Нестабильность американо-турецких отношений на современном этапе их развития актуализирует изучение исторических предпосылок и истоков подобного положения дел. Турецкий политический кризис 1977–1980 гг. совпал с периодом напряжённости в отношениях Анкары и Вашингтона и был одним из череды международных потрясений, совокупность которых помощник президента США по национальной безопасности в администрации Дж. Картера Зб. Бжезинский назвал «дугой нестабильности». Цель исследования – проследить, как менялось восприятие американским руководством турецкого политического кризиса в первые два года работы администрации Картера (1977–1978 гг.). В качестве источников использованы опубликованные документы по внешней политике США (FRUS), электронная коллекция корреспонденции Государственного департамента и посольства США в Анкаре, доклады Совета национальной безопасности и Центрального разведывательного управления. Обосновывается вывод о том, что проблематика турецкого политического кризиса в течение длительного времени (вплоть до введения в Турции режима военного положения в декабре 1978 г). рассматривалась не изолированно, а в общем контексте программных внешнеполитических установок президента Картера и его ближайшего окружения с учётом интересов США в Восточном Средиземноморье и на Ближнем и Среднем Востоке. В конечном итоге администрации не удалось выстроить сбалансированную политику на турецком направлении, своевременно оценить масштабы кризиса и предотвратить его эскалацию. В исторической перспективе курс администрации Дж. Картера внёс вклад в перманентное недоверие Анкары к политике США и фундамент системного кризиса американо-турецких отношений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24833/2071-8160-2025-3-102-87-114
Во второй половине XX в. Турция играла важную роль в реализации американской внешней политики на европейском, средиземноморском и ближневосточном направлениях, выступая в качестве «барьера против свободного продвижения СССР в Средиземноморье» (Aslan 2018: 110).
Список литературы
1. Aslan O. 2018. The United States and Military Coups in Turkey and Pakistan: Between Conspiracy and Reality. Ankara: Department of Political Science and Public Administration. 309 p.
2. Athanassopoulou E. 2014. Strategic Relations between the US and Turkey, 1979-2000. London: Routledge. 228 p.
3. Bezci E. 2020. Turkish Intelligence and the Cold War: The Turkish Secret Service, the US and the UK. London: I.B. Tauris. 304 p.
4. Bozdağlioğlu Y. 2003. Turkish foreign policy and Turkish identity: a constructivist approach. New York: Routledge. 232 p.
5. Criss N.B. 2002. A Short History of Anti-Americanism and Terrorism: The Turkish Case. Journal of American History. Vol. 89. Is. 2. P. 472-482.
6. Ecevit B. 1978. Turkey’s security policies. Survival: Global Politics and Strategy. Vol. 20, Is. 5. P. 203-208. https://doi.org/10.1080/00396337808441766
7. Gökay B. 2006. Soviet Eastern Policy and Turkey, 1920-1991: Soviet Foreign Policy, Turkey and Communism. New York: Routledge. 208 p.
8. Gökay B. 2021. Turkey in the Global Economy: Neoliberalism, Global Shift, and the Making of a Rising Power. Chicago: McGill-Queen’s University Press. 224 p.
9. Gourisse B. 2023. Political Violence in Turkey, 1975-1980: The state at stake. London: I.B. Tauris. 233 p.
10. Kösebalaban H. 2011. Turkish Foreign Policy: Islam, Nationalism, and Globalization. New York. Palgrave Macmillan. 256 p.
11. Larrabee F.S., Lesser I.O. 2003. Turkish Foreign Policy in an Age of Uncertainty. Santa Monica, CA: RAND Corporation. 236 p.
12. Oran B. (ed.) 2010. Turkish foreign policy, 1919-2006: facts and analyses with documents. Salt Lake City: The University of Utah Press. 984 p.
13. Sayari S. 2010. Political Violence and Terrorism in Turkey, 1976-80: A Retrospective Analysis. Terrorism and Political Violence. Vol. 22. Is. 2. P. 198-215.
14. Söyler M. 2015. The Turkish Deep State: State Consolidation, Civil-Military Relations and Democracy. New York: Routledge. 250 p.
