После окончания холодной войны в академической и экспертной среде развернулась широкая дискуссия относительно целесообразности сохранения военно-политических альянсов ввиду снижения интенсивности вооруженных конфликтов и минимизации вероятности возникновения крупных межгосударственных войн. Эти рассуждения, однако, столкнулись с новой постбиполярной международной реальностью, в которой стали активно формироваться новые союзы и коалиции, а старые объединения были подвергнуты реформированию и/или расширили членский состав. На практике государства не только продолжили рассматривать союзничество как важный инструмент внешней политики, но и стали активно разрабатывать новые формы союзов и коалиций. В этой связи цель настоящей статьи — выявление и оценка тенденций эволюции союзничества в период 1990–2010-х годов. Во-первых, авторы обращают особое внимание на снижение интереса ведущих держав к формализации союзнических отношений, которая всё больше воспринимается ими как излишнее обременение при стабильной конвергенции интересов. При этом исследователи отмечают, что ведущие державы в постбиполярный период придерживались разных подходов к союзничеству и коалиционному строительству: в то время как США укрепили трансатлантическое ядро (НАТО) в американоцентричной сети альянсов, опираясь при этом на более гибкие малосторонние форматы в других регионах мира, Россия, Индия и Китай в целом не стремились к расширению союзничества, а гарантии коллективной безопасности предоставляли избирательно. Вместе с тем указанные игроки, по мнению авторов, были едины в использовании асимметричных союзов в качестве не только инструментов сдерживания потенциальных противников, но и механизмов контроля над младшими партнерами в условиях борьбы за сферы влияния. Во-вторых, магистральной тенденцией в развитии союзничества является так называемое ритуальное союзничество, когда военно-политические обязательства включаются в повестку дня региональных интеграционных группировок скорее как дополнение к субстантивным вопросам сотрудничества. Наконец, в 1990–2010-х годах расширился спектр практических форматов союзничества: от традиционных приоритетов поддержания территориальной обороны фокус сместился в сторону проведения экспедиционных операций в составе коалиций, которые помимо собственно государств-партнеров включают и негосударственные патронажные сети. В заключение авторы отмечают, что крупные державы продолжат полагаться на комбинированные формы союзничества, при этом всё большее стратегическое значение будет приобретать борьба за лояльность последователей на фоне усиливающегося межгосударственного соперничества.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.48015/2076-7404-2024-16-1-51-92
Феномен военно-политического союзничества в исследованиях международной безопасности имеет две субстантивно различающиеся трактовки. Первая концентрируется на юридически закрепленных обязательствах оказания поддержки в случае вооруженного конфликта.
Список литературы
1. Богданов К.В. Время ad hoc? Гибкие коалиции и наследие Дональда Рамсфелда // Россия в глобальной политике. 2019. Т. 17. № 2. С. 32-45.
2. Громыко А.А. Дилеммы Европейского оборонного союза // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 2. С. 6-28. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-2-6-28.
3. Журкин В.В., Носов М.Г. 20-летие военного измерения ЕС // Современная Европа. 2019. № 1 (86). С. 5-13. https://doi.org/0.15211/soveurope120190513.
4. Истомин И.А. Скажи мне - кто твой друг? Опыт и перспективы российского союзничества // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 6. С. 203-216. https://doi.org/10.31278/1810-6439-2023-21-6-203-216.
5. Истомин И.А., Байков А.А. Динамика международных альянсов в неравновесной мировой системе // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 34-48. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-1-34-48.
6. Истомин И.А, Силаев Н.Ю., Сушенцов А.А. Стратегии союзничества континентальных и морских держав // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 4 (55). С. 42-62. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.4.55.3.
7. Киреева А.А. Будущность российско-китайского союзничества в контексте теории международных отношений // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 4 (59). С. 84-114. https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.4.59.6.
8. Никитина Ю.А. ОДКБ и ШОС: модели регионализма в сфере безопасности. М.: Навона, 2009.
9. Стратегии союзничества в современном мире: военно-дипломатический инструментарий международно-политической конкуренции / Под ред. И.А. Истомина [и др.]. М.: МГИМО-Университет, 2021.
