Объектом исследования является внешняя политика Кубы. В качестве предмета исследования выбрана внешнеполитическая деятельность Гаваны на африканском направлении в период 2010-2025 годов. Сначала автор рассматривает историю кубинской активности в Африке. Затем анализируются современные отношения Кубы с её ключевыми партнерами в регионе: ЮАР, Нигерией, Анголой, Эфиопией и Алжиром. Выявляются особенности африканского направления внешней политики Кубы и значение отношений с Африкой для Гаваны. Особое внимание уделено нескольким аспектам, важным для поддержании интенсивности кубинско-африканских отношений. Это роль исторической памяти в обосновании современного сотрудничества, динамика высокоуровневых дипломатических визитов и медицинская и образовательная дипломатия Кубы. Цели африканского направления внешней политики Кубы рассматриваются в контексте повышения роли Глобального Юга в мировой политике. В статье применяются общенаучные методы познания - анализ и синтез, а также элементы сравнительного метода. В качестве источников для анализа использовались документы и информационные материалы Министерств иностранных дел Кубы и стран Африки, а также материалы СМИ Кубы и стран Африки, научные работы отечественных и зарубежных специалистов. Научная новизна работы обусловлена недостатком в отечественной науке попыток проанализировать именно современную внешнюю политику Кубы в отношении стран Африки. Данная работа демонстрирует адаптацию карибской республики к вызовам сегодняшней мировой политики. Как основные выводы можно отметить, во-первых, сохраняющуюся важность Африки для реализации глобальных целей Кубы. Этими целями являются предотвращение дипломатической и экономической изоляции острова и поиск партнеров для торгового и инновационного сотрудничества. Страны Африки поддерживают Гавану в ООН и готовы оплачивать услуги кубинских специалистов. Во-вторых, Куба продолжает не только сохранять, но и развивать сотрудничество с африканскими странами. Установлено, что Куба активизировала высокоуровневые дипломатические визиты в Африку в последние три года - страны континента посещали президент, вице-президент и министр иностранных дел. Гавана взаимодействует с Африкой не только в двустороннем, но и в многостороннем формате, имеет хорошие отношения с такими организациями, как Африканский союз и ЭКОВАС.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение африканского направления внешней политики Кубы актуально по трём причинам. Во-первых, эта страна демонстрирует уникальную внешнеполитическую активность, добившись успехов в развитии связей со странами другого континента в условиях ограниченных ресурсов. Во-вторых, Куба со времён революции 1959 года занимает дружественную к нашей стране позицию. Президент Кубы Мигель Диас-Канель был одним из мировых лидеров, посетивших парад Победы в мае 2025 года. На встрече с В. В. Путиным в Кремле кубинский лидер подчеркнул, что в эти дни отмечалось 65-летие восстановления дипломатических отношений между Москвой и Гаваной. По его словам, «это отношения, которые, несмотря на все вызовы, преодолели испытания временем» [1]. В-третьих, африканское направление внешней политики приобрело новую значимость для России в связи с западными попытками изоляции нашей страны, и поэтому изучение опыта Кубы и возможные совместные российско-кубинские проекты в Африке особенно актуальны.
Список литературы
1. Беседа с Президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем Бермудесом 7 мая 2025 года [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76863 (дата обращения: 16.06.2025).
2. Запарий, Е. С. Эволюция внешней политики Кубы на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6, № 4. С. 438-449. DOI: 10.24975/2313-8920-2019-6-4-438-449
3. Луцюк, Д. В. Развитие внешней политики Кубы с 2000 по 2021 год // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11, № 5А. С. 195-205. DOI: 10.34670/AR.2022.98.76.023
4. Хейфец, В. Л. Куба: переосмысление роли страны в мировом сообществе / В. Л. Хейфец, Л. С. Хейфец // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, № 2. С. 94-103. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-2-94-103
5. Ламрани, С. “Прекраснейшее дело человечества” - вклад Кубы в освобождение Африки и борьбу с апартеидом // Русская политология. 2019. № 4(13). С. 59-71.
6. Бородаев, В. А. Вклад Кубы в крушение режима апартеида в ЮАР на излете “холодной войны” // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2018. № 2. С. 87-109.
7. Лысенко, М. Эволюция кубино-алжирских отношений в 60-е гг. // Международный аспект. 2020. Т. 1, № 1(1). URL: https://www.intaspect.ru/jour/article/view/10/32 (дата обращения: 16.06.2025).
