Введение. Математические концепции играют решающую роль в сфере образования, предоставляя структурированную основу для анализа и решения различных повседневных жизненных проблем. Стандартные педагогические методы, используемые для обучения, не всегда могут помочь учащимся освоить материал в полном объеме. Цель данного исследования - выявление трудностей, с которыми сталкиваются марокканские учащиеся средних школ при получении математических знаний, определение основных причин этих недоработок и анализ эффективных стратегий, помогающих преодолеть эти проблемы. Методология, методы и методики. В ходе исследования с учетом положений системного подхода изучались стратегии освоения математики в средней школе. Был проведен опрос, в котором приняли добровольное участие 220 марокканских учащихся средних школ, с использованием анкеты, состоящей из трех разделов с закрытыми и многовариантными вопросами, и проанализированы основные трудности при изучении курса математики. Результаты. Анализ результатов позволил выделить часто встречающиеся трудности в обучении математике в средней школе, и предложить наиболее успешные стратегии, помогающих преодолеть эти проблемы. Практическая значимость. В исследовании предложены меры по улучшению преподавания математики, которые способны помочь учителям преодолеть возникающие затруднения, а разработчикам учебных программ и авторам учебников - сделать предмет более доступным для учащихся средней школы.
Идентификаторы и классификаторы
В результате нам необходимо хорошо разобраться в различных источниках ошибок, которые применимы к математическим построениям и которые часто приводят молодых людей к неправильным представлениям. Это может быть связано с несколькими факторами, связанными с самим характером обучения, например, с затратами на преподавание. Мы понимаем, что учащиеся, обучающиеся на курсах математики, могут не обладать достаточными навыками и знаниями и сталкиваться с различными препятствиями на пути их решения. Кроме того, такая ситуация связана с отсутствием базовых знаний по этой дисциплине при переходе на уровень колледжа, что усугубляется результатами дистанционного обучения, введенного в ответ на пандемию COVID-19. Более того, эта проблема также усугубляется другими трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся на курсах дистанционного обучения, такими как присутствие няни. Эти результаты согласуются с результатами, полученными ранее [37], которые сообщили о недостаточной концентрации внимания и плохом понимании уроков из-за отсутствия взаимодействия между преподавателями.
Список литературы
1. Kandel N., Koeltz J., Guyon F., Girard R., Bartolini D. Study of the socio-economic impact of mathematics in France. Synthesis. 2015. Accessed January 25, 2025. https://www.agence-maths-entreprises.fr/public/docs/faits-marquants/eisem/20150527_Study_of_socioeconomical_Impact_of_mathematics_in_France_Synthesis_v1.4.pdf.
2. Nachit B. Innovation en éducation et enseignement des mathématiques au lycée marocain. Portail des Revues Scientifiques Marocaines. 2021;4(1):9-20. (In French) Accessed January 25, 2025. https://revues.imist.ma/index.php/MASSALEK/article/download/25211/13803.
3. Demonty I. La transition entre l’arithmétique et l’algèbre élémentaire dans le contexte de la résolution de problèmes arithmétiques. In: Enseignement et Apprentissage des Mathématiques. De Boeck Supérieur; 2008:225-246. (In French). DOI: 10.3917/dbu.craha.2008.01.0225
4. Allard C., Horoks J., Jeannotte D., Pilet J. Résolution de problèmes déconnectés de partage inéquitable par des élèves français de fin de primaire et de début de secondaire et lien avec l’enseignement reçu. In: Actes du Huitième Colloque de l’Espace Mathématique Francophone - EMF 2022. 2023. (In French) Accessed January 25, 2025. https://bibnum.publimath.fr/ACF/ACF24050.pdf.
5. Maheux J.F., Proulx J. De résoudre un problème à problématiser mathématiquement. Éducation Et Francophonie. 2014;42(2):24-43. (In French). DOI: 10.7202/1027904ar
6. Somani G. Remedial classes and remedial education - a complete guide. MasterSoft. 2023. Accessed January 25, 2025. https://www.iitms.co.in/blog/remedial-classes-and-remedial-education-guide.html.
