Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Идентификаторы и классификаторы
В целом для марокканцев, сомалийцев и египтян, являвшихся крупнейшими и дольше всего проживавшими в стране группами африканского происхождения, были характерны наиболее высокие показатели территориальной концентрации. Миграционные потоки трудовой и образовательной миграции из Марокко и Египта обусловили высокую концентрацию переселенцев из этих стран в наиболее экономически развитых и густонаселенных районах Дании. Так, около 82% всех марокканцев страны проживали в коммунах Столичного региона (Ховедстаден), при этом 50,6% концентрировались в границах коммуны Копенгаген. На долю коммун Орхуса, Оденсе и Ольборга приходилось еще 7,2% марокканцев. Для египтян эти значения были незначительно ниже: в Столичном регионе проживал 71% египетской общины, в коммуне Копенгаген — 37,5%. В свою очередь, размещение сомалийцев, представленных в большей степени беженцами и членами их семей, характеризовалось более низким уровнем концентрации в четырех крупнейших коммунах страны — 65,8%. Однако, в отличие от марокканцев и египтян, в расселении выходцев из Сомали роль столичной коммуны не была столь гипертрофирована — 26,7%; на долю коммуны Орхус приходились 22,9% всех сомалийцев, Оденсе — 10,5%, Ольборг — 5,7%
Список литературы
1. Benassi, F., Iglesias-Pascual, R., Salvati, L. 2020, Residential segregation and social diversification: Exploring spatial settlement patterns of foreign population in Southern European cities, Habitat International, vol. 101, 102200,. DOI: 10.1016/j.habitatint.2020.102200
2. Imeraj, L., Willaert, D., de Valk, H. A. G. 2018, A comparative approach towards ethnic segregation patterns in Belgian cities using multiscalar individualized neighborhoods, Urban Geography, vol. 39, № 8, p. 1221-1246,. DOI: 10.1080/02723638.2018.1446584
3. Горохов, С. А., Агафошин, М. М., Дмитриев, Р. В. 2020, Сомалийцы в Швеции: региональное измерение, Современная Европа, № 7, с. 132-143,. DOI: 10.15211/soveurope72020150161 EDN: GNUVUT
4. Rogne, A. F., Andersson, E. K., Malmberg, B., Lyngstad, T. H. 2020, Neighbourhood Concentration and Representation of Non-European Migrants: New Results from Norway, European Journal of Population, vol. 36, p. 71-83,. DOI: 10.1007/s10680-019-09522-3
5. Tanis, K. 2020, Regional distribution and location choices of immigrants in Germany, Regional Studies, vol. 54, № 4, p. 483-494,. DOI: 10.1080/00343404.2018.1490015
6. Vogiazides, L., Mondani, H. 2021, Geographical Trajectories of Refugees in Sweden: Uncovering Patterns and Drivers of Inter-Regional (Im)mobility, Journal of Refugee Studies, vol. 34, № 3, p. 3065-3090,. DOI: 10.1093/jrs/feaa074
7. Агафошин, М. М., Горохов, С. А., Дмитриев, Р. В. 2023, Пространственная трансформация миграционной системы в период кризиса, Вестник Санкт-Петербургского университета, Науки о Земле, т. 68, № 1, с. 29-43,. DOI: 10.21638/spbu07.2023.102 EDN: PKPCUF
8. Алексеев, Д. В. 2017, Нелегальная миграция из стран Африки: угрозы и вызовы для Европы, Азия и Африка сегодня, № 7 (720), с. 38-42. EDN: ZAONAH
9. Громыко, А. А. 2017, Миграция из стран Ближнего Востока и Африки в Европу: вызовы и угрозы, Ученые записки Института Африки РАН, № 3 (40), с. 116-124. EDN: ZWUNIB
10. Охошин, О. В. 2020, Миграционная политика Великобритании до и после брекзита, Вестник Российского университета дружбы народов, Серия: Политология, т. 22, № 3, с. 506-516,. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-3-506-516 EDN: JTLCJR
11. Сидорова, Г. М., Жерлицына, Н. А. 2023, Динамика миграционных и интеграционных процессов в Южной Европе (Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Мальта), Мировая экономика и международные отношения, т. 67, № 9, с. 109-118,. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-9-109-118 EDN: VSMCCD
12. Agafoshin, M. M., Gorokhov, S. A., Dmitriev, R. V. 2022, Refugees from Syria and Iraq in Sweden: Resettlement during the Migration Crisis, Baltic Region, vol. 14, № 4, p. 98-112,. DOI: 10.5922/20798555-2022-4-6 EDN: IKRMTW
