Сегодня понятие «ядро» стало широко употребляемым, что лишний раз подчеркивает тенденцию к единству в различных образовательных областях и сферах деятельности, поэтому важно подчеркнуть особенности понимания «ядра» в педагогической отрасли, обусловленные ее спецификой. Выпускники педагогических программ – не просто учителя, а учителя определенных предметов. В связи с этим инвариантное «ядро» включает не только общие базовые элементы программы (социально-гуманитарный, психолого-педагогический и др.), но и часть, связанную с конкретным предметом и методикой его преподавания. В структурном плане «Ядро высшего педагогического образования» построено по блочно-модульному принципу и представляет собой сочетание семи взаимосвязанных модулей образовательной программы. Основу общепрофессионального блока (28% трудоемкости программы) составляют социальногуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий модули. Впервые включенный в программу бакалавриата модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности призван подготовить будущих учителей к собственной научной деятельности, проектированию содержания образования, руководству проектной работой школьников. Профессиональный блок (72% трудоемкости образовательной программы) включает в себя ставший обязательным для всех модуль воспитательной деятельности, а также психолого-педагогический и предметно-методический модули.
Идентификаторы и классификаторы
Поставленные задачи для коллектива МПГУ были ожидаемы. Ученые университета постоянно анализировали процессы в общем и педагогическом образовании, формулировали на всех уровнях теоретические концепции и практические предложения, активно участвовали в разработке программных и нормативных документов, связанных со стратегией развития непрерывного педагогического образования, его методологией и образовательной практикой, объединяли профессиональное сообщество вокруг разработки и обсуждения направлений развития [3, с. 649–775]. В числе инициатив коллектива – поддержанная вузами и одобренная руководством страны идеология пятилетнего бакалавриата, позволившая обеспечить необходимую школе подготовку учителей двух предметов при переходе на уровневое образование [4; 5]. Университет участвовал в разработке всех поколений государственных образовательных стандартов и в настоящее время предложил собственную модель ФГОС-4 с учетом специфики направлений подготовки внутри единой образовательной области. Эта модель положена в основу образовательного стандарта базового высшего образования (БВО), утвержденного ученым советом МПГУ в начале реализации пилотного проекта по апробации новых уровней высшего образования.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.12.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 “О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования”; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210 (дата обращения: 11.12.2024).
3. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: монография / отв. ред. А. В. Лубков; науч. ред. О. В. Воробьева. М.: МПГУ, 2022. 832 с.
4. Подготовка учителя в структуре уровневого образования (коллективная монография) / под руководством В. Л. Матросова. Научн. ред. Л. А. Трубина. М.: Прометей, 2011. 168 с.
5. Матросов В. Л. Пятилетний бакалавриат по направлению “Педагогическое образование”: опыт и проблемы реализации. М.: Прометей, 2012. 116 с. EDN: KYLMPF
6. Лубков А. В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления. М.: МПГУ, 2017. 320 с.
7. Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 193-208. EDN: JVTKPF
8. Матросов В. Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М.: МПГУ, 2001. 100 с.
9. Лубков А. В., Трубина Л. А. Ценностный вектор современного педагогического образования // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: монография / под ред. В. П. Борисенкова, М. Л. Левицкого; отв. ред. О. В. Гукаленко. М.: МАКС Пресс, 2023. 544 с. EDN: NMUHGT
10. Васильева О. Ю. Интервью агентству RT. 27 сентября 2017 г. URL: https://www.rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=6152 (дата обращения: 12.12.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит описание новых подходов к моделированию базового высшего образования в рамках реализации Пилотного проекта в соответствии с Указом Президента РФ № 343 от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования высшего образования в Росси в 2023-2026 годах». Раскрываются методологические подходы к проектированию образовательных программ подготовки, востребованных системой образования, педагогов-психологов (психологов в образовании) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Показаны механизмы и условия эффективного педагогического процесса с интеграцией в воспитательное пространство университета на основе аксиологического подхода как системы значимых представлений, установок и ценностей, обеспечения баланса фундаментальной и практикоориентированной подготовки специалистов.
В статье представлены первые итоги реализации пилотного проекта в МПГУ, направленного на модернизацию профессиональной подготовки учителей физики и информатики. Описана концепция подготовки, соответствующая научно-технологическому развитию страны и вызовам международной арены в области техники и технологий. На основе этой концепции и проекта «Новая физика» предложено новое содержание образовательной программы базового высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, специальность «Физика и Информатика». При реализации программы делается акцент на индивидуальные особенности студентов, современные методики и технологии обучения и диагностики результатов. Обучение будущих учителей физики и информатики по дисциплинам предметной подготовки дополняется содержательными технологиями обучения.
