В статье рассмотрена история становления и развития субъектно-бытийного подхода к личности в Кубанском государственном университете.
Проведен обзор ведущих психологических концепций и теорий, повлиявших на возникновение и становление субъектно-бытийного подхода к личности в рамках субъектного подхода, более чем за 50-летний период существования кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.
Подчеркивается значимость вклада ученых советского периода (Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой, А. А. Бодалева) и тех, кто сегодня определяет оформление субъектного подхода (В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова), оказавшего мощное влияние на развитие современного методологического дискурса, в частности, на создание структурно-динамической модели личности как субъекта бытия.
Излагаются основные теоретико-методологические положения субъектно-бытийного подхода (субъектность, единство личности и ее бытия, стремление личности к аутентичности бытия и др.), обусловливающие панорамное видение изучаемой реальности и интерпретацию психологической феноменологии человека под определенным углом зрения - в аксиологическом и экзистенциальном контексте.
Постулируется, что главная функция человека - быть субъектом многообразных бытийных пространств, в реорганизации которых он утверждает себя как личность. Показано практическое воплощение субъектно-бытийного подхода к личности в исследованиях ученых Кубанского государственного университета, которые конкретизируют и развивают отдельные идеи психологии субъекта и гармонично вписывают объяснительные конструкты и новые теоретические модели в гуманистические традиции психологической науки.
Демонстрируются возможности субъектно-бытийного подхода для описания процессуальной природы разнообразной феноменологии.
Обосновывается перспективность данного подхода для решения ряда фундаментальных задач психологической науки и острых социальных проблем современности, актуализация которых связана с глобальными вызовами современности - бифуркационными процессами и социальной транзитивностью.
Идентификаторы и классификаторы
В Кубанском государственном университете полвека (с 1974 г.) существует кафедра психологии, а в современном названии в структуре вуза — кафедра психологии личности и общей психологии. За этот период менялись не только научные подходы и школы, но и правительства, социальные системы. Неизменным оставалось одно — всегда фокус исследований научных сотрудников, аспирантов и преподавателей кафедры был направлен на рассмотрение личности, ее движущих сил в реализации себя в обществе (общении, деятельности, творчестве и т. д.) и в самом преобразовании своей жизни, своего бытия.
В результате преемственной работы не одного поколения сотрудников и аспирантов за последние два десятилетия на кафедре активно развиваются идеи субъектно- бытийного подхода к личности.
Список литературы
1. Абакумова, И. В., Рядинская, Е. Н., Голубова, В. М. (2017). Системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности. Российский психологический журнал, 1(14), 10-24. EDN: YKVAYF
2. Абульханова, К. А. (2007). Идеальность или реальность субъекта. В В. И. Моросанова (ред.) Субъект и личность в психологии саморегуляции (сс. 31-45). Москва, Ставрополь: Издательство ПИ РАО, СевКавГТУ.
3. Абульханова, К. А. (2013). Социально-философская и психологическая проблема субъекта. Мир психологии, 2, 262-275. EDN: QANUXH
4. Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер. EDN: QXABYZ
5. Анцыферова, Л. И. (2004). Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Москва: ИП РАН. EDN: QXKZAP
6. Бодалев, А. А. (1988). Психология о личности. Москва: Изд-во Моск. ун-та. EDN: MUOADE
7. Брушлинский, А. В. (1996). Субъект безопасности и безопасность субъекта. В А. В. Брушлинский, В. Е. Лепский (ред.) Проблемы информационно-психологической безопасности (сс. 39-43). Москва: ИП РАН.