10. Сучков М.А., Ходынская-Голенищева М.С. Сравнительный анализ российских стратегий союзничества на Ближнем Востоке // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 1. С. 69-81. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2021-10006.
11. Acheson D. Present at the creation: My years in the State Department. New York; London: W.W. Norton & Company, 1987.
12. Bas M., Schub R. Mutual optimism as a cause of conflict: Secret alliances and conflict onset // International Studies Quarterly. 2016. Vol. 60. No. 3. P. 552-564. https://doi.org/10.1093/isq/sqw002.
13. Beckley M. The myth of entangling alliances: Reassessing the security risks of U.S. defense pacts // International Security. 2015. Vol. 39. No. 4. P. 7-48. https://doi.org/10.1162/ISEC_a_00197.
14. Carr E. The twenty years’ crisis, 1919-1939: An introduction to the study of international relations. London: Macmillan, 1939.
15. Cha V.D. Powerplay: The origins of the American alliance system in Asia. Princeton: Princeton University Press, 2016.
16. Christensen T.J. China, the US-Japan alliance, and the security dilemma in East Asia // International Security. 1999. Vol. 23. No. 4. P. 49-80. https://doi.org/10.1162/isec.23.4.49.
17. Cottey A. NATO’s partnerships // The European neutrals and NATO: Non-alignment, partnership, membership? / Ed. by A. Cottey. London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 45-72.
18. Crescenzi M.J.C., Kathman J.D., Kleinberg K.B., Wood R.M. Reliability, reputation, and alliance formation // International Studies Quarterly. 2012. Vol. 56. No. 2. P. 259-274. https://doi.org/10.1111/j.1468-2478.2011.00711.x.
19. Fearon J.D. Rationalist explanations for war // International Organization. 1995. Vol. 49. No. 3. P. 379-414. https://doi.org/10.1017/S0020818300033324.
20. Ghez J. Alliances in the 21st сentury: Implications for the US-European partnership. Santa-Monica: RAND Corporation, 2011.
21. Gibler D.M. The costs of reneging: Reputation and alliance formation // Journal of Conflict Resolution. 2008. Vol. 52. No. 3. P. 426-454. https://doi.org/10.1177/0022002707310003.
22. Ironclad: Forging a new future for America’s alliance / Ed. by M.J. Green. Lanham: Rowman & Littlefield, 2019.
23. Karlsrud J., Reykers Y. Ad hoc coalitions and institutional exploitation in international security: Towards a typology // Third World Quarterly. 2020. Vol. 41. No. 9. P. 1518-1536. https://doi.org/10.1080/01436597.2020.1763171.
24. Keohane R.O. The big influence of small allies // Foreign Policy. 1971. No. 2. P. 161-182. https://doi.org/10.2307/1147864.
25. Leeds B.A. Alliance reliability in times of war: Explaining state decisions to violate treaties // International Organization. 2003. Vol. 57. No. 4. P. 801-827. https://doi.org/10.1017/S0020818303574057.
26. Leeds B.A., Long A.G., Mitchell S.M. Reevaluating alliance reliability: Specific threats, specific promises // The Journal of Conflict Resolution. 2000. Vol. 44. No. 5. P. 686-699. https://doi.org/10.1177/0022002700044005006.
27. Leeds B.A., Ritter J., Mitchell S.M., Long A.G. Alliance treaty obligations and provisions, 1815-1944 // International Interactions. 2002. Vol. 28. No. 3. P. 237-260. https://doi.org/10.1080/03050620213653.
28. Liska G. Nations in alliance: The limits of interdependence. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1962.
29. Morgenthau H.J. Politics among nations: The struggle for power and peace. New York: Knopf, 1948.
30. Morrow J.D. Alliances and asymmetry: An alternative to the capability aggregation model of alliances // American Journal of Political Science. 1991. Vol. 35. No. 4. P. 904-933. https://doi.org/10.2307/2111499.
