В статье рассматривается образ святого Мак Ниссе — легендарного сподвижника святого Патрика. Подробно проанализирована его генеалогия и образ в “Трёхчастном житии” святого Патрика. Статья сопровождается переводом позднего латинского жития Мак Ниссе, ранее не переводившегося.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15829/2686-973X-2025-192
В агиографии святого Патрика Мак Ниссе неразрывно связан с епископом Айртир Майге (Армоя) по имени Олкан или Болкан (он именуется Болканом в житии Мак Ниссе). По мнению П. О Риана, Олкан и Болкан — это разные святые. Праздник Олкана из Айртир Майге приходился на 29 июня [Ó Riain 2011:521-522]. Приведём эпизоды, связанные с Олканом, в VT.
Список литературы
1. AFM - Annala Rioghachta Eireann. Annals of the Kingdom of Ireland, by the Four Masters, from the earliest period to the year 1616. Ed. with transl. and notes by J. O’Donovan. Vol. 1-7. Dublin: Hodges, Smith and Co., Grafton- Street, Booksellers to the University, 1856.
2. CGSH - Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. Ed. P. Ó Riain. Dublin: School of Celtic Studies, Dublin Institute for Advanced Studies, 1985, 347 p.
3. CI - Charles- Edwards T. M. The chronicle of Ireland. Vol. 1-2. Liverpool: Liverpool University Press, 2006 (Translated texts for historians, 44), 349+186 p.
4. HE - Venerabilis Baedae Opera Historica. Ed. C. Plummer. Vol. 1-2. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1896, 458+545 p.
5. VT - Stokes Wh. The tripartite Life of Patrick: with other documents relating to that saint, Vol. 1-2, Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores, 89, London: Eyre and Spottiswoode, 1887, 272+676 p.
6. VSH - Vitae sanctorum Hiberniae, vol. I-II. Ed. C. Plummer. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1910, 273+391 p.
7. Живлова 2019 - Живлова, Н. Ю. (2019). Мир святого Колумбы: Раннесредневековая Ирландия и Британия глазами монахов с острова Иона. Москва: ЯСК, 430 c. ISBN: 978-5-907117-27-3.
8. Africa 1990 - Africa, D. C. (1990). The Politics of Kin: Women and Preeminence in a Medieval Irish Hagiographical List. Ph. D. Diss. University of Toronto, 258 p.
9. Bieler 1979 - The Patrician texts in the book of Armagh (1979). Ed. L. Bieler and F. Kelly. Dublin, 1979, 285 p.
10. Breatnach 1983 - Breatnach, P. A. (1983). The Chief’s Poet. Proceedings of the Royal Irish Academy. Section C: Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistics, Literature, 83C, 37-79.
11. Charles- Edwards 2000 - Charles- Edwards, T. M. (2000). Early Christian Ireland. Cambridge, U.K.; New York: Cambridge University Press, 707 p. ISBN: 9780511495588.
12. Colgan 1647 - Triadis Thaumaturgæ seu divorum Patricii, Columbæ et Brigidæ, trium veteris et maioris Scotiæ, seu Hiberniæ sanctorum insulae communium patronorum acta. (1647). Ed. Colgan J. Louvain: apud Cornelium Coenestenium, 742 p.
13. de Vries 2012 - Vries, R. de. (2012). Two texts on Loch nEchach: De causis torchi Corc’ Óche and Aided Echach maic Maireda. Irish Texts Society, 65, London: Irish Texts Society, 328 p. ISBN: 978-1-870166-65-2.
14. Doherty 1991 - Doherty, Ch. (1991). The cult of St Patrick and the politics of Armagh in the seventh century, in: Ireland and northern France, AD 600-850. Ed. Picard J.-M. Blackrock, Co. Dublin: Four Courts Press, 53-94.
15. Flanagan 2010 - Flanagan, M. T. (2010). The transformation of the Irish church in the twelfth century. Studies in Celtic History, 29, Woodbridge: Boydell Press, 312 p. ISBN: 978-1-84383-597-4.
16. Grosjean 1955 - Grosjean, P. (1955). Édition et commentaire du Catalogus Sanctorum Hiberniae secundum diversa tempora ou De tribus Ordinibus Sanctorum Hiberniae. Analecta Bollandiana, 73, 197-213, 289-322.
17. Heist 1965 - Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi (1965). Ed. W. W. Heist. Bruxelles: Société des Bollandistes, 436 p.
18. Hogan 1910 - Hogan, E. (1910). Onomasticon Goedelicum Locorum et tribuum Hiberniae et Scotiae: An Index, with Identifications, to the Gaelic Names of Places and Tribes. Dublin. London: Hodges, Figgis & Co., 696 p.
↑19. Lacey 2023 - Lacey, B. (2023). ‘I part not from effeminacy’: Queer Behaviour in Gaelic Ireland. In: Sex and Sexualities in Ireland: Interdisciplinary Perspectives. Cham: Springer International Publishing, 11-27.
20. Laverty 1895 - Laverty, J. (1895). The bishops of Down & Connor, being the Fifth Volume of an historical account of Down and Connor, ancient and modern. Dublin: James Duffy & Co., Ltd., 636 p.
21. McKibben 2013 - McKibben, S. (2013). Queering early modern Ireland. Irish University Review, 43.1, 169-183. https://doi.org/10.3366/IUR.2013.0063.
