Предметом статьи выступает борьба за власть в СССР. Целью работы является рассмотрение в контексте глобальных политических процессов позиции различных политических деятелей в период становления Советского проекта как альтернативной мировому капитализму цивилизации.
Автор предлагает и обосновывает принципиально новый взгляд на «оппозицию» в стране, согласно которому в глобальном смысле внутри советского правящего слоя оппозиционными можно считать группы, которые противостояли не руководству страны, а глобализации Мира, превращению Советского Союза в механизм, подчиненный международному капиталу и объективно следующий тенденциям конвергенции. В свою очередь к «оппозиции» автором отнесены те персоны и группы, которые противостояли всем этим процессам, прежде всего уничтожению национальных государств, в том числе самого СССР для превращения его в сырьевой “погреб” для транснациональных корпораций.
Актуальность статьи определяется необходимостью в историческом плане выявить тенденции развития СССР, понять различные аспекты его ослабления и, наконец, роспуска в 1991 году. В общественном плане поднятые в исследовании вопросы актуальны в силу того, что многие процессы и явления, ослаблявшие советское общество, продолжают существовать и сейчас, оказывая свое воздействие на положение дел в Российской Федерации и на ее статус правопреемника Советского Союза на международной арене.
В качестве методологии в статье используется философия практики с присущими ей принципами историзма, системности и объективности. Помимо этого автором широко применяются межпредметные связи с политологией и другими смежными науками. Результат исследования и основной вывод статьи составляет предлагаемый пересмотр понятия «оппозиция» применительно к советской эпохе.
Выводы и основные результаты могут использоваться в преподавании истории, итоговых монографиях по политической истории СССР, а также для выработки рекомендаций органам власти в области исторического просвещения и решения вопросов национальной безопасности
Идентификаторы и классификаторы
В последние годы в общественных науках появилось такое интересное явление, как слова-симулякры. И хотя термин, которыми они названы, иностранного происхождения, он сразу вписался в русский язык и в основных своих значениях понятен каждому без перевода, поскольку и по корню, и по смыслу является родственником давно всем известных слов симулянт, симуляция. Слова-симулякры означают пустые, бессодержательные или, наоборот, чересчур многозначные, но в любом случае лживые, уводящие в сторону понятия. К их числу можно отнести, например, понятия гласность, перестройка, перезагрузка и многие другие. Как выяснилось при более детальном рассмотрении, к словам-симулякрам может быть отнесено и такое устоявшееся понятие, как «оппозиция».
Список литературы
1. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Территория будущего, 2007.464 с. EDN: QOHCTL
2. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. 336 с. EDN: QOIRXL
3. Бжезинский Зб. Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники. М.: Прогресс, 1972. 307 с.
4. Власть и оппозиция. М.: 1995. 400 с.
5. Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. 448 с. EDN: QPCZSD
6. Гвишиани Дж. М. Аурелио Печчеи - основатель и первый президент Римского клуба // Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / под ред. Дж. М. Гвишиани. М., 1997. 384 с.
7. Кинг Бр., Пэтти Р. Техносоциализм: Как неравенство, искусственный интеллект и климатические изменения создают новый миропорядок. М.: Олимп-Бизнес, 2022. 478 с.
8. Ненни П. Перспективы социализма после десталинизации. М., 1963. 92 с.
9. Печчеи Ау. Человеческие качества. М., 1980. 232 с.
10. Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. М., 2015. 606 c.
11. Родерик Д. Парадокс глобализации: демократия и будущее мировой революции. М.: из-во Института Гайдара, 2014. 576 с.
12. Рокфеллер Д. Клуб банкиров. М.,2021. 384 с.
13. Ханна П. Коннектография. Будущее глобальной цивилизации. М., 2019. 432 с.
14. Шваб К. Ванхэм П. Капитализм всеобщего блага: новая модель мировой экономики. М.: Эксмо, 2022. 352 с.