13. Andersen, J., Elm Larsen, J., Hornemann Møller, I. 2009, The exclusion and marginalisation of immigrants in the Danish welfare society: Dilemmas and challenges, International Journal of Sociology and Social Policy, vol. 29, № 5/6, p. 274-286,. DOI: 10.1108/01443330910965804
14. Stonawski, M., Rogne, A. F., Christiansen, H., Bang, H., Lyngstad, T. H. 2022, Ethnic segregation and native out-migration in Copenhagen, European Urban and Regional Studies, vol. 29, № 2, p. 168-188,. DOI: 10.1177/09697764211039183 EDN: VLQIBO
15. Talalaeva, E. Yu., Pronina, T. S. 2020, Ethno-confessional immigrant ghettos as a national security problem in Denmark’s social and political discourse, Baltic Region, vol. 12, № 3, p. 55- 71,. DOI: 10.5922/2078-8555-2020-3-4 EDN: PUNVFO
16. Jønsson, H. V., Petersen, K. 2012, ‘Denmark: A National Welfare State Meets the World’ in Immigration Policy and the Scandinavian Welfare State 1945-2010. Migration, Diasporas and Citizenship Series, Palgrave Macmillan, London, p. 97-148,. DOI: 10.1057/9781137015167_3
17. Kapitsyn, V. M., Magomedov, A. K., Shaparov, A. E. 2022, Immigration policy and integration of migrants in the Kingdom of Denmark at the beginning of the XXI century, Baltic Region, vol. 14, № 2, p. 98-114,. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-2-7 EDN: AJEMBJ
18. Kreichauf, R. 2020, ‘Legal Paradigm Shifts and Their Impacts on the Socio-Spatial Exclusion of Asylum Seekers in Denmark’, in: Glorius, B., Doomernik, J. (eds.), Geographies of Asylum in Europe and the Role of European Localities, IMISCOE Research Series. Springer, Cham., p. 45-67,. DOI: 10.1007/978-3-030-25666-1_3
19. Andersen, H. S. 2010, Contextualising ethnic residential segregation in Denmark: welfare, housing and immigration: Country Report for Denmark, Danish Building Research Institute, Aalborg University, 59 p., URL: https://blogs.helsinki.fi/nodesproject/files/2010/12/Denmark.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
20. Arendt, J. N., Dustmann, C., Ku, H. 2022, Refugee migration and the labour market: lessons from 40 years of post-arrival policies in Denmark, Oxford Review of Economic Policy, vol. 38, № 3, p. 531-556,. DOI: 10.1093/oxrep/grac021 EDN: GSIEMA
21. Damm, A. P. 2004, The Danish Dispersal Policy on Refugee Immigrants 1986-1998: A Natural Experiment?, Department of Economics Aarhus School of Business, 48 p., URL: https://www.researchgate.net/publication/5093615_The_Danish_Dispersal_Policy_on_Refugee_Immigrants_1986-1998_A_Natural_Experiment (дата обращения: 01.04.2024).
22. Herslund, L., Paulgaard, G. 2021, Refugees’ Encounters with Nordic Rural Areas-Darkness, Wind and “Hygge”!, Frontiers in Sociology, vol. 6, 623686,. DOI: 10.3389/fsoc.2021.623686
23. Larsen, B. R. 2011, Becoming Part of Welfare Scandinavia: Integration through the Spatial Dispersal of Newly Arrived Refugees in Denmark, Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 37, № 2, p. 333-350,. DOI: 10.1080/1369183x.2011.521337
24. Andersson, E. K., Malmberg, B., Costa, R., Sleutjes, B., Stonawski, M. J., de Valk, H. A. G. 2018, A Comparative Study of Segregation Patterns in Belgium, Denmark, the Netherlands and Sweden: Neighbourhood Concentration and Representation of Non-European Migrants, European Journal of Population, vol. 34, p. 251-275,. DOI: 10.1007/s10680-018-9481-5
25. Wren, K. 2003, Refugee dispersal in Denmark: from macro- to micro-scale analysis, International Journal of Population Geography, vol. 9, № 1, p. 57-75,. DOI: 10.1002/ijpg.273
26. Hagelund, A. 2020, After the refugee crisis: public discourse and policy change in Denmark, Norway and Sweden, Comparative Migration Studies, № 8, 13,. DOI: 10.1186/s40878-019-0169-8 EDN: WIJKGL
27. Myrberg, G. 2017, Local challenges and national concerns: municipal level responses to national refugee settlement policies in Denmark and Sweden, International Review of Administrative Sciences, vol. 83, № 2, p. 322-339,. DOI: 10.1177/0020852315586309
