Введение. В статье анализируется феномен распространения ислама в Индонезии через призму обращения в ислам представителей китайского сообщества. Достижения современной историографии позволяют проанализировать переход в ислам в контексте социальных трансформаций.
Цель. Целью исследования является изучение направлений функционирования сообщества китайских муалафов как новообращенных мусульман.
Методы. Методологически статья базируется на достижениях конструктивистских подходов в современной исторической науке, интерпретируя феномен новообращенных мусульман через призму концепции изобретения традиций и воображения сообществ. Научная новизна. Автор анализирует проблемы развития и трансформации идентичности китайских муалафов, которые практически не изучены в российской историографии в целом и индонезиеведении, в частности.
Результаты. Автор выявляет социальные, политические и культурные последствия в результате принятия ислама. Автор выделяет сообщество муалафов как уникальную социальную и культурную группу в современном индонезийском обществе. Предполагается, что: 1) принятие ислама становится формой социальной модернизации, так как ведет к радикальным трансформациям на уровне идентичности; 2) исламизация китайцев стала формой противостояния растущему политическому и идеологическому влиянию Китая в ЮгоВосточной Азии; 3) переход в ислам китайского населения Индонезии актуализирует ситуацию двойной маргинальности, так как новообращённые китайцы-мусульмане являются маргиналами как для мусульманского индонезийского большинства, так и для китайского сообщества, к которому они раннее принадлежали.
Выводы. В статье показано, что муалафы, которые являются представителями китайской этнической группы, развиваются как отдельное сообщество, чья социальная и культурная идентичность только формируется. Основой этого трансформационного процесса является сохранение элементов китайской этничности, которые соотносятся с нормами ислама.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Утверждения о том, что Индонезия является самой населенной страной в мусульманском мире 1 и одним из важнейших акторов современной всемирной уммы, успели в историографии и научной литературе стать общим местом. Индонезия действительно самая густонаселенная мусульманская страна не только в регионе Юго-Восточной Азии, но и в мире в целом. Особую роль в развитии ислама в современном индонезийском обществе играет процесс проповеди и обращения в ислам лиц, которые ранее исповедовали другие религии или не имели ярко выражен - ной религиозной идентичности. Поэтому особое место в обществе в целом, и в умме в частности занимают новообращенные мусульмане, которые в исламской культурной традиции известны как муалафы
Список литературы
1. Кирчанов, М. В. Китайские мусульмане как сегмент ислама Нусантары в современной Индонезии / М. В. Кирчанов // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2022. - Т. 4, № 4 (57). - С. 98-109. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-098-109 EDN: OGXWAP
2. Рязанова, Э. Ф. Немцы-мусульмане в современной Германии / Э. Ф. Рязанова. - М.: Садра, 2023. - 184 с. EDN: FIBUUH
3. Abidin, Y. Z. Keberagamaan dan Dakwah Tionghoa Muslim / Y. Z. Abidin // Ilmu Dakwah. - 2017. - Vol. 11. - No 2. URL: https://journal.uinsgd.ac.id/index.php/idajhs/article/view/1884 (дата обращения: 07.02.2024).
4. Adnan, S. Cultural Da’wah and Islamic Education Values in Antar Ajong Tradition of People in Melayu Sambas West Kalimantan / S. Adnan, Mujahidin, Jayadi, Mursidin // Karsa: Journal of Social and Islamic Culture. - 2019. - Vol. 27, No 1. - P. 1-30. DOI: 10.19105/karsa.v27i1.1537
5. Afif, A. Identitas Tionghoa Muslim di Indonesia: Pergulatan Mencari Jati Diri / A. Afif. - Depok: Penerbit Kepik, 2012. - 352 hlm.
