Статья: ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИКОЛЯ ДЕ КОНДОРСЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ (2025)

Читать онлайн

Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation].

Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.

Ключевые фразы: николя де кондорсе, гуманизация образования, ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, образовательная реформа, философия образования
Автор (ы): СЕМЕНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
929. Биографические и подобные исследования
Для цитирования:
СЕМЕНОВ И. А. ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИКОЛЯ ДЕ КОНДОРСЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2025. Т. 25 № 2
Текстовый фрагмент статьи