Работа направлена на изучение роли межличностных отношений в суицидальном поведении подростков. Представлены результаты качественного анализа полуструктурированных интервью, которые проведены с подростками, госпитализированными после суицидальной попытки в психиатрический стационар (N=13, 13–17 лет). На основе контент-анализа были выделены группы семантически связанных слов, характеризующих: (1) текущее психологическое состояние; (2) отношения в семье и с родственниками; (3) обучение в школе/колледже; (4) отношения со сверстниками. В рамках тематического анализа были выделены две ключевые темы и девять категорий, раскрывающие субъективный опыт переживания суицидальной попытки. Первая тема — психологический дистресс — объединила категории «негативные мысли и эмоции», «чувство душевной боли» и «страх выжить». Вторая тема — межличностная уязвимость — объединила категории «чувство, что близкие не понимают», «ссоры», «одиночество», «переживание утраты близких отношений», «аутодеструктивный способ сообщения о проблемах», «сверхзначимость эмоциональных отношений со сверстниками» и «ранимость». Значительная роль в субъективном опыте переживания суицидальной попытки отводится межличностным отношениям, включая как отношения в семье (особенно отношения с матерью), так и отношения со сверстниками, а состояние психологического дистресса описывается подростками в прямой связи с неудовлетворенностью в межличностных отношениях (ссорами, отвержением, пренебрежением). Таким образом, межличностная уязвимость, наряду с психологическим дистрессом, выступает одной из ключевых характеристик подростковых суицидов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/cpse.2024130307
Негативные мысли и эмоции — в рассказах десяти подростков упоминаются разные проявления эмоциональных и когнитивных дисфункций: эмоциональные качели, плаксивость, чувство ревности, чувство вины, невыносимость душевной боли, обида, грусть, злость, страх, безнадежность, руминации. В одних случаях тягостные мысли и переживания связываются подростками с межличностными отношениями (непонимающие родители, отвергающие сверстники), в других они относятся к внутреннему миру и будто оторваны от внешних обстоятельств.
Список литературы
Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 4. С. 14–20.
Басова А.Я., Северина Ю.В. Суицидальное поведение детей и подростков: от мыслей к поведению // Московская медицина. 2019. № 6. С. 16.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением // Национальный психологический журнал. 2023. № 1 (49). С. 102–113. DOI: 10.11621/npj.2023.0109
Бусыгина Н.П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 2. С. 52–76.
Голенков А.В., Егорова К.А., Тайкина Я.Д., Орлов Ф.В. Самоубийства среди детей и подростков в России // Суицидология. 2023. Том 14. № 4. С. 71–81. DOI: 10.32878/suiciderus.23-14-04(53)-71-81
Каплина Е.В., Зверева Н.В. Суициды в детско-подростковом возрасте: анализ проблемы и попытка психологического исследования // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. Том 4. № 1. С. 12–18.
Ламова Е. В России выросло число детских суицидов и попыток [Электронный ресурс] // РБК. Общество. URL: https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 (дата обращения: 31.01.2024)
Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 4–16. DOI: 10.17759/exppsy.2021140301
Польская Н.А., Разваляева А.Ю. Способы и причины самоповреждения: по результатам онлайн-анкетирования // Психиатрия. 2023. № 1. С. 6–15. DOI: 10.30629/2618-6667-2023-21-1-6-15
Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Психометрические свойства русскоязычной трехфакторной версии опросника межличностной чувствительности // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 28. № 4. C. 73–94. DOI: 10.17759/cpp.2021290405
Сыроквашина К.В., Ошевский Д.С., Бадмаева В.Д. и др. Факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков (по результатам анализа региональных посмертных судебных экспертиз) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 71–84. DOI: 10.17759/psylaw.2019090105
Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. № 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php (дата обращения: 11.03.2024)
Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 315 с.
Щелкова О.Ю. Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 417–425.
Almeida J., Barber C., Rosen R. K. et al. “In the moment I wanted to kill myself, and then after I didn’t”: A qualitative investigation of suicide planning, method choice, and method substitution among adolescents hospitalized following a suicide attempt // Youth & Society. 2023. Vol. 55. No. 1. P. 29– DOI: 10.1177/0044118X211035950
Barzilay S., Feldman D., Snir A. et al. The interpersonal theory of suicide and adolescent suicidal behavior // Journal of Affective Disorders. 2015. Vol. 183. P. 68– DOI: 10.1016/j.jad.2015.04.047
Baumeister R. F. Suicide as escape from self // Psychological review. Vol. 97 (1). P.90–113.
Bazrafshan M. R., Sharif F., Molazem Z. et al. Exploring the risk factors contributing to suicide attempt among adolescents: A qualitative study // Iranian Journal of Nursing and Midwifery Research. 2016. 21. No. 1. P. 93–99. DOI: 10.4103/1735-9066.174747
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3 (2). P. 77– DOI: 10.1191/1478088706qp063oa
Brown S.L., Mitchell S.M., Roush J.F. et al. Rejection sensitivity and suicide ideation among psychiatric inpatients: An integration of two theoretical models // Psychiatry Research. 2019. 272. P. 54–60. DOI: 10.1016/j.psychres.2018.12.009
Cheek S.M., Reiter-Lavery T., Goldston D.B. Social rejection, popularity, peer victimization, and self-injurious thoughts and behaviors among adolescents: A systematic review and meta-analysis // Clinical Psychology Review. 2020. Vol. 82. P. 101936. DOI:1016/j.cpr.2020.101936
DeVille D.C., Whalen D., Breslin F.J. et al. Prevalence and family-related factors associated with suicidal ideation, suicide attempts, and self-injury in children aged 9 to 10 years // JAMA network open. 2020. Vol. 3 (2). P. e1920956. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2019.20956
Glenn C.R., Kleiman E.M., Kandlur R. et al. Thwarted belongingness mediates interpersonal stress and suicidal thoughts: an intensive longitudinal study with high-risk adolescents // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2022. Vol. 51. No. 3. P. 295–311. DOI: 10.1080/15374416.2021.1969654
Hjelmeland H., Knizek B.L. Why we need qualitative research in suicidology // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2010. Vol. 40. No. 1. P. 74– DOI: 10.1521/suli.2010.40.1.74
Horton S.E., Hughes J.L., King J.D. et al. Preliminary examination of the interpersonal psychological theory of suicide in an adolescent clinical sample // Journal of Abnormal Child Psychology. 2016. 44. P. 1133–1144. DOI: 10.1007/s10802-015-0109-5
Joiner Jr T.E., Van Orden K.A., Witte T.K. et al. Main predictions of the interpersonal— psychological theory of suicidal behavior: Empirical tests in two samples of young adults // Journal of Abnormal Psychology. 2009. Vol. 118. No. P. 634–646. DOI: 10.1037/a0016500
Klonsky E.D. The functions of deliberate self-injury: A review of the evidence // Clinical Psychology Review. 2007. Vol. 27. P. 226– DOI: 10.1016/j.cpr.2006.08.002
Marzetti H., McDaid L., O’Connor R. A qualitative study of young people’s lived experiences of suicide and self‐harm: intentionality, rationality and authenticity // Child and Adolescent Mental Health. 2023. Vol. P. 504–551. DOI: 10.1111/camh.12641
Mathew A., Saradamma R., Krishnapillai V. et al. Exploring the family factors associated with suicide attempts among adolescents and young adults: A qualitative study // Indian Journal of Psychological Medicine. 2021. Vol. 43. No. P. 113–118. DOI: 10.1177/0253717620957113v
McClelland H., Evans J., O’Connor R. The association of family, social and romantic loneliness in relation to suicidal ideation and self-injurious behaviours // Journal of Psychiatric Research. Vol. 158. P. 330–340. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2022.12.022
O’Brien K.H.M., Nicolopoulos A., Almeida J. et al. Why adolescents attempt suicide: a qualitative study of the transition from ideation to action // Archives of Suicide Research. 2021. Vol. 25. No. 2. P. 269– DOI: 10.1080/13811118.2019.1675
O’Connor R. Suicidal behavior as a cry of pain: Test of a psychological model // Archives of Suicide Research. 2003. Vol. 7. No. 4. P. 297–308. DOI: 10.1080/13811110390226417
O’Connor R.C., Kirtley O.J. The integrated motivational–volitional model of suicidal behaviour // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 373. 1754. P. 20170268. DOI: 10.1098/rstb.2017.0268
O’Connor R.C., Smyth R., Ferguson E. et al. Psychological processes and repeat suicidal behavior: a four-year prospective study // Journal of Consulting and Clinical psychology. 2013. Vol. 81. No. 6. P. 1137–1143. DOI: 10.1037/a0033751
Orri M., Paduanello M., Lachal J. et al. Qualitative approach to attempted suicide by adolescents and young adults: The (neglected) role of revenge // PLoS ONE. 2014. Vol. 9. No. 5. P. e96716. DOI: 10.1371/journal.pone.0096716
Polskaya N.A., Basova A.Y., Razvaliaeva A.Y. et al. Non-suicidal self-injuries and suicide risk in adolescent girls with eating disorders: associations with weight control, body mass index, and interpersonal sensitivity // Consortium Psychiatricum. 2023. 4. No. 2. P. 65–77. DOI: 10.17816/CP6803
Razvaliaeva A.Y., Polskaya N.A. The relationship between interpersonal sensitivity and emotion regulation in youths // European Journal of Psychology. 2023. Vol. 82. No. 4. P.171– DOI: 10.1024/2673-8627/a000051
Senapati R.E., Jena S., Parida J. et al. The patterns, trends and major risk factors of suicide among Indian adolescents—a scoping review // BMC psychiatry. 2024. Vol. 24. No. P. 1–16. DOI: 10.1186/s12888-023-05447-8
Stänicke L.I., Haavind H., Gullestad S.E. How do young people understand their own self-harm? A meta-synthesis of adolescents’ subjective experience of self-harm // Adolescent Research Review. 2018. Vol. 3. P. 173–191. DOI: 10.1007/s40894-018-0080-9
Stubbing J., Gibson K. Young people’s explanations for youth suicide in New Zealand: A thematic analysis // Journal of Youth Studies. 2019. Vol. 22. No. 4. P. 520– DOI: 10.1080/13676261.2018.1516862
Van Meter A.R., Knowles E.A., Mintz E.H. Systematic review and meta-analysis: international prevalence of suicidal ideation and attempt in youth // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2023. Vol. 62. No. 9. P. 973– DOI: 10.1016/j.jaac.2022.07.867
Williams J.M.G. The cry of pain: Understanding suicide and self-Harm. London: Penguin, 1997. 257 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа направлена на изучение взаимосвязи степени риска развития ПТСР, копинг-стратегий, психологических защит и других проявлений личности. Представлены материалы эмпирического исследования, полученного на выборке студентов МГУ им А. И. Куинджи (г. Мариуполь).
Выборка. В исследовании (N=99) приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 35 лет Представлены данные женской подгруппы (n=90, средний возраст — 21,09 год).
Методики. Использовались: Опросник на скрининг посттравматического стрессового расстройства (Trauma Screening Questionnaire), методика «Стратегии совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) в адаптации Л. И. Вассермана, опросник структуры психологических защит (Self-Report of Defense Styles) М. Бонда в адаптации Е. Е. Туник, Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale, HADS), Питтсбургский опросник на определение индекса качества сна (The Pittsburgh Sleep Quality Index, PSQI), Шкала субъективных характеристик сна Шпигеля (Medical Outcomes Study Sleep Scale, MOS-SS), Шкала сонливости Эпворта, авторская анкета.
Результаты. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что высокий риск развития ПТСР взаимосвязан с копинг-стратегией «бегства–избегания» и неадаптивными личностными защитами, а также с субъективно оцениваемыми нарушениями сна, включая кошмары и бессонницу.
Более 10% женщин во всем мире переживают депрессию в период беременности и после родов. В статье представлены результаты исследования, изучающего динамику депрессивного состояния у женщин в антенатальный и постнатальный период. Для выявления распространенности депрессии использованы методы: анкетирование и тестирование; Шкала депрессии Бека (BDI) — для диагностики депрессии в антенатальный и постнатальный период, Эдинбургская шкала постнатальной депрессии (EPDS) — в постнатальный период. Результаты показали, что распространенность депрессии по BDI при постановке на учет по беременности — 19,1% (N=162), в третьем триместре — 18,3%, 2-6 неделя после родов —15,4% (по EPDS —21,2%). Не выявлено статистически значимой динамики в депрессии с течением времени, т. е. если женщина встает на учет по беременности с признаками депрессии, то данное состояние сопровождает ее в течение беременности и может приводить к послеродовой депрессии. Результаты исследования обосновывают необходимость изучения психоэмоционального состояния женщин на разных сроках гестации и проведения профилактических мероприятии для предупреждения послеродовой депрессии.
