В статье рассматриваются преференциальные режимы как важные стратегические инструменты государства, используемые для экономического прорыва и повышения инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа.
В последнее десятилетие данный регион является геополитическим форпостом Российской Федерации в ее концепции «поворота на Восток». Преференциальные режимы в виде свободных экономических зон (СЭЗ) появились на Дальнем Востоке еще в 1990-е гг. и были одними из первых в постсоветской России, однако их функционирование не оправдало возложенных на них ожиданий. После длительного перерыва государство вернулось к идее создания территорий с льготными налоговыми и инвестиционными условиями.
Особые экономические зоны в настоящее время есть в разных регионах Российской Федерации. Тем не менее в Дальневосточном федеральном округе, на наш взгляд, преференциальные режимы имеют особое значение как опорные точки «прорыва» экономической и инвестиционной деятельности для всего макрорегиона и, возможно, страны в целом. К ним относятся не только особые экономические зоны (ОЭЗ), но также и территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), Инновационный научно-технический центр «Русский» (ИНТЦ «Русский») и даже Арктическая зона Российской Федерации.
Преференциальные режимы существуют во многих странах, как правило, власти, используя их, пытаются активизировать экономическую ситуацию в регионах, где они находятся. Такая политика производит различный эффект. Анализу функционирования преференциальных режимов в ДФО, в первую очередь ТОР, и посвящена статья.
Идентификаторы и классификаторы
Когда в общественном или научном дискурсе говорится о «повороте на Восток», прежде всего на ум приходит стратегия изменения ключевых геополитических и экономических партнеров государства, начиная с 2010-х гг. и особенно в связи с усиливающимся санкционным давлением. Под этим понятием подразумеваются партнерские отношения с Китаем и Индией, часто говорят об Азии в целом. Однако, на наш взгляд, «поворот на Восток» — это в первую очередь непосредственно сама Россия, у которой площадь азиатской части страны несоизмеримо больше, нежели европейская, и потенциал которой огромен. Поэтому смысл «поворота на Восток» важен не только в международном и геополитическом измерении, но и, конечно, во внутреннем, поскольку необходимо развивать пространство самой страны, создавать благоприятные экономические и социальные условия для проживания на востоке.
Список литературы
1. Бакланов, П. Я., Романов, Р. Т. (2019). Направления долгосрочного развития Дальневосточного региона России. Вестник ДВО РАН, 4, 6-18. DOI: 10.25808/08697698.2019.206.4.001 EDN: KCJXCY
Бакланов, П. Я., Романов, Р. Т. (2019). Направления долгосрочного развития Дальневосточного региона России. Вестник ДВО РАН, 4, 6-18. DOI: 10.25808/08697698.2019.206.4.001 EDN: KCJXCY
2. Ващук, А. С., Воронцов, Н. С. (2022). Дальневосточный фронтир 1990-х годов: от “территории-крепости” к новым формам развития региона. Журнал фронтирных исследований, 4, 104-135. DOI: 10.46539/jfs.v7i4.309 EDN: QCAUVN
Ващук, А. С., Воронцов, Н. С. (2022). Дальневосточный фронтир 1990-х годов: от “территории-крепости” к новым формам развития региона. Журнал фронтирных исследований, 4, 104-135. DOI: 10.46539/jfs.v7i4.309 EDN: QCAUVN
3. Гагарина, Г. Ю., Антонова, Д. А. (2023). Возможности заимствования Российской Федерацией мирового опыта преференциальных режимов. Федерализм, 28(3), 29-48. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-3-29-48 EDN: BYSZCA
Гагарина, Г. Ю., Антонова, Д. А. (2023). Возможности заимствования Российской Федерацией мирового опыта преференциальных режимов. Федерализм, 28(3), 29-48. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-3-29-48 EDN: BYSZCA
4. Гулидов, Р. В. (2021). К вопросу об оценке государственной политики по развитию Дальнего Востока России. Пространственная экономика, 17(4), 143-167. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-3-29-48 EDN: NCDUQF