15. Zürcher E. J. 2017. Turkey: A Modern History. London, New York: I.B. Tauris & Co. LTD. 485 p.
16. Erkan S. 2017. CIA Günlük Raporlarına Göre Türkiye’de 1978 Bülent Ecevit Hükümeti Dönemi [1978 Bülent Ecevit Government Era On CIA Daily Reports]. Journal of History Studies. Vol. 9. Is. 1. P. 127-144. https://doi.org/10.9737/hist.2017.516/ (In Turkish).
17. Yalçın E., Akçakaya, N. 2024. TBMM tutanaklarında Maraş olayları ve komplo teorileri [Maraş Events and Conspiracy Theories in the Parliamentary Minutes]. Anemon Muş Alparslan Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. Vol. 12. Is. 1. P. 189-210. https://doi.org/10.18506/anemon.1309089 (In Turkish).
18. Аватков В.А., Кочкин М.В. 2016. Основные направления кризиса во внутренней и внешней политике Турецкой республики. Вестник МГИМО-Университета. № 2 (47). C. 7-14. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-2-47-7-14.
19. Бобкин Н.Н. 2018. Кризис стратегического партнёрства США и Турции: от недоверия к противостоянию. США и Канада: экономика, политика, культура. № 7 (583). С. 33-50. https://doi.org/10.31857/S032120680000014-9.
20. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. 2016. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. Вопросы истории. № 10. С. 105-125.
21. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. 2019. США теряют союзника на Ближнем Востоке: политика администрации Дж. Картера в отношении Ирана, 1977-1980 гг. Электронный научно-образовательный журнал «История». T. 10. Выпуск 3 (77). 16 c. https://doi.org/10.18254/S207987840005469-4
22. Гансер Д. 2017. Секретные армии НАТО: Операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. Пер. с англ. А.Ю. Колгашкина, под ред. Е.В. Гориной, 2-е изд., испр. Москва: Кучково поле. 336 c.
23. Гегелашвили Н.А. 2022. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса. США и Канада: экономика, политика, культура. № 7 C. 27-36. https://doi.org/10.31857/ S2686673022070033.
24. Графов Д.Б. 2022. Стратегия балансирования во внешней политике Турции. Вестник МГИМО-Университета. № 15(3). C. 115-142. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-3-84-115-142.
25. Давыдов А.А. 2019. Системный кризис американо-турецких отношений при Д. Трампе. Вестник МГИМО-Университета. № 12(4). С. 145-160. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-467-145-160.
26. Данилов В.И., Корниенко Р.П. 1981. Политическое развитие и основные политические партии. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока (Иран, Пакистан, Турция). Отв. ред. Ю.В. Ганковский. Москва: Наука. С. 140-162.
27. Еремеев Д.Е. 2017. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. Москва: Квадрига. 376 c.
28. Иванова И.И. 2019. Эволюция ближневосточной политики Турецкой Республики в XX-XXI вв. Под ред. А.В. Штанова; МГИМО МИД России. Москва: Издатель Воробьёв А.В. 380 c.
29. Киреев Н.Г. 2007. История Турции XX век. Москва: Крафт+. 608 c.
30. Лебский М. 2016. Курды. Потерянные на Ближнем Востоке. Москва: Алгоритм. 352 c.
31. Поцхверия Б.М. 1981. Турция в системе международных отношений. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока (Иран, Пакистан, Турция). Отв. ред. Ю.В. Ганковский. Москва: Наука. C. 163-180.
32. Смольняк И.В. 2016. Средиземноморский рубеж сдерживания: кипрская проблема в американо-турецких отношениях, 1962-1978 гг. Вестник ВятГУ. №12. С. 42-53.
33. Товсултанова М.Ш., Товсултанов Р.А., Галимова Л.Н. 2020. Политический кризис в Турции 1970-х гг. и военный переворот 12 сентября 1980 года. Самарский научный вестник. Т. 9, № 3. C. 234-238. https://doi.org/10.17816/snv202093210.