31. Mueller J. Retreat from doomsday: The obsolescence of major war. New York: Basic Books, 1989.
32. Newnham R. ‘Coalition of the bribed and bullied?’ U.S. economic linkage and the Iraq War coalition // International Studies Perspectives. 2008. Vol. 9. No. 2. P. 183-200. https://doi.org/10.1111/j.1528-3585.2008.00326.x.
33. Nga L.T.H., Hiep T.X., Thuy D.T., Huyen H.L. India-Bhutan treaties of 1949 and 2007: A retrospect // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2019. Vol. 75. No. 4. P. 441-455. https://doi.org/10.1177/0974928419874547.
34. Osgood R.E. Alliances and American foreign policy. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1968.
35. Pierre A.J. Coalitions building and maintenance: The Gulf War, Kosovo, Afghanistan, and the war on terrorism. Washington, D.C.: Georgetown University, Institute for the Study of Diplomacy, 2002.
36. Pinker S. The better angels of our nature: The decline of violence in history and its causes. London: Penguin, 2011.
37. Rice A.J. Command and control: The essence of coalition warfare // Parameters. 1997. Vol. 27. No. 1. P. 152-167.
38. Ruonan L., Feng L. Contending ideas on China’s non-alliance strategy // The Chinese Journal of International Politics. 2017. Vol. 10. No. 2. P. 151-171. https://doi.org/10.1093/cjip/pox003.
39. Smith A. Alliance formation and war // International Studies Quarterly. 1995. Vol. 39. No. 4. P. 405-425. https://doi.org/10.2307/2600800.
40. Snyder G.H. Alliance politics. Ithaca; London: Cornell University Press, 2007.
41. Snyder G.H. The security dilemma in alliance politics // World Politics. 1984. Vol. 36. No. 4. P. 461-495. https://doi.org/10.2307/2010183.
42. Snyder G.H., Diesing P. Conflict among nations: Bargaining, decision making, and system structure in international crises. Princeton: Princeton University Press, 2015.
43. Walt S.M. The origins of alliance. Ithaca; London: Cornell University Press, 1990.
44. Walt S.M. Why alliances endure or collapse // Survival. 1997. Vol. 39. No. 1. P. 156-179. https://doi.org/10.1080/00396339708442901.
45. Waltz K.N. Theory of international politics. Reading: Addison-Wesley Publishing Company, 1979.
46. Weitsman P.A. Wartime alliances versus coalition warfare: How institutional structure matters in the multilateral prosecution of wars // Strategic Studies Quarterly. 2010. Vol. 4. No. 2. P. 113-138.
47. Wilkins T.S. ‘Alignment’, not ‘alliance’ - the shifting paradigm of international security cooperation: Toward a conceptual taxonomy of alignment // Review of International Studies. 2012. Vol. 38. No. 1. P. 53-76. https://doi.org/10.1017/S0260210511000209.
48. Wilkins T.S. From strategic partnership to strategic alliance? AustraliaJapan security ties and the Asia-Pacific // Asia Policy. 2015. Vol. 20. No. 1. P. 81-111. https://doi.org/10.1353/asp.2015.0028.
49. Wilkins T.S. Japan’s alliance diversification: A comparative analysis of the Indian and Australian strategic partnerships // International Relations of the Asia-Pacific. 2011. Vol. 11. No. 1. P. 115-155. https://doi.org/10.1093/irap/lcq022.
50. Wilkins T.S. Russo-Chinese strategic partnership: A new form of security cooperation? // Contemporary Security Policy. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 358-383. https://doi.org/10.1080/13523260802284365.
