В эстетической теории выделяются разные подходы к пониманию чувственного и логического. Автор согласен с теорией И. Канта, что чувственное восприятие субъективно и воображению даётся возможность придумывать вымышленных персонажей, которых не существует в реальной жизни. Цифровые технологии позволяют оживить и ввести в художественный спектакль таких персонажей. Такой процесс становится возможным с помощью компьютерных алгоритмов, которые используются при создании арт-практик. Существует множество противоречивых публикаций, где отсутствует понимание технологического процесса поставленной задачи, например, о том, что можно написать программу, которая по картинкам «обучит машину эстетике». Поэтому автор статьи обращается к трем технологическим решениям (виртуальная реальность, дополненная реальность, ИИ основанный на данных) и рассматривает на примере существующих программ и приложений, как происходит процесс взаимодействия компьютерных алгоритмов художественного творчества с воображением и мастерством постановщиков сценического искусства (спектакль, опера, хореография). Данный вопрос автор решает в рамках алгоритмической эстетики, которая рассматривает процесс коммуникации, но в отличие от теории медиа, рассматривает процесс обмена информации в двоичном коде. Алгоритмы, по которым работают написанные программы, не создают «кодовый дух», а позволяют создавать инструменты художественного творчества и развивать мастерство талантливых людей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Информатика
Процесс чувственного восприятия у каждого человека индивидуален. Восприятие и оценка красоты являются глубоко личными и субъективными процессами, зависящими от множества факторов, таких как культурный фон, личный опыт и психологические особенности. Но существуют направления в эстетике, которые связаны с попыткой выстроить логику или по - строить модель того, как формируются эстетические предпочтения индивидуума. Таковы «логическая эстетика», «алгоритмическая эстетика» и др. Для того, чтобы передать свои чувства, человек учится говорить, выражает эмоции, к примеру, с помощью языка танца, или иных форм творчества. Переход к эпохе цифровых технологий обогащает арсенал уже известных техник коммуникации новыми дополнительными языками: языками программирования [15, с. 312].
Список литературы
1. Афасижев, М. Эстетика Канта в свете современной науки / М. Афасижев // Aesthetica Universalis: Theoretical Quarterly. - 2019. - № 1 (5). - С. 251- 276.
2. Басин, Е. Я. Искусство и логика (Очерки из истории философско-эстетической мысли) / Е. Я. Басин - М.: Слово, 2012. - 164 с.
3. Баумгартен, А. Г. Эстетика / А. Г. Баумгартен; пер. с лат. Г. С. Беликова, А. В. Белоусова и др. - М.: Изд-во Унта Дмитрия Пожарского, 2021. - 760 с.
4. Брагин, А. В. Большие языковые модели четвёртого поколения как новый инструмент в научной работе / А. В. Брагин, А. Р. Бахтизин, В. Л. Макаров // Искусственные общества. - 2023. - Т. 18, № 1. -. DOI: 10.18254/S207751800025046-9 EDN: SWQZWJ
5. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2022. - 480 с.
7. Деникин, А. А. Постцифровая эстетика в арт-практиках цифрового искусства / А. А. Деникин // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14, № 1. - С. 36-45. -. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-1-3645 EDN: YLKYWX
8. Кант, И. Э. Сочинения: в 6 т. Т. 5 / И. Э. Кант. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.
9. Перов, Р. С. Алгоритм как препятствие к трансцендентному или невозможность достижения сильного искусственного интеллекта / Р. С. Перов // Трансцендентальный поворот в современной философии (7): эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: сб. тезисов 7-го международного научного семинара “Трансцендентальный поворот в современной философии” (Москва, 21-24 апреля 2022 г.). - М., 2022. - С. 104-105.
10. Пожарев, Т. Оценочные критерии творческой способности искусственного интеллекта / Т. Пожарев // Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени: материалы II Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения д-ра филос. наук, проф. С. М. Шалютина, Курган, 22-23 апреля 2021 года. - Курган: Курган. гос. ун-т, 2021. - С. 69-70. EDN: UWHVQF
11. Разуев, А. В. Искусственный интеллект и творчество / А. В. Разуев // Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени: материалы II Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения д-ра филос. наук, проф. С. М. Шалютина, Курган, 22-23 апреля 2021 года. - Курган: Курган. гос. ун-т, 2021. - С. 71-72. EDN: HDNFNN
12. Сергеев, С. Ф. Кант и когнитивистика: проблема истолкования / С. Ф. Сергеев // Трансцендентальный поворот в современной философии (7): эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: сб. тез. 7-го Междунар. науч. семинара “Трансцендентальный поворот в современной философии” (Москва, 21-24 апреля 2022 г.). - М., 2022. - С. 107-109.
