Возрастающий интерес к концептам в когнитивной лингвистике подчеркивает актуальность изучения представлений о красоте в разных культурах. Целью статьи является исследование семантических особенностей выражения данного концепта в эрзянском и финском языках на основе сравнительного анализа фразеологизмов и паремий. Понятие красоты является универсальным, а его восприятие и оценка варьируются в зависимости от культурных и социальных факторов, что делает его анализ важным для понимания мировоззрения двух родственных народов. Материалом исследования послужили фразеологические единицы и паремии, полученные в результате применения метода сплошной выборки из специализированных словарей и сборников. Исследование показало, что вербализация красоты в анализируемых языках отражает многогранное отношение к изучаемому понятию. На основе общего семантического признака было выделено четыре группы фразеологизмов и паремий, описывающих внешнюю и внутреннюю красоту, обманчивые свойства красоты, а также критическое отношение к внешности. В ходе исследования также был проведен этимологический анализ базовых лексем. Работа демонстрирует, что представления о красоте в эрзянском и финском языках не только различаются, но и иллюстрируют уникальные культурные ценности народов. Результаты работы могут быть полезны для преподавания финно-угорских языков, а также для этнолингвистических исследований и межкультурной коммуникации.
Идентификаторы и классификаторы
Научная новизна работы состоит в сравнительном исследовании вербализации концепта «красота» в эрзянском и финском языках на основе фразеологических единиц и паремий, что ранее практически не рассматривалось в научном сообществе. Данное исследование фокусируется на анализе устойчивых выражений, которые наиболее ярко и образно передают национальные представления двух народов о красоте. Необходимо также отметить, что фразеологический фонд в данном исследовании рассматривается в широком понимании1 и включает в себя собственно фразеологизмы, а также пословицы, поговорки, крылатые слова и т. п., представляющие собой «предикативные сочетания, равные предложению и выражающие завершенную мысль, то или иное суждение или фразу, которая образуется реализацией несвободных значений слов»2.
Список литературы
1. Арсаханова М. А., Гацаева А. Б., Дадаева А. Р. Концепт “красота” в немецкой фразеологической языковой картине мира // Успехи гуманитарных наук. 2021. №12. С. 270-273. EDN: YTSFGE
Arsakhanova, M. A., Gatsaeva, A. B., Dadaeva, A. R. (2021). The concept of beauty in the german phraseological language picture of the world. Modern Humanities Success, 12, 270-273. EDN: YTSFGE
2. Водясова Л. П. Соотношение членов предложения и фразеологизмов в эрзянском языке // Вестник угроведения. 2024. Том 14. №2. С. 258-266. DOI: 10.30624/2220-4156-2024-14-2-258-266 EDN: QXAUAM
Vodiasova, L. P. (2024). Correlation of parts of a sentence and phraseological units in the erzya language. Bulletin of Ugric Studies, 14(2), 258-266. DOI: 10.30624/2220-4156-2024-14-2-258-266 EDN: QXAUAM
3. Газилов М. Г., Иванникова И. А., Павлова А. Д. Компаративное исследование особенностей выражения концепта “красота” во фразеологизмах китайского, французского, немецкого и русского языков // Сервис Plus. 2019. Том 13. №4. С. 75-81. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10409 EDN: ROZBVT
Gazizov, M. G., Ivannikova, I. A., Pavlova, A. D. (2019). A comparative study on peculiarities of expressing the concept of “beauty” in phraseological units of the Chinese, French, German and Russian languages. Service Plus, 13(4), 75-81. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10409 EDN: ROZBVT
4. Гасанова М. А., Висаитова С. В. Репрезентация концепта “красота” в языковой картине мира арабского и русского языков // Мир науки, культуры, образования. 2019. №2. С. 531-533. EDN: ZIXJMT
Gasanova, M. A., Visaitova, S. V. (2019). Representation of the concept of beauty in Arabic and Russian language pictures of the world. The world of science, culture and education, 2, 531-533. EDN: ZIXJMT
5. Дибирова А. М. К вопросу о реализации концепта “человек” в английских и русских фразеологизмах // Международный академический вестник. 2019. №12. С. 116-118. EDN: YDSGFF
Dibirova, A. M. (2019). On the question of the implementation of the concept of “man” in English and Russian phraseological units. International Academic Bulletin, 12, 116-118. EDN: YDSGFF
