В статье рассматривается проблема увеличения количества недостоверной информации, обусловленной ростом числа новых медиа, гражданской журналистики, верификация информации в которых зачастую бывает формальной и в целом уступает профессиональным СМИ. Под недостоверной информацией рассматриваются сведения, не соответствующие действительности; сведения, указывающие на факты, которые не существовали в действительности или не существовали в том виде, как это представлено в тех или иных медиа. На основе обзора теоретических источников в сопоставлении со статистическими данными и нормативными документами, регламентирующими практики предотвращения дезинформации и преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, авторами выделяются формы недостоверной информации в новых медиа: фальшивые личности, тролли, манипуляция алгоритмами, боты в социальных сетях, искаженные визуальные образы и мемы.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.21453/2311-3065-2025-13-1-85-96
На результативность распространения недостоверной информации, оказывают влияние социально-когнитивные (психологические) факторы (воздействующие через восприятие, память, внимание и интерпретацию информации индивидом) и социально-аффективные факторы, управляющие человеческими представлениями о наблюдаемых действиях посредством воздействия на восприятие индивида (исходные сигналы (информацию), эмоциональный фон, мировоззрение).
Список литературы
1. Балекина В. М. (2022). Понятие заведомо недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений в праве // Административное и муниципальное право. № 2. С. 1-12.
2. Бейненсон В.А. (2022). Методика обнаружения манипулятивной и недостоверной информации в массмедиа: Учебно-методическое пособие по курсу «Психология журналистики». Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
3. Вакурова Н.В., Лебедева Е.Г. (2021). Фейки в социальных медиа: фабрикация, распространение и диагностические признаки недостоверной информации // Вестник Пятигорского государственного университета. № 1. С. 37-42.
4. Ваховский А.М. (2021). Распространение недостоверной информации в интернете в контексте современного политического процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3. С. 25-35.
5. Гендина Н.И. (2021). Информационная культура. М.: Юрайт.
6. Го Ч. (2022). Новые медиа в информационном пространстве России: проблемы и перспективы // Теории и проблемы политических исследований. Т. 11. № 4А. С. 162-169.
7. Дорофеева В.В. (2019). Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 8. № 4. С. 774-786.
8. Ефрюкова В.А., Шутов В.А. (2023). Манипулирование сознанием в современных условиях информационной войны // Информационные системы и технологии. № 4 (138). С. 101-107.
9. Зырянова М.О. (2020). Способы противодействия распространению фейковой информации // Общество: социология, психология, педагогика. №. 6. С. 80-83.
10. Игнатова И.Б., Зубаркина Е.С., Землянский А.В. (2022). Новые медиа: теория и практика. М.: Московский педагогический государственный университет.
11. Коломинов В.В. (2023). Криминалистическая профилактика преступлений экстремистской направленности, совершенных с помощью современных // Сибирский юридический вестник. № 2 (101). С. 92-100.
12. Лазуткина Е.В. (2017). Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2 (24). С. 221-225.
13. Литвина Т.В. (2025). Дизайн новых медиа: учебник для вузов. М.: Юрайт.
14. Макарова Л.С., Баташев Ю.В. (2023). Перспективы использования технологий прикладного искусственного интеллекта в системе верификации информации СМИ и социальных медиa // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2 (48). С. 118-126.
15. Макарова Л.С., Новикова Т.Е. (2024). Противодействие распространению недостоверной информации в СМИ и социальных медиа в системе саморегулирования журналистского сообщества // Актуальные проблемы медиации и судебного примирения: традиционные и альтернативные подходы в праве; Уголовное право и процесс: проблемы теории и практики в условиях современных вызовов; Конституционные ценности в фокусе юридической науки и практики: материалы трех Всероссийских научно-практических конференций, Нижний Новгород, 28 сентября-14 2023 года. Нижний Новгород: ПФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».
16. Напсо М.Б. (2023). Недостоверность информации как риск цифровой эпохи // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 14. № 1.
17. Носовец С.Г. (2016). Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. № 4 (10). С. 39-47.