6. al-Rasyid, H.H. Dakwah Islam Di Era Globalisasi: Revitalisasi Prinsip Moderasi Islam / H.H. al-Rasyid // Al-Qalam. - 2014. - Vol. 20, No 3. - hlm. 1 - 12. DOI: 10.31969/alq.v20i3.337
7. Alwajih, A. The Discourse of Tionghoa Muslim Identity in Indonesia After the Reform Order: A Critical Discourse Analysis of ‘Komunitas’ - ‘Cheng Hoo’ Magazine / A. Alwajih // Asian Journal of Media and Communication. - 2020. - Vol. 4, Nо 2. - Р. 99-112. DOI: 10.20885/asjmc.vol4.iss2.art2 EDN: ZNALQK
8. Aripudin, A. The spiritual experience of Chinese Muslim minorities post-1998 reformation: A study of Chinese Muslims becoming Indonesians / A. Aripudin // HTS Theological Studies. - 2022. - Vol. 78, Nо 4. - P. 1-8. DOI: 10.4102/hts.v78i4.7648
9. Aziz, M.A. Ilmu Dakwah / M.A. Aziz. Jakarta: Kencana Prenadamedia, 2019. - 518 p.
10. Bachrun, R. Krisis identitas diri pada kelompok minoritas Cina / R. Bachrun, B. Hartanto // Harga Yang Harus Dibayar: Sketsa Pergulatan Etnis Cina di Indonesia / ed. I. Wibowo. - Jakarta: Gramedia Pustaka Utama dan Pusat Studi Cina, 2000. - hlm. 35-59.
11. Bungo, S. Pendekatan Dakwah Kultural Dalam Masyarakat Plural / S. Bungo // Jurnal Dakwah Tabligh. - 2014. - Vol. 15, No 2. - hlm. 209-219. DOI: 10.24252/jdt.v15i2.349
12. Chandra S. A. Perkembangan Agama Islam Di Kalangan Etnis Tionghoa Semarang Tahun 1972-1998 / S. A. Chandra, Wasino, Bain // Journal of Indonesian History. - 2015. - Vol. 4, No 1. - hlm. 53 - 59.
13. Harahap, A. S. Dinamika Gerakan Dakwah Persatuan Islam Tionghoa Indonesia (PITI) Medan Sumatera Utara / A. S. Harahap // Analytica Islamica. - 2021. - Vol. 1, No 2. - hlm. 215-241.
14. Harun, S. Factors that Influences Religious Conversion among Muslim Splinter Groups in Indonesia / S. Harun, M. Avicenna, M. Atqa // OIDA International Journal of Sustainable Development. - 2012. - Vol. 5, No 8. - P. 11-20.
15. Jones, C. Mualaf Chic: Conversion and Mediation in Indonesian Pious Sociality / S. Jones // Cyber Orient. - 2021. - Vol. 15, No 1. - P. 172-205. DOI: 10.1002/cyo2.11 EDN: LTFURU
16. Liddle, R. W. The Islamic Turn in Indonesia: A Political Explanation / E. W. Liddle // The Journal of Asian Studies. - 1996. - Vol. 55. - No 3. - P. 613-634. DOI: 10.2307/2646448
17. Machmudi, Y. Islamising Indonesia. The Rise of Jemaah Tarbiyah and the Prosperous Justice Party (PKS) / Y. Machmudi. - Sidney: The Australian National University E Press, 2008. - 279 p. 10.22459/ II.11.2008. DOI: 10.22459/II.11.2008
18. Maulana, R. Pergulatan Identitas Tionghoa Muslim: Pengalaman Yogyakarta / R. Maulana // Kontekstualita: Jurnal Penelitian Sosial Keagamaan. - 2011. - Vol. 26, No 1. - URL: https://www.neliti.com/publications/37104/pergulatan-identitas-tionghoa-muslimpengalaman-yogyakarta (дата обращения: 09.01.2024).
