Статья посвящена проблеме анализа культурно-исторических практик как сложившихся инструментов развития личности и ее мировоззрения. Актуальной задачей является создание средств исследования психологической структуры практик и разработка теоретических оснований для их описания. В данной статье мы опирались на принципы конкретной психологии Л. С. Выготского. В фокусе внимания оказались классический танец, танцевально-двигательная терапия и музыкальное движение. Для анализа этих подходов выделены основные параметры: пластический канон практики, образ человека, ситуация обучения, отношения движения и музыки, тип общения педагогов с учениками и участников процесса друг с другом, роль импровизации и т. д. В статье показано, что те или иные танцевальные практики имеют собственную психологическую направленность, в результате чего, например, в классическом танце формируется волевая личность, которая подчиняется рациональному началу, а танцевально-двигательная терапия подчеркивает влияние на человека бессознательного, непроизвольных импульсов и эмоций. Музыкальное движение, в свою очередь, ставит на первое место эстетические переживания, в которых чувства подчиняются музыкальной форме.
The article is devoted to the problem of analyzing cultural and historical practices as established tools for the development of personality and its worldview. The actual task is to create means of analyzing the psychological structure of practices and to develop theoretical bases for their description. We turned to the principles of Vygotsky’s concrete psychology as a methodology for describing and researching cultural-historical practices. The focus of attention was on dance and music-movement practices: classical dance, dance-movement therapy, and musical movement. The main parameters by which these approaches are analyzed, which allow us to evaluate the psychological content of the practice, are highlighted: the plastic canon of the practice, the image of the person, the learning situation, the relationship between movement and music, the type of communication between the teacher and the student and between the participants of the process, the role of improvisation, and others. The paper shows how different dance practices have different psychological orientation and form different personality structure. Thus, in classical dance a volitional personality is formed, which is subordinated to the rational beginning. On the contrary, dance-movement therapy emphasizes the importance of the unconscious in a person, involuntary impulses, emotions. Finally, musical movement emphasizes aesthetic experiences in which feelings are subordinated to musical form.
Идентификаторы и классификаторы
Существует мнение, что в концепции развития высших психических функций Л. С. Выготского отсутствует или не разработана теория личности. Можно лишь отчасти согласиться с этим утверждением. Действительно, мы не найдем его отдельной большой работы, где бы рассматривались этапы развития личности, однако свой подход к пониманию личности Л. С. Выготский раскрывает в заключительной главе «Истории развития высших психических функций» (1983), в «Педологии подростка» (1984), а также в своих записках и дневниках. Особое место среди последних занимает
Список литературы
1. Айламазьян, А. М. (2023а). Пластический канон как отражение образа личности в культуре. Ритм и пластическая культура личности (стр. 55-72). Москва: Психологический институт Российской академии образования. EDN: WZQVWU
2. Айламазьян, А. М. (2023б). Танец и личность. Идеи и идеалы, 1-2 (15), 406-426. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-406-426 EDN: EIWKQU
3. Айламазьян, А. М., Ташкеева, Е. И. (2022). Многообразие танцевальных практик: анализ психологических оснований. Психология третьего тысячелетия (стр. 17-22). Дубна: Университет “Дубна”. EDN: MUYUCP
4. Айламазьян, А. М. (2019). Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности. Национальный психологический журнал, 4(36), 114-127. DOI: 10.11621/npj.2019.0411 EDN: JEUIII
5. Айламазьян, А. М., Шувалова, Н. Ю. (2010). Феномен телесности личности в танцевальных практиках. Вопросы психологии, 5, 71-82. УДК A159.923.
6. Айламазьян, А. М. (2013). Метод музыкального движения в практике дошкольного и начального школьного образования. Москва: Федеральный институт развития образования.
7. Айламазян, А. М., Каминская, Н. А., Карих, А. В., и др. (2012). Танцевальные практики: семиотика, психология, культура. Москва: Смысл.
8. Дункан, А., Шнейдер, И. (1989). Моя жизнь. Киев: Мистецтво.
9. Балашова, О. В. (2023). Формирование образа Я в танцевальной деятельности. Дипломная работа. МГУ им. М. В. Ломоносова.
10. Блок, Л. Д. (1987). Классический танец: История и современность. Москва: Искусство.
11. Ваганова, А. Я. (1948). Основы классического танца. Ленинград, Москва: Искусство.
12. Волынский, А. Л. (1992). Книга ликований. Москва: Изд-во “АРТ”.
13. Выготский, Л. С. (1983). История развития высших психических функций (т. 3, стр. 5-328). Москва: Педагогика.
14. Выготский, Л. С. (1984). Педология подростка (т. 4, стр. 5-242). Москва: Педагогика.
15. Выготский, Л. С. (1986). Психология искусства. Москва: Искусство.
