Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества. Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?
The curriculum presents the diversity of approaches to childhood in different branches of the humanities - in ethnology/social anthropology, history, psychology, archaeology, and folklore studies. Wherever possible, it implements an interdisciplinary approach. The methodological foundation is the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, and A. R. Luria. This curriculum addresses the following range of issues: the main approaches and research directions concerning children and childhood in the 20th century within the humanities; the cultural conventionality of universal phenomena such as childhood, growing up, socialization, child development in cognitive and moral terms; the innovative potential of childhood and its role in societal development across different cultures and historical eras. Additionally, the curriculum explores problems associated with childhood in the modern world, such as intergenerational relations, socialization in virtual communities, issues related to school and education, children’s rights, and the legitimacy and limits of government intervention in regulating family relations. It also examines youth subcultures and their role in modern society. Interest in the history and ethnography of childhood is no longer merely a matter of curiosity. In today’s era of change, unpredictability, uncertainty, and increasing complexity, the growing gaps between generations have become particularly relevant. Modern society faces many challenges, and one of the most pressing is understanding what childhood and growing up mean today. Does the «extended age of childhood» continue to lengthen? Are we concerned about the infantilism of new generations of adults, or, on the contrary, are young talents - having not finished school - ready to join adult life because they possess enough skills to create their own startups and promote new technologies? How can our generation educate children when we do not know what kind of world they will live in, or what knowledge and professions will be in demand?
Идентификаторы и классификаторы
Несмотря на то, что во все века о детях заботились (их кормили, лечили, обучали грамоте, воспитывали в них добродетели), долгое время гуманитарные науки мало интересовались детьми и детством. В ребенке видели «исходный материал» и активно «лепили» из него будущего взрослого. Особенности маленького человека, его отношения с миром, детство как самоценный этап жизни, а уж тем более детство как особая сфера социокультурного пространства — все это попросту не замечалось
Список литературы
1. Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (с. 26-109). Екатеринбург.
2. Кон, И. С. (1988). Ребенок и общество (с. 6-166). М.
3. Крейн, У. (2002). Теории развития. Секреты формирования личности (с. 18-116). М.
4. Мид, М. (1983). Культура и мир детства. М.
5. Ревякина, Н. В. (1999). Вступительная статья. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XV-XVII вв.) (с. 5-38). М.: Изд-во УРАО.
6. Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.
7. Асмолов, А. Из истории репрессированной науки / А. Асмолов, Т. Марцинковская, В. Умрихин // Педология: Новый век. - 2000. - № 1. - С. 16. EDN: XYDTPV
8. Балина, М. Р., Безрогов, В. Г, Маслинская, С. Г, Тендрякова, М. В., Шеридан, С. (Сост.). (2011). Конструируя детское: филология, история, антропология. М. - СПб. Издательство “Азимут - Нестор”.
9. Безрогов, В. Г., Тендрякова, М. В. (Сост.). (2012). “Вся история наполнена детством”. Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”. (Вып. 10, ч. 1). М.: РГГУ. EDN: RDGXCN
10. Демоз, Л. (2000). Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс.
11. Ле Гофф, Ж. (2003). Интеллектуалы в Средние века. СПБ.: Издательский дом СПбГУ.
12. Монтень, М. (2007). О воспитании детей Опыты. Судьбы и нравы. СПб.: Азбука-классика.
13. Эриксон, Э. (1996). Детство и общество. М.
14. Mintz, St. (2004). Huck’s Raft: A History of American Childhood (pp. 170-172). Cambridge (Massachusetts and London): Belknap Press.
15. Гис, Ф., Гис, Дж. (2002). Брак и семья в Средние века. М.: РОССПЭН.
16. Берндт, К. Х., Берндт, Р. М. (1981). Мир первых австралийцев. М.
17. Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.
18. Калверт, К. (2009). Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М.: НЛО. EDN: QOKILZ
19. Соловьева, Л. Т. (2012). Представления грузин о раннем детстве и народные традиции ухода за младенцем. “Вся история наполнена детством”. Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”. (Вып. 10, ч. 1, с. 414-433). М.: Изд-во РГГУ.