8. Laurent, L. K. Cuba-África: los motivos de una cercanía en la distancia // Perspectivas Revista De Ciencias Sociales. 2019. № 4(7). P. 196-209.
9. Хейфец, В. Л. Традиция интернационализма в идеологии и практике кубинской революции / В. Л. Хейфец, Л. С. Хейфец // Латинская Америка. 2020. № 8. С. 60-76. DOI: 10.31857/S0044748X0010346-9
10. Бородаев, В. А. “Первая ангольская война” 1975-1976 гг. как пример интернационализации внутреннего конфликта в условиях “холодной войны” / В. А. Бородаев // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8, № 4. С. 142-170.
11. Бородаев, В. А. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977-1978): шаг от разрядки к новому витку “холодной войны” / В. А. Бородаев // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2017. № 3. С. 43-62. EDN: ZDAURJ
12. Presidente Díaz-Canel realizará visita oficial a países africanos [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/presidente-diaz-canel-realizara-visita-oficial-paises-africanos (дата обращения: 16.06.2025).
13. Cuba tiene un lugar especial en África [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/cuba-tiene-un-lugar-especial-en-africa (дата обращения: 16.06.2025).
14. Ministro de Relaciones Exteriores de Cuba inició visitas a países de África [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/ministro-de-relaciones-exteriores-de-cuba-inicio-visitas-paises-de-africa (дата обращения: 16.06.2025).
15. South Africa and Cuba commemorates 27 years of diplomatic relations based on solidarity and cooperation [Электронный ресурс] // Department of International Relations and Cooperation. URL: https://dirco.gov.za/south-africa-and-cuba-commemorates-27-years-of-diplomatic-relations-based-on-solidarity-and-cooperation/ (дата обращения: 16.06.2025).
16. Parliament slams costly Project Thusano, urges termination of “rebranded” Project Kgala [Электронный ресурс] // DefenceWeb. URL: https://www.defenceweb.co.za/featured/parliament-slams-costly-project-thusano-urges-termination-of-rebranded-project-kgala/ (дата обращения: 16.06.2025).
17. South Africa wipes out Cuba’s R1-billion debt [Электронный ресурс] // Brand South Africa. URL: https://brandsouthafrica.com/112878/government-services/cuba081210/ (дата обращения: 16.06.2025).
18. Cuba Strengthen Ties, Pledge Deeper Cooperation [Электронный ресурс] // The State House. URL: https://statehouse.gov.ng/news/nigeria-cuba-strengthen-ties-pledge-deeper-cooperation/ (дата обращения: 16.06.2025).
19. Shettima: Nigeria, Cuba to Deepen Bilateral Relations [Электронный ресурс] // This Day. URL: https://www.thisdaylive.com/index.php/2023/09/15/shettima-nigeria-cuba-to-deepen-bilateral-relations/ (дата обращения: 16.06.2025).
20. Nigeria-Cuba to Deepen ties on Trade and Commerce [Электронный ресурс] // Ministry of Budget and Economic Planning. URL: https://nationalplanning.gov.ng/nigeria-cuba-to-deepen-ties-on-trade-and-commerce/ (дата обращения: 16.06.2025).
21. Desarrolla Ministro de Relaciones Exteriores programa oficial en Nigeria [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/desarrolla-ministro-de-relaciones-exteriores-programa-oficial-en-nigeria (дата обращения: 16.06.2025).
22. Fifty years of diplomatic relations, we celebrate the Cuban Culture Day [Электронный ресурс] // Cuba’s Representative Office Abroad. URL: https://misiones.cubaminrex.cu/en/articulo/50-years-diplomatic-relations-we-celebrate-cuban-culture-day (дата обращения: 16.06.2025).
23. Angola y Cuba renuevan sus lazos de cooperación y solidaridad [Электронный ресурс] // Embajada de Angola. URL: https://www.embajadadeangola.com/noticias/noticia-210823-1.html (дата обращения: 16.06.2025).
24. Cuba y Etiopia, a 45 años de una especial relación bilateral [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/node/2827 (дата обращения: 16.06.2025).
25. Salvador Valdés Mesa fue recibido por la Presidenta de Etiopía [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/salvador-valdes-mesa-fue-recibido-por-la-presidenta-de-etiopia (дата обращения: 16.06.2025).
