Статья: ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ (2024)

Читать онлайн

Введение. Социальные вызовы современности обусловливают необходимость адаптации личности к стремительно меняющимся условиям. В качестве социально-психологического конструкта, способствующего эффективности такой адаптации, предлагается понятие «генерализованная готовность личности».

Теоретический анализ. В статье рассмотрены отечественные и зарубежные работы, описывающие феномен готовности, а также близкие по содержанию конструкты: жизнестойкость, резильентность, толерантность к неопределенности; проведен сравнительный анализ этих понятий. Предложено понятие «генерализованная готовность личности» как установка, предполагающая предрасположенность к определенному социальному поведению и включающая когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Обоснована необходимость введения конструкта генерализованной готовности к широкому спектру социальных ситуаций, представляющего собой личностный ресурс, помогающий совладать с ситуацией социального вызова, неопределенности и сохранить самоэффективность в меняющихся условиях. Описаны основные содержательные характеристики генерализованной готовности личности.

Заключение. Сформулировано определение генерализованной готовности личности как системы формируемых установок, ориентированных на эффективную жизнедеятельность в условиях неопределенности, проявляющихся в ситуации взаимодействия с Другими с учетом имеющегося опыта, самооценки, представлений о собственной компетентности и самоэффективности.

Ключевые фразы: генерализованная готовность личности, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, социальные вызовы, установка, аттитюд
Автор (ы): ГОГОЛЬ СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.6. Социальная психология
Для цитирования:
ГОГОЛЬ С. С. ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2024. Т. 24 № 1
Текстовый фрагмент статьи