20. Rohner, R. P., Khaleque, A., Cournoyer, D. E. (2012).Introduction to Parental Acceptance-Rejection Theory, Methods, Evidence, and Implications. University of Connecticut. https://csiar.uconn.edu/wp-content/uploads/ sites/494/2014/02/INTRODUCTION-TO-PARENTAL-ACCEPTANCE-3-27-12.pdf.
21. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь (любое издание).
22. Александров, В. А., Власова, И. В., Полищук, Н. С. (Ред.). (1997). Русские. М.: Наука.
23. Бабкова, Г. О. (2012). “Безгласные граждане”: малолетние преступники в судебной системе России 1750-1760-х годов. Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII - начало ХХвека) (с. 47-75). М.: Изд-во РГГУ. EDN: QSUEYH
24. Байбурин, А. К. (1991). Обрядовые формы половой идентификации детей. Этнические стереотипы мужского и женского поведения (с. 256-263). СПб. EDN: ORLUST
25. Грацианская, Н. Н., Кожановский, А. Н., Ганцкая, О. А. и др. (1997). Рождение ребенка в обрядах и обычаях: страны зарубежной Европы. М.
26. Забелин, И. Е. (1918). Домашний быт русских царей в XVI-XVII ст. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10643-ch-1-domashniy-byt-russkih-tsarey-v-xvi-i-xvii-st-1918.
27. Кон, И. С. (Ред.). (1988). Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М.
28. Кон, И. С. (1988). Ребенок и общество. М.
29. Кон, И. С. (Ред.). (1983). Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Центральной Азии. М.
30. Любарт, М. К. (2005). Семья во французском обществе. XVIII - начало XXвека. М.: Наука.
31. Сальникова, А. А. (2007). Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. Казань: КГУ.
32. Тишков, В. А. (Ред.). (2018). Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры (гл. 10, 11). М.: КДУ; Университетская книга.
33. Авдеева, Н. Н., Фролова, Е. Г (2007). Отражение современного мира в детской субкультуре (на примере страшных рассказов). Ребенок в современном обществе (с. 222-236). М. EDN: WNHIFT
34. Выготский, Л. С., Сахаров, Л. С. (1981). Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления (с. 194-203). М.: Изд-во Московского ун-та.
35. Крейн, У. (2002). Теории развития. Секреты формирования личности. М.
36. Леонтьев, А. Н. (1981). Психологические основы дошкольной игры. Проблемы развития психики. М.
37. Осорина, М. В. (2001). О культуре дразнения. Педология. Новый век, 6, 18-21.
38. Плеханова, И. И. (1995). Ужасное и смешное в современном детском фольклоре (потешки и “страшные” рассказы). Дети и народная культура. М.
39. Субботский, Е. В. (2014). Экскурсии в зазеркалье: Магическое мышление в современном мире. Психолог, 4, 30-73. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12322. EDN: SKSAIP
40. Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.
41. Чуковский, К. И. (1994). От двух до пяти. М.: Эй-Ди-Лтд.
42. Белоусов, А. Ф. (Сост.). (1992). Школьный быт и фольклор. Учебный материал по русскому фольклору (Ч. 1, 2). Таллин.
43. Выготский, Л. С. (1929). Педология подростка. М.: Издание бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ: http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1929/ VPp-504.htm#$p1.
44. Головин, В. В. (2002). Детское обычное право в контексте игры. Теория и история игры. Вып. II. Сб. науч. тр. (с. 27-43). М. https://www.academia.edu/9612753.
45. Капица, О. И. (Ред.). (1930). Детский быт и фольклор. Л.
46. Кайуа, Р. (2007). Игры и люди Статьи и эссе по социологии культуры. М.
47. Калверт, К. (2009). Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М.: НЛО. EDN: QOKILZ
48. Кле, М. (1991). Психология подростка. М.
49. Морозов, И. А., Слепцова, И. С. (2004). Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). М. EDN: PZQPWB
50. Осорина, М. В. (1999). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.
51. Пиаже, Ж. (1994). Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс.
52. Субботский, Е. В. (2010). Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки. Национальный психологический журнал, 1(3), 42-47. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3746. EDN: NXUUVH
53. Тульвисте, П. (1977). К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления. Труды по знаковым системам (Т. 8, с. 90-102). Тарту.
54. Шангина, И. И. (2000). Русские дети и их игры. СПб.: Искусство. EDN: SIKTEZ
55. Хейзинга, Й. (1992). Homo Ludens. М., 9-104.