Гулидов, Р. В. (2021). К вопросу об оценке государственной политики по развитию Дальнего Востока России. Пространственная экономика, 17(4), 143-167. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-3-29-48 EDN: NCDUQF
5. Квашнина, И. А. (2021). Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций. Вестник Института экономики Российской академии наук, 3, 121-132. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_3_121_132 EDN: PQFZED
Квашнина, И. А. (2021). Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций. Вестник Института экономики Российской академии наук, 3, 121-132. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_3_121_132 EDN: PQFZED
6. Котов, А. В. (2023). Особенности регулирования преференциальных территориальных режимов в странах ЕС. Современная Европа, 1, 100-112. DOI: 10.31857/S0201708323010084 EDN: OSFZSP
Котов, А. В. (2023). Особенности регулирования преференциальных территориальных режимов в странах ЕС. Современная Европа, 1, 100-112. DOI: 10.31857/S0201708323010084 EDN: OSFZSP
7. Кузнецова, О. В. (2018). “Восточный вектор” инвестиционных связей России. Мировая экономика и международные отношения, 62(2), 47-56. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-2-47-56 EDN: QMXVWP
Кузнецова, О. В. (2018). “Восточный вектор” инвестиционных связей России. Мировая экономика и международные отношения, 62(2), 47-56. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-2-47-56 EDN: QMXVWP
8. Кузнецова, О. В. (2020). География особых экономических зон и их аналогов в России. Региональные исследования, 4(70), 19-31. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-4-2 EDN: UBLURE
Кузнецова, О. В. (2020). География особых экономических зон и их аналогов в России. Региональные исследования, 4(70), 19-31. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-4-2 EDN: UBLURE
9. Кузнецова, О. В. (2016). Особые экономические зоны: эффективны или нет? Пространственная экономика, 4, 129-152. DOI: 10.14530/se.2016.4.129-152 EDN: XEDUEZ
Кузнецова, О. В. (2016). Особые экономические зоны: эффективны или нет? Пространственная экономика, 4, 129-152. DOI: 10.14530/se.2016.4.129-152 EDN: XEDUEZ
10. Кузнецова, О. В. (2019). Стратегия пространственного развития Российской Федерации: иллюзия решений и реальность проблем. Пространственная экономика, 15(4), 107-125. DOI: 10.14530/se.2019.4.107-125 EDN: PWBYDT
Кузнецова, О. В. (2019). Стратегия пространственного развития Российской Федерации: иллюзия решений и реальность проблем. Пространственная экономика, 15(4), 107-125. DOI: 10.14530/se.2019.4.107-125 EDN: PWBYDT
11. Лексин, В. Н. (2019). Дороги, которые мы не выбираем (о правительственной “Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года”). Российский экономический журнал, 3, 3-24. DOI: 10.33983/0130-9757-2019-3-3-24 EDN: ZCPKNS
Лексин, В. Н. (2019). Дороги, которые мы не выбираем (о правительственной “Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года”). Российский экономический журнал, 3, 3-24. DOI: 10.33983/0130-9757-2019-3-3-24 EDN: ZCPKNS
12. Леонов, С. Н. (2017). Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока России. Пространственная экономика, 2, 41-67. DOI: 10.14530/se.2017.2.041-067 EDN: YURKXF
Леонов, С. Н. (2017). Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока России. Пространственная экономика, 2, 41-67. DOI: 10.14530/se.2017.2.041-067 EDN: YURKXF
13. Леонов, С. Н. (2020). Преференциальные режимы созданных локальных точек роста и их влияние на экономику Дальнего Востока. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 13(3), 28-45. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.3 EDN: UJVIAP
Леонов, С. Н. (2020). Преференциальные режимы созданных локальных точек роста и их влияние на экономику Дальнего Востока. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 13(3), 28-45. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.3 EDN: UJVIAP
14. Ломакина, Н. В. (2018). Государственное стимулирование инвестиций в минерально-сырьевые проекты: дальневосточный вариант. Регионалистика, 5(4), 14-23. DOI: 10.14530/reg.2018.4.14 EDN: YAIYTB