7. Zaouaq M. Le service public de l’éducation à l’épreuve du Coronavirus. Bulletin de l’Observatoire Marocain de l’Administration. 2020;37-9. (In French) Accessed January 25, 2025. https://hal.science/hal-02883198/document.
8. Millon-Faure K. Les répercussions des difficultés langagières des élèves sur l’activité mathématique en classe: le cas des élèves migrants. Education. AMU - Aix Marseille Université. 2011. (In French) Accessed January 25, 2025. https://shs.hal.science/tel-00941904.
9. Yaméogo S.M., N’do A.S. Absence De Préparation De La Résolution De problèmes Mathématiques: Négligence Ou méconnaissance De La Part Des Enseignants. LIENS, Nouvelle Série: Revue Francophone Internationale. 2022;1. (In French) Accessed January 25, 2025. https://liens.ucad.sn/index.php/liens/article/view/23.
10. Bautier É., Goigoux R. Difficultés d’apprentissage, processus de secondarisation et pratiques enseignantes: une hypothèse relationnelle. Revue Française De Pédagogie. 2004;148:89-100. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.persee.fr/doc/rfp_0556-7807_2004_num_148_1_3252.
11. Wells D. Motivating Mathematics: Engaging Teachers and Engaged Students. Imperial College Press; 2015; Accessed January 25, 2025. https://openlibrary.org/books/OL30396276M/Motivating_mathematics.
12. Bray M., Kobakhidze M.N. Measurement issues in research on shadow education: challenges and pitfalls encountered in TIMSS and PISA. Comparative Education Review. 2014;58(4):590-620. DOI: 10.1086/677907
13. Bec M. Que Ressentent les Elèves Face aux Mathématiques? UGA INSPE Grenoble - Université Grenoble Alpes Institut national supérieur du professorat et de l’éducation; 2022. (In French) Accessed January 25, 2025. https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-03797239.
14. Sénéchal D. Méthodes Numériques et Simulations. Savoirs UdeS; 2020. (In French) Accessed January 25, 2025. https://savoirs.usherbrooke.ca/handle/11143/17055.
15. Gray P.O. Psychology. Institute of Electrical & Electronics Engineers (IEEE); 1994. 684 p.
16. Barrier T., Chesnais A., Hache C. Décrire les activités des élèves en géométrie et leur articulation avec celle de l’enseignant. Revue de Recherches en Éducation. 2014;54:175-193. (In French) Accessed January 25, 2025. https://hal.science/hal-01646985.
17. Torkia-Lagacé M. La Pensée Formelle Chez les Etudiants de Collège I: Objectif ou Réalité? Cégep de Limoilou; 1981. 238 p. (In French).
18. DeBlois L., Giroux J. État d’avancement de la connaissance. In: Adaptation Scolaire et Sociale de Langue Française. Canada: Université Laval, Québec; 1998. (In French) Accessed January 25, 2025. http://adapt-scol-franco.educ.infinit.net/themes/dima/presdima.htm.
19. Lemoyne G., Lessard G. Les rencontres singulières entre les élèves présentant des difficultés d’apprentissage en mathématiques et leurs enseignants. Éducation Et Francophonie. 2021;31(2):13-44. (In French). DOI: 10.7202/1079586ar EDN: QWRPVM
20. Najar R., Brahim E.L. Développement de la pensée fonctionnelle dans un contexte STEM au primaire. In: Développement de la Pensée Algébrique au Travers Différentes Activités Numériques et Algébriques, de L’école à L’université; October 25-27, 2022; Paris-Est Créteil, France. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.oipa.education/colloque-de-loipa-7.
21. Cornu B. Apprentissage de la notion de limite: Modèles spontanés et modèles propres. Proccedings PME (Psychology of Mathematics Education). 1981;322-326. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.hitt.uqam.ca/mat7191_fich/Cornu_1981.pdf.
22. Krstić S., Papotto M. Frictions Entre les Mathématiques et la Physique: Quelles Difficultés Mathématiques Rencontrent les Gymnasiens Dans le Problème du Plan Incliné ? Haute Ecole Pédagogique du canton de Vaud; 2020. (In French) Accessed January 25, 2025. https://patrinum.ch/record/294157/files/mp8983_ms2_p44741_p45743_2020.pdf.