56. Чередникова, М. П. (2002). “Голос детства из дальней дали..”. (Игра, магия, миф в детской культуре). М. EDN: MPPIUZ
57. Эльконин, Д. Б. (1978). Психология игры. М. EDN: QXMAMB
58. Piaget, J. (1932). The Moral Judgment of the Child. New York: Free Press.
59. Бек, Дж., Уэйд, М. (2006). Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М.: Издательство Претекст.
60. Горалик, Л.* (2008). Маленький принц и большие ожидания: “новая зрелость” в современном западном обществе. Теория моды. Одежда. Тело. Культура (с. 259-299). М.: НЛО.
61. Ле Гофф, Ж. (2003). Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Издательский дом СПбГУ Мид, М. (1988). Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. Культура и мир детства (с. 322-362). М.: Наука.
62. Солдатова, Г, Зотова, Е., Чекалина, А., Гостимская, О. (2011). Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. М.
63. Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.
64. O’Madagain, C., & Tomasello, M. (2021). Shared intentionality, reason-giving and the evolution of human culture. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 377, 20200320. зtb.2020.0320. DOI: 10.1098/rs
65. Келли, К. (2009). Товарищ Павлик. Взлет и падение советского мальчика-героя. М.: НЛО. Платон. Евтифрон. (Любое издание).
66. Тендрякова, М. В. (2022). Посвящение и просвещение как стратегии социализации: социально-антропологический ракурс. Новые психологические исследования, 2. http://newpsyresearches.ru.
67. O’Rourke, S., Whalley, H., Janes, S., MacSweeney, N., et al. (2020). The development of cognitive and emotional maturity in adolescents and its relevance in judicial contexts. Literature review prepared for the consideration of the Scottish Sentencing Council. http://www.scottishsentencingcouncil.org.uk.
68. Riede, F., Johannsen, N. N., Hogberg, A., Nowell, A., & Lombard, M. (2018). The role of play objects and object play in human cognitive evolution and innovation. Evolutionary Anthropology, 27(1), 46-59. DOI: 10.1002/evan.21555 EDN: YGGUIX
69. Riede, F., Walsh, M. J., Nowell, A., et al. (2021). Children and innovation: play, play objects and object play in cultural evolution. Evolutionary Human Sciences, 3, e11. DOI: 10.1017/ehs.2021.7 EDN: ALLTRG
70. Безрогов, В. Г. (1996). Сущностные черты средневековой педагогики. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах (с. 9-24). М.: Изд-во РОУ.
71. Варьяш, О. И. (1996). Педагогика Высокого средневековья. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах(с. 169-176). М.: Изд-во РОУ.
72. Петров, В. (2011). Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греции. М.: Лабиринт.
73. Безрогов, В. Г. (2008). Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли. EDN: QWJQZL
74. Бернштам, Т. А. (1988). Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука. EDN: YXBUSL
75. Байбурин, А. К. (1991). Обрядовые формы половой идентификации детей. Этнические стереотипы мужского и женского поведения (с. 258). СПб. EDN: ORLUST
76. Кон, И. С. (1983). Этнографические проблемы пола. Советская этнография, 3, 25-34. EDN: YKNZED
77. Морозов, И. А., Слепцова, И. С. (2004). Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.) (с. 345-472; 500-612). М. EDN: PZQPWB
78. Пушкарева, Н. Л. (2012). Бытовое насилие в истории российской повседневности (XI-XXI вв.). СПб: ЕУСПб. EDN: RQDKXP
79. Пушкарева, Н. Л. (Ред.). (2013). Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение. EDN: RVRQHL
80. Пушкарева, Н. Л. (2017). Женщины Древней Руси и Московского царства X-XVIIвв. СПб: Издательство Олега Абышко. EDN: YRKFXP
81. Кон, И. С. (2012). Бить или не бить?М.: Время. EDN: QYDQUP
82. Демоз, Л. (2000). Эволюция детства. Психоистория. Ростов-на-Дону.
83. Бабкова, Г. О. (2012). “Безгласные граждане”: малолетние преступники в судебной системе России 1750-1760-х годов. Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII - начало ХХ в.) (с. 47-75). М.: Изд-во РГГУ. EDN: QSUEYH
84. Громов, Д. В. (2022). АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника. М.: НЛО. EDN: PWCJKW
85. Громов, Д. В. (Сост.). (2009). Пацанские правила (на материалах московского региона, 1980-2000-е годы). Молодежные уличные группировки введение в проблематику (с. 94-123). М.: ИЭА РАН. [Совм. с С. А. Стивенсон].