34. Шенин А.С. 2014. Турецкая политика США: генезис и эволюция в 1980-е гг. Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. Т. 14. Вып. 3. С. 54-58.
35. Шлыков П.В. 2019. Турецко-американские отношения в зеркале ближневосточного и евро-атлантического измерений. Актуальные проблемы Европы. № 1. С. 184-228. https://doi.org/10.31249/ape/2019.01.09
36. Юнгблюд В.Т. (отв. ред.) 2014. Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939-1947 гг. Киров: Изд-во ВятГГУ. 510 c.
37. Юнгблюд В.Т., Сенников А.И. 2023. Курдский фактор в политике США на пике кризисов в Иране и Афганистане, 1979 - январь 1981 гг. Вестник МГИМО-Университета. № 16 (5). С. 22-51. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-28-57
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется реакция Всемирного совета церквей (ВСЦ) на Украинский кризис (2022–2024 гг.) с позиций критической теории международных отношений. Автор предлагает рассматривать ВСЦ как специфический тип транснациональной «органической интеллигенции» глобального христианства, действующей на основе собственного постоянного бюрократического аппарата и финансовых ресурсов, поступающих преимущественно от протестантских церквей Европы и Северной Америки. Методическую базу исследования составил качественный анализ официальных документов и публичных заявлений ВСЦ, позволяющий показать, как Совет в роли органической интеллигенции активно транслирует и утверждает универсалистские ценности, соответствующие западной либеральной модели современности. Отдельное внимание уделяется тому факту, что, несмотря на жёсткую критику России в контексте Украинского кризиса, ВСЦ воздержался от исключения Русской православной церкви. Автор аргументирует, что это решение обусловлено стремлением Совета сохранить межцерковный диалог, обеспечить возможность своего влияния на РПЦ и таким образом расширить собственную роль и позиции в глобальном христианском сообществе. Делается вывод о том, что институциональная природа и западная направленность ВСЦ ограничивают его нейтральность.
В статье рассматриваются нарративы травматического исторического прошлого, представленные в экспозициях японских музеев памяти. Основное внимание уделяется репрезентации событий, связанных с участием Японии во Второй мировой войне и её колониальной политикой. Исследование опирается на теоретические подходы, рассматривающие историческую память как социальный конструкт и разновидность символической политики. Авторы изучают музейные экспозиции как важные инструменты распространения определённых исторических нарративов, оказывающих значительное влияние на современный общественный дискурс и формирование коллективной идентичности японцев. Эмпирическую базу исследования составляют экспозиции четырёх репрезентативных японских музеев: музея Юсюкан, Мемориального музея солдат, интернированных в Сибирь, и послевоенных репатриантов, музея «северных территорий», а также Женского активного музея войны и мира. На примере указанных музеев авторы выявляют и анализируют три основных направления исторических нарративов: радикально-консервативное, умеренно-консервативное и прогрессистское. Для типологизации представленных нарративов используются пять моделей исторической памяти, предложенных Маттео Дианом: героизация прошлого, самовиктимизация, историческая амнезия, признание вины и искреннее раскаяние.
Исследование показывает, каким образом музеи используют различные механизмы репрезентации — текстовые пояснения, визуальные экспонаты, личные истории и эмоциональные приёмы, — для формирования у посетителей конкретных интерпретаций исторических событий. В статье обосновывается вывод о том, что многообразие представленных в музеях нарративов обусловлено конкуренцией мнемонических традиций и акторов в японском обществе, таких как политические партии, государственные институты, религиозные организации и общественные группы. Авторы отмечают, что сосуществование государственных и негосударственных музеев способствует сохранению плюрализма исторических интерпретаций, что, в свою очередь, отражает продолжающиеся общественные дискуссии о прошлом Японии и оказывает влияние на её национальную идентичность и международные отношения.