Нарушения эпизодической вербальной памяти являются центральным компонентом когнитивного дефицита при шизофрении, и их изучение важно для решения задач диагностики, экспертизы и реабилитации. Целью работы была проверка способности наклона кривой запоминания и позиционных эффектов дифференцировать больных шизофренией и психически здоровых лиц. Мы сравнили 618 больных шизофренией (средний возраст 30,31±7,46 лет; 54% женщин) с 425 здоровыми (24,15±5,44 лет; 60% женщин) и 121 пациентом с синдромом послеоперационной усталости (31,56±6,20 лет; 42% женщин) по соответствующим показателям в Тесте слухоречевой памяти Рея (RAVLT). Возраст участников ограничивали диапазоном 18–45 лет. Ковариационный анализ показал, что при учете пола и возраста, больные шизофренией демонстрируют снижение всех четырех изученных показателей наклона кривой запоминания (все p<0,001) и усиление эффекта недавности (F=35,26; p<0,001; η²p=0,06) относительно обеих контрольных групп. Согласно логистической регрессии, только усиление эффекта недавности вносит значимый, независимый от общей продуктивности воспроизведения вклад в дифференциацию больных и контрольных групп (p<0,001). Анализ корреляций эффекта недавности с симптомами, другими когнитивными признаками и показателем ретроактивной интерференции RAVLT выявил в группе больных его связь с интерференцией (ρ=0,13; p=0,001). Таким образом, усиление эффекта недавности, одним из механизмов которого, по-видимому, является повышение ретроактивной интерференции, может иметь диагностическое значение для шизофрении, дополнительное к общему снижению продуктивности запоминания.
Данная работа посвящена изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального состояния детей с онкологическими заболеваниями, находящихся на длительном лечении. Методический инструментарий для исследования содержит в себе комплекс психодиагностических методов для изучения эмоционального состояния детей и детско-родительских отношений: опросник «Взаимодействие родитель–ребенок» И. М. Марковской, семейная социограмма, проективная методика «Несуществующее животное», «Паровозик» С. В. Велиевой, тест тревожности А. М. Прихожан для младших школьников и тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амена для дошкольников. В исследовании участвовали дети от 5 до 10 лет и их родители. Было обследовано 30 детей и 30 родителей на базе госпитальной школы проекта «УчимЗнаем» в ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Минздрава России. Полученные результаты позволили сделать вывод о наличии взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и эмоциональным состоянием детей с онкологическими заболеваниями.
Альтернативная коммуникация является вспомогательным инструментом общения для людей с коммуникативными нарушениями. Из-за разнообразия графической представленности символов альтернативной коммуникации актуальным представляется исследование классических и еще не изученных пиктографических систем с точки зрения эффективности для восполнения коммуникативных трудностей лицами с расстройствами интеллектуального развития. В статье рассматриваются особенности визуального восприятия и интерпретации понятийсуществительных и понятий-глаголов как элементов пиктографической альтернативной коммуникации. Выборку исследования (N=92) составили ученики старших классов коррекционных школ в возрасте от 13 до 19 лет (M=15,5; SD=1,18), из которых 72% были мужского пола. Стимульный материал состоял из заданий на интерпретацию пиктограмм в вербальном контексте и включал понятия из трех языков альтернативной коммуникации: Blissymbolics, Pictogram и LoCoS ©. Анализ ассоциативных интерпретаций показал, что фактор принадлежности пиктограммы к пиктографической системе влияет на количество верных ответов обследуемых с расстройством интеллектуального развития легкой степени (p=0,008), а также на параметры глазодвигательной активности: количество возвратов взгляда на пиктограммы (p=0,007), количество фиксаций (p=0,018) и время просмотра (p=0,037). Делается вывод о том, что с учетом когнитивных особенностей учащихся с расстройством интеллектуального развития легкой степени, наибольшей эффективностью передачи информации обладают более простые графические формы, вне зависимости от части речи или степени схематичности.
Многие нейропсихологи уверены, что у левшей чаще встречаются нарушения развития. В качестве возможного фактора дизонтогенеза также рассматривают несовпадающую латерализацию анализаторов (кросс-латеральность). Однако в последние годы было показано, что функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) практически не влияет на интеллект и качество жизни. Цель данной работы — измерить вклад мануальной и зрительной асимметрий в общий уровень нейрокогнитивного развития (НР) детей и подростков. Были исследованы 922 человека, из них 594 мальчика и 328 девочек в возрасте 4–17 лет, проходившие нейропсихологическую диагностику. Использовалась шкала общего уровня развития из психометрической батареи «Многофакторное исследование нейропсихологических особенностей развития». Измерение семи показателей ФМА проводилось с помощью наблюдения за обследуемым и оценки выполнения пяти проб на латеральные признаки. Не обнаружено значимого влияния ФМА и кросс-латеральности на НР. В некоторых возрастных группах латеральные признаки связаны с НР, но эта связь не является устойчивой. Дополнительно показано, что результаты проб на латеральные признаки не согласуются друг с другом.