22. Millett 1986 - Millett, B. (1986). Dioceses in Ireland up to the 15th Century. Seanchas Ardmhacha: Journal of the Armagh Diocesan Historical Society, 12(1), 1-42. https://doi.org/10.2307/29745223.
23. Ó Raithbhearthaigh 1932 - Genealogical Tracts I (1932). Ed. Ó Raithbhearthaigh T. Dublin: Stationery Office, 245 p.
24. Ó Riain 2011 - Ó Riain, P. (2011). A Dictionary of Irish Saints. Dublin: Four Courts Press, 690 p. ISBN: 978-1-80151-162-9.
25. Sharpe 1991 - Sharpe, R. (1991). Medieval Irish Saints’ Lives. An Introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxford: Clarendon Press, 427 p. ISBN: 0-19-821582-7.
26. Stokes 1880 - Stokes, Wh. (1880). On the calendar of Oengus. Transactions of the Royal Irish Academy, Irish Manuscript Series, 1.1. Dublin: Royal Irish Academy, 352 p.
27. Stokes 1905 - Félire Óengusso Céli Dé. The Martyrology of Oengus the Culdee (1905). Ed. by Wh. Stokes. London: Henry Bradshaw Society, 474 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена изучению роли просвещенного художника, академика живописи К. П. Степанова (1854–1910) в сохранении традиций древнерусской живописи. По его личной инициативе была создана иконописная палата при Донском монастыре, где изначально обучали молодых художников из владимирских иконописных сел. Эта школа церковной живописи была создана на проценты в размере 100 тыс. руб. благотворительного капитала рода Селезнёвых, вложенных на помин души статского советника Н. Д. Селезнёва. Школа была открыта в сентябре 1908 г. на Остоженке, в здании Совета детских приютов, где работал Селезнёв, пригласивший известных иконописцев, и уже первые ученики успешно выполнили ряд престижных заказов.
Редакционная статья для выпуска журнала “Том 6, № 2”
В статье рассматриваются отношения между Элладской Православной Церковью и Римско-католической церковью в 2001–2006 гг. Особенное внимание уделяется анализу характера и обстоятельств визита Иоанна Павла II в Афины в мае 2001 г. и архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса) в Ватикан в декабре 2006 г. Среди декларируемых целей и основных направлений взаимодействия Церквей в указанные годы отмечаются: поиск и защита духовных корней единой европейской цивилизации, совместное противостояние общим угрозам человечеству в начале XXI в., сотрудничество в образовательной, научной и культурной сфере. Делается вывод о расширении контактов между двумя Церквами в рассматриваемый период, несмотря на сохранение ряда проблемных вопросов в межцерковных отношениях.
Целью статьи является исследование малоизученных страниц в истории получения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.
В статье отмечается роль советского и чехословацкого правительств в препятствии признания Кипрской Архиепископией автокефалии Православной Церкви в Чехословакии в 1951 г. Дается оценка усилиям предстоятелей Православной Церкви в Чехословакии, а также патриарха Алексия (Симанского) убедить архиепископа Кипрского Макария (Макариоса) признать автокефалию Православной Церкви в Чехословакии. Результаты исследования могут быть использованы для изучения межцерковных отношений между Кипрской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, а также роли архиепископа Макария в мировом православии в XX в.
В статье рассмотрены причины трансформации ряда этнически ирландских святых в шотландцев в трактате об англо-шотландской унии, написанном шотландским юристом Томасом Крейгом. Доказывается, что этот ход не изобретение автора, а дань устоявшейся традиции в шотландском историописании c XIV в. Делается вывод, что обращение Крейга к истории Кельтской церкви обусловлено влиянием Реформации и протестантской идеи объединенной Великобритании.
Статья посвящена историческому обзору переводов Библии на валлийский язык и их влиянию на формирование национальной идентичности Уэльса в контексте религиозных, политических и социальных изменений. Начиная с предположительных ранних переводов XII–XIII вв., статья прослеживает ключевые этапы развития переводческой традиции, уделяя особое внимание первым полным протестантским переводам Уильяма Сэйлсбери (1567) и Уильяма Моргана (1588). Эти переводы не только заложили основы литературного валлийского языка, но и стали инструментом сохранения национальной культуры в условиях английского доминирования. В статье рассматривается роль валлийских библейских переводов в борьбе против ассимиляции, их значение в эпоху индустриализации и культурных трансформаций XIX–XX вв., а также современные адаптации, отражающие актуальные тенденции в развитии языка и религиозности.
Новизна работы заключается в комплексном охвате всей истории валлийского библейского перевода, включая ранее не изучавшиеся диалектные и упрощённые версии XX–XXI вв.
Результаты подтверждают, что переводы Библии на валлийский язык служили не только религиозным, но и политико- и социокультурным целям, в итоге поспособствовав развитию и укреплению национального самосознания.
Публикация представляет первый перевод на русский язык жития святого Беуно (Buchedd Beuno) — одного из наиболее почитаемых местночтимых праведников средневекового Уэльса. Житие дополнено подробным историческим комментарием, а также вступительной статьей, повествующей об истории культа святого Беуно — от наиболее ранних упоминаний в письменных источниках до постепенного угасания в Позднем Средневековье, а также традиции бытования текста жития. В завершение автор описывает историю предшествующих изданий рассматриваемого текста.
Издательство
- Издательство
- Силицея-Полиграф
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Каширское ш., 24
- Юр. адрес
- Каширское ш., 24
- ФИО
- Боброва Елена Анатольевна (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (985) 768-43-18