51. Womack B. Asymmetry and international relationships. New York: Cambridge University Press, 2016.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В центре внимания данной рецензии находится новая монография О. М. Александрии и А. Г. Савельева «Контроль над ядерными вооружениями в российско-американских стратегических отношениях (2010 — начало 2020-х гг.)», увидевшая свет в 2024 г. Рецензент отмечает научную новизну предлагаемого исследования, обусловленную стремлением авторов вписать вопросы контроля над ядерными вооружениями в отношениях между США и Российской Федерацией в более широкий исторический, международно-политический и военно-технологический контекст. Подробно рассмотрены содержание трех глав работы и ключевые авторские выводы и наблюдения по таким дискуссионным вопросам, как причины, обусловившие стагнацию стратегического диалога в настоящий момент, роль третьих стран с точки зрения перспектив возобновления переговоров о контроле над ядерными вооружениями и проблема учета фактора новых вооружений. Рецензент соглашается с заключением авторов, что в ближайшей перспективе наиболее вероятным видится вариант ограниченной модернизации положений Договора по СНВ 2010 г. при сохранении установленных им лимитов и режима верификации. Возможностей для качественного развития и углубления диалога о контроле над ядерными вооружениями и его адаптации к новым стратегическим реалиями пока не наблюдается. В то же время рецензент отмечает, что определенным недостатком данной работы следует признать отсутствие в ней подробного анализа динамики изменения российско-американского стратегического ядерного баланса в рассматриваемый период. Между тем в этой области произошли существенные изменения, которые будут иметь решающее значение для российско-американского стратегического диалога, когда (если) он возобновится. Данное замечание нисколько не принижает достоинств представленного исследования, а лишь указывает на возможности дальнейшего его развития и углубления. Как таковая данная монография представляется исключительно актуальной и, безусловно, будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблематикой международной безопасности, контроля над вооружениями и российско-американских отношений.
Современные международные отношения характеризуются усилением межгосударственного соперничества, которое особенно ярко проявляется на уровне региональных подсистем. Наглядным примером может служить регион Латино-Карибской Америки (ЛКА), который становится ареной противостояния (в том числе идеологического) между США, традиционно считающими его сферой своего влияния, и КНР, активно наращивающей сотрудничество со странами ЛКА в различных областях. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и оценке роли идеологической составляющей в политике администрации Дж. Байдена в отношении стран ЛКА на фоне нарастания американо-китайского соперничества в данном регионе. В первом разделе статьи определяется место ЛКА во внешнеполитической стратегии текущей администрации в контексте риторики демократов о борьбе «свободного мира» с представляющими для него угрозу авторитарными режимами, в частности с КНР. Во втором разделе проанализированы основные формы и направления политики КНР по укреплению своего присутствия в ЛКА. Автор отмечает, что американское руководство оценивает эту деятельность КНР крайне негативно, как подрывающую основы лидерства США в регионе. Как результат в настоящий момент можно наблюдать складывание нового межпартийного консенсуса о необходимости принятия неотложных мер по противодействию растущему влиянию Китая. В третьем разделе рассматриваются ключевые инициативы администрации Дж. Байдена, призванные укрепить позиции США в странах ЛКА. При этом автор заключает, что предпринятые 46-м президентом США шаги на латиноамериканском направлении имеют ярко выраженный идеологизированный характер. Они фактически вынуждают страны ЛКА четко занять чью-то сторону в американо-китайском противостоянии, что в свою очередь приводит к дальнейшей поляризации региона в духе новой холодной войны.
Несмотря на то что в этом году НАТО отмечает свой 75-летний юбилей, споры вокруг сущности и природы Североатлантического альянса, его роли в международных отношениях вообще и архитектуре европейской безопасности в частности не утихают до сих пор. Особенную актуальность эти дискуссии приобретают сейчас, когда система международных отношений вступила в период глобальной трансформации. Проблема осмысления феномена НАТО дополнительно осложняется тем обстоятельством, что на протяжении долгой истории альянса его организационные и идентитарные аспекты также неоднократно подвергались достаточно серьезным изменениям. Для того чтобы приблизиться к пониманию логики и динамики этих изменений, в данной статье предпринимается попытка выявить и проанализировать ключевые особенности политики партнерства НАТО в постбиполярную эпоху в контексте гибкой системы партнерских связей «коллективного Запада». Автор приходит к выводу, что после окончания холодной войны Североатлантический альянс столкнулся с серьезным кризисом идентичности и взял курс на радикальное расширение своего функционала, в том числе в рамках политики партнерства, за счет включения в него вопросов посткризисного регулирования, гуманитарной и гендерной безопасности, публичной дипломатии, изменения климата и т. д. Всё это свидетельствовало, на первый взгляд, об уверенной и последовательной трансформации НАТО из традиционного военно-политического объединения в «сообщество безопасности». Однако конфликт на Украине и глубокий раскол между Россией и Западом, которые во многом были спровоцированы именно специфическими установками политики партнерства и расширения НАТО, вновь вывели на первый план в процессах формирования коллективной идентичности блока традиционную бинарную логику «свой» — «чужой» и позиционирование себя в качестве прежде всего военного альянса.