16. Выготский, Л. С. (2005). Конкретная психология человека.
17. В: Пузырей, А. А. Психология. Психотехника. Психагогика (стр. 187-209). Москва: Смысл.
18. Горшкова, Е. В. (2023). Культурно-исторический подход к танцевальному творчеству дошкольников: проблемы и решения. Культурно-историческая психология, 19(4), 67-77. DOI: 10.17759/chp.2023190407 EDN: APNATI
19. Жак-Далькроз, Э. (2008). Ритм. Москва: Классика - XXI.
20. Козонина, А. (2021). Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России. Москва: Музей современного искусства “Гараж”.
21. Коваленко, П. Е. (2022). Влияние современного танца на формирование образа телесного Я. Курсовая работа. МГУ им. М. В. Ломоносова.
22. Листки музыкальной ритмики в России. (2019). 4(10). Москва: ЛЕНАНД.
23. Луговая, Е. К. (2010). Антропология танца (опыт изучения проблемы). Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию художественной гимнастики 6 ноября 2009 года (стр. 140-143). Санкт-Петербург: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.
24. Луговая, Е. К. (2008). Философия танца. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета. EDN: QRKCEP
25. Мальхиоди, К. А., Форинаш, М., Ломан, С. Т. (2022). Экспрессивная терапия. Харьков: Гуманитарный центр.
26. Осинцева, Н. В. (2006). Танец в аспекте антропологической онтологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. Тюмень. EDN: NODDVZ
27. Ритм и пластическая культура личности. (2023). Материалы Всероссийской научно-практической конференции-фестиваля с международным участием, Москва, 28-30 октября 2022 года. Москва: Психологический институт Российской академии образования.
28. Руднева, С. Д. (2014). Перекрестки и параллели. Альманах, 4-5. Москва: Волшебный фонарь.
29. Руднева, С. Д., Фиш, Э. М. (1972). Ритмика. Музыкальное движение. Москва: Просвещение.
30. Солнцева, С. С. (2014). Отношение к неопределенности в современных импровизационных практиках (на примере контактной импровизации). Дипломная работа. МГУ им. М. В. Ломоносова.
31. Суриц, Е. (2004). Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета. EDN: QXQUMH
32. Уайт, Э. К. (2017). Теория движения Лабана: взгляд танцевальнодвигательного терапевта. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии: Жизнь как танец. Москва: Когито-Центр.
33. Харитонов, Е. В. (1993). Пантомима в обучении киноактера. Слезы на цветах (кн. 2, стр. 60-78). Москва: Журнал “Глагол”.
34. Чайклин, Ш., Венгровер, Х. (Ред.). (2017). Искусство и наука танцевальнодвигательной терапии: Жизнь как танец. Москва: Когито-Центр.
35. Черкашина, Т. В. (2015). Роль мотивации в формировании волевой саморегуляции у начинающих обучение классическому танцу. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 4, 183-188. УДК 792.8.
36. Johnston, D. (2004). Dance through a sociocultural lens. PhD Thesis, School of Education, The University of Queensland. DOI: 10.14264/107060
37. Lindqvist, G. (2001). The Relationship between Play and Dance. Research in Dance Education, 2(1), 41-52. DOI: 10.1080/14647890120058302
38. Liu, S.-Y. (2012). The use of scaffolding in the teaching of creative dance by kindergarten teachers. Taipei National University of the Arts, Taiwan.
39. Oreck, B., & Nicoll, J. (2018). Dance Dialogues: Creating and Teaching in the Zone of Proximal Development. In: Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaning making and the arts (2nd edition). New York: Peter Lang.