Ломакина, Н. В. (2018). Государственное стимулирование инвестиций в минерально-сырьевые проекты: дальневосточный вариант. Регионалистика, 5(4), 14-23. DOI: 10.14530/reg.2018.4.14 EDN: YAIYTB
15. Ломакина, Н. В. (2020). Государственное стимулирование инвестиционной активности в ресурсном регионе: Дальневосточный вариант. Пространственная экономика, 16(4), 68-90. DOI: 10.14530/se.2020.4.068-090 EDN: HQCYHM
Ломакина, Н. В. (2020). Государственное стимулирование инвестиционной активности в ресурсном регионе: Дальневосточный вариант. Пространственная экономика, 16(4), 68-90. DOI: 10.14530/se.2020.4.068-090 EDN: HQCYHM
16. Минакир, П. А. (2017). Ожидания и реалии политики “поворота на Восток”. Экономика региона, 13(4), 1016-1029. DOI: 10.17059/2017-4-4 EDN: ZXQJZV
Минакир, П. А. (2017). Ожидания и реалии политики “поворота на Восток”. Экономика региона, 13(4), 1016-1029. DOI: 10.17059/2017-4-4 EDN: ZXQJZV
17. Минакир, П. А. (2012). О концепции долгосрочного развития экономики макрорегиона: Дальний Восток. Пространственная экономика, 1, 7-28. EDN: OWZHKB
Минакир, П. А. (2012). О концепции долгосрочного развития экономики макрорегиона: Дальний Восток. Пространственная экономика, 1, 7-28. EDN: OWZHKB
18. Одинцова, А. В. (2023). Преференциальные территории в пространственном развитии Российской Федерации. Федерализм, 28(2), 27-46. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-2-27-46 EDN: DJVGYY
Одинцова, А. В. (2023). Преференциальные территории в пространственном развитии Российской Федерации. Федерализм, 28(2), 27-46. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-2-27-46 EDN: DJVGYY
19. Печерица, В. Ф. (2013). Свободные экономические зоны КНР - локомотивы китайской экономики: опыт для России. Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2(63), 99-104. EDN: RCWIRX
Печерица, В. Ф. (2013). Свободные экономические зоны КНР - локомотивы китайской экономики: опыт для России. Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2(63), 99-104. EDN: RCWIRX
20. Смородинская, Н., Капустин, А. (1994). Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. Вопросы экономики, 12, 126-140. EDN: RWUENX
Смородинская, Н., Капустин, А. (1994). Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. Вопросы экономики, 12, 126-140. EDN: RWUENX
21. Смородинская, Н. В. (2011). Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты. Вестник ИЭ РАН, 3, 16-36. EDN: SZCBIF
Смородинская, Н. В. (2011). Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты. Вестник ИЭ РАН, 3, 16-36. EDN: SZCBIF
22. Швецов, А. Н. (2015). Особые правовые режимы для привлечения частных инвестиций и современных технологий в развитие территорий. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 4, 49-63. EDN: UXKDTT
Швецов, А. Н. (2015). Особые правовые режимы для привлечения частных инвестиций и современных технологий в развитие территорий. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 4, 49-63. EDN: UXKDTT
23. Шеховцов, А., Шестакова, М., Громов, А. (2000). Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России. Вопросы экономики, 10, 104-117. EDN: CDVNEF
Шеховцов, А., Шестакова, М., Громов, А. (2000). Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России. Вопросы экономики, 10, 104-117. EDN: CDVNEF
24. Bach, J. (2011). Modernity and the Urban Imagination in Economic Zones. Theory, Culture & Society, 28(5), 98-122.
Bach, J. (2011). Modernity and the Urban Imagination in Economic Zones. Theory, Culture & Society, 28(5), 98-122.
25. Bost, F. (2019). Special Economic Zones: Methodological Issues and Definition. Transnational Corporations Journal, 26(2), 141-156.
Bost, F. (2019). Special Economic Zones: Methodological Issues and Definition. Transnational Corporations Journal, 26(2), 141-156.
26. Chen X. (1994). The Changing Roles of free Economic Zones in Development: A comparative Analysis of Capitalist and Socialist Cases in East Asia. Studies in Comparative International Development, 3-25.
