Читать онлайн

Интервью продолжает цикл разговоров Альберта Ефимова с учеными о том, что сегодня представляет собой искусственный интеллект, в каких сферах и для каких задач он может применяться и каковы этические и социальные аспекты развития этой технологии. В разговоре о месте человека в современном мире Александр Асмолов рассказал о поддержании разнообразия в сложных системах и удержании сложности при их анализе. В ходе беседы прояснилось, как быть «вопрекистом», чем занимается антрополог будущего и почему метафора станет драйвером развития науки в эпоху искусственного интеллекта. Также были затронуты следующие темы: кто такие трикстеры и почему они важны для поиска новых идей и смыслов; зачем мы сами себя приговариваем к отсутствию свободного времени и как это сказывается на когнитивных способностях; почему организационные структуры, которые люди умеют создавать, не соответствуют уровню задач и уровню технологий, которые появляются сегодня; какие главные идеи лежат в основе понятия «человекоцентричная организация»; приведет ли развитие искусственного интеллекта к асимметрии информации, когда все знают всё, и в чем главная опасность, когда человек начинает учиться у машины; почему разработчиков искусственного интеллекта можно назвать «сообществом пигмалионов» и в чем главная опасность «очеловечивания» машин.

This interview continues Albert Efimov’s series of discussions with scholars about the current state of artificial intelligence, its applications across various fields and tasks, and the ethical and social implications of its development. In the conversation regarding humanity’s place in the modern world, A. G. Asmolov discussed the importance of maintaining diversity within complex systems and managing complexity during their analysis. The dialogue clarified the role of the «contrarian,» the future anthropologist’s work, and how metaphor will drive scientific progress in the age of artificial intelligence. Additional topics addressed include: the significance of tricksters in the search for new ideas and meanings; the reasons we condemn ourselves to a lack of free time and its impact on cognitive abilities; the mismatch between organizational structures created by humans and the levels of tasks and technologies emerging today; the core concepts underlying «human-centric organizations»; whether the development of artificial intelligence will lead to information asymmetry, where everyone knows everything, and the primary risks when humans begin to learn from machines; why AI developers can be seen as a «community of Pygmalions,» and the dangers of «humanizing» machines.

Ключевые фразы: АНТРОПОЛОГИЯ, искусственный интеллект, ТРИКСТЕР, преадаптация, ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТЬ, карнавальная культура, уликовая парадигма, слабые сигналы, эволюция, теория дарвина, дизраптивный отбор, эффект бабочки
Автор (ы): Асмолов Александр Григорьевич, Ефимов Альберт Рувимович
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
АСМОЛОВ А. Г., ЕФИМОВ А. Р. ДЛЯ ТРИКСТЕРА ТЕМА СИЛЬНЕЕ СТРАХА // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2024. № 3 (99)
Текстовый фрагмент статьи