86. Громов, Д. В. (2009). Скинхеды-наци Москвы: конструирование маскулинности. Молодежные уличные группировки: введение в проблематику (с. 209-256). М.: ИЭА РАН. [Совм. с С. В. Беликовым].
87. Громов, Д. В. (2018). Как возникают молодежные уличные группировки (случай малого города). Этнографическое обозрение, 5, 180-196. EDN: YXIDHN
88. Громов, Д. В. (Сост.), Мартынова, М. Ю. (Отв. ред.). (2009). Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН.
89. Плынов, Д. (2023). Современные молодежные субкультуры: многообразие и индивидуальность - год 2023. Клаузура. https://klauzura.ru/2023/06/sovremennye-molodezhnye-subkultury-mnogoobrazie-i-individualnost-god-2023.
90. Щепанская, Т. Б. (2004). Система: тексты и традиции субкультуры. М. EDN: RBIJGN
91. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
92. Львовский, С. (2010). Под знаком ювенальной юстиции. Pro et Contra, с. 21-41, 33-34.
93. Тендрякова, М. В. (2010). Детские доносы и ювенальная юстиция. Образовательная политика, 9-10(47-48), 106-114.
94. Childhoods in Context; Understanding Childhood: Local and Global; Children’s Cultural Worlds; Changing Childhoods. (2007).
95. The Open University, 1,139-151; 164-167; 2, 27-32; 43-52; 61-67; 4, 8-18.
96. Авдеева, Н. Н., Фролова, Е. Г. (2007). Отражение современного мира в детской субкультуре (на примере страшных рассказов). Ребенок в современном обществе (с. 222-236). М. EDN: WNHIFT
97. Баркова, А. Л. (2009). Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры. Молодежные субкультуры Москвы (с. 297-321). М.: ИЭА РАН. EDN: OXISXD
98. Горалик, Л.* (2005). Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи. М.: НЛО.
99. Золотухина, М. В. (2012). “Американская девочка”: кукла, героиня, образ. История одного проекта. “Вся история наполнена детством”.
100. Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики” (Вып. 10, ч. 1, с. 372-413). М.: Изд-во РГГУ.
101. Сальникова, А. А. (2024). История елочной игрушки или как наряжали советскую елку. М.: Издательство НЛО.
102. Черная, А. В. (2013). Предметный мир игровой культуры: исторический контекст отношений взрослого и детского миров. Вопросы воспитания, 2, 52-60. EDN: TFITFD
103. Бек, Дж., Уэйд, М. (2006). Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М.: Издательство Претекст.
104. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками из 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 14(3), 11-30. EDN: PFTIUL
105. Солдатова, Г. У, Зотова, Е., Лебешева, М., и др. (2012). Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.
106. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2018). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. EDN: OTRXCL
107. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. (n. d.). https://psyjournals.ru/authors/7113.
108. Тендрякова, М. В. (2015). Игровые миры: от Homo ludens до геймера. СПб.: Издательство “Нестор-История”. EDN: VYTGYP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования состоит в изучении феномена личностно-профессиональной устойчивости учителей школ. Особое внимание уделено возрасту как фундаменту устойчивости в педагогической профессии. В работе представлен анализ данных социологического опроса, проведенного по единому инструментарию среди учителей, работающих в Российской Федерации (РФ) и Республике Армения (РА). В рамках исследования определены признаки устойчивости в профессии у педагогов, проанализированы их проявления в изучаемых странах. С помощью авторского инструментария проведена оценка профессионально-личностной устойчивости на примере данных социологического опроса. Составлены выводы о проявлении в учительской среде профессионально-личностной неустойчивости (прекариатизации) и роли возраста педагога в преодолении соответствующих признаков. Уровень профессионально-личностной устойчивости педагогов указал на то, что в изучаемых странах еще достаточно рано говорить о массовом распространении признаков прекариатизации в профессии учителя (скорее можно говорить о превращении учителей в «потенциальных прекариев»). В выборке лишь незначительная часть наблюдений обладает слабым уровнем профессионально-личностной устойчивости. Однако процесс утраты учителями с возрастом устойчивости в своей профессии (что особенно заметно на примере России) несет с собой значительные риски прекариатизации. Новизна исследования состоит в разработке подхода к подбору признаков и оценке профессионально-личностной устойчивости, применение которого позволяет формировать новые гипотезы в отношении прекариатизации учительского труда.