Chen X. (1994). The Changing Roles of free Economic Zones in Development: A comparative Analysis of Capitalist and Socialist Cases in East Asia. Studies in Comparative International Development, 3-25.
27. Chen X. (1995). The Evolution of free Economic Zones and the Recent Development of Cross-national Growth Zones.International Journal of Urban and Regional Research, 4, 593-621. EDN: XYGSMH
Chen X. (1995). The Evolution of free Economic Zones and the Recent Development of Cross-national Growth Zones.International Journal of Urban and Regional Research, 4, 593-621. EDN: XYGSMH
28. Farole T. (Ed.). (2011). Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. World Bank Publications.
Farole T. (Ed.). (2011). Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. World Bank Publications.
29. Grubel H. G. (1982). Towards a Theory of free Economic Zones. Weltwirtschaftliches Archiv, 118(1), 39-61.
Grubel H. G. (1982). Towards a Theory of free Economic Zones. Weltwirtschaftliches Archiv, 118(1), 39-61.
30. Krugman P. (1991). The Move toward free Trade Zones. Economic Review, 76(6), 5.
Krugman P. (1991). The Move toward free Trade Zones. Economic Review, 76(6), 5.
31. Levien M. (2012). The Land Question: Special Economic Zones and the Political Economy of Dispossession in India. The Journal of Peasant Studies, 39(3-4), 933-969. EDN: XTEJJP
Levien M. (2012). The Land Question: Special Economic Zones and the Political Economy of Dispossession in India. The Journal of Peasant Studies, 39(3-4), 933-969. EDN: XTEJJP
32. Meng G. (2005). Evolutionary Model of Free Economic Zones: Different Generations and Structural Features. Chinese geographical Science, 15, 103-112.
Meng G. (2005). Evolutionary Model of Free Economic Zones: Different Generations and Structural Features. Chinese geographical Science, 15, 103-112.
33. Papadopoulos N. (1987). The Role of Free Zones in International Strategy. European Management Journal, 5(2), 112-120.
Papadopoulos N. (1987). The Role of Free Zones in International Strategy. European Management Journal, 5(2), 112-120.
34. Shuhong G. (2012). Evolution of Development of Free Economic Zones in China. Journal of European Economy, 11(2), 184-192.
Shuhong G. (2012). Evolution of Development of Free Economic Zones in China. Journal of European Economy, 11(2), 184-192.
35. Wong K. Y., Chu D. K.Y. (1984). Export Processing Zones and Special Economic Zones as Generators of Economic Development: The Asian Experience. Geografiska Annaler. Series B. Human Geography, 1, 1-16.
Wong K. Y., Chu D. K.Y. (1984). Export Processing Zones and Special Economic Zones as Generators of Economic Development: The Asian Experience. Geografiska Annaler. Series B. Human Geography, 1, 1-16.
36. Zeng D. Z. (2016). Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience. PEDL Synthesis Paper Series, 1(1), 1-9.
Zeng D. Z. (2016). Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience. PEDL Synthesis Paper Series, 1(1), 1-9.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена методологическим и методическим возможностям и ограничениям метода интервью в элитологии.
Анализируются современные методологические подходы в элитологии.
Акцентируется внимание на истоках терминологического и интерпретативного аппарата в российских элитологических исследованиях, основанного на заимствовании из арсенала западной политологической науки. Англо-саксонская американская политологическая традиция базируется на метафорическом осмыслении и символической репрезентации имперской римской цивилизации и антропоцентричном мировосприятии и когнитивном логико-формализованном восприятии институциональной структуры политической системы.
В рамках доминирующего в западной политологии структурно-функционального методологического подхода наличие функционирующего формально подчиненного правовым основаниям политического института в системе государственного и политического управления и муниципального самоуправления предполагает однозначное выполнение политическими институтами и участвующими в них в рамках политического участия представителями политических элит предписанных на законодательном уровне политических функций с известным запрограммированным результатом.
