В статье рассмотрены основные подходы к определению причин распада государства, в том числе уточняются предпосылки дезинтеграции Российской империи и Советского Союза как исторических предшественников Российской Федерации. Выявлены постоянно воспроизводившиеся в прошлом предпосылки распада российского государства. Анализ политической и социально-экономической обстановки в стране, сформировавшейся в условиях специальной военной операции, позволил авторам прийти к заключению о том, что к настоящему времени предпосылки распада Российской Федерации отсутствуют.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-2-08-15
Анализ причин распада СССР, также осуществляемый посредством использования синтеза подходов линейной и нелинейной социальной динамики, приводит к выводу о наличии у данного случая некоторых признаков, отличающих его от дезинтеграции России в начале XX в. Так, в 1978— 1988 гг. Советский Союз находился в фазе распада 36-летней волны своего исторического развития. При этом накопленная к началу перестройки энтропия (снижение производительности труда, высокие расходы на программы военно-промышленного комплекса, наметившаяся зависимость доходов бюджета от сырьевого экспорта, дефицит товаров широкого потребления, межэтнические конфликты, кризис коммунистической идеологии, противоречия внутри партийной номенклатуры, диспропорции в развитии между союзными республиками и внутри РСФСР и др.) еще не перешагнула через тот критический порог, за которым открывалась перспектива приближения турбулентности.
Список литературы
1. Овчинский В. Деколонизация России 2.0 // Изборский клуб. 2022. 25 сентября. URL: https://izborsk-club.ru/23369 (дата обращения: 21. 03. 2024).
2. Коллинз Р. Макроистория : Очерки социологии большой длительности : пер. с англ. / послесл. Н. С. Розова. М.: УРСС : ЛЕНАНД, 2015. 504 с.
3. Голдстоун Дж. А. Революции. Очень краткое введение / пер. с англ. А. Яковлева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 192 с.
4. Пантин В. И., Лапкин В. В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+, 2014. 456 с.
5. Батурин Ю. М. Распад государства: нелинейная история. М.: РАН, 2019. 58 с.
6. Тарасов К. А. Распад Российской империи в ракурсе концепций Б. Андерсона и М. Хроха // Петербургский исторический журнал. 2016. № 4. С. 160-180.
7. Миронов Б. Н. Управление этническим многообразием Российской империи. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2017. 640 с.
8. Шубин А. В. Распад СССР: объективные причины и субъективные факторы // Россия и АТР. 2016. № 3. С. 23-48.
9. Попов И. М., Хамзатов М. М. Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. 3-е изд., испр. М.: Кучково поле, 2018. 832 с.
10. Вислогузов В. Бюджет переходного периода // Коммерсант. 2024. № 4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6444931 (дата обращения: 21. 03. 2024).
11. Дефицит бюджета второй год превысил ₽3 трлн // РБК. 2024. 11 января. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/01/2024/659fcb249a794776968fe8a8 (дата обращения: 21. 03. 2024).
12. Дефицит консолидированного бюджета РФ в 2023 году увеличился до 3,9 трлн рублей // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/946301 (дата обращения: 24. 03. 2024).
13. Росстат оценил рост ВВП в 2023 году в 3,6 % после снижения на 1,2 % в 2022 году // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/945024 (дата обращения: 24. 03. 2024).
14. Новиков С. В. Русская Сибирь на фоне изменений государственности // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 1. С. 49-55.
15. Мишустин сообщил о росте ВВП на 5 % в сентябре и на 2,8 % за девять месяцев // РБК. 2023. 31 октября. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/10/2023/654124a49a794724e41e1023 (дата обращения: 24. 03. 2024).
16. На оперштабе Минсельхоза России подвели итоги работы АПК в 2023 году и обсудили подготовку к весенней посевной // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. 2024. 24 января. URL: https://fagps.ru/news/na-opershtabe-minselhoza-rossii-podveli-itogi/?ysclid=lz124w4wxz132429673 (дата обращения: 24. 03. 2024).
17. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России: предварительные итоги второго года противостояния санкционному давлению // Вестник Института экономики РАН. 2023. № 6. С. 43-60.
18. Вислогузов В. Доля Азии в экспорте РФ превысила 70 % // Коммерсант. 2024. 13 февраля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6508829 (дата обращения: 24. 03. 2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Влияние образовательных организаций на микросреду перемещается из области экспериментального добровольного материального блага в перспективную системную потребность. Эффективное взаимодействие с группами заинтересованных сторон возможно с привлечением центра карьеры образовательной организации. В статье представлена модель классификации деятельности центра карьеры образовательной организации с цифровыми параметрами, проанализировано распределение нагрузки по блокам деятельности. Показана существенная диспропорция доли документационного обмена среди блоков, а также определены точки роста по деятельности, связанные с внутренними бизнес-процессами и PR/GR-продвижением.
В данной статье приведен анализ результатов внешнего муниципального финансового контроля в сфере реализации концессионных соглашений в городе Новосибирске. Рассмотрены роли концессии с позиции получения выгод или общественной пользы; дана оценка достижимости концессионных целей на практике; выявлены фактические интересы в основе концессии у ее участников, проанализирована взаимовыгодность концессии для всех участников в неожиданных формах; раскрыт достоверный интерес концедента; представлены подходы к идентификации концессионных рисков; предложены рекомендации по исправлению нарушений и недостатков по муниципальным концессионным соглашениям.
Разработан и обоснован алгоритм определения приоритетов целевого инвестирования территориально-промышленного комплекса Донецкой Народной Республики на основании решения оптимизационной задачи максимизации функции полезности по сбалансированному распределению целевых инвестиций между основными отраслями промышленности региона. Предложенный алгоритм позволит усовершенствовать методологию распределения государственно-частных инвестиций в сфере территориально-промышленного комплекса, обосновать целесообразность определения равновесного состояния в динамике взаимодействия отраслей. Авторское решение базируется на динамической модели межотраслевого баланса, функции полезности и оптимизационной задаче по ее максимизации на множестве допустимых альтернатив (уровней приоритетов целевого инвестирования) для одного из двух обоснованных сценариев развития экономики: стратегии восстановления или стратегии развития. Универсальность алгоритма заключается в выборе сценария развития в зависимости от цели принятия управленческих решений, которая соответствует стратегии социально-экономического развития объекта и государственной политике по этому направлению через перераспределение инвестиционных потоков территориально-промышленного комплекса.
Для оценки инновационно-технологического потенциала импортоопережения предприятий применяются методы экономико-математического моделирования. В методике сформированы показатели, критерии и ограничения, используемые в процессе импортоопережения, разработаны математический аппарат по их определению и формулы для вычисления. Этап экономико-математического моделирования включает создание методики и алгоритма для оценки параметров импортоопережения технологий и продукции. Затем моделируется однофакторная производственная функция исследуемого предприятия, функция производственных издержек, функция прибыли и рентабельности этого предприятия. Функции применяются для отражения процессов в динамике. Основой модели является функция Кобба — Дугласа, характеризующая процессы импортоопережения, затраты, прибыль и рентабельность. В количественном выражении параметры инновационно-технологического потенциала промышленных предприятий, используемого для осуществления процессов импортоопережения, вычисляются с помощью определенного интеграла. Предлагаемая методика позволяет установить объем инновационного потенциала предприятия в стоимостном виде, а также его прогнозные показатели на определенный период.
В статье рассматриваются современные актуальные подходы к стратегическому планированию экономического развития территорий с использованием концепции точек роста и возможностей анализа графовых моделей.
Цель исследования заключается в разработке метода пространственной кластеризации социально-экономических единиц на основе анализа графовых моделей для оценки точек роста в системе стратегического планирования территорий.