18. Серова С.А., Семишова Е.П. (2022). Аспекты ограничения распространения недостоверной информации в средствах массовой информации и социальных сетях // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию Тамбовской области. Тамбов, 24-25 мая 2022 года. Тамбов: Издательский дом «Державинский».
19. Скачилова Е.А. (2024). Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности // Коммуникология. Т. 12. № 2. С. 37-43.
20. Тихонюк А.А. (2024). Искусственный интеллект и масс-медиа: негативные аспекты алгоритмов персонализации контента //Коммуникология. Т. 12. № 3. С. 43-60.
21. Шарков Ф.И. (2009). Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».
22. Шарков Ф.И., Кириллина Н.В., Киреева О.Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского) // Полис. Политические исследования. № 4. С. 182-191.
23. Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. (2023). Реклама и связи с общественностью в новых медиа. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено девиации политико-административных элит в системе государственной и муниципальной службы. Автором установлено, что борьба с девиацией «коррупционного сознания» на уровне элит носит во многом формальный номинальный характер, при этом недостаточно используются медийно-информационные механизмы. Несмотря общественный запрос на проведение последовательной антикоррупционной политики, ее реализация, по мнению автора, осложнена отсутствием условий и мотивации сотрудников вне коррупционной составляющей. Автор видит решение проблемы в развитии медийно-информационной грамотности государственных и муниципальных служащих, ответственных за обеспечение открытости власти, национальной политики в области образования, культуры, информации и СМИ. Медийная грамотность рассматривается в этой связи как фактор формирования ценностных установок и борьбы с коррупционными девиациями, что отчасти подтверждается приведенными в тексте данными опросов государственных служащих.
Статья посвящена осмыслению и оценке изменений, происходящих в самоидентификации молодых людей под воздействием новых медиа, особенно в региональном аспекте. Потребность в такой оценке видится особенно актуальной в национальных регионах, в частности, в свете происходящих и происходивших в 2023–2024 гг. трагических событий в Республике Дагестан. Произошедшее отчасти связано с искажениями в восприятии информации, которые обусловлены социокультурными и конфессиональными особенностями, специфическими условиями полиязычной и поликультурной среды. Перенос массовой и социальной коммуникации в сеть, помимо объективных возможностей для укрепления социальных связей, привел к целому ряду проблем. Их решение автор видит в сфере образования и воспитания, а именно в локальной адаптации образовательных практик в зависимости национальной и конфессиональной принадлежности, соизмеримости знаний с современными требованиям, роли региональных (национальных) лидеров мнений как источников практически значимых знаний. Учитывая высокую восприимчивость дагестанской молодежи к распространяемой в новых медиа и социальных сетях информации, автор предлагает актуализировать интеллектуальную и воспитательную работу с молодёжью, создавая тем самым основу для адекватной самоидентификации молодых людей, говорящих на различных языках и имеющих социокультурные различия. Одним из решений может быть появление образовательных и интеллектуальных площадок, способствующих созданию и развитию мировоззренческих основ молодежи в целях приобщения к истории, образованию, науке и культуре Дагестана.
Статья посвящена особенностям политической карикатуры советского периода. Анализируется понятие и содержательное наполнение термина «политическая карикатура». Автор наделяет политическую карикатуру характеристиками «зеркала эпохи», что может быть актуально в качестве исторического источника, содержащего информацию о социальной и политической повестке исследуемого этапа развития государства. Особое внимание автор уделяет периоду 20–30-х годов прошлого столетия как «золотому веку» политической карикатуры. Известные обстоятельства начала прошлого столетия, стремительно меняющаяся политическая обстановка, а также потребность в формировании нового «советского человека» обусловили высокий спрос на политическую карикатуру как жанра искусства, оголяющего острые углы общественных отношений. Именно при помощи политической карикатуры происходило формирование общественного сознания и настроения масс. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена ролью карикатуры в общественной жизни и сегодня. В частности, можно провести параллель влияния карикатурных изображений начала прошлого столетия на общественное настроение и современного этапа развития визуальных карикатурных изображений, отражающих политическую обстановку, социальный контекст общественных отношений и многие другие значимые вопросы повестки дня.
