Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
Идентификаторы и классификаторы
Идея переноса части государственных корпораций из Москвы в регионы, где сосредоточена их основная деятельность, обсуждается уже много лет. Еще в 2013 г. эта инициатива была озвучена на встрече Президента с Советом законодателей, однако тогда она не получила дальнейшего развития из-за опасений резкого сокращения бюджета столицы.
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н. Роль ренты столичного статуса в усилении межрегионального неравенства // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2014. № 10. C. 106-115. EDN: TFADED
2. Гордеев В.С., Магомедов Р.Н., Михайлова Т.Н. Агломерационные эффекты в промышленности России // Экономическое развитие России. 2017. № 8. С. 19-20. EDN: ZDPKJH
3. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. Т. 44. № 4. С. 7-27. EDN: RZLYST
4. Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Журнал Сибирского федерального университета. 2015. № Supplement. C. 6-10.
5. Климанов В.В. Региональное развитие и общественные финансы: Избранные статьи. М.: ИРОФ, 2009. 333 с. EDN: QTMBDX
6. Климанов В.В., Москвитина Н.А. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 40. С. 2-15. EDN: UMCCDZ
7. Коломак Е.А. Пространственное развитие в России в XXI в. // Пространственная экономика. 2019. № 4. C. 85-106. EDN: WFVGVX
8. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Либроком, 2015. 392 с. EDN: VNJYWZ
9. Лексин В.Н. “Региональные столицы” в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 84-93. EDN: JVIYRZ
10. Dąbrowski M., Musiałkowska I., Polverari L. EU-China and EU-Brazil Policy Transfer in Regional Policy // Regional Studies. 2018. V. 52. No. 9. P. 1169-1180.
11. Gray N., Broadhurst K. Post-Brexit Regional Policy in England: Exploring ‘Levelling Up’ in Practice // Regional Studies. 2023. Vol. 57. № 12. P. 2551-2562. EDN: PIIWUN
12. Mariotti I. Firm Relocation and Regional Policy: A Focus on Italy, the Netherlands and the United Kingdom. Utrecht / Groningen: Royal Dutch Geographical Society, Department of Spatial Sciences University of Groningen. 2005. 219 p.
13. Plaziak M., Szymanska A. Role of modern factors in the process of choosing a location of an enterprise // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. № 120. P. 72-83.
14. Smith D.M. Industrial Location: an Economic Geographical Analysis. 1971. 580 p.
15. The Location of Economic Activity / Hoover E. New York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company, 1948. 336 p.
16. Vranich J., Ohanian L. Why company headquarters are leaving California in unprecedented numbers // Hoover Institution Economics Working Paper. 2021. № 21117. P. 43.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
В статье рассматриваются пространственные аспекты расселения и социально-экономической дифференциации мигрантов-мусульман в городах Англии, включая потомков мигрантов во втором и третьем поколении. Города Соединенного Королевства за пределами Англии не рассматривались ввиду более короткой истории массовых миграций мусульман в них. В качестве количественного метода для оценки социально-экономической дифференциации мусульманских районов была выбрана кластеризация методом k-средних по данным переписи Великобритании 2021 г. Были собраны и проанализированы следующие параметры: отсутствие автомобиля; удаленная занятость; молодое население; распространенность проблем со здоровьем; большие семьи; языковая изолированность; занятость в отраслях, не требующих квалификации; занятость в промышленности; гражданство; охват высшим образованием; перенаселенные домохозяйства; застойная безработица. Число кластеров было задано вручную. Для повышения достоверности результатов были сравнены результаты анализа с разделением на 3 и на 4 кластера. После сравнения двух вариантов кластеризации удалось выявить следующие основные процессы, определяющие социально-экономическую дифференциацию расселения мусульман в городах Англии: наименее благополучны старые индустриальные районы в «серых поясах», бывших окраинах городов; наиболее благополучны - недавно застроенные окраины и пригороды; отдельно выделяются центральные городские районы. Выделение четырех кластеров позволило также выявить относительно новое явление - формирование среднеразвитой мигрантской полупериферии между старыми индустриальными районами и благополучной современной периферией.
В исследованиях на инновационную тематику географическая близость между акторами приобретает особую роль при выделении типов знания. Именно типы знания определяют пространственный рисунок инновационной активности, в частности, степень и характер ее концентрации. Преобладающий тип знания в инновационном процессе зависит от стадии развития отрасли и от знаниевого пула самой отрасли. Атомная и ветровая энергетика, с одной стороны, находятся на разных стадиях инновационного цикла, с другой стороны, обладают различными пулами знания «сами по себе». Это позволяет определить пространственные особенности инновационного процесса в зависимости от типа знания. Технологическим лидерством в отраслях обладают европейские страны, в которых атомная и ветровая энергетика являются самыми распространенными безуглеродными источниками энергии. Патентная активность в обеих отраслях в странах зарубежной Европы имеет тенденцию к концентрации, однако ее природа неодинакова: в атомной энергетике пять кластеров сформировались рядом с крупными агломерациями и научно-исследовательскими институтами, в ветроэнергетике пока окончательно сформировался только один датско-северогерманский кластер в среднеурбанизированном регионе с доступом к неявному практическому знанию. Перетоки знания в атомной энергетике в виде цитирований патентов имеют большую тенденцию к концентрации ввиду развитости кластеров, однако в случае с совместными патентами разница в расстояниях между отраслями становится меньше. Это свидетельствует о высокой роли неявных форм знания в ветроэнергетике, несмотря на более слабую выраженность кластеризации инновационной активности. Расстояния между создателями совместных патентов увеличиваются по мере формализации пулов знания в обеих отраслях, а в атомной энергетике, как в отрасли на стадии угасания, - и вместе с деградацией пространственных связей между инноваторами.