Любые отклонения от определенных правовыми нормами результатов рассматриваются как девиация. При этом за пределами анализа остается личность представителя политической элиты с ее социальным, культурным, коммуникативным и политическим капиталом, наделенная эмоциями и индивидуальными психолого-волевыми качествами, различные контексты ее прошлого и настоящего и способность к политическому стратегическому видению.
Метод интервью, используемый в элитологии, позволяет получить репрезентативное представление о личности политика, его психолого-эмоциональных качествах, его образе мышления.
Вместе с тем метод интервью в элитологических исследованиях нельзя считать всецело объективным, степень его репрезентативности детерминирована рядом обстоятельств: от программы интервью и личности интервьюера до способности создать доверительную атмосферу и верно интерпретировать полученные результаты.
Актуальность исследования определяется местом и функциями, которые выполняет политико-административная элита, обеспечивая устойчивость и безопасность общества.
Обозначенный в публичном дискурсе революционный поворот, определяющий критерии интеграции новых членов в политико-административную элиту, требует научной рефлексии и понимания причин и факторов, его определяющих.
В статье представлены результаты исследования ключевых факторов, которые определяли динамику политико-административной элиты России на рубеже ХХ-ХХI вв.
Показано, что трансформация российской политико-административной элиты проходила под влиянием: исторического фактора, который характеризует сложившиеся в российской политической системе традиции рекрутирования политико-административных элит; общественно-политического фактора, отражающего тенденции трансформации системы государственного управления на рубеже ХХ и XXI вв.; собственно политического фактора, характеризующего состояние и особенности политической и партийной систем России; социально-экономического фактора, отражающего ориентацию бизнеса на интеграцию в политико-административную элиту; а также социокультурного фактора, отражающего ценностную динамику российского общества.
Выявлено, что динамика изменений политико-административной элиты России является ответом на глобальные (цифровизация общества и публичной политики, глобальный экономический кризис и пандемия коронавируса), внешнеполитические и внутриполитические вызовы.
В статье рассматривается влияние глобальных тенденций декарбонизации и выполнения климатических обязательств на угольную промышленность Южно-Африканской Республики (ЮАР).
В условиях постепенного удешевления альтернативных источников энергии и глубокой трансформации энергетического сектора угольная промышленность сталкивается с рядом негативных тенденций, включая дестабилизацию отрасли и снижение ее роли в энергетическом балансе страны.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить роль правительства в управлении этими процессами и его реакцию на внешнее давление в контексте глобальной декарбонизации.
Основной фокус сделан на анализе политических и стратегических документов, а также дискурса вокруг вопросов будущего угольной промышленности. Для углубленного понимания были проведены интервью с представителями угольной промышленности, государственными чиновниками и экспертами, представляющими государственные и частные организации ЮАР.
Сделано несколько важных выводов. Во-первых, правительство ЮАР играет пассивную роль в управлении процессами дестабилизации угольной промышленности, вызванными глобальной тенденцией декарбонизации и климатическими обязательствами.
Вместо активного вмешательства и регулирования государство дистанцируется от решения этих проблем, что усугубляет неопределенность в отрасли.
Внутри самого правительства существует множество дискурсивных противоречий, что приводит к отсутствию координации между ведомствами и препятствует формированию единой стратегии по поддержке угольной промышленности в условиях меняющегося энергетического ландшафта.
Также выявлено, что правительство не оказывает достаточной поддержки инновациям и внедрению чистых технологий в угольной отрасли. Это приводит к тому, что промышленность продолжает функционировать в устаревшем и неустойчивом режиме.
Вместо активного продвижения новой повестки развития, правительство поддерживает инерционный сценарий трансформации, что замедляет процесс декарбонизации и препятствует переходу к более устойчивым моделям энергетики.
Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли правительств в трансформации угольных отраслей стран, где уголь является ключевым элементом экономики.
Процесс управления инновациями имеет большое значение для реализации целей политической модернизации и развития. От способности суверенного государства реализовать политику управления инновациями в электоральной сфере зависит легитимность политической власти и политического режима, доверие к политической системе со стороны гражданского общества и внешних субъектов, в первую очередь других суверенных государств и международных организаций, а также соблюдение принципа электорального суверенитета, являющегося составной частью государственного и национального суверенитета.