26. Inicia visita oficial a Etiopía el Ministro de Relaciones Exteriores de Cuba [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/es/inicia-visita-oficial-etiopia-el-ministro-de-relaciones-exteriores-de-cuba (дата обращения: 16.06.2025).
27. Ethiopia, Cuba Pledge to Strengthen Bilateral Ties [Электронный ресурс] // EBC English News. URL: https://www.ebc.et/english/newsdetails.aspx?newsid=10365 (дата обращения: 16.06.2025).
28. Ethiopia and Cuba aim to implement bilateral agreements in education and trade [Электронный ресурс] // Media network edition TV BRICS. URL: https://tvbrics.com/en/news/ethiopia-and-cuba-aim-to-implement-bilateral-agreements-in-education-and-trade/ (дата обращения: 16.06.2025).
29. Ethiopia, Cuba sign MoUs to collaborate in technology and sports [Электронный ресурс] // Fana Media Corporation. URL: https://www.fanamc.com/english/ethiopia-cuba-sign-mous-to-collaborate-in-technology-and-sports/ (дата обращения: 16.06.2025).
30. Cuba thanks Algeria for its support in the fight against US blockade [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://cubaminrex.cu/en/cuba-thanks-algeria-its-support-fight-against-us-blockade (дата обращения: 16.06.2025).
31. Visita oficial del Presidente cubano a Argelia [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://misiones.cubaminrex.cu/es/articulo/visita-oficial-del-presidente-cubano-argelia (дата обращения: 16.06.2025).
32. Algeria, Cuba Celebrate 62 Years of Exemplary Medical Solidarity [Электронный ресурс] // Dzair Tube. URL: https://www.dzair-tube.dz/en/algeria-cuba-celebrate-62-years-of-exemplary-medical-solidarity/ (дата обращения: 16.06.2025).
33. Cuba and Algeria united by ties of brotherhood [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://misiones.cubaminrex.cu/en/articulo/cuba-and-algeria-united-ties-brotherhood (дата обращения: 16.06.2025).
34. Álvarez Acosta, M. E. Una aproximación a la política exterior de Cuba hacia África Norte y el Medio Oriente // Política internacional. 2023. № 4. P. 103-119.
35. Algeria Thanks to Be Guest of Honor at Book Fair in Cuba [Электронный ресурс] // Radio Reloj. URL: https://www.radioreloj.cu/news/culture/algeria-thanks-to-be-guest-of-honor-at-book-fair-in-cuba/ (дата обращения: 16.06.2025).
36. The African Union adopted a resolution against the blockade of Cuba. [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://misiones.cubaminrex.cu/en/articulo/african-union-adopted-resolution-against-blockade-cuba (дата обращения: 16.06.2025).
37. A new beginning between Cuba and ECOWAS [Электронный ресурс] // Ministerio de Relaciones Exteriores de Cuba. URL: https://misiones.cubaminrex.cu/en/articulo/new-beginning-between-cuba-and-ecowas (дата обращения: 16.06.2025)
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Предметом исследования настоящей статьи является внешняя политика Сербии как малой страны в отношении России и Запада в период их противостояния с 2022 года. Объектом же исследования является Республика Сербия. Автор фокусирует свое внимание на анализе поведения Белграда через концепцию “малой страны” (small state) и через особенности исторического развития республики. При анализе факторов малой страны отдельное внимание уделяется их внешнеполитическим стратегиям, которые выделили исследователи XX-ого века и которые Белград применяет сейчас. При выявлении факторов исторического развития политического руководства в Белграде в сравнительной перспективе фокус исследования направлен на периоды внешней Югославии при Й. Броз Тито и противоположный курс при С. Милошевиче. Все эти факторы суммируются и объясняют выбранную Сербией стратегию внешней политики балансирования между двумя крупными игроками. В исследовании применяется социальный конструктивизм, позволяющий проанализировать, как исторически сложившаяся идентичность Сербии (нейтралитет Тито, изоляционизм Милошевича) влияет на ее современный внешнеполитический курс. Неореалистский подход используется для оценки системных ограничений, с которыми сталкивается Белград, будучи малой страной. Контент-анализ официальных документов позволяет проанализировать заявления сербских властей и медиадискурса в заданный период. Новизна настоящего исследования заключается в анализе внутриполитических факторов Республики Сербия в контексте ее внешнеполитической стратегии в период с 2022 года. Новым представляется также анализ внешней политики Сербии сквозь призму теорий малых стран. В отечественной научной литературе исследования сконцентрированы лишь на двусторонних отношениях Москвы и Белграда. В настоящей работе же происходит изучение факторов, которые побуждают руководство Сербии вести отношения как с Россией, так и с Западом. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Сербии сохраняет стратегическую осторожность и балансирование между великими державами по причине исторического опыта (негативными последствиями изоляции 1990-х гг. при Милошевиче и поражения в югославских войнах, с одной стороны и нейтралитет Тито и рост экономики Югославии с другой) до той поры, пока внутренние и внешние обстоятельства не вынудят Белград сделать выбор в пользу одной из великих держав.
