Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.
Идентификаторы и классификаторы
Выбор транспорта для доставки продукции от места её производства до места продажи определяется большим числом факторов, среди которых в первую очередь стоит выделить имеющуюся инфраструктуру, желаемый период транспортировки и её стоимость. В последние десятилетия в связи с осознанием важности вопросов экологии и принятием стратегий устойчивого развития компании всё больше стали уделять внимания экологическим характеристикам различных видов транспортных средств, стремясь обеспечить наименьшее негативное воздействие логистики своих товаров, поставки необходимых материалов и комплектующих.
Список литературы
1. Бершадский В.Я. Экологическая безопасность железнодорожного транспорт и “зеленые” тепловозы // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - № 3. - С. 16 - 19. EDN: QKWIDN
2. Каргинова-Губинова В.В. Человеческий капитал и окружающая среда как факторы устойчивого развития: приоритеты предприятий Карельской Арктики // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2022. - Т. 45. - № 2. - С. 1 - 20. DOI: 10.18799/26584956/2022/2/1157 EDN: TNVUUQ
3. Лихачева Э.А., Некрасова Л.А., Чеснокова И.В. Ресурсные города в зоне многолетнемерзлых пород (Эколого-геоморфологические проблемы и пути решения) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2018. - Т. 42. - № 4. - С. 497 - 506. DOI: 10.18413/2075-4671-2018-42-4-497-506 EDN: VQLMYN
4. Allen J., Browne M., CherrettVol. Investigating relationships between road freight transport, facility location, logistics management and urban form // Journal of Transport Geography. - 2012. - Vol. 24. - P. 45 - 57. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2012.06.010
5. Álvarez A. Energy Consumption and Emissions of High-Speed Trains // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. - 2010. - Vol. 2159. - № 1. - P. 27 - 35. DOI: 10.3141/2159-04
6. Andra Luciana T., Gasparotti C., Rusu E. Green fuels - A new challenge for marine industry // Energy Reports. - 2021. - Vol. 7. - № 3. - P. 127 - 132. DOI: 10.1016/j.egyr.2021.06.020 EDN: BULMAK
7. Bai X., Hou Y., Yang D. Choose clean energy or green technology? Empirical evidence from global ships // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2021. - Vol. 151. - P. 1 - 17. DOI: 10.1016/j.tre.2021.102364 EDN: ERKSAZ
8. Bask A., Rajahonka M. The role of environmental sustainability in the freight transport mode choice: A systematic literature review with focus on the EU // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. - 2017. - Vol. 47. - № 7. - P. 560 - 602. DOI: 10.1108/IJPDLM-03-2017-0127
9. Belousov K. Corporate Social Responsibility and Sustainable Development of Modern Russian Companies As A Challenge of Business Globalization // SHS Web of Conferences. - 2020. - Vol. 74. - The 19th International Scientific Conference Globalization and its Socio-Economic Consequences 2019 - Sustainability in the Global-Knowledge Economy. - P. 1 - 9. DOI: 10.1051/shsconf/20207406004 EDN: DKIFFL
10. Ehmke J.F., Campbell A.M., Thomas B.W. Vehicle routing to minimize time-dependent emissions in urban areas // European Journal of Operational Research. - 2016. - Vol. 251. - № 2. - P. 478 - 494. DOI: 10.1016/j.ejor.2015.11.034
11. Fan Y.V., Klemeš J.J., Walmsley T.G., Perry S. Minimising energy consumption and environmental burden of freight transport using a novel graphical decision-making tool // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2019. - Vol. 114. - P. 1 - 14. DOI: 10.1016/j.rser.2019.109335 EDN: IETGRQ
12. Galindo R.F., Cortez L.A.B., Franco T.T. Ternary Blends of Renewable Fast Pyrolysis Bio-Oil, Advanced Bioethanol, and Marine Gasoil as Potential Marine Biofuel // Chemical Engineering & Technology. - 2020. - Vol. 43. - № 8. - P. 1530 - 1537. DOI: 10.1002/ceat.202000082 EDN: NAEDQE
13. Jović M., Tijan E., Žgaljić D., Aksentijević S. Improving Maritime Transport Sustainability Using Blockchain-Based Information Exchange // Sustainability. - 2020. - Vol. 12. - № 21. - P. 1 - 19. DOI: 10.3390/su12218866 EDN: VZUXUS
14. Richnák P., Gubová K. Green and Reverse Logistics in Conditions of Sustainable Development in Enterprises in Slovakia // Sustainability. - 2021. - Vol. 13. - № 2. - P. 1 - 23. DOI: 10.3390/su13020581 EDN: VZYJAS