Одна из важнейших проблем, с которой столкнулась Россия после холодной войны при отстаивании своих национальных интересов, была связана с ее стремлением найти свое место в европейском порядке в условиях доминирования коллективного Запада и его институтов. Североатлантический альянс (Организация Североатлантического договора, НАТО) не только не был распущен после завершения миссии, ради которой он был создан, но и стал принимать на себя новые задачи ради удержания европейских союзников в орбите США. Среди механизмов, которые использует Вашингтон в этих целях, особую роль сразу после распада биполярной системы в Европе стал играть процесс постоянного расширения НАТО, в первую очередь за счет бывших союзников СССР по Организации Варшавского договора. В настоящей статье автор ставит двойную цель: выявить логику эволюции политики НАТО по расширению на восток и оценить ее последствия для самого альянса, а также проследить изменения в официальной позиции российской стороны в контексте реализации этой политики. В первом разделе статьи выделяются основные этапы расширения НАТО в постбиполярный период. Отмечается, что западные страны, рассматривая принцип «открытых дверей» как продолжение политики сдерживания в новых геополитических условиях и получая по мере его реализации конкретные военно-политические дивиденды, в определенный момент осознали невозможность быстрого принятия государств постсоветского пространства в НАТО и переключили внимание на регион Северной Европы. Во втором разделе анализируется реакция России на маневрирование альянса. Подчеркивается, что постепенно обеспокоенность российского руководства возможной маргинализацией страны в евро-атлантических институтах сменилась политикой силового противодействия принципу «открытых дверей», по мере того как альянс выходил за рамки зоны своей традиционной ответственности. В заключение автор приходит к выводу, что расширение НАТО оказало неоднозначное влияние и на систему европейской безопасности, и на сам альянс. С одной стороны, оно дало США новые возможности для проекции мощи и закрепления статуса гегемона в Европе. С другой стороны, целесообразность и эффективность такой политики на современном этапе ставятся под сомнение коллективным Западом, столкнувшимся с рядом серьезных вызовов как в Европейском регионе, так и за его пределами. В условиях этой неопределенности, по мнению автора, НАТО будет постепенно отказываться от принципа «отрытых дверей» в пользу более гибких форматов военно-политического взаимодействия со странами, не являющимися членами блока.
В условиях стремительной деградации и разрушения архитектуры международной безопасности, восходящей своими корнями еще к временам холодной войны, новое звучание приобретают проблемы контроля над вооружениями в целом и распространения ядерного оружия в частности. Возрастает потребность в поиске новых многосторонних форматов межгосударственного взаимодействия в этой области, которые позволили бы адаптировать существующие модели контроля над вооружениями к реалиям формирующегося полицентричного мирового порядка. Решение этой задачи в свою очередь требует тщательного осмысления исторического опыта взаимоотношений стран — участниц военно-политических блоков в годы холодной войны. В данной статье подробно рассмотрены три кейса, связанных с дискуссиями между союзниками по НАТО по вопросам запрещения испытаний ядерного оружия, подготовки Договора о нераспространении ядерного оружия и, наконец, переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Показано, что во всех трех случаях решающий голос в выработке решений по проблемам контроля над вооружениями в конечном счете принадлежал США, но позиции их союзников по НАТО существенным образом влияли как на ход переговорного процесса, так и на содержание соглашений. В целом, по мнению автора, наиболее поучительным уроком дискуссий периода 1963–1975 гг. является то, что они показывают, чем оборачивается незнание уроков прошлого: игнорирование опыта переговоров межвоенного периода не позволило тогда реализовать все возможности многостороннего межблокового диалога по контролю над вооружениями. Сейчас этот урок становится актуальным как никогда.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/