В качестве предмета исследования выступает потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым). Следует отметить, что современное международное влияние базируется на способности привлекать внимание через культурные ценности, политические идеалы и гуманитарные инициативы, а публичная дипломатия выступает инструментом реализации данного влияния посредством диалога негосударственных акторов с иностранными аудиториями. Национально-культурные автономии (НКА), представляя интересы этнических и культурных общностей, могут стать ключевыми негосударственными акторами в этом процессе, так как они устанавливают тесные связи с культурными метрополиями и с государствами, где та или иная культура многочисленно представлена. Эти связи непосредственным образом, влияют на доверие, возникающее внутри этнических сообществ, и, как следствие, формируют позитивное представление о процессах, происходящих по линии национальное меньшинство - государство. В работе были использованы: институциональный метод (при анализе процесса оформления этнокультурного взаимодействия в Крыму); метод контент-анализа (при изучении уставных документов крымских региональных НКА); экспертный опрос (при анализе уровня вовлеченности крымских НКА в международную деятельность). Важным компонентом проведенного исследования стала концепция «мягкой силы», выступающая в качестве инструмента ненавязчивого влияния. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается деятельность национально-культурных автономий в контексте реализации публичной дипломатии. В результате проведенного экспертного опроса, направленного на определение уровня международной активности НКА, а также анализа деятельности крымских национально-культурных автономий, были обозначены параметры оценки эффективности их деятельности в реализации внешней политики. В результате проведенного исследования было выявлено, что национально-культурные автономии обладают значительным, но недостаточно изученным потенциалом в сфере публичной дипломатии. Так, из 13 руководителей НКА РК, принявших участие в опросе, 8 экспертов отметили, что их организации выходят за пределы регионального взаимодействия: 2 организации ограничиваются федеральным уровнем, 6 организаций выходят на международный уровень. Метрическое измерение каждого из обозначенных параметров дает возможность определять эффективность использования ресурса НКА в реализации публичной дипломатии.
Цифровизация играет ключевую роль в политической стратегии международных акторов ввиду ее влияния как на трансформацию процессов управления, так и на взаимодействие государств на международной арене. Предметом исследования статьи является анализ основных тенденций цифровой трансформации как составной части внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется аспектам внешнего продвижения технологических инициатив Китаем. Китай формирует цифровую экосистему, активно продвигая её в мировую политику в рамках концепции «сообщества единой судьбы в киберпространстве». Определено, что Китай стремится как укрепить свои позиции на мировом рынке, так и стать ведущим игроком в сфере цифровых инноваций, что делает его стратегию важным фактором в глобальной цифровой трансформации. Исследование стратегии КНР включает дискурс-анализ, концептуальный анализ, «идейно-ценностный» подход. Критический концептуальный, нарративный анализы определили концептуальные основы цифровой стратегии КНР. Ивент-анализ, кейс-стади выявили тенденции, механизмы цифровой системы Пекина. Институциональный метод определил институты развития цифровой экономики. Анализ вторичных статистических данных показал динамику развития цифровизации Китая в миросистеме. Особое внимание уделяется роли Китая в формировании глобальных технологических стандартов и его взаимодействию с акторами в рамках продвижения цифровых инициатив. Проанализирована инициатива «Цифрового Шелкового пути» как инструмента экспорта китайских технологий. Особенно отчетливо цифровое влияние Китая наблюдается в странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки с точки зрения создания инфраструктурных проектов и экспорта цифровых технологий, продвижения глобальных «идейно-ценностных» инициатив. Новизна статьи заключается в приведенной систематизации механизмов продвижения цифровой стратегии Китая, демонстрирующей его стремление занять лидирующие позиции в области развития цифровых инноваций. Основное внимание уделяется продвижению Китаем инициатив глобального цифрового управления и анализу проблем масштабирования китайских технологий в различных странах.