15. Sherbaz S., Duan W. Operational options for green ships // Journal of Marine Science and Application. - 2012. - Vol. 11. - № 3. - P. 335 - 340. DOI: 10.1007/s11804-012-1141-2
16. Stelling P. Policy instruments for reducing CO2-emissions from the Swedish freight transport sector // Research in Transportation Business & Management. - 2014. - Vol. 12. - P. 47 - 54. DOI: 10.1016/j.rtbm.2014.08.004
17. Tanzer S.E., Posada J., Geraedts S., Ramírez A. Lignocellulosic marine biofuel: Technoeconomic and environmental assessment for production in Brazil and Sweden // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 239. - P. 1 - 15. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.117845
18. Tanzil A.H., Brandt K., Wolcott M., Zhang X., Garcia-Perez M. Strategic assessment of sustainable aviation fuel production technologies: Yield improvement and cost reduction opportunities // Biomass and Bioenergy. - 2021. - Vol. 145. - P. 1 - 14. DOI: 10.1016/j.biombioe.2020.105942 EDN: NQUHWD
19. Turpak S., Trushevsky V., Kuz’kin O., Gritcay S., Taran I. Improving The Efficiency Of Vehicle Operation And Its Environmental Friendliness Within The Controlled Crossings // Transport Problems. - 2021. - Vol. 16. - № 3. - P. 119 - 130. DOI: 10.21307/tp-2021-046 EDN: CBSYHO
20. Waygood E.O.D., Chatterton T., Avineri E.Comparing and presenting city-level transportation CO2 emissions using GIS // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2013. - Vol. 24. - P. 127 - 134. DOI: 10.1016/j.trd.2013.06.006
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является анализ действий внешних акторов по дискриминации отечественной спортивной дипломатии и определение приоритетов противодействия незаконным санкциям против российского олимпийского движения. В период с 2015 года российские спортсмены стали подвергаться ограничениям на право участия в международных спортивных соревнованиях. После начала специальной военной операции на территории Украины количество ограничений российских спортсменов можно назвать беспрецедентным за всю историю мирового спорта и Олимпийских игр. Методология исследования основывается на использовании ресурсов ивент-анализа, контент-анализа, общенаучной методологии. Противодействие вводимым ограничениям и возвращение полноты международного спортивного участия должно стать главной целью спортивной дипломатии Российской Федерации в современных условиях. Для достижения поставленной цели у России сохраняется ряд инструментов, комплексное задействование которых может обеспечить решение проблем взаимоотношений между МОК и нашей страной. В результате установлено, что первостепенное значение среди инструментов нейтрализации незаконных санкций будут иметь спортивно-судебные меры: обращение к международному спортивному арбитражу, расширение участия России в региональных спортивных федерациях и организациях, выдвижение инициатив по реформированию управления МОК. Обоснована необходимость принятия концептуальных документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны в условиях эскалации международных отношений.
Цель - рассмотреть основные направления развития научного и инновационного потенциала молодежи Беларуси в рамках «Стратегии развития молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года». Авторами проанализированы статистические данные по ряду показателей (количество поступающих в аспирантуру, докторантуру), выделено несколько наиболее популярных отраслей занятости белорусской молодежи: ИТ-технологии, сфера услуг питания и гостиничного бизнеса, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, сфера финансовых услуг, страховых услуг, научная деятельность. Отмечается, что в процессе получения высшего образования как способ заработка в период каникул у студентов остаются востребованы студенческие молодежные отряды. По результатам анализа выявлены сильные стороны реализуемой государственной молодежной политики и предложены возможные инструменты перспективного ее развития, нацеленные на приобретение и развитие компетенций у молодежи. Среди наиболее востребованных компетенций - развитие предпринимательских способностей, обучение стартап-проектированию и проектным технологиям, инновационному менеджменту. Также авторами обозначена необходимость совершенствования форм работы с одаренной молодежью в вузах (в т. ч. в процессе обучения, более активное применение новых инструментов проектирования инноваций).