13. Советов, Б. Я. Интеллектуальные системы и технологии / Б. Я. Советов. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
14. Строева, О. В. Новый тип мимесиса в эпоху экранной культуры? / О. В. Строева // Наука телевидения. - 2016. - Т. 12, № 2. - С. 73-85. EDN: WXHENP
15. Bajer, A. Understanding of source code in language: Contribution of philosophical hermeneutics to the critical code studies / A. Bajer // Digital Scholarship in the Humanities. - 2022. - Т. 37, № 2. - С. 307-320. -. DOI: 10.1093/llc/fqab089 EDN: FTPQVA
16. Cohen, T. Three problems in Kant’s aesthetics / T. Cohen // The British Journal of Aesthetics. - 2002. - Т. 42, №. 1. - С. 1-12. - 10.1093/bjaesthetics/ 42.1.1. DOI: 10.1093/bjaesthetics/42.1.1 EDN: IPLCFN
17. Cox, G. The aesthetics of generative code / G. Cox, A. McLean, A. Ward // Proc. of Generative Art. 2001. URL: https://slab.org/writing/The_Aesthetics_of_Generative_Code.pdf (дата обращения: 11.11.2023).
18. Ivanova, M. Scientific progress and aesthetic values / M. Ivanova // New Philosophical Perspectives on Scientific Progress. - Routledge, 2022. - Р. 314-331. -. DOI: 10.4324/9781003165859-20
19. Manovich, L. Towards “General Artistic Intelligence”? / L. Manovich // Art Basel. - 2023. - Т. 1. - URL: https://www.academia.edu/103020040/Towards_General_Artistic_Intelligence_(дата обращения: 03.03.2024).
20. Mayer, S. Quantifying visual aesthetics based on processing fluency theory: Four algorithmic measures for antecedents of aesthetic preferences / S. Mayer, J. R. Landwehr // Psychology of aesthetics, creativity, and the arts. - 2018. - Vol. 12, № 4. - P. 399-431. -. DOI: 10.1037/aca0000187
21. O’Sullivan, S. The aesthetics of affect: Thinking art beyond representation / S. O’Sullivan // Angelaki: journal of theoretical humanities. - 2001. - Vol. 6, №3. - Р. 125-135. -. DOI: 10.1080/09697250120087987
22. Whitelaw, M. Metacreation: Art and Artificial Life /M. Whitelaw. - Cambridge; London: MIT Press, 2004. - 281 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор и ключевые положения I Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг. Образование. Безопасность: особенности организации профилактики террористических и экстремистских проявлений в образовательной и молодежной среде в контексте региональных миграционных процессов», состоявшейся 28 февраля 2024 года на базе Челябинского государственного университета при поддержке аппарата Антитеррористической комиссии Челябинской области.
Введение. В статье анализируется проблема обоснования морали в революционной деятельности на примере статей Л. Д. Троцкого. Актуальность статьи связана с рассмотрением в ней этических идей, во многом общих для марксистской и вообще лево-радикальной философии. Кроме того, рассматриваемые нами работы Л. Д. Троцкого, по политическим причинам, вошли в свободный научный оборот сравнительно недавно, к настоящему моменту не получив достаточного объема разносторонних академических комментариев, прежде всего философских.
Цель исследования - проанализировать позицию Л. Д. Троцкого относительно использования насилия как средства достижения политических целей, выявить основные аргументы и принципы, лежащие в основе его подхода к этой проблеме, а также оценить его влияние на политическую мысль и практику. В результате анализа авторы стремятся представить читателям более глубокое понимание проблемных этических аспектов использования насилия в политике через призму идей и взглядов Льва Троцкого.
Методы. В исследовании применялись исторический и герменевтический методы. Первый позволяет исследовать контекст времени, в котором развивались этические взгляды Л. Д. Троцкого, а второй - выявить в его текстах основные принципы и идеи, характерные для революционного радикализма. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, позволяющие упорядочить материал, выявить закономерности и сделать выводы на основе сравнения этических взглядов Л. Д. Троцкого с различными этическими системами, выделяя в этих взглядах их сильные и слабые стороны. Научная новизна исследования. Авторы акцентируют внимание на проблемности обоснования морали в статьях Л. Д. Троцкого, прежде всего, таких как «Терроризм и коммунизм» (1920) и «Их мораль и наша» (1938, написанной в изгнании). При этом анализируются западные исследования по данной теме, а также полемика, развернувшаяся у Троцкого с Бертраном Расселом. Отмечается, в опоре на высказывания Ф. М. Достоевского, что построение справедливого общества невозможно при помощи аморальных средств, так как цель способна трансформироваться в зависимости от методов ее достижения. Вскрывается проблемность понятия совести и возможные варианты ее неадекватного толкования: (1) когда происходит подмена ею морально-метафизического идеала (И. Кант, Л. Толстой), или (2) она вовсе объявляется «химерой», отождествляясь с эгоистическими устремлениями, необходимостью захвата и удержания власти, прикрывающимися какими-либо идеалами. Указывается, что вторая позиция характерна для Л. Троцкого, пытавшегося «морально» оправдать тотальное революционное насилие.