19. Mujiburrahman. Religious Conversion in Indonesia: The Karo Batak and the Tengger Javanese / Mujiburrahman // Islam and Christian - Muslim Relations. - 2001. - Vol. 12, No 1. - P. 23 - 38. DOI: 10.1080/09596410124564
20. Musmuallim, M. Da’wah of Banyumas Islamic Chinese Ethnicity in the Development of Religious Moderation / M. Musmuallim, A. Y. Prasetiawan, M. R. Chamadi // Al-Balagh: Jurnal Dakwah Dan Komunikasi. - 2021. - Vol. 6, No 2. - P. 241-272. DOI: 10.22515/al-balagh.v6i2.3147 EDN: GJIRCV
21. Sunano. Muslim Tionghoa Di Yogyakarta / Sunano. - Yogyakarta: Мata Bangsa, 2017. - 388 hlm.
22. Suryani, A. J. From respected hermits to ordinary citizens: The conversion of the Baduy, ethnicity, and politics of religion in Indonesia (1977 - 2019) / A. J. Suryani. - Leiden: Universteit Leiden, 2021. - 313 р.
23. The New Santri: Challenges to Traditional Religious Authority in Indonesia / eds. N. Saat, A. Burhani. - Singapore: ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2020. - 369 p. DOI: 10.1355/9789814881487
24. Ubaedillah, A. The Minority and the State. Chinese Muslims in the Modern History of Indonesia / A. Ubaedillah // Al-Jāmi‘ah: Journal of Islamic Studies. - 2023. - Vol. 61, Nо 1. - P. 107-136. DOI: 10.14421/ajis.2023.611.107-136 EDN: FBNHJW
25. Wijayanti, T. Y. Perayaan Imlek Muslim Tionghoa Dalam Perspektif Al-Qur’an dan Muslim Tionghoa Di Surakarta / T. Y. Wijayanti, Hafizzullah, Suharjianto //Suhuf. - 2020. - Vol. 32, No 1. - hlm. 76-90.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору и анализу итогов VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией 2023», состоявшейся 21-23 ноября 2023 г. на базе Челябинского государственного университета при поддержке Главного управления молодежной политики Челябинской области в рамках реализации регионального Плана Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации на территории Челябинской области.
Введение. В работе выделяется одна из главных тем философии истории - проблема движущих сил исторического процесса. Выявлены конкретные движущие силы истории, выдвинутые в историософии. Показаны определяемые проблемой движущих сил истории методологические аспекты становления философии истории в целом. Цель - показать роль вопроса движущих сил в становлении проблемного поля историософии.
Методы. В исследовании использованы следующие общенаучные методы: моделирование, структурно-функциональный, системный и сравнительный анализ; движение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Научная новизна исследования. Выявлены и проанализированы основные проблемы, существующие в философии истории. Автором показано, что одной из важнейших проблем, интегрирующей остальные историософские вопросы, выступает проблема движущих сил истории. Установлены конкретные движущие силы истории, анализируемые в историософии. Демонстрируется, что в методологическом плане проблема движущих сил в истории играет в философии истории особую роль в ряде аспектов: концептуальном, интегративном, тестовом, дополнительности.
Результаты. Показано, что проблема движущих сил в истории решает в историософии ряд задач. Во-первых, каждая конкретная движущая сила позволяет создавать новые теории в философии истории. Во-вторых, она формирует особую картину исторической динамики. В-третьих, позволяет рассмотреть различные факторы истории как главные в системе иных параметров, тем самым найдя их подлинное место при анализе исторического процесса. В-четвертых, демонстрирует необходимость совместного анализа различных движущих сил для создания общей исторической картины.
Выводы. В работе рассмотрены лишь некоторые конкретные движущие силы истории, но их выделение надо продолжать производить. Автором выделены четыре аспекта, раскрывающие особую методологическую роль проблемы движущих сил истории в историософии. В действительности их можно выявить и больше.