28. Морозова, Н. М., Алымова, А. Г., Яковлева, Е. С. 2021, Иммиграция и миграционная политика в странах Северной Европы, ДЕМИС. Демографические исследования, т. 1, № 1, с. 87-96,. DOI: 10.19181/demis.2021.1.1.10 EDN: JOURQW
29. Пронякина, Е. Д. 2023, “Неправильная” миграция: проблема управления миграционными потоками в политике скандинавских стран, Международная аналитика, т. 14, № 3, с. 58-73,. DOI: 10.46272/2587-8476-2023-14-3-58-73 EDN: GMGUSZ
30. Черкасов, А. И. 2023, Миграция как вызов скандинавскому государству всеобщего благоденствия, Сравнительное конституционное обозрение, № 2 (153), с. 69-92. EDN: XMUXRN
31. Рябцев, В. М., Чудилин, Г. И. 2001, Региональная статистика, Москва, ООО “Московский издательский дом”, 380 с. EDN: VWCCXJ
32. Волков, А. М. 2020, Миграционные потоки в страны Северной Европы, Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир, № 1 (23), с. 126-142. EDN: JJKIAZ
33. Hammer, O. 2019, Bidrag til Danmarks indvandringshistorie: halvtreds år i frontlinjen, Århus, Turbine, 302 p.
34. Bjerre, L., Pace, M., Sen, S. 2021, Accessing the Danish Labour Market: On the Coexistence of Legal Barriers and Enabling Factors, in: Federico, V., Baglioni, S. (eds.), Migrants, Refugees and Asylum Seekers’ Integration in European Labour Markets, IMISCOE Research Series. Springer, Cham., p. 135-148,. DOI: 10.1007/978-3-030-67284-3_7
35. Бадаева, А. С. 2022, Датская народная партия и трансформации иммиграционной политики Дании, Мировая экономика и международные отношения, т. 66, № 3, с. 119-129,. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-119-129 EDN: HHLPKI
36. Rosholm, M., Vejlin, R. 2010, Reducing income transfers to refugee immigrants: Does start-help help you start?, Labour Economics, vol. 17, № 1, p. 258-275,. DOI: 10.1016/j.labeco.2009.09.004
37. Kirkegaard, E. O. W., Fuerst, J. 2014, Educational attainment, income, use of social benefits, crime rate and the general socioeconomic factor among 70 immigrant groups in Denmark, Open Differential Psychology,. DOI: 10.26775/odp.2014.05.12
Выпуск
Другие статьи выпуска
Мировой энергетический кризис 2021-2022 гг. оказал влияние на финансовые рынки различных стран. Шок волатильности цен на нефтегазовом рынке стал толчком к трансмиссии кризисных процессов в различных европейских странах, включая страны Балтийского региона. В данной статье для этих стран особенности энергетического кризиса рассмотрены с использованием методологии финансового заражения. Цель исследования заключалась в получении оценок финансового заражения, распространившегося в странах Балтийского региона по каналам фондового рынка в 2021-2022 гг., а также в систематизации мер, направленных на устранение последствий энергетического кризиса и противодействие финансовому заражению. С использованием методов статистического анализа показано современное состояние энергетического рынка стран Балтийского региона и его реакция на конфликт между Россией и Украиной. На базе обобщения ряда публикаций в отношении стран Балтии приведены свидетельства финансового заражения, распространявшегося в разные годы под влиянием различных шоков. Методология финансового заражения была реализована путем построения моделей DCC-GARCH и получения оценок заражения с помощью специальных тестовых статистик. Проведенные расчеты позволили сделать вывод о том, что энергетический кризис привел к финансовому заражению на рынках большинства стран Балтийского региона. В работе были определены причины уязвимости этих стран к финансовому заражению, а также получены дополнительные оценки заражения в отраслевом аспекте. Это позволило сделать выводы о степени устойчивости отдельных секторов экономики к кризису. Различная подверженность финансовому заражению была объяснена степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов и характером антикризисной политики. Для стран Балтийского региона систематизирован набор конкретных антикризисных мер в разрезе домохозяйств и бизнеса, а также показаны направления противодействия финансовому заражению.