8. Брушлинский, А. В. (2003). Психология субъекта. Санкт-Петербург: Алетейя. EDN: QXFSRZ
9. Гусейнов, А. Ш. (2017). Психология протестной активности личности. Краснодар: КГУФКСТ. EDN: YPPXML
10. Гусейнов, А. Ш. (2022). Психологические основания солидарности в молодежной среде. Казанский педагогический журнал, 6, 203-212. EDN: TRIXYO
11. Гусейнов, А. Ш., Рябикина, З. И., Фоменко, Г. Ю., Шиповская, В. В. (2017). Феномен протестной активности личности: субъектно-бытийная интерпретация. Российский психологический журнал, 4(14), 78-96. EDN: YPLSST
12. Гусейнов, А. Ш., Шиповская, В. В. (2020). Молодежный экстремизм: психологические факторы риска, система профилактики и преодоления. Краснодар: КубГУ. EDN: YWCVPF
13. Гусейнов, А. Ш., Шиповская, В. В. (2023). Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности. Южно-российский журнал социальных наук, 3(24), 24-44. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44 EDN: WWBDCK
14. Гусельцева, М. С. (2016). Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдициплинарности. В А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (ред.) Принцип развития в современной психологии (сс. 31-51). Москва: ИП РАН. EDN: WGNGGL
15. Гусельцева, М. С. (2018). Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(4), 327-340. EDN: VQTIQO
16. Журавлев, А. Л., Кольцова, В. А. (ред.). (2012). Развитие психологии в системе комплексного человекознания: Материалы Всероссийской научной конференции. Часть I. Москва: ИП РАН. EDN: PGFDIS
17. Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.). (2018). Разработка понятий современной психологии. Москва: ИП РАН. EDN: XZYYNN
18. Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (ред.). (2018). Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. Москва: ИП РАН. EDN: YOZDLY
19. Знаков, В. В. (2016). XXI век: изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта. В З. И. Рябикина, В. В. Знаков (ред.) Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всерос. 6науч.-практ. конф. (сс. 5-14). Краснодар: КубГУ.
20. Знаков, В. В. (2017). Новый этап развития психологических исследований субъекта. Вопросы психологии, 2, 3-16. EDN: ZWYXPF
21. Знаков, В. В. (2020). Психология возможного. Москва: Когито-Центр. EDN: OWMQKY
22. Знаков, В. В., Рябикина, З. И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл. EDN: XRXREL
23. Климов, Е. А. (1992). Гипотеза “метелок” и развитие профессии психолога. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 3, 3-12.
24. Кольцова, В. А., Журавлев, А. Л. Введение: Уникальность научного подхода Б. Г. Ананьева. (2008). В А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова (ред.) Методология комплексного человекознания и современная психология (сс. 9-13). Москва: ИП РАН. EDN: RZOTMH
25. Леонтьев, А. Н. (1972). Проблемы развития психики. Москва: Изд-во Моск. ун-та. EDN: HFSUWU
26. Леонтьев, Д. А. (2022). К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2(12), 111-121. DOI: 10.21638/spbu16.2022.201 EDN: NKTCTK
27. Лупенко Н. Н., Ожигова Л. Н., Рябикина, З. И., Танасов, Г. Г. и др. (2023). Психология личности, её бытия и со-бытия. Краснодар: Кубанский государственный университет.
28. Мамардашвили, М. (1996). Необходимость себя. Введение в философию: доклады, статьи, философские заметки. Москва: Лабиринт.
29. Ожигова, Л. Н. (2006). Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: КубГУ. EDN: QXPVXL
30. Ожигова, Л. Н. (2009). Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтнической среде: монография. Краснодар: КубГУ. EDN: QXZPHN
31. Рубинштейн, С. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Москва: Питер. EDN: LBQEST
32. Рябикина, З. И. (ред.). (2023). Психология личности: субъектно-бытийный подход: монография. Краснодар: КубГУ.
33. Рябикина, З. И. (1997). Развитие личности и профессиональный рост (Автореферат докторской диссертации). Минск.
34. Рябикина, З. И. (2008). Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий. Психологический журнал, 2(29), 78-87. EDN: HRINHS
35. Рябикина, З. И. (2011). Психология саморегуляции с позиции субъектно-бытийного подхода. В В. И. Моросанова (ред.) Психология саморегуляции в XXI веке (сс. 126-141). Санкт-Петербург, Москва: Нестор-История.
36. Рябикина, З. И. Личность как субъект формирования бытийных пространств. (2005). В В. В. Знаков, З. И. Рябикина (ред.) Субъект, личность и психология человеческого бытия (сс. 45-57). Москва: ИП РАН.