Результаты. Авторы приходят к выводу, что позиция Троцкого представляет по своей сути крайне утилитаристский и революционный вариант макиавеллизма, когда в угоду якобы благой цели оказывается возможным осуществлять массовые репрессии, приносить в жертву не только человека, но и целые народы. Оказалось, что заклятые политические противники, Сталин и Троцкий, схожим образом оценивали роль насилия в политике. Вместе с тем запущенный маховик насилия не остановить так просто, погубил он и самого Троцкого. Тем не менее то, что Троцкий обратился к данной теме, говорит о важности решения моральных проблем, связанных с революционной практикой.
Введение. Проблема «женского вопроса в искусстве» является актуальной сегодня. «Гендерное искусство» или «женское искусство» - один из трендов современных арт-выставок. Благодаря арт-феминизму на сегодняшний день женщины-художники в полной мере могут проявить свой талант, что вызывает большой интерес к их творчеству со стороны мирового художественного сообщества.
Цель: выявить специфические стилистические черты, характерные для «женской субъективности» и феминистских практик в искусстве второй половины ХХ века.
Методы: использовались историографический метод и структурный метод, лежащие в основе современного искусствоведения. Также мы используем герменевтический метод, поскольку выявляем скрытые смыслы работ женщин-художников. Научная новизна заключается в том, что мы выявляем и описываем специфические новые стилистические черты, характерны для творчества женщин-художников второй половины ХХ века, которые не описывались ранее.
Результаты. Нами был проведен философско- культурологический сбор и анализ фактов из жизни женщин-художников: Берты Моризо, Ханны Хёх, Фриды Кало, Элис Нил, Луизы Буржуа, Сары Лукас, были выявлены общие черты, характерные для их творчества. Также нами проведен философско-культурологический анализ арт-феминизма как феномена современного искусства.
Выводы. Среди стилистических черт, объединяющих творчество женщин-художников второй половины ХХ века нами выделены следующие: обращение к чисто женским рукодельным техникам («искусство волокна»); предмет искусства - внутренний мир чувств и переживаний самой художницы, искусство часто рассматривается как своеобразная арт-терапия, способ пережить перенесенные травмы; у женщины-художника больше эмпатии к модели, к ее ментальному состоянию, чем у мужчин- художников; для женщин-художников характерно переосмысление отношения к телу, изображение тела неэстетизированным, ненормативным, неприукрашенным, ирония по отношению к телу; для женщинхудожников искусство часто становится способом борьбы за свои права, гендерное и расовое равенство.
Введение. Обеспечивая стабильность и высокий уровень темпов социальноэкономического развития страны и роста качества жизни граждан, органы власти действуют в условиях ограниченности ресурсов. Это требует повышения эффективности управления и качественно сформулированных показателей оценки эффективности деятельности органов власти. Одной из причин затруднения формулирования индикаторов является отождествление государственного и муниципального управления.
Цель. Отделить эффективность муниципального управления от эффективности государственного управления.
Методы. В рамках исследования на основе метода интерпретации и системного подхода применялся анализ: научных публикаций, нормативных правовых актов, статистических данных. Научная новизна исследования. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления.
Результаты. Рассмотрены работы российских и зарубежных ученых для выявления подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления. Изучены отечественные и иностранные методики оценки эффективности. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценку эффективности органов государственной власти и местного самоуправления с целью сравнения показателей оценки эффективности. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления путем составления универсального перечня показателей.
Выводы. Одним из двух подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления является обобщающий - оценка эффективности муниципального управления проводится аналогично оценке эффективности государственного управления. Второй подход - разграничивающий - оценка эффективности муниципального управления отличается от оценки эффективности государственного управления, при этом учитывается невозможность полной автономии. Существует ряд общих недостатков в методиках оценки эффективности деятельности органов власти: действующие показатели не позволяют однозначно оценить результат деятельности органов власти; показатели оценки эффективности муниципального управления носят частный характер.
Введение. Анализируется китайская концепция Тянься как теория политической философии на основе основных мыслей двух главных представителей-философов - Чжао Тинян (Zhao Tingyang) и Сюй Цзилинь (Xu Jilin). В качестве представителей «жестких» и «мягких» тяньсяистов Чжао и Сюй предлагают отличающиеся друг от друга решения существующих проблем, развивая древнее понятие.
Цель. Представление и анализ концепция Тянься в качестве философской доктрины с фокусом на ее логическом строе и понятийной системе.