В статье рассматривается вопрос применения нейронных сетей в качестве персональных ассистентов современного педагога. Приводится алгоритм самостоятельного создания чат-бота, описывается алгоритм профилирования нейронной сети за счет изменения контекста ее работы по умолчанию. Важным фактором является наличие инструкции, где подробно, с иллюстрациями, показан весь процесс создания такого чат-бота. Ввиду отсутствия ограничений на количество чат-ботов у современного педагога появляется возможность самостоятельно создать команду виртуальных ассистентов, которые станут его надежной опорой в непрофильных для него задачах.
В данной статье исследуется вовлеченность российских студентов во внеучебную деятельность, их представления о ее пользе, а также то, как наблюдение за сверстниками с положительным опытом участия служит мотивацией к погружению в активности помимо учебных занятий. Несмотря на очевидные преимущества, в России наблюдается низкий уровень вовлеченности студентов вузов в мероприятия «вне аудитории». Литературный обзор показал, что существующие исследования в области вовлеченности российских студентов во внеучебную деятельность в основном опираются на данные, собранные в рамках одного университета. Кроме того, анализ научных работ выявил недостаток исследований, фокусирующихся на представлениях российских студентов о внеучебной деятельности, а также влиянии на мотивацию к участию в данной сфере. Исследование проводилось с использованием полуструктурированных интервью с членами студенческих организаций крупных вузов Москвы. В выборку были включены студенты программ бакалавриата, магистратуры и специалитета - в возрасте от 18 до 24 лет. Результаты исследования формулируются на основе представленных теоретических моделей, в частности теории ожиданий-ценности и теории социального научения Альберта Бандуры. Статья подчеркивает необходимость проведения дальнейших исследований с применением смешанных методов и предлагает продолжить дискуссию о подражании студентам с успешным опытом участия во внеучебной деятельности. Ограничениями данного исследования являются небольшая выборка (15 человек), фокус на московских вузах, а также преобладание в выборке организаций студенческого самоуправления. В конце статьи прилагается гайд, использованный в рамках интервью.
От педагогов во многом зависит будущее, но и в настоящем от них также требуется немало, что предполагает их непрерывное самосовершенствование. В этом смысле, согласно Конфуцию, на свете нет учителей - есть только ученики. Предыдущая статья авторов была посвящена курсу «Учусь учиться» для школьников (Браташ, Ермаков, 2023), сейчас читателю представляется аналогичный курс для педагогов. Рассмотрены современные требования к профессии учителя, который сегодня является не только преподавателем, но и наставником, автором контента, организатором, модератором, экспертом, дизайнером, тьютором, навигатором образования и т. п., что обусловливает важность проблемы индивидуального и корпоративного профессионального самообразования. При этом в основе умения учиться должно лежать не приобретение одного на всю жизнь готового педагогического инструментария, а формирование базовых компетенций и мотивации, позволяющих осознанно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в течение всей жизни в соответствии с потребностями в профессиональном и личностном развитии. С учетом известных прототипов в рамках СберОбразования, детского сегмента, подготовлен курс «Учусь учиться» для педагогов, цель которого - сделать обучение стилем жизни. Программа включает четыре модуля: 1) «Как взрослому научиться учиться»; 2) «Обучение в течение всей жизни»; 3) «Мотивация в обучении: как захотеть учиться»; 4) «Развитие потенциала мозга». Представлены основное содержание и примеры учебных и проверочных заданий курса, в тестировании которого в 2023/2024 учебном году приняли участие более 70 тыс. учителей.
Перспективным направлением развития образовательного сотрудничества стран БРИКС является организация сети ассоциированных школ БРИКС1. Успешным примером реализации подобного международного сетевого образовательного проекта выступают ассоциированные школы ЮНЕСКО. Ассоциация школ стран БРИКС создается на основе ценностей, провозглашенных на саммитах БРИКС. В статье предложены цели, задачи, принципы и формы организации образовательного процесса в школах ассоциации, приводится опыт деятельности Международной школы БРИКС+ как предполагаемого методического центра ассоциации.