37. Рябикина, З. И., Ожигова, Л. Н., Фоменко, Г. Ю. (2013). Развитие идей субъектного подхода в исследовании психологов Кубанского государственного университета. Психологический журнал, 2(34), 60-69. EDN: QACLZF
38. Рябикина, З. И., Танасов, Г. Г. (2010). Субъектно-бытийный подход к личности и анализу ее со-бытия с Другими (конструктивная версия постмодернистских настроений). Человек. Сообщество. Управление, 2, 4-20. EDN: PYGRST
39. Рябикина, З. И., Фоменко, Г. Ю. (2009). Субъектно-бытийный подход: преемственность традиций. Человек. Сообщество. Управление, 4, 26-37. EDN: PYGPRH
40. Рябикина, З. И. (2019). Проблемы и тренды развития методологии современной психологии. В А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова (ред.) Методология, теория, история психологии личности (сс. 78-85). Москва: ИП РАН. EDN: UHNCKY
41. Сергиенко, Е. А. (2013). Проблема соотношения понятий субъекта и личности. Психологический журнал, 2(34), 5-16. EDN: QACLWX
42. Танасов, Г. Г. (2012). Личность в переговорах: субъектно-бытийный подход (Автореферат докторской диссертации). Краснодар. EDN: QFNWCL
43. Тощенко, Ж. Т. (2011). Кентавр-проблема. Опыт философского и социологического анализа. Москва: Новый хронограф. EDN: REHEEN
44. Фоменко, Г. Ю, Шиповская, В. В. (2013). Модусы преодолевающей активности личности в контексте субъектно-бытийного подхода. Известия СГУ, 4-2(28), 89-93.
45. Фоменко, Г. Ю. (2006). Личность в экстремальных условиях: Два модуса бытия. Краснодар: КубГУ. EDN: QXPVMR
46. Фоменко, Г. Ю. (2010). Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации. Человек. Сообщество. Управление, 1, 83-99. EDN: PYGPXB
47. Фоменко, Г. Ю. (2017). Самоопределение личности: субъектно-бытийная интерпретация. Человек. Сообщество. Управление, 2(18), 101-119. EDN: ZFDVTL
48. Фоменко, Г. Ю., Рябикина, З. И. (2018). Психология безопасности личности: субъектно-бытийный подход: монография. Краснодар: КубГУ.
49. Фоменко, Г. Ю. (2010). Модусы бытия личности в контексте субъектно-бытийного подхода. В В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко (ред.) Психология субъекта и психология человеческого бытия (сс. 158-174). Краснодар: КубГУ.
50. Харламенкова, Н. Е. (2023). Психология личности: от методологии к научному факту. Москва: ИП РАН. EDN: RWWZCR
51. Шиповская, В. В., Гусейнов, А. Ш. (2018). Личностная беспомощность как фактор виктимизации субъекта. Общество: социология, психология, педагогика, 12, 137-140. EDN: YTGJIT
52. Шиповская, В. В., Гусейнов, А. Ш. (2022). Флуктуации субъектности в контексте феноменов беспомощности и преодоления. Южно-российский журнал социальных наук, 1(23), 114-132. DOI: 10.31429/26190567-23-1-114-132 EDN: RTQYIL
53. Шиповская, В. В., Фоменко, Г. Ю. (2018). Флуктуации субъектности в контексте преодолевающей активности личности. В В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв (ред.) Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (сс. 1764-1771). Москва: ИП РАН. EDN: VMEOMK
54. Wilber, K. (2000). Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality. Dublin, Boston: ColourBooks Ltd, Shambhala.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи: представить результаты рестандартизации шкал «Профессиональная идентичность» и «Барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике Д. Холланда, Д. Дайжера, П. Пауэра «My Vocational Situation» (русскоязычное название - «Методика измерения карьерного самоопределения») для изучения карьер в широком социально-возрастном диапазоне. Рестандартизация осуществлялась на выборке 748 ч., из них 48,13% мужчин, 51,87% женщин, высшее образование имели 63,5%.
В выборку были включены выпускники профессиональных учебных заведений (n = 327, стаж работы после окончания учебного заведения - 1-3 года, возраст от 20 до 26 лет) и зрелые работники (n = 421, возраст от 30 до 45 лет).
Исследование включало несколько этапов: уточнение текста методики с удалением пунктов, которые повышали неопределённость ответов или были ориентированы в большей степени на выпускников; определение характера распределения данных (соответствие/несоответствие нормальному распределению); проверка внутренней и ретестовой надёжности шкал; проверка конструктной, эмпирической и критериальной валидности методики; стандартизация шкал.
Подтверждены внутренняя и ретестовая надёжность шкал. Доказаны конструктная, эмпирическая, критериальная валидность шкалы «Профессиональная идентичность» и конструктная, эмпирическая валидность шкалы «Барьеры карьерного развития».
Проведена нелинейная стандартизация шкал, позволяющая соотносить новые результаты с результатами, полученными с помощью предыдущей версии (в том числе на выборках студентов профессиональных учебных заведений).
Сделан вывод о том, что последняя версия шкал открывает возможности для проведения обширных сравнительных исследований активности человека на современном рынке труда (по критериям возраста, социального статуса, в том числе статуса и вида занятости, материального положения, успешного/неуспешного развития карьеры и т. д.), а также для экспресс-диагностики при решении практических задач. Приводится текст методики и способ обработки данных.