23. Hanin V., Van Nieuwenhoven C. Rôle des régulations interactives entre pairs dans le développement d’une expertise adaptative en résolution de problèmes: une étude de cas. Journal International De Recherche En Éducation Et Formation. 2024;5(1). (In French) Accessed January 25, 2025. https://journal.admee.org/index.php/ejiref/article/view/115.
24. Calucag L.S. Divergence of scientific heuristic method and direct algebraic instruction. Journal of Education and Practice. 2016;7(3):131-135. Accessed January 25, 2025. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1089794.pdf.
25. Khair T.M.A.M., Khairani A.Z., Elrofai T.A. Level of students’ achievement in mathematics at the end of elementary education in Yemen. US-China Education Review. 2012;2(6):588-593. Accessed January 25, 2025. http://www.cqvip.com/QK/88583A/201206/42957465.html.
26. Ibourk A., El Aynaoui K., Ghazi T. TaRL Maroc: Des Débuts Prometteurs Pour un Soutien Scolaire Innovant. Policy Center for the New South; 2023. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.policycenter.ma/sites/default/files/2023-07/PP_12-23_Aomar%20Ibourk%20Karim%20El%20Aynaoui%20Tayeb%20Ghazi_0.pdf.
27. Ourahay M. Effets de l’évaluation sommative sur la pratique pédagogique des enseignants cas de l’enseignement des mathématiques au baccalauréat. Évaluation Et Management Des Systèmes D’éducation Et De Formation. 2021;(5):406-419. (In French). DOI: 10.48423/imist.prsm/rmere-v0i5.25635
28. Corriveau C. Comment aménager le cours mathématique 536 du secondaire en vue de mieux préparer les élèves aux cours de mathématiques du cégep. ENVOL. 2003;132:25-28. (In French).
29. Giles C.L., Bollacker K.D., Lawrence S. CiteSeer. In: DL ‘98: Proceedings of the Third ACM Conference on Digital Libraries. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 1998:89-98. DOI: 10.1145/276675.276685
30. Mrabet S. Le changement d’axiomatique dans l’enseignement de la géométrie. In: ITM Web of Conferences. 2021;39:01005. (In French). DOI: 10.1051/itmconf/20213901005 EDN: NKWCHR
31. Hitt-Espinosa F. Annales de didactique et de sciences cognitives: Système sémiotiques de représentation lié au concept de fonction. In: Publication des travaux du séminaire de Didactique des Mathématiques de Strasbourg. 1998. (In French) Accessed January 25, 2025. https://bibnum.publimath.fr/IST/IST98011.pdf.
32. Nouhou A.M., Sagayar M.M. Introduire le Logiciel de la Géométrie Dynamique Pour Améliorer L’apprentissage des Fonctions Numériques au Lycée. Université Abdou Moumouni (Niger); 2023. Accessed January 25, 2025. https://hal.science/hal-04239888/document.
33. Houdement C. Résolution de problèmes arithmétiques à l’école. Grand N. 2018;100:59-78. (In French) Accessed January 25, 2025. https://hal.science/hal-01902810/document.
34. Trouche L. From artifact to instrument: mathematics teaching mediated by symbolic calculators. Interacting with Computers. 2003;15(6):783-800. DOI: 10.1016/j.intcom.2003.09.004
35. Meehan J.P. Educationem Sacram Pragmaticam? Une Philosophie Pragmatiste de L’éducation à L’aune du Tournant Pragmatique en Sciences Cognitives. Université du Québec À Montréal; 2021. (In French) Accessed January 25, 2025. https://archipel.uqam.ca/15970/1/M17122.pdf.
36. Challenges in basic mathematics education. In: International Group of Experts on Science and Mathematics Education Policies. Paris: UNESCO; 2009. 114 p. Accessed January 25, 2025. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000191776_eng.
37. Menai K., Manadi A. L’usage des TICES en Classe de FLE et son Impact sur L’enseignement-Apprentissage durant la Période du Confinement: cas des Apprenants de L’école Privée Arc-En-Ciel de la Ville de Tizi-Ouzou. Université Mouloud Mammeri Tizi-Ouzou; 2021. (In French) Accessed January 25, 2025. https://dspace.ummto.dz/items/d11d1cdc-f32a-41e7-901d-7e221c8a3db5.