Статья посвящена проблеме оценки состояния зрительного гнозиса детей с нарушением слуха с целью выявления возможных механизмов компенсации неравномерности развития психических функций и оценки возможностей коррекционного обучения. Мы объединили исследовательский потенциал классического нейропсихологического подхода с методологией айтрекинга с целью детального изучения через движения глаз неравномерности развития слуховой, зрительной и вербальной функции в переработке информации у детей с нарушением слуха. Задача состояла в том, чтобы провести не только классическую нейропсихологическую оценку зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха, но и получить новые данные отслеживания движения взгляда при выполнении нейропсихологических проб. В исследовании приняли участие страдающие нарушением слуха дошкольники с кохлеарными имплантами (N=15) и типично развивающиеся дошкольники (N=16) в возрасте от 5 до 7 лет (M=6,1; SD=0,5). На первом этапе проводились классические нейропсихологические пробы на зрительный гнозис, на втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб дошкольниками. В нашем исследовании подтверждается слабость процессов переработки зрительной информации при выполнении нейропсихологических проб у детей с нарушением слуха. Анализ стратегий движения глаз, зафиксированный айтрекером при выполнении нейропсихологических проб, позволил выделить ряд особенностей зрительной переработки информации у детей с нарушением слуха: хаотичный поиск, изменение последовательности опознавания, снижение меры заметности («узнаваемости») изображений или снижение меры интереса (длительность фиксаций и просмотра), слабость холистической стратегии и синтеза, фрагментарность восприятия. Отличается длительность пути сканирования, пространственной плотности фиксаций, регулярность сканирования, направление сканирования при опознавании изображений. Особенности стратегии визуального поиска наблюдаются в количестве переключений, времени фиксации, в паттернах переходов взора между областями интереса. У детей с нарушением при выполнении проб на зрительный гнозис фиксируется увеличение времени фиксаций, что говорит о когнитивной сложности восприятия. Сочетание слабости переработки слуховой и зрительной информации ведет к диффузности, некорректности соотнесения образа предмета и его вербального обозначения из-за бедности словаря детей с нарушением слуха.
Постановка проблемы. В России злокачественными новообразованиями страдают 2,73% населения независимо от возраста. Важным фактором для успешного лечения онкобольных является психологическое благополучие, включая наличие позитивных эмоций, вовлеченности, смысла жизни, автономности, позитивных отношений с окружающими, самопринятия, а также отсутствие психологических расстройств.
Актуальность. Согласно научным статьям, опубликованным на сайтах Scopus, WoS, PubMed c 2005 года по настоящее время, онкобольные характеризуются нарушением психологического благополучия и нуждаются в психологической помощи. Более ⅓ из них испытывают дистресс, депрессию, тревогу, деморализацию и суицидальные мысли, что значительно снижает вероятность благоприятного прогноза.
Краткое содержание. Позитивные компоненты психологического благополучия являются важным условием для выздоровления, поскольку современная терапия позволяет выжить более 60% онкобольных. Несмотря на потребность в психологической помощи, для пациентов со злокачественными опухолями характерна значительная распространенность психологических расстройств и низкая частота обращения за психологической помощью. Нарушение психологического благополучия способствует несоблюдению пациентами назначенного лечения, усугубляет течение болезни и повышает смертность.
Выводы. Обеспечение психологического благополучия возможно благодаря улучшению психологической помощи онкобольным с воздействием на субъективные, информационные и организационные факторы. Идеальной стратегией в ведении пациентов является совместная работа психологов с врачами, особенно при сообщении больным диагноза, с использованием и усовершенствованием опросников, шкал и критериев оценки потребности онкобольных в психологической помощи. Необходимо активное внедрение цифрового, мобильного и телездравоохранения, интернет-услуг для получения информации, общения пациентов между собой, с врачами и психологами в онлайн-сообществах, что позволит повысить позитивные компоненты психологического благополучия.
В данной статье анализируется научная литература, посвященная изучению связи эмоционального выгорания с симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний, связанных с ЖКТ и нарушениями в работе иммунной системы, депрессией и когнитивными нарушениями. Методы: обзорно-аналитический метод. Были проанализированы статьи на русском и английском языке, опубликованные в период до декабря 2023 года в eLibrary, КиберЛенинка, GoogleScholar, PubMed, ScienceDirect, Medline, ResearchGate. Результаты: проведенный анализ показал наличие связи между эмоциональным выгоранием и симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваниями ЖКТ и нарушениями в работе иммунной системы. Эмоциональное выгорание также может быть связано с депрессией, астенией и когнитивными нарушениями. Вывод: выделены психические и соматические симптомы, связанные с эмоциональным выгоранием.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/