Российское законодательство определяет сбалансированное пространственное развитие страны как государственную задачу, реализация которой связана в том числе с энергетической сбалансированностью российских регионов. В России наблюдается значительная межрегиональная дифференциация по уровню энергообеспеченности энергетическими активами, которая, в свою очередь, связана с внутренней энергетической несбалансированностью регионов. Целью исследования является осуществление анализа энергозависимости и энергообеспеченности регионов, которые создают региональные проблемы в области энергоразвития территорий, а также определение возможных путей их преодоления посредством принятия стратегических решений со стороны органов государственной власти.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-3-72-79
Устойчивое развитие региональных экономик и страны в целом наряду с прочим предполагает достижение определенного баланса между наличествующими (собственными) энергетическими ресурсами региона и потребностями в них, т. е. предполагает достижение энергосбалансированности как внутри региона, так и между регионами. В этом отношении большинство субъектов Российской Федерации характеризуется крайней несбалансированностью.
Список литературы
1. Захарова Е. Н., Бахова Я. С. Устойчивое развитие территории: теоретические основы и стратегический подход к реализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 10 (6А). С. 53-63.
2. Региональная социально-экономическая политика и устойчивое развитие: приоритеты развития сельских территорий / Н. В. Полуянова, Н. А. Киреева, И. М. Кублин, О. В. Прущак // Экономика устойчивого развития. 2021. № 4 (48). С. 144-152.
3. Устойчивое развитие экономики России: стратегии и тактики перехода к новому качеству экономического роста / Е. Н. Бабина, Г. В. Бондаренко, Н. В. Брюханова и др. ; под ред. К. Н. Ермолаева, О. А. Подкопаева. Самара, 2021. 260 с.
4. Чилиев Б. М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6, № 2. С. 717-728.
5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (A/RES/70/1): Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. URL: https://unctad.org system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
6. Наше общее будущее : доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. 1987. URL: http://www.ask-force.org/web/Sustainability/Brundtland-Our-Common-Future-1987-2008.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
7. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию : принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 28.03.2024).
8. Василенко Н. В., Кулик А. В. Устойчивое развитие: теоретические подходы и принципы // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4 (56). С. 44-50.
9. Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития : моногр. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза : Наука и Просвещение, 2020. 148 с.
10. Шимановский Д. В., Третьякова Е. А. Моделирование социо-эколого-экономических взаимосвязей как способ оценки устойчивого развития регионов РФ // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2020. № 15 (3). С. 369-384.
11. Бахматова А. К., Саришвили М. Г. Механизм достижения целей устойчивого развития в России: проблемы и пути их решения // Фундаментальные исследования. 2021. № 3. С. 12-16.
12. Алферова Т. В. Устойчивое развитие региона: подходы к отбору показателей оценки // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2021. № 15 (4). С. 494-511.
13. Холодковская Н. С. Оценка экономических показателей устойчивого развития региональной экономики // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 2. С. 11-19.
14. Гринчель Б. М., Назарова Е. А. Анализ и управление устойчивым развитием регионов по фактору качества жизни // Друкеровский вестник. 2020. № 3. С. 209-223.
15. Масленникова А. В. Пространственное измерение региональной политики России: от Плана ГОЭЛРО до стратегии устойчивого развития // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 1. С. 87-95.
16. Цели устойчивого развития. ООН и Россия : доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf?ysclid=ludqahez2q393694478 (дата обращения: 28.03.2024).
17. Регионы России и цели устойчивого развития, ООН 2021 : доклад / Российская ассоциация содействия ООН. URL: https://una.ru/uploads/userfiles/file (дата обращения: 28.03.2024).
18. Сбалансированное развитие территории: подходы к определению и оценке / Л. А. Гамидуллаева, Е. С. Грошева, О. А. Белоградова, Д. Н. Шевченко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 3 (43). С. 25-41.
19. Старикова М. С., Овусу-Донкор Принц. Сбалансированное развитие региона: подходы к определению // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 1. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications 2019/1/regionaleconomy/Starikova_Ovusu-Donkor.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
20. Сергеева Н. В. Обзор подходов к понятию сбалансированного развития региона // Государственное и муниципальное управление : ученые записки. 2019. № 4. С. 139-142.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рыночный механизм саморегулирования предполагает стремление спроса и предложения к сбалансированности. Региональный рынок труда не является исключением. Равновесие отражает лишь количественное соотношение спроса и предложения. Качественный аспект сбалансированности рынка труда устанавливает соответствие профессионально-квалификационных качеств работника требованиям должности. Поскольку рынок труда представляет собой сложную систему отношений, то для его изучения используется объектно-ориентированная декомпозиция, позволяющая разделить систему, избрав в качестве критерия принадлежность ее элементов к различным абстракциям данной проблемной сферы.