В статье рассматривается проблема дифференцированного воздействия комплекса факторов, включающем выраженность компонентов межличностной чувствительности, на восприятие и оценки красоты телосложения и влияние комплекса факторов, состоящего из идентификации телосложения с определенным типом, из оценки соответствия представления о своем телосложении телосложению красивой женщине, из самооценок красоты телосложения.
На эмпирическом уровне данная проблема решалась в процессе выполнения трехэтапного исследования. В нем приняли участие 217 молодых женщин - студенток, в возрасте от 17 до 23 лет (Мвозраста =19,25; SD = 1,514).
Методики исследования: «Опросник Межличностной чувствительности», разработанный Ф. Бойсом, Г. Паркером в адаптации А. Ю. Разваляевой, Н. А. Польской (2021); опросник: «Восприятие своего тела», созданный Д. В. Погонцевой (2019).
Математические процедуры: описательные статистики; процедура рангового преобразования, с помощью которой определялись уровни выраженности компонентов межличностной чувствительности, показателей восприятия и оценки красоты телосложения (низкий, средний; высокий), соответствующие выборке участников исследования; One-Way ANOVA; корреляционный анализ.
В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что интенсивность воздействия изучаемых переменных определяется набором зависимых и не зависимых переменных; выявлены три комплекса факторов, отличающихся интенсивностью воздействия.
Наиболее сильное воздействие оказывают оценки студентками красоты своего телосложения на выраженность страха отвержения в межличностных отношениях (F =14,613, Р = 0,000) и оценки соответствия представления о себе представлению о красивой женщине (F =13,219, Р = 0,000), интегральный показатель выраженности межличностной чувствительности на оценки девушек красоты своего телосложения (F = 12,952, Р = 0,000).
Заключение. Подтверждена гипотеза о дифференцированном по интенсивности влиянием компонентов межличностной чувствительности на восприятие и оценки красоты телосложения и дифференцированным воздействием на выраженность межличностной чувствительности восприятия и оценок красоты телосложения.
Актуальность темы исследования определяется неизбежностью и разнообразием кризисов в жизни человека.
Отмечена роль межличностных отношений, как одного из механизмов переживания и преодоления жизненных кризисов. В качестве одного из факторов, оказывающих влияние на межличностные отношения, обозначен механизм аффилиации.
Представлен анализ теоретических подходов к пониманию данного феномена, к его определению.
Отмечено, что проблематика аффилиации, и, в частности, роль аффилиации в переживании стрессовых ситуаций, жизненных кризисов не является в настоящее время достаточно разработанной. Отмечен значительный теоретический и прикладной потенциал исследования мотива аффилиации в контексте переживания жизненных кризисов.
Представленное исследование направлено на анализ изменений выраженности потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов.
В исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня выраженности потребности аффилиации и временной дистанции между актуальным жизненным периодом и местом кризисного события в темпоральном пространстве жизненного пути личности.
Представлены данные контент-анализа из 390 определений, которые были использованы респондентами для описания кризисных событий в своей жизни. На основе содержательного анализа выделены преобладающие семантические единицы, описывающие центральную проблему жизненного кризиса респондентов.
Установлено, что наиболее остро переживаются сложные обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью; события, связанные со сложностями в семейных отношениях; переменами в жизни; событиями, связанными с проведением СВО; острые финансовые затруднения; болезнь близкого человека.
Обозначены специфичные темпоральные диапазоны переживания кризисных событий. Проведена диагностика состояния потребности в аффилиации, на основании которой совокупная выборка дифференцирована на подгруппы с высоким, средним, низким уровнями стремления к принятию.
Проведено сравнение уровня аффилиации у респондентов с разной темпоральной характеристикой переживаемых жизненных кризисов.
Отмечена динамика потребности к принятию в зависимости от темпоральных показателей кризисных событий. По мере возрастания остроты переживаемого жизненного кризиса вероятность снижения потребности в аффилиации возрастает. Чем ближе по времени кризис, тем меньше сформирована потребность в аффилиации.
Родительство рассматривается с точки зрения со-бытийного подхода, который позволяет изучить семью в координатах: совместности, пространства и времени.
Представлена концептуальная модель деятельности приемного родительства, устойчивость которой определяется временной перспективой, включающей представления о взаимодействии в диаде «приемный родитель - приемный ребенок».