40. Peterson Royce, A. (2002). The Anthropology of Dance. Alton, Hampshire: Dance Books.
41. Concrete Human Psychology by L. S. Vygotsky as a Methodology for Analyzing Dance and Music-Motor Practices.
Выпуск
Другие статьи выпуска
27 июля ушла из жизни первый редактор и вдохновитель журнала «Образовательная Политика» Татьяна Кастрель. Она была проректором Международного университета Попова-Ягодина, участником разработки инновационных экологических программ с Дмитрием Кавтарадзе. В Госкомитете СССР по науке и технике она вместе с Никитой Моисеевым участвовала в ярких проектах, связанных с биосферой. Именно Татьяна Кастрель вместе с Алексеем Барабашевым создала живую атмосферу обучения студентов на факультете госуправления Высшей школы экономики
Инфраструктурная безопасность средних общеобразовательных учреждений (СОШ) является одним из основных компонентов комфортной для учащихся окружающей среды и регулируется законодательством на государственном и муниципальном уровнях. В большинстве административных районов ответственные сотрудники, как правило, осматривают прилегающую к школе территорию 1 -2 раза в год, т. к. в настоящий момент отсутствует единый регламент проверки. Мониторинг в ручном режиме фиксирует наличие или отсутствие нарушений законодательства при размещении определенных объектов вблизи СОШ. Однако, как показывает практика последних лет, некоторые элементы городской инфраструктуры могут представлять опасность для детей, даже находясь на законодательно разрешенном расстоянии от школы. Ручной мониторинг этого не учитывает. Авторы предлагают автоматизировать проверки инфраструктурной безопасности СОШ, чтобы обеспечить их регулярность и более высокую точность, минимизируя влияние человеческого фактора на результаты исследований. Применение информационных технологий позволит мониторить расположение инфраструктурных объектов на любом расстоянии от школы и с любой частотой. В работе рассматривается разработанная авторами модель автоматизации проверки инфраструктурной безопасности школ на основе геоинформации, полученной из открытых источников. Модель служит для дополнительного контроля за инфраструктурой и не исключает эпизодического участия сотрудников в выездных проверках. Работоспособность предложенной авторами модели подтверждается результатами тестирования на территориях, прилегающих к школам Ивановской области.
Несмотря на то, что обратная связь - один из важнейших компонентов образовательного процесса с доказанной эффективностью, в российском научном поле до сих пор существует крайне мало работ, посвященных ее исследованию. Имеющиеся труды часто представляют собой обзор зарубежных теорий и практик, не всегда приложимых к российскому контексту: например, у отечественных учителей отсутствует базовая подготовка в организации обратной связи на уроке. Помимо общего описания концепции обратной связи, в статье рассматривается - с точки зрения соответствия актуальным в России представлениям о грамотностях и компетентностях - относительно новое в науке понятие грамотности восприятия обратной связи (feedback literacy). В частности, показано, что корректнее будет относить данный конструкт именно к конструкциям и что стоит называть его не грамотностью, а умением работать с обратной связью. Автор проблематизирует необходимость более глубокого изучения всего комплекса навыков, относящихся к работе с обратной связью, а также важность обучения учителей принципам работы с обратной связью на уроке. Предлагается вывести обратную связь из тени педагогического процесса и сделать ее одним из основных инструментов достижения образовательных результатов.
В статье описаны результаты создания автором экосистемы кадрового партнерства для развития муниципальной системы образования в ситуации дефицита и движения кадров на территориях, граничащих с мегаполисом. Модель была протестирована в Наро-Фоминском городском округе (г. о.) Московской области. В результате эксперимента удалось организовать работу проектной школы «Начинающий предприниматель» при партнерстве «школа - бизнес - исполнительная власть»; создать олимпиадное движение школьников в партнерстве «дети - педагоги-предметники -внешние эксперты ОЦ «Взлет» - внешние инструкторы НТИ»; открыть муниципальное научное общество учащихся «Первоцвет науки» при партнерстве («ученик - учитель - ученый - бизнес - исполнительная власть»). В ходе исследования отечественных и зарубежных практик по предупреждению и ликвидации кадрового дефицита в системе образования были проанализированы причины миграции педагогических кадров. Автором также выявлены ключевые векторы приложения управленческих усилий для решения кадровых проблем: формирование организационной культуры, снижение рабочей нагрузки, создание условий профессионального роста педагогов и др. Разработаны адресованные руководителям образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием рекомендации по сохранению и привлечению педагогических кадров. Показано, что кадровые партнерства на основе экосистемного подхода являются эффективным механизмом привлечения и удержания сотрудников.
Авторы отмечают две крайности в организации работы школьников с художественным текстом: поощрение наивного реализма и натаскивание на литературоведческий анализ текста. В статье описаны пять методических принципов организации работы с художественным текстом: 1) внимание к поведенческим триггерам и нравственным ориентирам обучающихся; 2) отказ от поощрения знания текста в пользу его понимания; 3) интеграция в урок антипримеров как дидактического приема; 4) оценка результатов с использованием критерия «диалог с автором»; 5) культивирование вдумчивого чтения без углубления в фактологию текста и литературоведение. Раскрыты ведущие аспекты познавательной мотивации читающего. Мотивация через новизну развивает начитанность; через самопознание -рефлексивность; через взаимодействие - коммуникабельность. Представлены результаты опроса 15 учителей литературы из четырех образовательных организаций Москвы. Выявлены недостатки в организации работы с текстом: неактуальность воспитательных задач; фокус на развитии речи вместо развития личности; отсутствие связи с приемами понимающего обучения; редукция вариативности аргументов авторской позиции с опорой на различные единицы художественного текста. Новые подходы к работе с художественным текстом рассмотрены с учетом педагогической герменевтики, теории диалога культур и психодидактики. Направления профессионального развития учителей литературы обоснованы с позиций субъектности ученика, постигающего квазиреальность художественного текста. Ключевая задача работы с текстом - воспитание интереса к художественному тексту как средству самопознания.