15. Brzezinski Zb. Between Two Ages. America’s Role in the Technetronic Era. New York: Viking Press. 1970/ Reprinted in 1982 by Greenwood Press. 334 р.
16. Schwab K., Malleret. COVID-19: The Great Reset. Forum Publishing. Geneva. 2020.212 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обоснованию введения в лингвистическую науку нового термина «эоним», который в различных исследованиях имеет множественные синонимичные наименования, такие как слова-символы, слова-хронофакты, слова-ключи, ключевые термины, ключевые слова, ключевые слова текущего момента, ключевые слова эпохи и т. д.
Целью работы является выявление и описание особенностей эонимов, т. е. лексических единиц, выполняющих функцию маркеров исторической эпохи, а также отражающих знаковые события в культурной, социальной и политической жизни страны на материале немецкого языка.
Предметом исследования послужили лексемы, отобранные из ежегодных рейтинговых списков «Слово года» и «Антислово года», публикуемых Обществом немецкого языка. В исследовании проводится поэтапный сопоставительный анализ особенностей эонимов в немецкоязычном дискурсе с девятью признаками ключевых слов текущего момента, представленными в работе Т. В. Шмелевой.
Данный анализ позволяет выявить языковые особенности, словообразовательный потенциал эонимов, особенности языковой игры, скрывающейся в их значении, а также роль данных единиц в проявлении языковой рефлексии в различных типах немецкоязычного дискурса.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую автором гипотезу о том, что помимо маркировки значимых для социума событий эонимы фиксируют новые важные элементы лингвокультурной картины мира, несмотря на постоянно изменяющееся национальное языковое сознание.
Эмпирический анализ описанных в статье эонимов и их дериватов, возникающих с определенной цикличностью, свидетельствует о том, что данные единицы способны связывать исторические события между собой и таким образом характеризовать динамическое развитие социума и языка.
Последующее исследование эонимов, изучение скрытых в них смыслов позволит определить наиболее значимые исторические события и их восприятие носителями данной лингвокультурной общности.
Значительные изменения ассоциативного / психолингвистического значения слов происходят приблизительно каждые 20 лет под воздействием различных политических, экономических и социальных факторов. Особенно значимое воздействие на сознание людей оказывают события или явления, которые могут быть «угрозой» базовым концептам культуры. В данной работе проанализированы диахронические изменения психолингвистического значения лексемы «здоровье» с учетом влияния периода пандемии коронавирусной инфекции. Теоретической основой данного исследования является теория языкового сознания, разработанная Московской психолингвистической школой. В качестве материала для сопоставительного исследования послужили словарные статьи Словаря ассоциативных норм русского языка А. А. Леонтьева (1977), Русского регионального ассоциативного словаря Европейской части России (2014) и материал ассоциативного эксперимента, проведенного в г. Калуге осенью 2021 года (в период четвертой волны пандемии коронавирусной инфекции). Автором доказано количественное и качественное изменение ассоциативного значения исследуемой вербальной единицы. В период пандемии коронавирусной инфекции образ «здоровье» стали чаще ассоциировать с действием и локусом. Данные изменения, вероятно, обусловлены необходимостью применения мер для снижения риска заболевания и улучшения эпидемиологической ситуации в стране. В статье отмечена устойчивая ассоциативная связь образа «здоровья» с объектом, в большей степени конкретным. Значимость ценности здоровья для русского языкового сознания увеличилась в значительной степени. Индивидуализм образа сменяется универсализмом (акцент на общество). Опираясь на проведенный анализ, автор приходит к выводу, что характеристика концепта «здоровье» становится менее значимой, но также в значительной степени отмечена положительными коннотациями. Полученные результаты доказывают динамику и вариативность психолингвистического значения исследуемой лексемы и могут быть сопоставлены с результатами подобных исследований.