Данная статья носит научно-теоретический характер и посвящена рассмотрению каналов рекрутации молодежи в политические элиты современного российского общества. В работе проанализировано понятие рекрутации элит, представлены основные аспекты теории политических элит, выделены перспективные направления исследования, дающие возможность сравнительного изучения универсальных для ряда стран каналов рекрутации молодежи во власть, а также каналов, характерных для российского общества. Материалом для анализа послужили научные статьи ряда исследователей в области изучения властных групп.
Одним из актуальных направлений региональной политики Китая, реализуемой на территории северо-восточной приграничной с Россией провинции Цзилинь, выступает демографический вектор. Целью статьи является рассмотрение китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. Статистический метод исследования предоставил возможность охарактеризовать современные показатели численности населения провинции, а системный метод — рассмотреть особенности формирования и реализации системы управления длительным сбалансированным демографическим развитием провинции Цзилинь.
Современная цифровая трансформация является инструментом стратегического управления и призвана управлять комплексной модернизацией предприятия с целью сохранения и повышения его конкурентоспособности в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. В то же время не осуществляется сквозная автоматизация производственных процессов планирования и реализации цифровой трансформации с учетом влияния изменчивости бизнес-среды, ее мониторинга и реакции на такие изменения. Подходы к управлению цифровой трансформацией теряют свою актуальность, не успевают за изменениями бизнес-среды, не учитывают текущие тенденции, а новые подходы требуют значительных вычислительных затрат. Эти обстоятельства делают актуальным задачу цифровизации процесса управления цифровой трансформацией в современных условиях. Целью настоящего исследования является попытка сформулировать функциональную архитектуру информационной системы управления цифровой трансформацией. Предметом исследования являются процессы цифровизации управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий. В исследовании выполнен краткий анализ современных подходов к автоматизации цифровой трансформации, обоснована актуальность цифровизации процессов ее управления, определены методы, на основе которых она должна функционировать, а также границы ее применения, предложена функциональная архитектура и варианты ее реализации. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, организаций в предметной области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза, экономико-математического и организационно-экономического моделирования, оптимального управления, принятия решений в условиях неопределенности, экспертного оценивания альтернатив и др. Научная новизна исследования состоит в определении новых принципов автоматизации управления и реализации цифровой трансформации, позволяющих своевременно и оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, прогнозировать их последствия. Практическая ценность состоит в возможности применения этих принципов при реализации цифровой трансформации для оперативного фиксирования и оценивания изменений внешней бизнес-среды, прогнозирования последствий таких изменений, сравнения различных траекторий реализации цифровой трансформации (с учетом прогностики), выбора оптимального варианта, повышения эффективности цифровой трансформации и, следовательно, общей эффективности коммерческой компании.
Статья подготовлена по материалам изучения особенностей развития системы высшего образования в российских регионах в период с 2002 по 2020 г. Проанализированы государственные инструменты трансформации системы высшего образования, которые оказывают влияние на формирование образовательного потенциала молодого населения региона. Анализ распределения численности студентов высшего образования между регионами России показал пространственные диспропорции в охвате молодого поколения высшим профессиональным образованием, а присутствие на территории региона опорного университета обеспечивает рост накопления образовательного потенциала.
Статья посвящена изучению влияния университетов на развитие регионов. Объектом исследования являются участники проекта «Научно-исследовательские университеты» в Сибирском федеральном округе и соответствующие регионы. В исследовании использован корреляционный анализ данных мониторинга вузов за 2012—2021 гг. и показателей развития регионов за 2010—2021 гг. Анализ показал положительное влияние качества приема в научно-исследовательские университеты (НИУ) на численность населения и инновационные разработки в долгосрочной перспективе, связь ВРП и инновационной деятельности с научно-исследовательской работой вузов. Исследование подтвердило гипотезу о влиянии университетов со статусом НИУ на развитие регионов.
Ускоренное развитие восточных регионов является одной из приоритетных задач регионального управления. Это обусловлено значимой ролью Сибири как «кладовой» природных ресурсов и «центра» взаимосвязи Запада, Востока и Юга Евразии. Для совершенствования пространственного развития Сибири на территории Сибирского федерального округа сформированы Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский макрорегионы, призванные обеспечить ускоренное освоение ее территорий. В качестве механизма реализации намеченных целей предлагается межрегиональная интеграция макрорегионов, основными направлениями которой выступают межрегиональные производственные кластеры, совместные инвестиционные проекты, межрегиональные ассоциации. Новизной исследования является сравнение экономических потенциалов макрорегионов и обоснование инструментов регионального управления для их межрегиональной интеграции. Результаты исследования доказывают эффективность механизма межрегиональной интеграции на уровне макрорегионов.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832