Весной 2024 года онлайн-кинотеатр Okko, входящий в экосистему Сбера, совместно с продюсерской компанией «БМП» представил научное шоу «Границы познания». В роли ведущего выступил директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов. Гостями программы стали известные российские ученые, в том числе нейробиолог Константин Анохин и математик Алексей Семенов. Константин Анохин поделился знаниями о том, что такое гиперсетевая теория сознания и где находятся память, разум и мышление. Алексей Семенов рассказал о создании интуитивного искусственного интеллекта, трансформации личности в цифровой реальности и актуальности математических проблем в современном мире. В статье представлены расшифровки бесед.
В статье рассматривается концепция социального воображения и методы его развития. Автор анализирует способность личности и сообществ воспринимать социальные события и проблемы через призму различных культурных, исторических и структурных контекстов. Социальное воображение рассматривается как ключевой навык для эффективного социального проектирования и решения сложных проблем в современном обществе. Особое внимание уделяется психологическим характеристикам и компетенциям, таким как эмпатия, временная децентрация, сценарное мышление и социальный интеллект. В статье также описываются технологические инструменты, способствующие развитию социального воображения, и приводятся примеры их практического применения.
Растущий интерес науки, образования и бизнеса к человеку во всей его сложности рассматривается как проявление единой тенденции, которую можно описать в терминах человекоцентричности, антропологического поворота или гуманизации. В сфере бизнеса в рамках этого тренда стремительно меняются привычные представления о мотивации человека и трансформируются соответствующие практики. Цель данной статьи - выделить возможные направления таких изменений. Показано, что основой человекоцентричности выступает незавершенный и принципиально незавершаемый образ человека. Это приводит к тому, что даже наиболее продвинутые теории человеческой мотивации, такие как теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, не способны в полной мере описать все возможные качественные типы мотивации и, соответственно, все возможные регуляторы человеческой активности. Также показано, что практики мотивирования в человекоцентричных корпоративных культурах нацелены, в первую очередь, на фасилитацию и укрепление автономных типов мотивации, которые можно обобщенно назвать мотивацией к поступку. Современные компании действуют во многом как саморегулирующиеся и самоуправляющиеся системы, в которых управленцы не только создают все условия для формирования у сотрудников такой мотивации, но и рассчитывают, что работники будут систематически такие поступки совершать. Управленцы ведущих мировых компаний, как правило, убеждены, что создавать что-то по-настоящему выдающееся может только свободный человек, действующий автономно и самодетерминированно. Контролируемым типам мотивации отводится второстепенная роль. Более того, в современных компаниях корпоративная культура организована таким образом, что работнику предоставлена возможность самостоятельного конструирования индивидуальной системы стимулов, потребностей, интроектов и идентификаций.
Целью настоящей статьи является продолжение разрабатываемого авторами подхода к отечественному образованию как системе и ее смысловому наполнению. Авторы рассматривают сопоставление подходов к отечественному высшему образованию как объекту социально-философского исследования. В качестве методологической основы анализа авторы выбрали системно-коммуникативную теорию Н. Лумана. Систему образования предлагается рассматривать не с точки зрения поиска единства и унификации, а с позиций предложенного Луманом ее «специфического различения». Понятие «различение», которое использует Луман, отличается по смыслу от понятия «противоречие», которое Гегель рассматривал как источник всякого развития. Истоки теории различения лежат в кибернетике второго порядка, разрабатываемой в 70-80-х гг. ХХ в. В порядке первого приближения смысл «специфического различения» приоткрывается в формулировке Грегори Бейтсона: «Информация есть различение, делающее различение». Коммуникативный подход к анализу системы образования позволил авторам прийти к выводу о предпочтительности ее преадаптационного поведения по сравнению с поведением адаптационным. Так, адаптация выступает как свойство приспособления системы к уже существующим условиям и вызовам со стороны внешней среды; преадаптация - процесс накопления избыточного (redundancy) потенциала, который способствует созданию эффективных механизмов собственного развития системы с непредсказуемыми вызовами в будущем. Эти два свойства системы являют собой две стороны одной медали. Такой подход, с точки зрения авторов, позволит лучше разобраться как в диагностике текущего состояния образовательной системы, так и в способах ее возможного реформирования.
В июне 2024 года в Санкт-Петербурге прошел 18-й Саммит психологов. Пленарную сессию открыл Александр Асмолов докладом «Кризис как тест на психологическую совместимость. От Войны миров - к Содружеству разумов». В докладе были озвучены психологические и социальные аспекты кризисов, проанализировано понятие психологической совместимости, а также рассмотрены методы преодоления кризисных ситуаций через взаимопомощь и социальное партнерство. Особое внимание было уделено различиям в культурных и личностных подходах к решению проблем. Ниже приводим полный текст доклада.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832