Вынужденный разрыв межгосударственного взаимодействия России и стран Запада, в том числе по проблемам электорального сотрудничества, а также курс на укрепление российского электорального суверенитета обуславливают запрос на академическое исследование и экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий в области управления инновационной деятельностью.
Цель статьи - выявление и систематизация причин (целей инноваций), стоящих перед суверенным государством при осуществлении инновационной деятельности в электоральном пространстве, соответствие такой деятельности категории «электоральный суверенитет».
Методология исследования опирается на теорию политического развития и модернизации, теорию диффузии инноваций, правовую теорию суверенитета. В качестве одного из результатов исследования предложена экспликативная модель инновационной деятельности в электоральном пространстве, согласно которой цели инновации можно разделить на три порядка, они взаимодополняющие и ориентированы не только на модернизацию и развитие избирательной системы, но и на воплощение в жизнь принципа электорального суверенитета.
Автор отмечает, что инновацией не обязательно является созданный или импортированный институт или технология, а также и воссозданный процесс, который ранее был институционализирован целиком или фрагментированно в электоральной истории государства.
Предлагается провести ревизию электоральных традиций России на предмет их актуальности и возможности использования в процессе управления инновациями для укрепления отечественного электорального суверенитета.
Современная цифровизация политики влечет за собой риски усиления влияния маргинальных и экстремистских групп в онлайн-пространстве, распространяющих деструктивную идеологию. На Юге России эта проблема получает особое значение в связи с близостью к районам межнациональной и межгосударственной напряженности.
Поэтому региональным политическим элитам требуется консолидация по созданию и трансляции смысловых паттернов, направленных на позитивную репрезентацию актуальных событий и процессов макрорегиона.
Цель статьи - исследование структуры и тематического содержания активности глав регионов Юга России в Интернете. Для этого автором проводится уточнение понятия информационного поля политики как пространства, в котором политические акторы создают с помощью онлайн-ресурсов новостную повестку и объясняют реальность через общий репертуар образов, когнитивных схем и нарративов.
Затем с помощью компьютерного приложения RStudio, основанного на языке программирования R, осуществляется веб-скрайпинг 11 тыс. последних постов из официальных страниц региональных лидеров Юга России в социальной сети «ВКонтакте» и применяются методы обработки естественного языка - текст-майнинга, среди которых: латентно-семантический анализ (LSA), сентимент-анализ, контент-анализ с авторским словарем и анализ совпадений слов.
В результате отмечается, что в настоящее время активность региональных лидеров Юга России в Интернете имеет значительный уровень согласованности, что свидетельствует о наличии устойчивого информационного поля, смысловым ядром которого выступают темы помощи новым субъектам РФ, поддержки семьи и развития локальной городской среды.
Внимание авторов направлено на выявление ресурсов, форм, практик, мест формирования и реализации, мер государственной поддержки досуговых солидарностей сельской молодежи Краснодарского края.
Теоретические контуры исследования обозначены концепцией пространственной солидарности, реализующейся в повседневных взаимодействиях представителей различных локальных сообществ (S. Oosterlynck), интерпретацией молодежных культурных практик сквозь призму солидарного подхода (Е. Л. Омельченко), сфокусированного на внутри- и межгрупповых коммуникациях, способствующих формированию коллективных идентичностей в молодежных общностях.
Аналитическая оптика современных социологов фокусируется не только на макроуровне конструирования доминирующих структурных форм солидарности в границах национальных государств, но и на микроуровне достижения социальной сплоченности реляционных мест (рабочих, досуговых, образовательных, жилищных пространств).
Дизайн исследования задан экспликацией солидарности как совокупности социальных практик, основанных на взаимозависимости, встречах, общих ценностях, обмене различными ресурсами, осуществляемых в повседневных досуговых пространствах молодыми жителями сельских сообществ.
Прикладное исследование строилось на основе стратегии смешивания качественных и количественных методов (анкетный и экспертный опросы, интервью). В 2022-2023 гг. проводилось анкетирование сельской молодежи Кубани (N = 98, N =103), в 2023 г. - интервьюирование экспертов (N = 6) и школьников (N = 6), проживающих в неурбанизированных районах региона.