В статье предпринимается попытка проанализировать ложь и лицемерие как смысловые конкретизаторы концепта «испорченность» в романе Ч. Диккенса «Большие надежды». Являясь «романом воспитания», данное произведение дает возможность рассмотреть концепт «испорченность» в динамике смыслового варьирования, т. е. с точки зрения того, какие его признаки характерны для разных периодов жизни человека, а также как происходит его встраивание в личностную картину мира индивида. В работе были использованы методы концептологического и компонентно-семантического анализа, позволяющие наиболее полно проанализировать взаимосвязи элементов концепта между собой, выявить сходства и отличия их характеристик, а также описать особенности пространственно-временного и социокультурного контекстов их функционирования. Основными конкретизаторами концепта «испорченность» в романе являются ложь и лицемерие. Данные конкретизаторы предстают перед читателем как стадии развития испорченности в процессе социализации индивида. При этом ложь и лицемерие четко разграничены по ряду таких критериев как: носители испорченности, внешние проявления и причины возникновения. Ложь характеризуется как начальная стадия испорченности, присущая детям в ситуации угрозы, а также выражающаяся во внешних признаках. Лицемерие, в свою очередь, описывается как поздняя стадия испорченности, преобладающая среди взрослых, имеющих своей целью обогащение или приобретение власти.
В последние годы потребительский рынок России развивается в условиях перманентных экономических и социально-экономических кризисов, действие которых осложнено стартовавшими процессами деглобализации и регионализации, вынужденной переориентацией товародвижения с Запада на Восток под влиянием вводимых бывшими странами-партнерами многоуровневых санкций. И это не могло не сказаться на торговой инфраструктуре страны.
Целью настоящей статьи является анализ структурных и организационных изменений инфраструктуры потребительского рынка, наиболее чувствительной для общества ее части. Материалом исследования послужила публичная информация, собранная и предоставленная крупнейшими ритейлерами страны. Анализ выполнен с помощью методов анализа и синтеза, на примере развития системообразующих российских торговых компаний. На основе полученных результатов обозначены только возникающие проблемы, решать которые, а также учитывать сопровождающие их риски необходимо уже сегодня для сохранения конкурентной среды на рынке, обеспечения продовольственной безопасности страны и удовлетворения потребностей различных социальных групп.
В статье подробно исследованы проблемы излишней консолидации инфраструктуры потребительского рынка, форматного смешения при магазиностроении, перекосов в развитии сегмента продовольственных дискаунтеров и излишней оптимизации ассортимента, организационного усложнения бизнеса и роста его «непрозрачности». Обоснованы вероятные последствия реализации сложившихся трендов в развитии торговой инфраструктуры, в том числе риски олигополизации рынка и картельного сговора, потери множества активных предпринимателей, которые становятся пассивными рантье, искусственного сокращения товарного предложения и альтернативных каналов доставки товаров до покупателей, роста административного ресурса системообразующего бизнеса.
В исследовании содержатся предложения по необходимости пересмотра дефакто поощряемой правительством страны стратегии развития инфраструктуры продовольственного сегмента потребительского рынка с учетом переустройства экономики, развития и поддержки национальных производителей в условиях их доступа в товаропроводящую сеть, преодолению последствий бесконтрольного развития социально значимой инфраструктуры рынка и сохранению разнообразия ее участников.
В статье обсуждается проблема пропедевтической подготовки школьников к знакомству с экономической теорией. Эта подготовка базируется на основе экспериментирования, функциональной математической грамотности, математического моделирования и алгоритмизации простейших экономических явлений. Актуальность такого рода работы обусловлена быстрыми темпами развития и/или роста инфраструктуры, цифровизации, экономики и экономической безопасности. Формирование компетенций экономического содержания, безусловно, надо начинать уже в основной школе. Как только появляется знакомство с алгеброй, можно и даже нужно начинать знакомить ученика с основами математического моделирования экономики. В этом мы видим решение проблем, поставленных государством, по формированию в новом поколении основ критического мышления, глобальных компетенций и креативности.