6. Динисламова О. Ю., Динисламова С. С. Образ красивой женщины в мансийской и русской фразеологической картине мира // Вестник угроведения. 2019. Том 9. №2. С. 207-222. DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-2-207-222 EDN: BTWTEC
Dinislamova, O. Y., Dinislamova, S. S. (2019). The image of a beautiful womanin mansi and Russian phraseological picture of the world. Bulletin of Ugric Studies, 9(2), 207-222. DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-2-207-222 EDN: BTWTEC
7. Зекиева П. М., Нагамирзаева З. З. Концепт “красота” в русских и английских устойчивых выражениях // Modern Humanities Success. 2023. №12. С. 74-77. EDN: HGTMOW
Zekieva, P. M., Nagamirzayeva, Z. Z. (2023). The concept of “beauty” in Russian and English stable expressions. Modern Humanities Success, 12, 74-77. EDN: HGTMOW
8. Идразова Э. С. А. Концепт “красота” в русских паремиях // Научный бюллетень Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2024. №1. С. 104-109. DOI: 10.36684/118-2024-1-1-104-109 EDN: IHRSCU
Idrazova, E. S. A. (2024). The concept of “beauty” in Russian parodies. Scientific Bulletin of Kadyrov Chechen State University, 1, 104-109. DOI: 10.36684/118-2024-1-1-104-109 EDN: IHRSCU
9. Карпунина Е. Д. Репрезентация концепта “деньги” во фразеологических единицах финского и эрзянского языков // Финно-угорский мир. 2021. Том 13. №1. С. 29-37. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37 EDN: ISLLJC
Karpunina, E. D. (2021). Representation of the concept “money” in phraseological units of the Finnish and Erzia languages. Finno-Ugric World, 13(1), 29-37. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.29-37 EDN: ISLLJC
10. Ляшенко Н. А. К вопросу о фразеологизмах как средствах репрезентации концепта “красота” в английском языке // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Том 101. №6. С. 104-108. DOI: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-104-108 EDN: XJMYLS
Lyashenko, N. A. (2023). On the question of phraseological units as means representing the concept “beauty” in the English language. The Humanities and social sciences, 101(6), 104-108. DOI: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-104-108 EDN: XJMYLS
11. Мосина Н. М., Дригалова Е. Д. Репрезентация концепта “семья” в лексико-фразеологических системах финского и эрзянского языков // XLVIII Огаревские чтения: материалы научной конференции. Часть 1. 2020. С. 32-37. EDN: QWKCPK
Mosina, N. M., Drigalova, E. D. (2020). Representation of the concept “family” in the lexic-phraseological systems of the Finnish and Erzya languages., 32-37. XLVIII Ogarev readings: proceedings of the scientific conference. Part 1. EDN: QWKCPK
12. Саакян Л. Н., Клубничкина Д. А. Концепт “красота” в языковом сознании носителей русского языка // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2022. №1. С. 230-243. EDN: SJBHPP
Sahakian, L. N., Klubnichkina, D. A. (2022). The concept of “beauty” in the linguistic consciousness of Russian speakers. Theory of Language and Intercultural Communication, 1, 230-243. EDN: SJBHPP
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на основе метода теоретического анализа и обобщения педагогического опыта выявляются особенности системы образования в Республике Саха (Якутия), рассматривается организация кочевого лагеря как новой формы в концепции малокомплектного и кочевого образования. Проблема сохранения эвенского языка остро проявилась в середине ХХ и начале XXI вв. Ею обусловлена идея организации кочевого лагеря как новой формы обучения родному языку и культуре среди эвенов. До 2000 г. подобных организационных форм в Российской Федерации не было, и настоящий подход можно расценить в качестве инновации в области образования. Первый опыт, поддержанный региональными органами власти, оказался удачным и имел продолжение в форме организации экологического, этноэкологического, трудового и других видов лагерей. Опыт проведения первого кочевого лагеря был проанализирован как учеными, так и организаторами учебного процесса, и в итоге был принят ряд мер, в том числе в области научно-методического обеспечения его деятельности. Положительный опыт работы кочевого лагеря рекомендуется к применению в условиях непрерывного дополнительного образования в регионах, а также для решения проблем сохранения родного языка и культуры.