Данная статья посвящена комплексному анализу трансформации и перспектив экономического сотрудничества Китая и Афганистана в контексте вывода войск США в 2021 году. В центре внимания находятся три ключевые кластера: (1) транспортно-логистические проекты - развитие железнодорожных и автодорожных коридоров, в том числе линия Китай-Афганистан и расширение Китайско-Пакистанского экономического коридора; (2) инфраструктурные инициативы - строительство энергетических объектов (TAPI, CASA-1000, ЛЭП 500 кВ), волоконно-оптических сетей и цифрового «Шёлкового пути»; (3) горнодобывающие соглашения - переговоры и контракты на разработку месторождений меди (Мес-Айнак), лития и нефти (бассейн Амударьи). Цель данной статьи состоит в том, чтобы всесторонне оценить осуществимость экономических инициатив сотрудничества между двумя государствами как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на теории международных отношений, в частности либерализма. Данная теория применяется для объяснения того, каким образом экономические инициативы и модели двустороннего и многостороннего сотрудничества могут способствовать миру и стабильности в регионе. Результаты работы демонстрируют, что после ухода США Китай активизировал дипломатическую и экономическую деятельность, предоставил гуманитарную помощь, поддержал реализацию проектов «Пояса и пути» и Китайско-Пакистанского экономического коридора, а также возобновил соглашения по разработке месторождений меди, лития и нефти. При этом объёмы двусторонней торговли выросли, а новые транспортные маршруты способствуют сокращению логистических затрат. Основными препятствиями являются политическая нестабильность, угрозы безопасности (теракты ИГИЛ-Х), дефицит инфраструктуры и квалифицированных кадров. Научная новизна исследования заключается в систематизации и глубоком анализе государственно-политических мер, экономических показателей и механизмов сотрудничества между Китаем и Афганистаном с целью уточнения перспектив их экономического взаимодействия. Новые политические события в Афганистане после вывода войск США в 2021 г. создают насущную потребность в комплексном исследовании, оценивающем практическую осуществимость двустороннего экономического сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы для формирования стратегий международных организаций и инвесторов, а также для разработки механизмов мониторинга и оценки инвестиционных проектов.
Предмет исследования статьи заключается в анализе деятельности китайских горнодобывающих и промышленных предприятий в Аргентине и Чили в условиях усиливающейся тенденции к национализации литиевой промышленности. Особое внимание уделяется влиянию этого процесса на доступ Китая к литиевым ресурсам в контексте глобальной геополитической конкуренции. Исследование охватывает риски, связанные с перераспределением контроля над литиевыми проектами, а также возможности экономического давления со стороны КНР на страны «литиевого треугольника». Кроме того, предмет включает оценку адаптации китайской стратегии в условиях национализации и ее последствий для позиций Китая на мировом рынке лития, учитывая современные экономические и политические факторы, включая ослабление влияния США и рост спроса на литий. Методология включает анализ вторичных данных из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ политики стран «литиевого треугольника», кейс-стади планов национализации 2023 г. и деятельности китайских компаний, а также качественную оценку геополитических факторов. Новизна работы заключается в комплексной оценке влияния актуальных планов национализации 2023 г. в Аргентине и Чили на деятельность китайских компаний с учетом современных экономических и геополитических факторов, что вносит значительный вклад в исследования ресурсного национализма в «литиевом треугольнике». Данное исследование акцентирует внимание на текущих изменениях в политике стран региона, анализируя их последствия для Китая как ключевого игрока на рынке лития. Оно впервые объединяет анализ планов национализации 2023 г. с оценкой экономической зависимости Аргентины и Чили от КНР, а также с учетом ослабления позиций США, предлагая новые перспективы на адаптацию китайской стратегии в условиях усиливающейся геополитической конкуренции и роста глобального спроса на литий. Результаты исследования демонстрируют, что национализация может перераспределить контроль над литиевыми проектами в пользу местных властей, вынуждая Китай искать альтернативные цепочки поставок, однако зависимость Аргентины и Чили от китайских инвестиций и экспортных рынков создает пространство для маневра КНР, особенно в условиях ослабления позиций США в регионе.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______