В современных информационных обществах явление цифрового неравенства среди населения стало серьезной проблемой, влияющей как на социальный, так и на экономический прогресс. Цель данного исследования - изучение динамики цифрового неравенства в 79 регионах России в период с 2014 по 2021 г. с акцентом на доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям. Анализ дисперсий и соответствующих индексов позволяет сделать вывод о сходимости и единообразии в достижении показателей цифрового неравенства населением российских регионов за исследуемый период. Примечательно, что в течение 2014-2021 гг. показатели цифрового неравенства в разных регионах были относительно однородными. Общая тенденция к уменьшению разброса предполагает более стабильную и единообразную динамику показателей по регионам, что свидетельствует о большей стабильности и сходстве траекторий регионального развития. Дисперсионные диаграммы Морана, рассчитанные как для 2014, так и для 2021 г., помогли определить региональные переходы между квадрантами, выявив сдвиги в тенденции к снижению цифрового неравенства среди российских регионов. Регионы, изначально отличавшиеся более низким уровнем развития Интернета, в последующие годы постепенно продвигались в более высокие квадранты диаграммы Морана, что свидетельствует о процессе конвергенции, при котором данные регионы начинают сокращать разрыв с регионами, имеющими более высокий уровень развития Интернета, или даже превосходить их. Это повышение свидетельствует об эффективности правительственных мер и политики, способствующих развитию инфраструктуры Интернета и технологической интеграции в регионах.
Несмотря на то что объединение Германии состоялось более 30 лет назад, взгляд населения восточных и западных земель на внешнюю политику все еще различается. В данной статье рассматриваются причины и предпосылки большей симпатии к России в восточной части ФРГ. В работе рассматривается вопрос влияния политической культуры восточных немцев и торговых связей РФ и новых федеральных земель на отношение к Москве. На основе архивных материалов, периодических изданий ГДР, социальных опросов и интервью автор проверяет гипотезу, что причины большей симпатии восточных немцев к России были заложены в совместном прошлом СССР и Восточной Германии. Распространение в ГДР русского языка и культуры, а также ограниченные контакты граждан двух стран сделали Советский Союз, а позднее и Россию менее чужой и более понятной страной. При этом Москва и Восточный Берлин предпочитали избегать болезненных вопросов, которые могли подорвать двусторонние отношения стран. Автор также сравнивает особенности формирования политики памяти объединенной Германии и ряда других стран Варшавского договора. В связи с тем что ГДР, став частью единой страны, автоматически вступила и в западные структуры, объединенная Германия не обращалась к критике СССР и России для утверждения своей европейской идентичности.
Анализируется роль религии в контексте современной миграционной ситуации в Финляндии. Миграционные европейские кризисы стали вызовом национального масштаба для финского общества и способствовали появлению целого спектра проблем, связанных с интеграцией (им)мигрантов, этническая и/или религиозная принадлежность которых зачастую противопоставляется ценностно-идеологическим основам финской гражданской идентичности. Данное обстоятельство во многом способствует эскалации проявлений расизма и дискриминации в отношении мигрантов со стороны финских граждан и социальных структур. Миграционная служба Финляндии столкнулась с проблемой беспрецедентно высокого числа религиозных обращений из ислама в христианство мигрантами-мусульманами, использующими религиозную конверсию для получения убежища или отмены депортации на родину на основании риска религиозных преследований. Неоднозначность методов оценивания подлинности религиозных убеждений новообращенных христиан вызвала критику со стороны Экуменического совета Финляндии, а возрастание числа решений о депортации иностранных граждан в небезопасные районы разделило финскую общественность на сторонников принятия просителей убежища из мусульманских стран и участников антииммиграционных движений. Основываясь на анализе статистических данных и эмпирического материала, представленного в работах финских исследователей, авторы приходят к выводу, что, несмотря на проявление исламофобии в финском обществе по отношению к мигрантам с «мусульманским происхождением» и возможным негативным последствиям перехода из ислама в христианство, религиозное обращение является популярной, но далеко не всегда эффективной миграционной стратегией. В рамках проведенного исследования выявлено, что религия представляет собой важный аспект социальной консолидации и интеграции инокультурных мигрантов, однако существующая система формирования религиозной идентичности в школьном образовании во многом способствует закреплению в финском обществе противопоставления «своих» и «других» на основе этнорелигиозной принадлежности.