Кроме того, представлен подход построения обобщенного вторичного графа муниципальной сети промышленных предприятий на основе положения объектов в многомерном пространстве признаков и связей между ними c использованием алгоритма UMAP, позволяющего выполнить равномерную аппроксимацию многообразия вариантов отображения объектов в многомерном пространстве признаков с поправкой на расстояние до ближайшего соседа. Основная гипотеза работы строится на ограничении сложности графа путем удаления ребер между вершинами с низкой степенью сходства и выполнении дальнейшей кластеризации. Предложен метод выделения минимального связующего дерева (MST) для определения точек роста в обобщенном вторичном графе. Разработанные подходы успешно могут быть применены в целях повышения эффективности стратегического планирования территорий, однако требуют совершенствования путем проработки конкретных ключевых показателей и индикаторов, которые позволяют сформировать вторичный граф на основе алгоритма UMAP для оценки взаимосвязей между объектами, а также устранить шумы, снизить переобучение модели и масштабировать решение за счет включения в модель новых показателей, вносящих полезную информацию о предметной области.
Статья посвящена исследованию особенностей и тенденций экономического роста на примере регионов Дальневосточного федерального округа. Представлен обзор основных моделей экономического роста, включая модели Харрода — Домара, Р. Солоу, Удзавы — Лукаса и др.; приведены используемые в перечисленных моделях показатели для оценки уровня роста экономики. В большинстве моделей в качестве важнейших индикаторов для оценивания степени роста экономики используются производительность труда, динамика объема и структуры занятости, структурные сдвиги в экономике. В результате оценки по регионам Дальневосточного федерального округа выявлено сокращение численности населения в динамике последних лет, за исключением Республики Саха (Якутия), для которой характерен рост среднегодовой численности населения. Исследована динамика и выявлена корреляция величины валового регионального продукта на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения дальневосточных регионов. Показано, что в большей степени на динамику среднегодовой численности жителей оказывает влияние миграционный приток/отток населения дальневосточных регионов. Анализ статистических данных за пятилетний период показал, что для дальневосточных регионов с высокими темпами роста экономики и высоким медианным среднедушевым доходом населения уровень неравенства увеличивается. Для остальных дальневосточных регионов, где отмечаются средние и ниже среднего медианные среднедушевые доходы, рост экономики (или даже снижение среднего за пятилетний период среднедушевого валового регионального продукта, например, как в Сахалинской области) сопряжен с уменьшением неравенства населения по доходам. Кроме того, установлено, что повышающий тренд экономического роста не обязательно приводит к приросту количества и качества рабочих мест, повышению объема занятости на региональном рынке труда. Однако регион должен быть трудообеспечен как по количеству, так и по качеству трудовых ресурсов. Выявлены особенности структурных сдвигов в экономике дальневосточных регионов, определены перспективные направления роста экономики этих регионов.
В поисках социально-политического резонанса со своим динамичным социально-экономическим ландшафтом Вьетнам представляет собой уникальный пример политических инноваций в рамках однопартийной системы. В данной статье представляются три важнейших аспекта политической эволюции Вьетнама: исторические предпосылки, современная практика реформ, а также проблемы, возникающие в ходе модернизации. В первом разделе — «Обзор исторического контекста политических реформ во Вьетнаме» — прослеживается траектория развития политических структур от колониальной эпохи до социалистического правления и экономического поворота, инициированного реформами Дой Мой. Во втором разделе — «Современная практика политических реформ во Вьетнаме» — дается эмпирический анализ последних инициатив, направленных на улучшение управления, рассматривается постепенный характер этих реформ, начиная с борьбы с коррупцией и заканчивая усилиями по повышению административной эффективности и прозрачности работы правительства. В третьем, ключевом, разделе — «Проблемы, стоящие на пути модернизации политической структуры Вьетнама» — рассматривается спектр препятствий, мешающих политической модернизации (противоречия между сохранением партийного контроля и адаптацией моделей управления в соответствии с развивающейся рыночной экономикой и более информированными гражданами), подчеркивается сложный баланс, которого Вьетнам пытается достичь между реформами и стабильностью в быстро меняющемся глобальном контексте. В совокупности эти аспекты дают полное представление о сложностях, присущих инновациям в политической системе Вьетнама.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832