Введение. Интенсивность влияния визуальных медиа в формате фильмов и сери алов на культурную жизнь, достигающая пика в эпоху стримингового телевидения, ставит перед гуманитарной наукой задачу исследования визуального типа мышления, визуального сознания, отличного от классической визуализации вербального мышления в пластических искусствах. Если исследователь намерен вывести из фильма или сериала ценностную систему, познавательную стратегию, актуальную для своего времени, визуальная среда может оказаться для него не менее красноречивой, чем протекающее в ней драматическое действие. Характер и качество этой среды складываются из множества чувственно воспринимаемых элементов: свет, цвет, движение и его хореография, звук, пространство, предметные референты и т. д. В совокупности они представляют собой не столько артикуляцию авторской мысли, сколько способ специфически визуального продумывания этой мысли. Сложное устройство визуально-мыслительных сред требует большой и систематической исследовательской работы. В данной статье мы берем один наиболее очевидный предметный аспект видимого: вестиментарную стратегию фильма.
Цель - сравнивая визуальные составляющие фильмов разных десятилетий XX века, выделить паттерны, отмеченные предметными (вестиментарными) характеристиками, избыточными по отношению к драматическому действию; пользуясь кодом культурных универсалий, закрепляющих за концептом «одежда» функцию социокультурной и этической регуляции [1; 3; 5; 10; 15], выявить значение этих паттернов в контексте этического мышления эпохи. Методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза; метод феноменологической редукции, позволяющий фиксировать чувственно воспринимаемые качества предметно-пространственных экранных сред; герменевтический метод, позволяющий на основании видимых знаковых структур выявить сущностные интенции визуального образа. Ввиду поставленной задачи необходимым оказалось привлечение некоторых понятий нарратологии (в частности, понятия фокализации) и методов корпусного анализа, принятого в лингвистике. Научная новизна заключается в том, что мы подходим к визуальному источнику с позиций философско-культурологических, рассматривая визуальную среду фильма как форму и способ актуального социокультурного или философского мышления, обладающий специфическим (визуальным) инструментарием. Такой подход позволяет делать заключения на основании не только отдельных фильмов, но и больших источниковых баз.
Результаты. В ходе анализа авторами были применены к кинематографическим текстам XX века инструментарий современной визуалистики и понятийная база социофилософской этики. Это позволило обнаружить визуальные паттерны, общие для фильмов некоторых десятилетий XX в., а именно 1930-х, 1950-х, 1990-х гг., и связать их с этической проблематикой времени.
Выводы. Анализ источниковых баз, включающих кинематографические тексты, может проводиться путем системного анализа визуальных сред, представленных на экране. При этом могут быть выделены и описаны доминирующие визуальные паттерны, характерные для той или иной эпохи. Такая доминанта определяет акценты в образном целом и обнаруживает важные аспекты философско-культурной мысли, актуальной для своего времени, в том числе этической мысли.
Введение. Ф. М. Достоевский называл подпольный тип главнейшим из того, что он вывел в своем творчестве. В «подпольном » типе Ф. М. Достоевским раскрылась идея двойственности человека, которому никаким прогрессом и разумом не угодишь, потому что ему требуется, как заметил герой «Записок из подполья», только свою волю заявить. Таким образом мы можем говорить о человеке обратной перспективы, т. е. о том, кто детерминирован внутренним причинением, воздействует на самого себя, грезит и не живет среди вещей. Цель данного исследования - раскрыть понимание двойственной природы человека в философии Ф. М. Достоевского. Традиционно, начиная с Платона, двойственность человека в философии понималась как разделение на душу и тело. Однако, на наш взгляд, «двойственный человек» Ф. М. Достоевского, который называется у него подпольным типом, благодаря наличию сознания создает в мире второй план, удваивает реальность до своих грез. Таким образом мы можем говорить о том, что двойственность человеческой природы - это разделение внутри одного сознания человека. Что в таком случае мы можем сказать о сознании? Это присутствие человека, существующего в мире не по законам мира, а по отношению к самому себе. Сознание - это то, что склеивает существование и объекты наших грез. Пытаясь удержать в действительности собственные грезы, человек наделяет реальность смыслами, преодолевая бессмысленность мира. Методы. Основным методом исследования является литературоведческий анализ сочинений Ф. М. Достоевского и трактовок его идей в пространстве мысли Л. И. Шестова и С. А. Никольского. Также исследование предполагает точечное обращение к работам В. В. Зеньковского, В. В. Розанова, К. В. Мочульского, Л. П. Гроссмана и М. М. Бахтина. Данные виды анализа имеют своей целью выявление коннотаций и расхождений в философских системах исследуемых мыслителей как на уровне текстуального анализа их произведений, так и на уровне изучения их концептов. В качестве вспомогательного метода используется текстологический анализ. Научная новизна исследования. В статье прослеживается развитие типа «подпольного человека» в пространстве творчества Ф. М. Достоевского. Первая попытка его концептуализировать приходится на повесть «Двойник». Тип находит свое продолжение в произведении «Записки из подполья». Научная новизна исследования состоит в том, что, опровергая уже существующие трактовки данного типа русскими философами, автор предлагает альтернативную, суть которой заключается в следующем: «подпольный человек» есть человек двойственный, которому свойственно не классическое для философии раздвоение на душу и тело, а раздвоение внутри одного своего сознания. Кроме того, в статье впервые в научной литературе доказывается мысль, согласно которой главный герой романа «Подросток» также относится к типу «подпольного человека».
