Статья: Образы героя-трикстера и героя-пикаро (на примере рассказа «Модный адвокат» Тэффи (Н. А. Лохвицкой) (2025)

Читать онлайн

Объектом данного исследования является главный персонаж рассказа «Модный адвокат» Тэффи (Н. А. Лохвицкой) - одной из ярких писательниц первой половины XX века. Предмет исследования - образ главного персонажа с классическими чертами трикстера и пикаро. Для характеристики черт этих персонажей выбран рассказ Тэффи “Модный адвокат”, в котором в ситуации модерна показан герой, сочетающий в себе черты возмутителя спокойствия, весельчака, плута. Перенос от обличительной социальной сатиры к политической сатире на рубеже XIX-XX веков не затронула элегический настрой рассказов Н. А. Лохвицкой, которая не обличала, не бичевала современное ей общество. Исследуется неклассический характер персонажа рассказа Тэффи, с переходами от устоявшихся мифологических характеристик к смешению черт. Методами исследования выбраны историко-биографический и дедуктивный. Историко-биографический метод способствовал ретроспективному анализу социокультурной ситуации российского пространства на рубеже XIX-XX веков. При помощи дедуктивного метода от общего проявления комического в творчестве Тэффи до конкретного персонажа её рассказа «Модный адвокат» рассматривается характер образов героя-трикстера и героя-пикаро. Новизна исследования заключается в анализировании черт героя данного рассказа с выводами о частичном совпадении характера персонажа с классическими характеристиками трикстера и пикаро. Отличительная черта от черт классических персонажей героя рассказа - адвоката заключена в искренности его действия без осознания трагичности финала. Ещё один из векторов новизны данного исследования заключается в том, что Н. А. Лохвицкая задолго до проявления постмодернистских черт в русской литературе предугадала его маркеры в траги-комедийности ситуации, отразив её в данном рассказе. Итог исследования выражен в обнаружении в действиях и характере главного персонажа черт героя-трикстера и героя-пикаро, со смещением их классических функций. Результаты данного исследования применимы для анализа творчества Н. А. Лохвицкой как культурологами, так и литературными критиками. Делается вывод о трагизме комичности и трагичности комического через непонимание главным героем ответственности за свои поступки.

Ключевые фразы: СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА, тэффи, ЛИТЕРАТУРА, ЮМОР, КОМИЗМ, САТИРА, ирония, мифологический персонаж, ТРИКСТЕР, пикаро
Автор (ы): Патерыкина Валентина Васильевна
Журнал: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Для цитирования:
ПАТЕРЫКИНА В. В. ОБРАЗЫ ГЕРОЯ-ТРИКСТЕРА И ГЕРОЯ-ПИКАРО (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «МОДНЫЙ АДВОКАТ» ТЭФФИ (Н. А. ЛОХВИЦКОЙ) // ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи