На основании собранной автором коллекции проведено изучение массива данных о более чем четырех тысячах различных клейм на старинных кирпичах Российской империи, произведенных начиная с середины XIX века. Представлен краткий обзор различных способов нанесения клейма на кирпич и их особенности для различных губерний. Выявлены основные закономерности, сложившиеся при формировании клейм, и их трансформация с течением времени. Приведена классификация видов клейм в зависимости от формы собственности завода и назначения продукции. Выделены особенности представления информации на клейме, способствующие идентификации владельца завода. Отмечены характерные литеры и их сочетания, присущие определенной группе заводов: казенного, военного, тюремного, железнодорожного ведомств, товариществ и обществ, усадебным, церковным, арендным заводам и др. Варианты клеймения наглядно проиллюстрированы на примерах клейм из различных губерний. Отмечены случаи нестандартного клеймения, появления «фантазийных» клейм и их причины.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
В последние несколько лет наблюдается бурный рост интереса к старинным кирпичам и изучению их происхождения. Это связано как с использованием таких кирпичей при бережной реставрации архитектурных объектов, так и с их применением при декорировании различных помещений и лофт-пространств для придания интерьеру особой атмосферы.
Список литературы
1. Бакин Л. С., Бакина К. Б. Кирпичная энциклопедия Боровичей. СПб.: Любавич, 2024. 208 с.
2. Бакин Л. С, Попов М. Е. Кирпичная энциклопедия Санкт-Петербурга. СПб.: Любавич, 2021. 468 с.
3. Департамент искусственных дел главного управления путей сообщения и публичных зданий // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 218. Оп. 1. Д. 267.
4. Кутафина Н. Н. Время собирать кирпичи. Оренбург.: Оренбургская книга, 2024. 184 с.
5. О принятии мер // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1287. Оп. 6. Д. 656-659. Ч. III. Л. 200-201, 250-259; Ч. IV. Л. 52-65.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. ее императ. величества канцелярии, 1830-1884. Т. 22. № 20848.
7. Попов М. Е. Путеводитель по кирпичным заводам Олонецкой и Выборгской губерний. СПб.: Издательский дом Инкери, 2022. 288 с.
8. Самарин И. А. Сахалинский кирпич (середина XIX - первая половина XX вв.). Каталог кирпичей из музеев Сахалинской области и частных собраний. Южно-Сахалинск.: ГБУК Сахалин-ский областной краеведческий музей, 2018. 116 с.
9. Смирнов В. Н., Ёлшин Д. Д. Кирпичные клейма Санкт-Петербургской губернии середины XIX - начала XX в. Каталог и исследование // Бюллетень Института истории материальной культуры РАН № 7. вып. 1. СПб.: Невская книжная типография, 2017. 214 с.
10. Смирнов В. Н., Ёлшин Д. Д. Каталог кирпичных клейм Санкт-Петербургской губернии (1847-1917), 2-е изд., испр. и. доп. СПб.: Каламос, 2021. 240 с.
11. Талпа Б. В. Энциклопедия старинных кирпичей и черепицы из собрания музея “Кирпичная библиотека”. Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. 432 с.
12. Хозяйственный Департамент МВД // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1287. Оп. 6. Д. 656-659. Ч. I-IV.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Двенадцатого февраля 2025 года открылась выставка «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца», рассказывающая посетителям не только о первой комплексной реставрации памятника, но и о более чем двухсотлетней истории его бытования. Этот проект стал новой вехой в экспозиционной деятельности Государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково» в связи с появлением собственных выставочных площадей на территории Центра реставрации и хранения усадьбы Останкино (рис. 1).
Выставка «Русский кирпич: клейма, знаки, метки» (02.10.2024 – 22.03.2025) в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» представила эволюцию кирпичного производства в России через коллекцию из 200 экспонатов, включая кирпичи, инструменты и архивные материалы. В рамках мероприятия были проведены круглые столы по вопросам реставрации и изучения кирпичных кладок. Проект объединил специалистов из ведущих научных учреждений и частных коллекционеров, подчеркнув значение кирпича как исторического источника.
Статья посвящена обзору коллекции кирпичей в собрании Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Эти предметы, входящие в общий фонд строительных материалов, насчитывают около тысячи единиц хранения. В статье были выделены хронологические рамки каждой части собрания от XII до XX века, а также указаны пути поступления предметов, что особенно важно с учётом сложности атрибуции кирпичей и общей слабой изученности коллекции. Было прослежено поступление предметов от специалистов-реставраторов и сотрудников музея, а также археологических экспедиций. Автор указывает как на имеющиеся «родовые» проблемы этой коллекции, так и на перспективы ее изучения и использования в музейном показе. Отдельно уделено внимание предметам, поступившим в музей от реставратора П. Д. Барановского и тем, которые могли поступить из коллекции известного собирателя кирпича Л. И. Антропова.
Процесс подсчета готовой продукции путем постановки на кирпичи клейм и счетных меток на московских кирпичных заводах второй половины XIX века подробно описан в очерке «Кирпично-гончарное производство Московского уезда» А. В. Погожева, опубликованном в 1881 году. Из описания следует, что, в отличии от других регионов страны, где для подсчета применялась система постановки знаков в виде точек и резцов на кирпиче-сырце, в Москве применялись в том числе и клейма. В данном исследовании впервые приведены результаты прямых подсчетов периодичности клеймения кирпичей, произведенных с конца XVIII до начала XX века, что дает четкое представление о системе, действовавшей на московских заводах. Авторами сделаны выводы о временном интервале использования клейм для подсчета готовой продукции, и заводах, на которых данная практика была применена впервые. Экспериментальным способом частично подтверждены данные, приведенные в работе А. В. Погожева.
Реставрация царицынского архитектурно-паркового ансамбля породила многочисленные домыслы о неподлинности его главных сооружений и о замене сохранившихся кирпичных стен Большого дворца М. Ф. Казакова на железобетонный муляж. В 2021–2024 годах было предпринято исследование кирпичных кладок сооружений архитектурно-паркового ансамбля с целью каталогизации кирпичных клейм и выяснения аутентичности кладок. Исследования показали, что в Царицыне сохранились значительные площади подлинных кирпичных кладок XVIII–XIX веков. На стенах строений можно видеть большое количество клейм и счетных меток, которые были зафиксированы в каталоге. В ходе изучения и каталогизации царицынских клейм была предпринята попытка уточнить датировку некоторых сооружений по клеймам. В то же время благодаря наличию большого количества точно датированных архивных документов, связанных со строительством ансамбля, можно надеяться и на уточнение датировок самих клейм.
В статье приведены результаты изучения изразцовых печей, находящихся в доме Засецких – памятнике деревянного зодчества города Вологды, построенном в 1780–1785 гг. Комплексное обследование изразцовой облицовки удалось осуществить в процессе реставрационных мероприятий, проводимых с 2020 года по настоящее время. На основании анализа архивных документов, материалов проектно-реставрационной документации 1973 г., замеров и визуальных наблюдений сделана попытка ретроспективного анализа состояния печей и их облика. В результате обследования печных фундаментов удалось существенно сузить датировку печной облицовки и ограничить ее 1780–1785 годами. В исследовании указана последовательность работ, выполненных на изразцовых печах, отражены основные этапы и использованные методы реставрации.
В статье рассказывается о методике С. А. Маслиха по изучению, классификации, копированию и реконструкции изразца, основанной на личных экспедициях по древнерусским городам. Приводятся высказывания автора о целях и задачах коллекционера, мере его ответственности за сохранение существующих образцов древнерусского изразцового искусства. По следам маршрутов экспедиций создателя коллекции акварельных копий изразцов рассматривается все этапы ее создания – от изучения работ авторитетных исследователей русского изразцового искусства XV–XIX веков до создания уникальной иллюстрированной истории его развития, позволяющей мастерам будущих поколений развивать и обогащать русское изразцовое искусство, используя обретенные исторические данные, а также новые практики и технологии. Актуальность и востребованность коллекции, созданной С. А. Маслихом, подтверждается ее неоднократным использованием в создании современных проектов и экспозиций на многих выставочных площадках нашей страны до настоящего времени.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/