Места конструирования молодежной сплоченности обозначены как дом, социальные сети, досуговые учреждения; выделены две формы молодежных солидарностей: прямая/восходящая и косвенная/нисходящая.
Установлены барьеры, препятствующие развитию молодежных досуговых солидарностей в сельских районах: нехватка кадровых ресурсов, слабое материально-техническое оснащение объектов культурно-досуговой сети, отсутствие инновационных креативных культурно-досуговых площадок.
Описаны меры государственной поддержки повседневных культурных молодежных пространств в сельских поселениях Краснодарского края.
Брендинг российских регионов в последнее десятилетие становится одним из ключевых ориентиров политики идентичности наряду с политикой памяти и символической политикой.
Цель данной статьи - выявление потенциала брендов региона в укреплении российской национальной идентичности на примере Республики Адыгея. Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса, проведенного в октябре-ноябре 2023 г.
В качестве индикаторов обозначены уникальность региона, консолидационный потенциал региона, многоуровневая идентичность и архитектура региональных брендов. По мнению авторов, брендинг имеет большое значение в позиционировании Адыгеи на национальном и международном уровнях, поскольку предполагает создание брендов, напрямую идентифицирующихся с регионом.
По результатам эмпирического исследования авторы подразделяют иерархию идентичностей на активные и ситуативные. К активным идентичностям, которые человек демонстрирует в процессе повседневных социальных практик, относятся этническая, поколенческая и профессиональная идентичности; к ситуативным идентичностям, которые человек проявляет в зависимости от актуализации тех или иных контекстов, относятся российская национальная, кавказская политическая и региональная уровни идентичности.
Определено, что этническая идентичность находит выражение в брендах республики; поколенческая идентичность не может игнорироваться при конструировании бренда, так как поиск общих ценностных приоритетов и идеалов у различных поколений позволит заложить в бренде непротиворечивые основы для общей российской идентичности; профессиональные идентичности являются косвенным показателем состояния экономической сферы в регионе и могут быть учтены при конструировании бренда.
Понятие субсидиарности достаточно распространено в политической и юридической науках и широко применяется при анализе институциональной организации либеральных демократий, прежде всего стран - членов Европейского союза. Однако данное понятие практически не употребляется при анализе автократических режимов, включая современные электоральные автократии. Объясняется это сомнениями исследователей в применимости понятия субсидиарности и связанных с ним понятий децентрализации, федерализма, региональной самостоятельности, местного самоуправления и др. в анализе властно-управленческих вертикалей, создаваемых автократическими режимами. Эта тенденция наблюдается даже в исследованиях, посвящённых созданию новых концептуальных структур, более адекватных для изучения постсоветских стран ввиду научной дискредитации терминологического аппарата западной политологии. Соответственно цель проведённого исследования - выявить эвристический потенциал понятия субсидиарности при анализе институциональной трансформации стран постсоветского пространства, в том числе посткоммунистических автократий. Теоретико-методологическую базу исследования составили институциональный подход, скорректированный венгерскими политологами Б. Мадьяром и Б. Мадловичем применительно к анализу посткоммунистических стран, а также метод case study - в качестве кейсов для анализа были выбраны типичные постсоветские случаи: Польша и Венгрия. На основе анализа истории постсоветской трансформации этих двух стран был показан высокий эвристический потенциал изучения особенностей институциональной реализации принципа субсидиарности, который наряду с действием других институтов становится важным фактором формирования траектории политического развития страны. На этой основе были выделены и описаны два типа субсидиарности - позитивный, связанный с делегированием ресурсов и полномочий по решению проблем на тот уровень, на котором они возникают, и негативный, перераспределяющий ответственность за принимаемые решения на нижние уровни властной иерархии и в ситуации кризиса вынужденный вслед за ответственностью делегировать и соответствующие полномочия и ресурсы. Негативная форма субсидиарности возникает в ситуации кризиса, но создаёт институты, определяющие будущее развитие страны.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/