Статья посвящена разработке инновационной системы методической подготовки учителя иностранного языка в условиях реализации личностно-ориентированного и профессионально-деятельностного подходов. Сформулированы требования к индивидуальным и социальным свойствам личности педагога, на основании которых составлен компетентностный портрет выпускника. На примере пилотных образовательных программ, внедряемых в Институте иностранных языков МПГУ, показаны способы интеграции «Ядра высшего педагогического образования» ФГОС и ФОП общего образования в структуру и содержание обучения. Продемонстрирована эффективность сочетания таких механизмов концептуализации учебных планов, как этапность, вариативность, синтез теории и практики, научность, профессиональная и аксиологическая направленность и др. Пересмотрены и приведены в соответствие с новыми образовательными решениями цель, содержание и форма Государственной итоговой аттестации. Разработанная схема моделирования образовательных программ предполагает возможность достижения синергетического единства их целей, задач, структуры и результативности в практике подготовки учителя иностранного языка.
В статье представлен опыт конструирования и реализации пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История» (44.03.01 Педагогические образование) в Институте филологии МПГУ. Основаниями разработки выступают ценностно-смысловая составляющая суверенной системы образования, отражающая концепцию России как самодостаточного государствацивилизации, и функционально-компетентностная модель многозадачной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Конституирующей идеей образовательной программы стал интегративный подход в подготовке учителей трех предметов, реализуемый в установлении эффективных меж- и метапредметных связей и профессиональных компетенций. Содержательная и методическая опора на взаимосвязь трех гуманитарных областей обеспечивает подготовку многопрофильного специалиста со сформированной гражданско-патриотической и профессиональной идентичностью, способного осуществлять профессиональную деятельность в различных типах образовательных учреждений (малокомплектные школы, школы с углубленным изучением предметов, полиэтническим составом и т. д.).
В статье раскрываются принципы разработки многопрофильной образовательной программы базового высшего образования «История и Обществознание. Организация воспитательной деятельности» в рамках пилотного проекта МПГУ. Подчеркивается, что программа дает возможность подготовить будущих педагогов к осуществлению многообразных видов профессиональной деятельности (преподавательской, культурно-просветительской, воспитательной, исторического просвещения), что особенно важно для кадрового обеспечения сельской и малокомплектной школы. Достижение запланированных результатов возможно только на основе интеграции компонентов образовательной программы, образовательной среды и широкого социального взаимодействия, важнейшую системообразующую роль в таком взаимодействии выполняет аксиологическое ядро образовательной программы. Принципиально важное значение имеет глубокая научная подготовка будущего учителя, формирование его исследовательской культуры. Особенно значимой является задача фундаментальной подготовки будущих учителей в области социально-гуманитарного познания, обеспечивающей высокий уровень социальной компетентности, устойчивость мировозренческих и ценностных установок.
Показаны результаты первого года обучения студентов Московского педагогического государственного университета, обучающихся на уровне базового высшего образования по экспериментальной программе «Начальное образование и История» в рамках реализации пилотного проекта трансформации высшей школы. Определены ключевые особенности образовательной программы, отраженные в соответствующих учебных дисциплинах: учет исторического просвещения и основ духовнонравственного воспитания - научные основы исторического знания, освоение традиционных российских ценностей, цифровая образовательная среда, две квалификации выпускника и др. Определена группа базовых компетенций для укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки», рассмотрены основные профессиональные компетенции выпускника. Проведен анализ успеваемости студентовпервокурсников в конце второго семестра обучения. Определены причины академических затруднений и намечены перспективные задачи реализации программы базового высшего образования «Начальное образование и История».
В статье характеризуется модель подготовки педагогов дошкольного образования в условиях реализации пилотной программы МПГУ, выстроенная на основе применения компетентностного и практико-ориентированного подходов в условиях изменений в отечественной системе высшего образования. Обосновывается необходимость обновления модели подготовки педагогов дошкольного образования, ее преимущество и стратегический замысел, раскрываются главные особенности структуры и содержания пилотной программы, ее цель и миссия. Одним из условий обновления содержания профессиональной подготовки является ранняя профессионализация, в связи с чем в статье большое внимание уделяется условиям усиления практической и методической подготовки. На основе результатов исследования анализируются проблемы и дефициты обучающихся первого курса, степень их удовлетворенности уровнем и содержанием профессиональной подготовки на начальном этапе внедрения пилотного проекта базового высшего образования. Исходя из этого делается заключение о необходимых мерах совершенствования практической подготовки организационных и нормативных условий реализации пилотной программы, указываются дальнейшие перспективы ее реализации.
В статье рассмотрены аспекты разработки самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в МПГУ. Освещены ключевые принципы разработки стандартов, которые, в свою очередь, основаны на действующем ФГОС ВО и макете ФГОС ВО четвертого поколения. Подробно описана четырехуровневая компетентностная модель стандартов. Основной акцент сделан на многопрофильной подготовке, позволяющей будущему учителю получить несколько квалификаций.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011