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное общество выходит на новый виток инновационного развития с характерным возрастанием экоактивизма и общественного спроса на продукцию природосберегающих производств, а также растущим интересом бизнес-структур к экономии дорожающих ограниченных ресурсов за счет массового внедрения безотходных технологий и удлинения циклов потребления. Выгоды перехода к циркулярной экономике для региональных систем заключаются в создании новых рабочих мест по мере перехода от простого отказа от части благ, созданных из невозобновляемых ресурсов, к проектированию длинных и множественных циклов потребления. Природные богатства Арктической зоны - это огромный потенциал для развития экономики России. Учитывая большой ресурсный запас данного региона, вопросы повышения эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием данной территории на основе технологий циркулярной экономики являются своевременными и необходимыми. Цель - разработать методологические основы управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны на основе модели экономики замкнутого цикла. Объектом исследования выступает концепция циркулярной экономики. Методология исследования: сравнительный и системный подходы, а также общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. В результате автором раскрыта сущность циркулярной экономики, заключающаяся в принятии моделей более чистого производства, повышении ответственности и осведомленности производителей и потребителей, использовании возобновляемых технологий и материалов, а также в принятии подходящих, стабильных политик и инструментов. Предложены принципы и инструменты управления региональными системами на основе технологий циркулярной экономики. Обоснована необходимость трансформации модели управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны путем применения элементов экономики замкнутого цикла.
Современная нестабильная макро- и микроэкономическая обстановка требует от органов государственной исполнительной власти создания и интеграции принципиально новых инструментов развития национальной и региональной экономики. Ключевым драйвером такого развития, по мнению автора, способно стать совершенствование различных форм поддержки инвестиционных процессов. Цель - создание нового инструмента поддержки товарно-инвестиционных процессов, обеспечивающего достижение баланса интересов всех ключевых участников отечественной социально-экономической системы. Методология: основываясь на анализе действующей нормативно-правовой базы и оценке накопленного эмпирического опыта регионов в части поддержки товарно-инвестиционных проектов на примере Орловской области, предложено создание специализированной товарно-инвестиционной биржи.
Результаты: уникальность биржи заключается в достижении искомого баланса интересов трёх ключевых участников: во-первых, удовлетворения унифицированных и (или), напротив, уникальных потребностей конечных потребителей товаров, работ, услуг; во-вторых, максимизации получения прибыли для локальных товаропроизводителей и сервисов; а также, в-третьих, достижения устойчивого социально-экономического развития как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом за счет привлечения и аккумулирования дополнительного финансово-инвестиционного капитала. При этом оценка социально-экономической эффективности самой биржи свидетельствует о том, что средний период окупаемости настоящего инструмента составляет около 3,5 года. Впоследствии перспективную прибыль региональное правительство сможет направить на формирование новых локальных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, по мнению автора, на практике создание настоящей биржи будет существенно способствовать ускорению всех товарно-инвестиционных процессов как для отдельного региона, так и для национальной экономики в целом (в случае масштабирования практики применения данного инструмента в прочих субъектах РФ).
Цель написания статьи - рассмотреть понятийный аппарат социально-экономической политики, определить ее место в управлении развитием государства и регионов. Многомерность анализируемой политики определяет необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода. Исследование базируется на применении общенаучных методов изучения социальных и экономических категорий, анализа теоретических основ, группировки, моделирования, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа и экспертных оценок. Исследование опирается на концепции социального государства, человеческого капитала, социальной справедливости. Автор рассматривает взаимовлияние «социального» и «экономического». В работе утверждается, что содержательные характеристики социально-экономической политики государства и регионов дифференцированы в научном дискурсе вследствие различных методологических подходов экономистов, политологов, социологов, юристов. Автор полагает, что социально-экономическая политика определяет основные цели, принципы и механизмы взаимодействия органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в решении ключевых проблем повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социо-экономико-экологического развития. В современной политической повестке дня определенный тон данному процессу задают приоритеты, заложенные в национальных целях развития, национальных проектах, в Послании главы государства Федеральному Собранию РФ, региональных стратегических документах. Многогранность анализируемой политики повышает требования к теоретическому базису специалиста (в том числе к цифровым компетенциям), пониманию ее особенностей и процедур реализации в практике публичного управления. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что социально-экономическая политика требует своего дальнейшего научного обоснования в рамках отраслевых политик, правового оформления и практической реализации.
В статье рассматривается роль экспертных комментариев в лентах российских информационных агентств «ТАСС» и РИА «Новости» в процессе реализации государственной информационной политики Российской Федерации. Цель исследования - выяснить эмпирическим путем, действительно ли публикация государственными информационными агентствами мнений экспертов является нарушением «принципа нейтральности и равноудалённости» или таким образом агентства всего лишь помогают государству осуществлять его справедливое стремление выступать актором информационных отношений в обществе. Основным концептом исследования выступило понятие «экспертный комментарий». Проанализировав полученные результаты контент-анализа, можно заключить, что портрет эксперта у обоих агентств имеет ряд как общих черт, так и совершенно различных. Помимо этого, концептуальную базу исследования также составили такие категории, как «массовые коммуникации» и «информационный баланс». В результате авторы пришли к выводу, что публикация исследуемыми агентствами экспертных комментариев не является нарушением «принципа нейтральности и равноудаленности», а, более того, помогает точнее доносить до аудитории суть затрагиваемых проблем и расширяет палитру мнений. Также в результате контент-анализа был сформирован обобщенный портрет эксперта российских государственных информационных агентств.