Весной 2024 года онлайн-кинотеатр Okko, входящий в экосистему Сбера, совместно с продюсерской компанией «БМП» представил научное шоу «Границы познания». В роли ведущего выступил директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов. Гостем программы стал выдающийся физик-теоретик Валерий Рубаков. В статье представлена сокращенная расшифровка беседы.
В статье представлена модель самоопределения человека с опорой на целевой образ будущего. Актуальность исследования обусловлена сокращением цикла жизни профессии, смены профессий специализацией в условии смены проектов и построения индивидуальной карьеры. Это требует от субъекта способности к личностному и профессиональному самоопределению в условиях неопределенности и изменений, а также готовности проектировать образ будущего как пространство развития своего потенциала. Модель является основой подхода к повышению результативности профессионального и личностного самоопределения в контексте задач работы с будущим и развития потенциала человека. Самоопределение рассматривается как способ включения в деятельность. В статье также показана сложность и неоднозначность трактовок понятия самоопределения, его идентификационный и деятельностный аспекты, а также важность учета «трех слоев времени»: анализа прошлого, проектирования будущего и осмысления настоящего. Проблематика самоопределения рассматривается в контексте разных возрастов. Самоопределение старшеклассников строится с учетом возрастных особенностей, объективных ограничений жизненного и профессионального опыта. Результатом их самоопределения может стать как продолженное «учебное самоопределение» на основе текущих интересов и занятий (предпочтения того или иного изучаемого предмета и др.), так и деятельностное самоопределение на основе первых «проб и ошибок». Исследование имеет теоретическую и практическую ценность и может быть применено в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
Современная ситуация рассматривается в свете положения о транзитивном и неопределенном мире, в котором развивается и самоактуализируется человек. Это положение ставит вопросы о том, каким образом гармонизируются личностный рост и сохранение эмоциональной стабильности. Целью статьи стало исследование понятия хрупкости личности во внешнем и внутреннем плане, а также анализ современной противоречивой эмпирической феноменологии процесса становления и самореализации человека. Раскрываются причины нарушения баланса между уникальностью и типичностью, декларируемыми молодыми представителями Z-поколения. Описывается феномен «красной таблетки» и амбивалентности между смыслом новых понятий brat и wellness и поведением. Забота о собственном эмоциональном благополучии резко контрастирует с ростом числа депрессий, суицидов и самоповреждений. Стремление к полной независимости часто противоречит желанию оставаться в родительской семье даже во взрослом возрасте. Особенно противоречивыми являются материалы о поведении в интернет-пространстве, т. к., с одной стороны, снижается иммерсия и повышается осознанность при просмотре и создании постов, а с другой, повышается число фобий и растет расторможенность. На основании историко-генетического подхода и теоретико-методологического анализа предлагается вариант построения методологической конструкции, которая давала бы возможность собрать и систематизировать имеющиеся противоречивые факты. Методология может быть построена как сложный гештальт, схема с проницаемыми границами, с помощью остранения, представляющего феномены в их реальной позиции. В едином методологическом гештальте теоретические концепции должны быть соединены с практическими подходами к преодолению трудностей. В качестве такого подхода предлагается психология повседневности.
В рамках программы предлагается реализовать идею искусства жизни с непохожими как стратегию перехода от дискурса разрыва между поколениями к поиску способов взаимопомощи, взаимообогащения и укрепления межпоколенческих связей для обеспечения человекоцентричности, устойчивости и жизнестойкости общества в его настоящем и будущем. Основной ракурс - создание условий для межпоколенческого обмена, основанного на понимании проблем и потребностей разных поколений, а также их возможностей делиться опытом и ресурсами. Отношения между поколениями, их качество и уровень выполняют интегративную функцию в обществе и определяют уровень его консолидации и солидарности. В современных условиях это является важнейшим фактором единения различных сообществ и в целом российского общества.
Интервью с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александром Асмоловым о перспективах развития корпоративных культур. Текст был опубликован в газете «Кадры решают всё в Томской области» (выпуск 12 (128), 2024). Интервьюер - главный редактор издания Татьяна Нараева.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832