Методы. Был применён герменевтический метод для рассмотрения философских концептов изучаемого философа и критики его теории. Научная новизна исследования. Изучаемая тема имеет тесную связь с современными реалиями, особенно в контексте того, что в российской науке современная китайская философия обсуждается достаточно редко. В процессе написания статьи использованы новейшие научные работы исследователей, что позволило получить более широкое представление с ориентиром на разные научные традиции.
Результаты. Проанализированы основные предположения двух философов. На основе анализа мы пришли к выводу о том, что система Тянься как переосмысление старой китайской концепции на фоне глобализации содержит немало неясностей и противоречий, которые требуют дальнейшей разработки. Как предлагает Чжао, его система Тянься как «политическая эпистемология» с миром как опорной политической единицей стремится к разрешению конфликтов путем политики «превращения врагов в друзей». Он утверждает, что «настоящая политика» должна не приводить к конфликтам и борьбе, а решать существующие проблемы, поэтому политическая теория необходима для создания порядка стабильности и сосуществования. Культуролог Сюй, в свою очередь, видит главную задачу в модернизации теории Тянься - устранении центризма и иерархичности старой системы Тянься и представляет свою версию под названием «нео-тяньсяизм». Он полагает, что данный современный вариант Тянься представляет собой некие универсальные и сверхнациональные ценности, на основе которых все участвующие стороны системы могут развивать взаимовыгодные дружественные отношения и добиваться стабильности. На основании герменевтического и компаративного анализа мы выявили, что основным положениям тяньсяизма, заключающимся в инклюзивности, вненациональности, равенстве и «дружбе», противоречат предположения и элементы из традиционного понимания Тянься, такие как ведущая роль самого Китая в создании этого порядка, универсальность китайских традиционных (которые, по сути, национальные) ценностей и «неправильность» западных политических теорий. Выявлены терминологические и понятийные неопределенности, которые могут характеризоваться как «внутренние конфликты » системы.
Введение. В статье анализируется проблема памяти о Великой Отечественной войне в повести «Карьер» белорусского писателя Василя Быкова. Память о войне, как демонстрируют авторы статьи, обладает особыми качествами и характеристиками для тех, кто в ней участвовал, для тех, кто действительно хочет помнить войну и реально её помнит.
Цель. В работе показано, как возможно на основе материала повести В. Быкова «Карьер» истолковать феномен памяти в мифологическом и религиозном модусах.
Методы. В статье используется феноменологический метод А. Августина и М. Хайдеггера, выводящий к экзистенциальным временным рядам «внутреннего человека », а также метод креативной герменевтики, позволяющий за художественным полотном текста В. Быкова проследить устойчивые смысловые структуры. Научная новизна исследования. Мифологический аспект памяти возвращает героев в точку и событие «начала», в котором произошло формирование целостной само осознающей личности, в онтологическое событие, конституирующее фундамент идентификации человека. Таким событием является событие трагическое, экзистенциальное. Это событие остаётся в памяти актуальным, не преходящим, не исчезнувшим и, определяет характеристики субъекта-памяти всю жизнь. Этот аспект памяти противостоит «историческому времени », согласно которому прошлое в памяти уже ушло; следует жить и думать сегодняшним-настоящим и будущим. Религиозный аспект памяти повести в истолковании авторов статьи заключён в том значении памяти, которое она имеет в деле преодоления власти времени. Опираясь на аналитику Августина, предложенную им в «Исповеди», авторы сближают логику исследования памяти В. Быковым в этой повести и рассуждения епископа Гиппонского.
Результаты. Память наделяет события прошлого живыми качествами настоящего времени и, тем самым, память как «память о жертве-выкупе», с одной стороны, постоянно призывает верующего христианина думать о смерти, а с другой стороны - она же является инструментом победы над ней. В деле спасения религиозный человек должен помнить себя, свои поступки/проступки, своих близких, жертву тех и Того, кто выкупил своей смертью эту жизнь и жизнь вообще. В массовой культуре, в нерелигиозном мировосприятии, в историческом отношении к жизни такое отношение к памяти отрицается и вызывает непонимание. Отсюда - отношение к памяти о войне в творчестве В. Быкова кажется устаревшим, архаическим и неактуальным, с чем авторы данной статьи не соглашаются.
Выводы. Авторы статьи делают вывод о том, что позиция писателя фронтовика В. Быкова в отношении памяти о войне является позицией «парадоксального свидетельства » и эта позиция позволяет автору действительно максимально достоверно и психологически точно описывать из «мира неживого» ту область мёртвого, ужасного, нечеловеческого, которые война создаёт и производит. И, оказывается, что помнить об этом и думать про это необходимо, чтобы быть подлинно живым.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832