Современное понимание представительной демократии включает в себя не только власть большинства, но и защиту прав меньшинств. Одним из таких меньшинств являются коренные народы, в том числе саамское население, проживающее на территории четырех европейских стран, а именно на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В данных странах саамам как меньшинству сложно добиться адекватного уровня представительства в традиционных политических структурах, отвечающих за артикуляцию интересов (партиях, парламентах), поэтому были найдены специальные механизмы, которые позволили коренному народу более активно участвовать в процессах принятия политических решений. Цель статьи - изучить эволюцию и особенности политического представительства саамов в Норвегии, Швеции и Финляндии. Выбор стран продиктован трансграничным характером расселения саамов и практикой диффузии институтов политического представительства. Сделан вывод о том, что после Второй мировой войны в развитых странах произошли глобальные трансформации институциональной среды, выразившиеся в отказе от расовой парадигмы, утверждении верховенства демократии и прав человека. В странах Северной Европы в конце XX - начале XXI в. взамен идентичности через конструкт «нордической расы», характерный для первой половины ХХ в., сформировался концепт «арктической идентичности», в центре которого находится понятие индигенности. Саамы, подвергавшиеся насильственной ассимиляции во всех трех странах (дискриминационные политики «шведизации», «норвегизации» и «финизации»), вынужденные с начала ХХ в. бороться за свои права с минимальными шансами на победу над доминирующим дискурсом о расовой неполноценности, в современных условиях оказались бенефициарами изменений, получили особый статус, коллективные права и возможности политического представительства. Однако ряд проблем и дискриминационных практик в отношении саамов остается актуальными и требует решения на уровне государственной политики.
Обратной стороной политики Европейского союза по форсированию четвертого энергетического перехода стал энергетический изоляционизм - стремление к достижению количественных показателей, характеризующих энергетический баланс в отдельных странах, без учета влияния этого стремления на энергетический баланс в соседних странах. В статье в качестве примера энергетического изоляционизма рассматривается выдвинутая в 2022 г. Литвой инициатива, призвавшая три страны Балтии отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывавшего их с Россией и Беларусью, ранее 2025 г., когда они должны были сделать это по плану, разработанному ими ранее. Латвия и Эстония не поддержали инициативу Литвы, которая в результате переговоров, длившихся до середины 2023 г., согласилась придерживаться первоначального плана. Методология, созданная в рамках теории игр, позволяет построить представленную в статье модель этих переговоров, которая является частным случаем модели с тремя участниками, вынужденными сообща выбрать один из трех вариантов исхода переговоров. В прикладном плане эта модель позволяет объяснить, почему провал переговоров с последующим односторонним отключением Литвы от БРЭЛЛ изначально был наименее вероятным вариантом исхода переговоров. В теоретическом плане эта модель заставляет обратить внимание на тот факт, что в случае переговоров между тремя странами Балтии никакие две из них, имеющие схожие позиции, пока не готовы согласиться с не самым выгодным для себя вариантом исхода переговоров даже в том случае, если это позволит третьей стране с иными переговорными позициями избежать необходимости согласиться с наименее выгодным для себя вариантом исхода переговоров. В статье демонстрируется, что подобная неготовность большинства к уступкам в отношении меньшинства становится препятствием для выхода минилатерального сотрудничества стран Балтии на новый уровень, сравнимый с тем, какого достигли, например, Северные страны.
Представлен анализ современной британской военно-политической стратегии в Балтийском регионе. С 2014 г. мы наблюдаем здесь увеличение британского присутствия. Это ведет к возникновению множественных рисков безопасности для России, особенно с 2022 г., поскольку в Великобритании угрозы национальной безопасности поставили в зависимость от политики России на Украине, в Черноморском и Балтийском регионах. Обращая внимание на позиции России на Балтике и в Черноморском регионе, британцы определяли свои приоритеты безопасности, прямо связывая их с ответом на «угрозы со стороны России и стремлением не допустить получения Россией стратегических преимуществ в результате ситуации на Украине», что четко обосновано в Обзоре безопасности от 2023 г. Неслучайно британские военные стратеги стали указывать на связность Балтийского и Черноморского регионов, а также Балтийского и Арктического регионов и необходимость поддерживать безопасность в одной их части за счет решения проблем безопасности в других через вытеснение из них России. Благодаря анализу ключевых британских документов в сфере безопасности в рамках концепции региональных комплексов безопасности автор показывает, как Балтийский регион становится для британских военных стратегов необходимым связующим звеном между Крайним Севером и Восточной Европой. Цель статьи - определить, как интересы Великобритании в сфере безопасности связаны и решаются через взаимодействие со странами Балтийского региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать концептуальные и стратегические задачи Великобритании в сфере безопасности и реализации национальных интересов; 2) обозначить роль и место Балтийского региона в общей стратегии Великобритании на международной арене в сфере безопасности; 3) выявить конкретные тактические приемы Великобритании для реализации национальных интересов посредством ее взаимодействия со странами НАТО в регионе.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru