Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные ценности. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акценту-ализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае, выявленных на основе компаративного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.
Идентификаторы и классификаторы
Основополагающей дисциплиной является «Педагогика». В ходе изучения данного курса будущие учителя знакомятся с историческими основами развития образования, получают представление о воспитании, развивают твердые воспитательные убеждения и научные взгляды на воспитание, овладевают основными понятиями и принципами педагогики, принципами воспитания и обучения. У обучающихся формируются навыки воспитания и обучения школьников, навык применения законов в педагогической деятельности, а также решения проблемных ситуаций, возникающих в школе. Также данный курс включает в себя блок знаний о профессии учителя. Этому разделу уделяется большое внимание с точки зрения аксиологического значения профессии.
Список литературы
1. Бородина Е. М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сб. ст. Екатеринбург: [б.и.], 2022. С. 196-200. EDN: JYMNAI
2. Хмара С. А. Современное состояние формирования профессиональных ценностных ориентаций учителя // Современные вызовы и перспективы развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: сб. науч. тр. Хабаровск, 2021. С. 253-256. EDN: VNJNPV
3. Репринцева Г. А. Особенности ценностных ориентаций педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 67-70. EDN: QUWEWK
4. Шиянов E. H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.; Ставрополь, 1991. 180 с.
5. Сластенин В. А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Юрайт, 2023. 258 с. EDN: TMGFKG
6. Бао Л., Донгаузер Е. В., Гаспарович Е. О. Актуальность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов Китая и России в условиях вуза // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 337-340. EDN: RNYEZM
7. Бейзеров В. А. Реформы высшего образования в странах Азии: современные тенденции // Изв. Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2017. № 5. С. 21-26. EDN: ZQQAYD
8. Юрасова М. В. Специфика применения научных подходов в исследовании систем управления образованием // Вестн. Московского ун-та. 2020. № 3. С. 190-204.
9. Яньхуэй Ли. Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в России и Китае: автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2007. 21 с.
10. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты: моногр. / Н. А. Шайденко, Е. Я. Орехова, А. Н. Сергеев, Л. Н. Полунина. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с.
11. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2018. 25 с.
12. Чжун Цицюань, Ху Хуэйминь. Разработка стандартов учебной программы педагогического образования в нашей стране // Перспективы глобального образования. 2005. № 1. С. 36-39.
13. Гаспарович Е. О. Корпоративная культура и социальная ответственность университета в вопросах профессиональной социализации магистрантов с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 195-203. EDN: XJNEOA
14. Ян Ван. Социальная миссия университетов КНР в условиях модернизации // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5. DOI: 10.24158/tipor.2018.5.12 EDN: XNZDML
15. Донгаузер Е. В., Бао Л. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза // Вестн. психологии и педагогики Алтайского гос. ун-та. 2021. № 3. С. 24-32.
16. Юань Ф., Бражник Е. И. Специфика развития университетского образования в Китае // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 121-126.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения масляной живописи является ключевым и должно быть интегрировано во все аспекты преподавания. Суть этого заключается в развитии способности студентов собирать творческий материал, концептуализировать, синтезировать новое и выражать себя посредством живописи, что включает в себя формирование наблюдательности, образного мышления, воображения и чувства вкуса, основанного на эстетической грамотности и знании истории искусств.
Учителя сталкиваются с серьезными проблемами при осуществлении попыток создания эффективной системы домашних заданий по физической культуре в общеобразовательной школе. Основные из них связаны с трудностями организации систематического контроля за качеством их выполнения и отсутствием понимания их необходимости большинством участников учебно-воспитательного процесса (обучающимися, их родителями, учителями-предметниками, администрацией школ). Цель - изучить отношение учителей и старшеклассников к системе домашних заданий по физической культуре и практику их применения в учебном процессе. В социолого-педагогическом исследовании приняли участие 118 обучающихся 9-11-х классов и более 40 учителей общеобразовательных школ Ставропольского края. Методы исследования: беседа, опрос, анализ проблемной ситуации, сравнительный анализ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 78% старшеклассников не получают домашних заданий по физической культуре. При этом хотели бы получать такие задания и готовы с интересом их выполнять 35% обучающихся. Одним из основных факторов, влияющих на результативность домашней работы по физической культуре, является необходимость осознания специалистами ценности применения системы домашних заданий в общеобразовательном процессе по физической культуре. Для достижения основных целей и задач общего физкультурного образования, преподавателям необходимо тщательно продумывать их структуру и содержание, подбирать наиболее рациональные средства, формы и методы организации самостоятельной учебной деятельности, а также способы контроля и оценки ее качества.
В статье поднимается проблема когнитивного развития и раскрытия творческого потенциала младших школьников на уроках иностранного языка. Проанализированы кейсы из практики. Сделан акцент на том, как работа по развитию творческого потенциала и когнитивных способностей, основанная на предметном содержании, помогает изучать иностранный язык.
В статье раскрываются особенности методики «обучения служением» как средства формирования профессиональной направленности будущих социальных работников. Автор рассматривает содержание методики «обучение служением», изучает специфику реализации социального партнерства как перспективной формы взаимодействия вуза и организаций-партнеров, раскрывает методологию применения технологии социального проектирования в процессе обучения студентов вуза по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата). Научная новизна исследования состоит в том, что дальнейшее развитие получили содержание, формы, методы совместной деятельности вуза и организаций-партнеров, направленные на формирования профессиональной направленности будущих социальных работников.
В статье представлен практический опыт обучения чтению детей с нарушениями речи. Основываясь на данных научно-практической литературы в области общей и специальной педагогики, авторы показывают необходимость применения специальных знаний и соблюдения педагогических правил и условий при обучении чтению детей дошкольного возраста. Авторы подчеркивают значимость начального этапа обучения чтению, в процессе которого необходимо правильно сочетать технические тренировки и решение смысловых задач. В работе предложены к рассмотрению авторские примеры обучающих заданий, варианты текстов разного уровня, также показаны способы контролируемого перехода от этапа обучения техники чтения к этапу осмысленного чтения примитивных букварных текстов. Предложенные приемы работы применимы в коррекционной работе с детьми, имеющими трудности овладения навыком чтения или расположенных к дислексии.
В статье представлен опыт подготовки специалистов дефектологического профиля для специального и инклюзивного образования в Педагогическом институте Иркутского государственного университета (ИГУ). В 2023 г. Педагогический институт ИГУ отметил 60-летие с начала подготовки дефектологов и логопедов и 30-летие - специальных психологов. Целью статьи является представление опыта реализации нового для педагогического вуза вида практики у бакалавров второго года обучения - производственной тьюторской практики. Данный вид практики направлен на приобретение будущими дефектологами опыта взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, имеющие множественные нарушения развития, в аспекте психолого-педагогического сопровождения. Авторы статьи предлагают задания и рекомендации, призванные помочь студентам овладеть технологией тьюторского сопровождения и умениями применения этих технологий в практической деятельности, а также углубить свои знания об особенностях деятельности тьютора в индивидуальной работе с детьми, которых называют «тяжелыми».
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011