Целью исследования было изучение представления о временной перспективе у приемных родителей. В исследовании приняли участие 40 приемных родителей (20 женщин и 20 мужчин) и 41 кровный родитель (19 женщин и 22 мужчины). Для достижения цели исследования был использован метод мотивационных индукторов Ж. Нюттена в адаптации А. Д. Леонтьева.
Результаты выявили особенности перспективы будущего у приемных родителей по сравнению с кровными, они опираются преимущественно на ближнюю перспективу. В открытом настоящем приемные родители выражают направленность на психологическое самосохранение, эгоизм, максимальное стремление и неудовлетворенность положением дел.
В ближней перспективе приемные родители выражают стремление к развитию способностей, познанию и интересу, в отличие от кровных, направленных на свою профессиональную деятельность и учебу ребенка.
В дальней перспективе у приемных родителей преобладает значимость познания и интереса, мотивации достижения, активности, направленность на учебную деятельность (свою и ребенка), в то время как у кровных родителей возрастает направленность на ребенка, на развитие характера, черт личности, способности и учебную деятельность.
Были сделаны выводы о представлении образа приемной семьи у приемных родителей и о наличии у них сценария отложенной жизни.
Выдвинуто предположение о необходимости обучения приемных родителей с упором на развитие навыков выстраивания перспективы будущего и формирование целостного образа их деятельности.
В условиях транзитивного общества, характеризующимся повышенными рисками кризиса идентичности крайне мало системных исследований, позволяющих выявить закономерности формирования личностной идентичности у субъектов разных возрастных групп.
Большая часть исследований идентичности традиционно проведена на выборках подросткового и юношеского возрастов, но в настоящее время кризисы идентичности проявляются и у взрослых, и у пожилых людей. Информация о специфике идентичности, ее развитии в зрелом возрасте фрагментарна, разрознена, базируется на различных методологических основаниях.
Целью работы стало выявление особенностей содержания личностной идентичности респондентов разных возрастов.
В исследовании использовалась методика диагностики личностной идентичности (Макаревская, Рябикина, 2023), которая позволяет наряду с общим индексом идентичности диагностировать уровень проявления (актуализации) её содержательных элементов и факторов. Описанные в статье взаимосвязи личностной идентичности с возрастом респондентов раскрывают закономерности проявления содержательных компонентов личностной идентичности от подросткового возраста до старости.
Показано, что во все возрастные периоды присутствует согласованность структурных компонентов личностной идентичности, однако содержание идентичности носит динамический характер в части выраженности элементов.
В результате исследования было установлено, что принадлежность респондентов в определенной возрастной группе является существенным фактором, определяющим особенности содержания их личностной идентичности.
Показана стабильность структуры личностной идентичности респондентов во всех возрастных группах.
Изменившиеся в ХХ в. научные представления о детерминизме повлияли на формирование новых взглядов в психологической науке. Непознаваемые причины многих событий и ситуаций в мире человека стали рассматриваться не как случайные, а как закономерные. Сегодня, после работ И. Пригожина, М. Н. Эпштейна и других учёных, стало очевидно, что в мире человека, включающем природу, существуют как минимум два типа законов.
Одни направлены на объяснение необходимого, того, чего не может не быть, другие - возможного, того, чего нет в действительности: оно может быть, а может и не быть. Неопределенность мира человека относится к двум видам величин: тех, которые есть, реально существуют, но неизвестны познающему субъекту, и тех, которых пока нет, но они возможны.
В статье на основании научных представлений Д. Бома, В. Гейзенберга и других выдающихся ученых развивается точка зрения, согласно которой объективная случайность и неопределенность мира отражает скрытый порядок, существующий в природе и психике человека.
Его проявлением является ненаблюдаемое, имплицитное в поведении и психике. Как проявления скрытого порядка рассматриваются психологические исследования понимания людьми невидимой угрозы при травматическом стрессе или опасном для жизни заболевании, неявные опасности как компоненты больших систем, латентные психосемантические факторы многомерного сознания, невыразимый опыт как психологическое основание понимания невозможного, непостижимого и немыслимого.
Целью статья стало сопоставление субъектно-бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию.
Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич).
Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями - субъект, бытие, методологическими принципами - личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, - интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика).
Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-деятельностным, субъектно-аналитическим, системно-субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой - понимания субъекта как личностной реализации.
Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования.
Представляется, что субъектно-бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.
В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций.
Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций.
Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем.
К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий - негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности.
Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум.
В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности.
В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/