Цель исследования - анализ применимости использования современных коммуникативно-информационных технологий для оценки социальных процессов на региональном уровне и обоснование актуальных подходов к анализу данных социальных сетей на основе цифрового следа актора. На основе теоретического анализа, изучения организационно-правовых и технологических аспектов проблемы авторы приходят к выводу о том, что применение коммуникативно-информационных технологий, в частности социальных сетей, для взаимодействия с органами государственной власти региона является актуальным и эффективным способом обеспечения прозрачности и открытости государственных органов перед населением. А также обеспечивают возможность задавать вопросы и высказывать свои предложения и замечания, подавать обращения и жалобы, получать обратную связь от граждан по вопросам, непосредственно касающимся их жизни и благополучия. Авторы обосновывают, что для оценки социальных процессов на региональном уровне целесообразно использовать разнообразные коммуникативно-информационные технологии. Ключевой тезис предполагает, что скрытые знания о социальных процессах, проходящих в коммуникативно-информационных технологиях, могут быть получены через анализ цифрового следа акторов. Несмотря на полноту и достоверность используемого подхода, основными его недостатками являются: многозначность оценочной лексики; сложность оценки иронии и сарказма; трудности с анализом иного текста (символических и графических изображений, которые заменяют текст); использование словарных ресурсов. Практическое использование полученных данных позволит повысить эффективность процесса принятия решений при управлении регионом, организовать общественный диалог между властями и населением региона, выявить наиболее актуальные и важные проблемы и возможные пути их решения, стать важным инструментом для формирования позитивной общественной атмосферы и повышения доверия к властям.
Целью статьи является анализ специфики реализации модели коммуникационного взаимодействия власти и общества, обеспечивающей действенную обратную связь и позволяющей разрабатывать компромиссные решения, способные мобилизовать общество на решение принимаемых властью политических задач. В качестве основных факторов, определяющих реализуемую на практике модель взаимодействия, рассматривается значение ценностных оснований, определяющих коммуникативную культуру диалога власти и общества, и технологий взаимодействия, формирующих новые способы освоения реальности. Технологию и коммуникативную культуру предлагается рассматривать как взаимодополняющие элементы, которые, находясь во взаимодействии, определяют характер и направление этого взаимодействия в виде нейтрального, регрессивного или прогрессивного типа с точки зрения эффекта от взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества в современных условиях цифровой трансформации государственно-общественных отношений. Отмечается, что тип взаимодействия во многом будет зависеть от совпадения целеполагания субъектов взаимодействия: для чего эти технологии взаимодействия создаются и какие ценностные основания закладываются в основу формируемой коммуникативной культуры их использования. Автором показано, что конструктивная модель взаимодействия власти и общества, способствующая прогрессивному развитию государственно-общественных отношений, реализуется при условии совпадения целеполагания разрабатываемых и внедряемых технологий и содержания культуры коммуникации, обусловленных общими ценностями органов власти и общества. При этом технологические, культурные и целевые факторы позволяют рассмотреть коммуникационные процессы между органами власти и гражданским обществом в их системной взаимосвязи как целостного управленческого организма.
Цель статьи состоит в обосновании системы рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти и руководства субъектов РФ по использованию технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Данные технологии были разработаны на основе серии проведенных исследований с использованием проективных методик (ассоциативное моделирование, форсайт-сессия) с жителями ЛНР и ДНР. Выявлено ценностное ядро граждан данных новых территорий России, их когнитивные сценарии, которые были сопоставлены с аналогичными смысловыми конструкциями, отраженными в документах, регламентирующих политику РФ в сфере формирования ценностного консенсуса российских граждан. Социокультурное пространство рассматривается как смыслы социальной и культурной организаций, формирующих единое целое. Автором обозначено, что коммуникативные процессы и технологии цифровых коммуникаций в современных условиях будут оказывать большую роль на формирование нового социокультурного пространства. Выявление когнитивных сценариев жителей ЛНР и ДНР позволило установить ключевые проблемы, затрудняющие их социокультурную интеграцию в российское общество. В результате систематизации перечисленных показателей идентифицирован ряд технологий цифровых коммуникаций, направленных на создание условий жителям новых территорий РФ для успешной интеграции в социокультурное пространство России.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832