Результаты. Автор выделяет «подпольного человека» как особый антропологический тип, концептуализированный в произведениях Ф. М. Достоевского. Последний же, в свою очередь, понимается как человек с раздвоенной самостью, который живет не в мире, а в картине мира, до которой он удваивает реальность посредством воображения. Такой человек характеризуется приоритетом внутреннего над внешним и стремлением к радикальной редукции мира наличного. Отрезая действительность, человек получает возможность учреждать внутреннее. Выводы. Для философии Ф. М. Достоевского, задачей которой становятся попытки осмыслить, отстоять и оправдать человека, свойственно особое понимание последнего, как того, кто живет только внутренним причинением и отказывается подчиняться детерминационным связям, благодаря которым все существует в мире наличного.
Введение. Устойчивое развитие финансового сектора в любой стране создает благоприятные условия для развития экономики и повышения качества жизни населения. В России в последние годы в целях повышения эффективности деятельности кредитные организации сильно сократили физическое присутствие в населенных пунктах, а региональные банки, имевшие широкую сеть, стали большой редкостью. Вследствие этого возможности предприятий и граждан в получении финансовых услуг ограничились. Поэтому целью данного исследования стала оценка финансовой доступности банковских услуг в Российской Федерации.
Методы. Исследование основано на использовании данных Росстата и Банка России. При проведении исследования применялись логические приемы, системный и критический подходы, методы экономико-статистического анализа. Исследование проведено в разрезе федеральных округов. Научная новизна. Выявлены дефекты в методическом подходе, используемом Банком России для оценки доступности финансовых услуг в субъектах Российской Федерации. Автором предложена и апробирована система показателей для проведения такой оценки. Ее преимуществом является то, что используются только относительные показатели, что позволяет проводить межрегиональные сравнения. Результаты и выводы. Полученные результаты значительно отличаются от оценок Банка России, согласно которым наиболее высокий уровень развития инфраструктуры для предоставления финансовых услуг характерен для Северо- Кавказского федерального округа, в котором, как установлено в ходе проведенного анализа, наиболее низкие показатели обеспеченности элементами финансовой инфраструктуры с учетом численности населения, а также наименьшие в стране показатели использования населением сети Интернет. По нашим оценкам, наибольшая доступность финансовых услуг в Центральном федеральном округе, который, по оценкам Банка России, занимает предпоследнее место. Наблюдаемое в стране сокращение сети кредитных организаций негативно сказывается на деятельности предприятий и качестве жизни людей. При существующем уровне цифровизации финансовых услуг необходимо поддерживать физическое присутствие кредитных организаций в регионах, для чего должны быть предприняты специальные меры со стороны финансового регулятора. При очень высокой рентабельности финансовой деятельности в России это не создаст угрозы для ослабления банковского сектора.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832