Предлагается новое пон имание ресентимента как социальной установки в межгрупповых отношениях, существующей на фоне переживания бессилия вследствие диссонанса между восприятием морального превосходства своей группы над другими и оценки отношения к ней других как несправедливого. Постулируется необходимость ориентации дальнейших эмпирических исследований на диагностику содержания и динамики когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов данной социальной установки. Описываются процедура и результаты письменного опроса студентов (n = 200) о проявлениях аффективного компонента ресентимента во фрагментах критических отзывов зрителей (N = 21) на российские кинофильмы, выполненного на основе неавтоматизированного варианта сентиментанализа с субъективным ранжированием. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что ряд характеристик этого феномена, сформулированных учеными без учета различий признаков ресентимента в конкретных социальных ситуациях, а также при недооценке специфики его восприятия акторами и наблюдателями, не вполне соответствует действительности. На примере техники подбора ассоциаций эмоций и чувств с цветовым набором, интерпретированной при помощи проективной методики М. Люшера, демонстрируется возможность косвенного способа изучения содержания аффективного компонента ресентимента.
В статье представлено структурированное исследование концепции трудового долголетия и роли средств массовой информации в формировании социального восприятия этого феномена. Подчеркиваются ключевые аспекты, такие как мотивация пожилых работников, адаптация условий труда, роль государственного и корпоративного регулирования, а также важность информационной поддержки этих инициатив через средства массовой информации. Представлен анализ роли СМИ в формировании общественного восприятия трудового долголетия, что кажется особенно актуальным в свете роста числа пожилых работников и изменений в социальной и экономической сфере. Позитивные и негативные нарративы, упомянутые в тексте, подчеркивают необходимость смены стереотипов о пожилых работниках и популяризации их профессиональной активности. Особое внимание уделено примерам успешных информационных кампаний и их потенциалу в изменении общественного мнения. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что внедрение в практику международного опыта и использование новых технологий, таких как социальные сети, большие данные и специализированные медиапроекты, открывает новые перспективы для дальнейшего развития концепции трудового долголетия и его социального регулирования инструментами медиаполитики и средств массовой информации.
Статья посвящена исследованию трансмедийного обучения в контексте его интеграции в образовательный процесс. Особое внимание уделяется трансмедийному нарративу как ключевому понятию не только в области культуры, но и образования. Трансмедийное повествование рассматривается как способ повышения уровня академической успеваемости и приобретения новых компетенций обучающимися. Целью работы является разработка комплексного понимания трансмедийного обучения и выявлении его потенциала в формировании социальных взаимодействий и обмене знаниями. Для достижения цели автором проведен обзор теоретических источников, существующих определений и методологических подходов к организации трансмедийного обучению. Представлено обобщенное определение трансмедийного обучения, выявлены основные факторы и мотивы его внедрения в сферу образования, обоснована роль информационных технологий в обучении студентов.
Медиапространство Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана в контексте глобализации и цифровизации информационных потоков изменяется общими паттернами развития, сталкиваясь при этом с похожими вызовами. Политическая целесообразность вынуждает власти стран вести поиск оптимальной модели медиасистемы, учитывающей баланс в обеспечении демократических свобод и установления достаточного контроля над информационным пространством для поддержания стабильности политического режима. Предпринимается попытка дать лаконичное, но комплексное описание состояния системы СМИ и способов её регулирования в каждой из стран региона, представлены данные о характере информационного присутствия региональных и глобальных держав. В статье также содержится анализ национальных рынков СМИ и их основных секторов – прессы, телерадиовещания, рекламы, телекоммуникационной сферы, сетевых медиа. Представлены количественные и качественные характеристики медиасистем государств постсоветской Центральной Азии, данные о характере медийного присутствия региональных и глобальных держав.
Актуальность исследования обусловлена ростом влияния Китая в международном политическом и экономическом пространстве и задачей формирования его национального образа в медиа. В условиях развития двусторонних отношений между Россией и Китаем механизмы репрезентации образа Китая в российских медиа приобретают особое значение как для китайских, так и для российских коллег. В исследовании применены структурно-функциональный анализ, кейс-стади и контент-анализ. В качестве репрезентативных медиа выбраны информационные агентства «ТАСС» и «РИА Новости». В качестве корпуса для анализа отобраны материалы этих двух СМИ о Китае за период с 2014 по 2023 год. Основное внимание уделяется анализу тематики, тональности и основных тенденций в сообщениях российских СМИ о Китае, изучению особенностей сообщений в российских СМИ и изменений в их направленности, а также обобщению оригинального медиаобраза Китая, создаваемого в российскими СМИ.