Дается описание современного состояния авиагрузового транспорта мира, определены основные особенности его размещения. Доля воздушного транспорта в общемировом объеме перевозок грузов по их стоимости составляет 35%, по весу грузов - 1%. Основными авиагрузами являются продукция с высокой долей добавленной стоимости, экономически и физически скоропортящиеся товары немедленного потребления. 55% мирового парка грузовых самолетов принадлежит авиакомпаниям США, 21% - европейским компаниям. Мировой грузооборот авиатранспорта увеличился в 2004-2021 гг. с 139 до 219 млрд т-км, объем перевезенных авиатранспортом грузов - с 41 до 66 млн т. Для грузовых авиаперевозок характерен высокий уровень концентрации: одна треть всего мирового грузооборота приходится на 5 крупнейших авиакомпаний, две трети - на 15 крупнейших; 30% объема перевезенных грузов - на 4 крупнейшие компании, 60% - на 20 самых больших. Более половины мирового грузооборота (59%) концентрируется в 7 странах (США (19%), КНР (9%), ОАЭ, Гонконг, Катар, Южная Корея, Япония). При кризисах концентрация авиаперевозок в крупнейших по грузообороту странах (и грузовых авиакомпаний) увеличивается, в период общего восстановления и быстрого роста доля ведущих стран и крупнейших авиакомпаний в общемировом грузообороте, наоборот, сокращается. В главном мировом транспортно-экономическом кольцевом поясе (Северная Америка - Европа - страны Персидско-го залива - Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия - Северная Америка) концентрируется 60% всех перевозимых в мире авиагрузов. Грузовые потоки авиатранспорта более разрежены в пространстве, чем пассажирские; основные грузовые авиаузлы тяготеют к местам производства продукции с высокой добавленной стоимостью и к центрам ее немедленного потребления. Сеть грузовых авиалиний имеет более дисперсный пространственный характер своего распределения по территории, чем сеть пассажирских авиалиний: она обслуживает незначительное число центров, тогда как пассажирская - максимальное их число.
В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации специализации сельского хозяйства в регионах России. Главная цель оптимального производственного направления аграрной отрасли - увеличение объемов производства продукции с наименьшими издержками и повышение ее качества в районах с наиболее благоприятными условиями. С начала XXI века сельское хозяйства России находится в процессе перехода от импортозависимой к экспортно ориентированной модели развития. Проанализирована сложившаяся специализация аграрной отрасли как проявление территориального разделения труда. Рассмотрено соотношение разных категорий хозяйств: крупных сельскохозяйственных пред-приятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в структуре реализации различных видов продовольствия. Выявлены факторы формирования специализации сельского хозяйства, основными из которых являются природные, социально-экономические, институциональные и технико-технологические. Рассмотрена структура реализованной сельскохозяйственной продукции в регионах России по видам. Выявлены районы животноводческой и растениеводческой специализации. Проведена систематизация регионов основной земледельческой территории России по основной народнохозяйственной функции и выделены типы специализации сельскохозяйственных организаций, которые отличаются сходством основного производственного направления, структурой посевных площадей и уровнем интенсивности аграрного производства. Дана характеристика выделенных типов. Выявлены пространственные закономерности дифференциации специализации сельского хозяйства регионов России. Произведена оценка соответствия сложившейся специализации агропроизводственной системы задаче достижения продовольственной безопасности страны и повышения экспортного потенциала АПК.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию взаимосвязи категорий плотности и концентрации на примере иерархии городских поселений во взаимосвязи с плотностью населения по регионам России. В основе применяемой методики лежит сравнение плотности населения по региону в целом с долей в их площади населенных пунктов, а также сравнение «идеальных» распределений по функции Ципфа «ранг-людность» (степенную функцию) с фактическими иерархиями городских поселений, как для территории в границах РФ в динамики с 1897 г., так и для отдельных регионов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на определенных стадиях своего развития системы поселений двигаются в сторону выполнения правила «ранг-людность» и становятся менее контрастными, а уровень концентрации снижается (урбанизация вширь). После достижения зрелого уровня, с началом агломерационных процессов системы вновь отходят от соответствия формуле Ципфа, становятся более контрастными (урбанизация вглубь). В целом в региональных системах с высокой плотностью населения и значительным числом городских поселений правило «ранг-людность» соблюдается лучше, чем в системах со средними значениями плотности. В системах с низкой плотностью населения правило «ранг-людность» вновь начинает работать. Показано на различных масштабных уровнях неоднородность пространства России, в части концентрации населения.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/