Статья посвящена изучению космогонических нарративов народа мари. Цель исследования - выявить эпические особенности сотворения мира в марийском героическом эпосе «Югорно. Песнь о вещем пути» на фоне известных в общемировом контексте эпических произведений. Материалами являются как поэтическое творение А. Я. Спиридонова «Югорно. Песнь о вещем пути», так и полевые материалы автора по многоуровневой системе концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего в картине мира марийского народа. Работа базируется на герменевтико-феноменологическом подходе к изучению эпических текстов с применением проблемного, историко-компаративистского методов, а также семантического анализа эпического текста. Широко востребованные представления людей о мироустройстве отражаются в народном героическом эпосе как имманентное противоречие между двумя противоположными началами, наличествующими в самой сути бытия (верх-низ, правое-левое, белое-черное). В марийском поэтическом творении «Югорно» эпические особенности сотворения мира выразились не в жестком антагонизме героя и антигероя, а в мирной конкуренции между богами-творцами различных частей Вселенной, понимаемые людьми как добро и зло в силу объективной дуальности мира.
Удмуртский рэп стал попыткой расширить горизонты национальной литературно-музыкальной культуры начала XXI в., в которой в то время доминировал этнофутуризм. Объектом анализа в настоящей работе являются удмуртские рэп-тексты П. Шибанова, Б. Анфиногенова и А. Пикулева, которые выпустили свои альбомы в период 2008-2018 гг. Цель исследования - изучить и выявить национальные особенности удмуртских рэп-текстов. Ведущим методом исследования является описательно-аналитический с использованием приемов сравнительного литературоведения. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: П. Шибанов изображает жизнь удмуртских студентов в общежитии. В его творчестве адаптация к современному городу предстает в разных аспектах. Б. Анфиногенов пишет свои тексты в стиле этносаундтрека, перемешивая удмуртский, русский и английский языки. Его герой самодостаточен тем, что является удмуртом и может представить свой народ в глобальном мире. А. Пикулев прокладывает путь из субкультуры рэпа в художественно-литературное начало, образы природы занимают важное место. Удмуртский рэп менее всего нацелен на выражение протестных настроений, для него важнее повышение в молодежной среде статуса родного языка.
Целью данной работы является когнитивно-семиотический анализ системы Continuous английского глагола. В качестве материала для анализа берется внутренняя форма времен системы Continuous. Грамматические формулы рассматриваются как грамматические фразеологизмы, поэтому исследование проводится путем применения к грамматическим формулам системы Continuous методики фразеосемантического моделирования и концептуального анализа. Анализ показывает, что общая когнитивная модель системы Continuous актуализирует дискурсивное тождество актанта-подлежащего и актанта-предикатива, выраженного герундием значимого глагола. Указанная модель выражает семантику замкнутого действия при ограниченной пространственно-временной рамке его развития без жесткой привязки к временным маркерам начала и конца действия. Отдельные времена системы Continuous показывают различное положение наблюдающего субъекта по отношению к времени развития действия, а также модификации базовой когнитивной модели Continuous. Для времен Present Continuous и Past Continuous специфика их дискурсивной синтагматики заключается в различной позиции наблюдающего субъекта. Для Future Continuous характерна модифицированная модель тождества актанта-подлежащего и актанта-предикатива, развивающая дополнительный параметр парадигматической зависимости предикатива высказывания от его субъекта. В работе рассматривается также когнитивная модель конструкции to be going to + инфинитив как частный случай когнитивной модели Continuous.
Взаимодействие мифа и литературы является актуальной литературоведческой проблемой. Мифологические темы, сюжеты, мотивы, образы используются и переосмысливаются в чувашской литературе на всем протяжении ее истории. Основной целью данного исследования является изучение особенностей отражения мифологии в чувашской поэзии. В качестве материалов для исследования послужили наиболее яркие поэтические произведения чувашских авторов, созданные в XX - начале XXI вв., в структуре которых важную роль играют мифологические элементы. Основными являются описательный и системный методы. В статье впервые представлен обзорный анализ чувашской поэзии XX - начала XXI в. с точки зрения заявленной темы. Ее изучение продемонстрировало, что в поэтических произведениях миф отражается более чем заметно. В них выявляются структурные и содержательные элементы мифа, а также признаки мифологического мышления и мифологической картины мира. Проведенное исследование показало, что миф является одним из источников художественного творчества. В перспективе предполагается проанализировать особенности функционирования мифа в прозе и драматургии. Полученные результаты могут быть использованы при изучении проблемы национальной идентичности в чувашской литературе.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731