38. Messaoudi L. Plurilinguisme et pouvoir économique au Maroc. Quelle place pour la langue française. In: Les Locuteurs et les Langues: Pouvoirs, non Pouvoirs et Contre-Pouvoirs. Limoges: Lambert-Lucas; 2012. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.academia.edu/32426626/Plurilinguisme_et_pouvoir_%C3%A9conomique_au_Maroc_Quelle_place_pour_la_langue_fran%C3%A7aise.
39. El-Mekaoui B., Régnier J.C., eds. L’alternance linguistique: un outil pour diversifier les langues d’enseignement? De la neutralité des choix et les difficultés d’application. In: Penser la Complexité: Quelles Approches et Quels Outils en Contexte Pluriel ou Plurilingue? France; 2021. (In French) Accessed January 25, 2025. https://hal.science/hal-03381667.
40. Noyau C., Vellard D. Construction de connaissances mathématiques dans la scolarisation en français langue seconde. In: Pratiques Et Représentations Langagières Dans La Construction Et La Transmission Des Connaissances. 2002:57-76. (In French).
41. Barrouillet P., Camos V. Savoirs, savoir-faire arithmétiques et leurs déficiences. Chapitre 7. In: Les Sciences Cognitives et L’école. Presses Universitaires de France; 2003: 305-51. (In French). DOI: 10.3917/puf.coll.2003.01.0305
42. OECD. PISA 2009 Results: What Students Know and Can Do. In: Student Performance in Reading, Mathematics and Science (Volume I). PISA. 2010. Accessed January 25, 2025. https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2009-results-what-students-know-and-can-do_9789264091450-en.html.
43. Ministry of the Wallonia-Brussels Federation. Les Epreuves du CE1D de Mathématiques. Le Portail De L’enseignement En Fédération Wallonie-Bruxelles; 2024. (In French) Accessed January 25, 2025. http://www.enseignement.be/public/docs/r-sultats-ce1d-math-matiques-2024-.pdf.
44. Bissonnette S., Richard M., Gauthier C., Bouchard C. Quelles sont les stratégies d’enseignement efficaces favorisant les apprentissages fondamentaux auprès des élèves en difficulté de niveau élémentaire? résultats d’une mégaanalyse. Revue De Recherche Appliquée Sur L’apprentissage. 2010;3(1). (In French) Accessed January 25, 2025.https://www.treaq.ca/wp-content/uploads/2019/05/Article3_steeve_bissonn_2010.pdf.
45. Adihou A. Enseignement-apprentissage des mathématiques et souffrance à l’école. Les Collectifs Du Cirp. 2010;2:90-102. (In French) Accessed January 25, 2025. https://www.cirp.uqam.ca/documents%20pdf/collectifs/10_Adihou_A.pdf.
46. Restrepo A.M. Genese Instrumentale du Deplacementen Geometrie Dynamique Chez des Eleves de 6eme. Université Joseph-Fourier; 2008. (In French) Accessed January 25, 2025. https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-00334253.
47. Offre B., Perrin-Glorian M.J., Verbaere O.V. Usage des instruments et des proprietes geometriques en fin de CM2. Petit X. 2006;72:6-39. (In French) Accessed January 25, 2025. https://bibnum.publimath.fr/IPX/IGR06003.pdf.
48. Duval R., Godin M. Les changements de regard nécessaires sur les figures. Grand N. 2005;76:7-27. (In French) Accessed January 25, 2025. https://irem.univ-grenoble-alpes.fr/medias/fichier/76n2_1554801689010-pdf.
49. Braconne-Michoux A. Étude Exploratoire de la Description et de la Reproduction de Figures Géométriques Chez des Elèves du 2e Cycle du Primaire. PhD thesis. 2018. (In French) doi:1866/21335.
50. Antibi A., Brousseau G. La dé-transposition de connaissances scolaires. Recherches En Didactique Des Mathématiques. 2000;20(1):7-40. (In French) Accessed January 25, 2025. https://revue-rdm.com/2000/la-de-transposition-de.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях - исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе. Цель работы - исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса - Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета. Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля. Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования - предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой. Цель - выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности. Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности. Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/