Данная статья посвящена анализу цивилизационных основ российской государственности, которые оказали влияние на политическую и правовую структуру страны. В работе рассматриваются исторические, культурные и духовные аспекты, способствовавшие формированию уникального пути развития России. Основное внимание уделяется ключевым событиям в истории страны, которые потребовали от общества и государства поиска специфических решений кризисов, ведущих к централизации власти и коллективизму. Автор использует системный подход и различные методы анализа для изучения социокультурных факторов, определяющих российскую государственность, и опирается на множество научных источников.
В статье рассматривается просветительская деятельность Общества уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., повлиявшая на развитие научно-технической мысли и повышение квалификации кадрового состава инженеров, техников и рабочих заводов горнозаводского Урала.
Цель данной статьи - проанализировать просветительскую работу Общества Уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., которая заключалась в организации издательской и выставочной деятельности, способствующей развитию культуры и научно-технической мысли на Урале и в России в целом. Авторами подробно описаны этапы создания научно-технического журнала «Уральский техник», который знакомил читателей с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, уделено внимание библиотечной работе.
В исследовании проанализирована историография вопроса, показавшая, что интерес к деятельности Общества уральских горных техников возник только в 60-е годы ХХ века. Однако до настоящего времени историки не касались комплексного анализа работы Общества, включавшей просветительскую направленность, что подтверждает актуальность темы статьи.
В ходе исследования определено, что просветительская деятельность Общества внесла большой вклад в распространение и развитие научной мысли, рост профессионального опыта технического кадрового состава заводов Урала, способствовала расширению кругозора членов ОУГТ и профессионального сообщества, а также консолидации профессиональных кадров.
На сегодняшний день изучение просветительской работы Общества уральских горных техников может являться примером формирования ценностных установок, углубленного знания истории родного края и уважения к историческому прошлому малой Родины.
В работе были использованы конкретно-исторические методы исследования, в частности: метод контент-анализа, на основе которого был собран материал исследования из опубликованных дореволюционных источников; историко-системный и хронологический методы, позволившие объединить и последовательно раскрыть аспекты просветительской деятельности ОУГТ. Также был использован принцип историзма, с помощью которого удалось проследить развитие просветительской работы Общества с момента его основания до 1917 г.
Статья посвящена изучению феномена исторической памяти и практик исторической политики на постсоветском пространстве на примере Белоруссии. Для бывших республик СССР было крайне важно подготовить национальный нарратив, который бы способствовал легитимации новой власти, закреплял в коллективном сознании необходимые знаково-символические образы, оценочные суждения. Зачастую на постсоветском пространстве шло обращение к созданию виктимных образов, образа народа-мученика, создавался пантеон новых героев, которые зачастую вели в прошлом антисоветскую и антироссийскую деятельность. Были актуализированы работы представителей националистических направлений общественной и научной мысли. В статье повторяется утвердившееся в работах исследователей представление о школьной учебной литературе как о ключевом канале формирования устойчивых образов в коллективном сознании. Предпринята реконструкция современного официального дискурса Республики Беларусь в отражении советского прошлого средствами учебной литературы. Анализ учебников по всемирной истории, истории Белоруссии, истории Великой Отечественной войны приводит к выводу о господствующем позитивном восприятии советского прошлого. Высокую положительную оценку белорусских ученых получили октябрьская революция 1917 года, национальная политика СССР в 1920-е гг., социалистическая модернизация, послевоенное экономическое развитие. Ключевым топосом исторической памяти для Республики Беларусь продолжает оставаться история Великой Отечественной войны. Безусловно, в тексте учебников находит отражение дискуссия между основными направлениями в белорусской научной и общественно-политической мысли - националистическим и западнорусизмом. Между тем анализ учебной литературы убеждает в отсутствии использования механизмов войн памяти для создания национального нарратива.
Издательство
- Регион
- Россия, Коломна
- Почтовый адрес
- 140411, Московская обл, г Коломна, ул Зеленая, д 30
- Юр. адрес
- 140411, Московская обл, г Коломна, ул Зеленая, д 30
- ФИО
- Леонова Жанна Константиновна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_gsgu_cpa@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 1833520