается политическими (оппозиционными) акторами и одновременно считывается ими как угроза. Руководство Беларуси, используя риторику враждебности Западу, стремится опереться на поддержку России, при этом сохраняя от нее некую автономность.
К середине 2020-х гг. доминирующей становится стратегия восприятия Беларуси как отдельной цивилизации, при сохранении стратегического союза с Россией. Ключевым официальным нарративом президентской избирательной кампании 2025 г. становится риторика сохранения мира для Беларуси.
В статье представлены результаты исследования гражданского общества в Ярославской области, проведенного в начале 2024 г.
В рамках исследования авторам удалось выявить основные закономерности восприятия и осуществления гражданской активности с точки зрения граждан, представителей некоммерческих организаций и сотрудников органов публичной власти Ярославской области.
Благодаря анализу собранных данных были выявлены ключевые тенденции осуществления гражданской активности в городской и сельской местности региона, в том числе с помощью сравнения статистики из исследований прошлых лет. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия граждан с общественными организациями и оценке развития коммуникации между представителями некоммерческого сектора и органов власти.
В статье обозначена важность интернета в развитии гражданской активности, особенно посредством осуществления цифровой трансформации общественно-политических взаимодействий между властью и обществом.
Результаты исследования позволяют говорить о неоднозначности репрезентации гражданской активности в регионе, а также об отсутствии значимых изменений в последние годы.
Выявлено, что сельские НКО чаще взаимодействуют с муниципальными структурами, в то время как городские НКО ориентированы на более широкий спектр взаимодействий, включая региональные органы власти и университеты.
Зафиксировано, что сельские жители меньше доверяют НКО, чем городские. Кроме того, сельские НКО ощущают меньшую поддержку со стороны властей по сравнению с городскими, что указывает на неравномерное распределение ресурсов.
Указывается, что НКО, особенно сельские, демонстрируют больший оптимизм по сравнению с более сдержанными оценками органов власти. Тем не менее результаты могут быть полезны для органов власти, общественных организаций и других профильных учреждений, ведущих свою работу во взаимодействии с общественностью.
Статья содержит результаты опросов жителей Ярославской области и экспертных опросов представителей органов власти и некоммерческого сектора региона.
Внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 г. дало старт реформе местного самоуправления. Основная цель этой реформы заключается в интеграции местного самоуправления в единую систему публичной власти России и сокращении числа муниципалитетов путем их объединения и преобразования в муниципальные и городские округа.
В статье рассмотрен проект Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в свете категоричной реакции правительства Республики Татарстан на некоторые положения документа.
На основе экспертных интервью и анализа СМИ показано, что республиканская власть пытается донести до федерального центра позицию по возможности сохранения двухуровневой модели местного самоуправления в тех регионах, где она показывает свою эффективность и положительный результат (на примере Татарстана). В то же время республиканская власть согласна с необходимостью введения одноуровневой системы в тех субъектах Российской Федерации, где это оправдано.
Подчеркивается важность установления конкретного списка неотъемлемых и перераспределяемых полномочий, а также разработки системы критериев, которые будут обосновывать целесообразность их передачи между регионом и муниципалитетом. Обосновывается, что передача полномочий местного самоуправления государственным органам не повысит эффективность решения местных вопросов, поскольку не сократит расходы на их реализацию и количество управленческих кадров, а лишь изменит источник финансирования.
Аргументируется необходимость сохранения сельского депутатского корпуса и депутатских полномочий у избранного главы муниципалитета. Также поднимается вопрос о статусе сельских старост и органов территориального общественного самоуправления и необходимости повышения их положения от органов общественной самодеятельности до полноценных органов местного самоуправления.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/