Коммуникации об изменении климата претерпели определенную трансформацию с тех пор, как эта проблема приобрела политический характер. В статье автор изучает эволюцию исследования данного вопроса. Проведенный анализ фиксирует постепенную смену риск-ориентированного подхода оценки экологических событий на профилактические и предупредительные мероприятия по сохранению здоровья населения. Изучение влияния климатических изменений на здоровье человека прослеживается преимущественно в научной литературе или является частью адаптационных планов. После пандемии COVID-19 данное направление часто появляется в информационном пространстве, но пока не стало столь же значимым как, например, переход к низкоуглеродной экономике. Основным субъектом, продвигающим, климатическую повестку является Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая опирается на результаты научных исследований. Ее ключевой задачей является вовлечение широкого круга лиц в климатическую повестку и активизация внутренних установок по необходимости реализации конкретных действий. Эмпирический анализ официальных сообщений Правительства России, проведенный с января 2021 года по январь 2025 года, подчеркивает значимость темы как части переговорного процесса. Основной упор делается на переход к низкоуглеводной экономике, тема здравоохранения не является ведущей. В то же время, представители российского научного сообщества ведут активную работу в этом направлении, отмечая как наиболее уязвимые группы населения, так и подверженные данным рискам субъекты Российской Федерации.
В статье выявляются хронотопические доминанты BANI-мира в различных форматах публичных коммуникаций и связей с общественностью. Обращение к теории хронотопа как смысловой категории позволяет увидеть, какие культурные и идеологические смыслы транслируются PR-сообществом в пространственновременной парадигме хрупкого, тревожного, нелинейного, непостижимого BANI-мира. Для выявления хронотопических доминант автор обращается к материалам компании «Медиалогия» – победителям конкурса «Инфоповод года», активно поддержанным СМИ и социальными медиа. База анализа открывается 2020 годом – точкой отчета мира BANI и составляет 97 PR-кампаний, отразившихся в более 50 тыс. сообщений. Исследование показывает, что категория пространства в медиасреде, сформированной PR-практикой, развернута в трех направлениях – это географические просторы России, подчеркивающие ценность и целостность государства, цифровой мир, а также космическое пространство. Темпоральный вектор сфокусирован по преимуществу на актуальном настоящем, что подчеркивает разрыв вектора времени в мире BANI. Специфика репрезентации хронотопа PR-практики свидетельствует о том, что его представление в СМИ и социальных медиа носит фрагментарный и поверхностный характер. Этот разрыв может быть устранен в ходе перехода журналистики на новый уровень осмысления общественных событий. По мнению автора, демонстрация системности, осмысленности, предсказуемости в медиа позволит нивелировать вызовы BANI-мира.
Инновационная экономика не только открывает горизонты для стремительного развития социальных коммуникаций и коммуникационных технологий, но и порождает новые, порой неожиданные проблемы, связанные с новыми медиа, цифровой этикой и искусственным интеллектом. Статья представляет собой попытку концептуального анализа наиболее обсуждаемых в научной периодике тенденций в медиа: развитие искусственного интеллекта; концентрация усилий на социальных онлайн платформах; креативный контент как двигатель показателей ROI. Авторы опираются на результаты исследований и опросов, выполненных в 2024-2025 гг., и проводят контент-анализ высказываний представителей профессионального сообщества, связанных с оценками и характеристиками различных генеративных систем. Проведенный анализ выявил озабоченность респондентов в связи со значительным снижением уровня доверия к текстам; часть ответов выявляет проблемы, связанные с морально-этическими и правовыми аспектами применения искусственного интеллекта в генерации контента, такими как изменения в традиционном понимании авторского права, ответственность, неоригинальный контент, плагиат и прочее.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______