В статье вводятся в научный оборот и подробно исследуются письма русского дипломата и поэта Михаила Александровича Хитрово (1837–1896), адресованные послу России в Константинополе Николаю Павловичу Игнатьеву, как источник по истории российской дипломатии второй половины XIX века. Основой анализа стали 66 писем, относящихся к периоду службы Хитрово дипломатическим чиновником при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе (1868–1871), отобранных из общего комплекса в 76 писем, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 730) и Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (фонд 325). Особое внимание уделено тому, как в переписке отразилась напряжённая внешнеполитическая ситуация, характеризующаяся ожиданием крупного европейского конфликта. После краткого обзора биографии Хитрово, представления оценок его личности и деятельности современниками, а также анализа историографии вопроса, автор даёт детальную характеристику самого архивного источника. Выделены его основные тематические направления: служебные отчёты, оценки внешнеполитических событий, характеристики региональной жизни и местной администрации. Приведены наиболее значимые и яркие высказывания Хитрово о политической ситуации в России и Европе, о происходивших в Одессе событиях и деятельности Болгарского настоятельства. Показан круг обязанностей дипломатического чиновника того периода и подчёркнута тесная взаимосвязь переписки с публицистическими работами Хитрово. В заключении отмечена важность изучения данных писем не только для углубления понимания российской дипломатической истории второй половины XIX века, но и для более полного представления о жизни и службе одного из выдающихся представителей дипломатического корпуса эпохи князя А. М. Горчакова.
В статье представлены малоизвестные факты, касающиеся присутствия российских военных судов на службе первой в Греции российской дипломатической миссии. Данный сюжет ещё не был предметом рассмотрения в научной литературе; новые документы из Архива внешней политики Российской империи при МИД РФ позволяют пролить свет на неизвестную до сих пор деятельность российского Черноморского флота, базировавшегося вблизи Пелопоннеса. Целью предпринятого исследование является анализ деятельности судов Черноморского флота в качестве части дипломатического обеспечения российской миссии в Навплии и Афинах в первые годы существования греческого государства. После провозглашения независимости Греции Россия установила с ней дипломатические отношения, послав в столицу своих дипломатических чиновников, а также консулов на целый ряд островов Архипелага. Турецкое правительство разрешило проход через Босфор и Дарданеллы нескольких лёгких военных судов Черноморского флота для выполнения срочных поручений российского посланника и дипломатической почтовой связи. Это разрешение требовалось в связи с тем, что, согласно условиям предшествующих русско-турецких договоров, Россия не имела права проводить через Черноморские проливы свои военные суда. До учреждения российской миссии в Греции такое разрешение имели лишь несколько лёгких военных фрегатов при миссии России в Константинополе. На о. Порос, близ Пирея, располагался русский лагерь, а капитанами российских судов, ежегодно менявшихся на службе при российской миссии, были молодые морские лейтенанты – В. А. Корнилов, В. И. Истомин и Е. В. Путятин – будущие адмиралы, впоследствии прославившиеся на морской и дипломатической службе.
В статье исследуется взаимодействие политических элит Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Королевства Польского в контексте формирования Вестфальской системы международных отношений в XVII веке. На основе системного подхода, концепции композитарного государства и теории конфессионализации анализируется влияние международной среды на политическую динамику между литовской и польской элитами. С момента подписания Люблинской унии 1569 г. элиты ВКЛ стремились закрепить равноправие с польской стороной и последовательно защищали свои интересы во всех политических вопросах, включая внешнюю политику. Особенно интенсивным это взаимодействие стало в XVII веке, что во многом было связано с масштабными политическими и конфессиональными изменениями в Европе, достигшими кульминации в период Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и получившими юридическое оформление в Вестфальском мире 1648 года. Исследование показывает, что, несмотря на периодически возникавшие разногласия между элитами Польши и ВКЛ, они не рассматривали друг друга как противников. Напротив, их объединяло конституционное устройство, формировавшаяся вследствие полонизации общая культурная идентичность и необходимость поддержания авторитета Речи Посполитой в новой Вестфальской системе европейских государств. Автор приходит к выводу, что формирование Вестфальской системы международных отношений оказало заметное влияние на взаимодействие элит Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Международная среда этого периода способствовала скорее интеграции, нежели дезинтеграции обоих составных частей Речи Посполитой. Несмотря на частые изменения конфессионально-политических союзов и внутренние разногласия, общие внешнеполитические вызовы, связанные с окружением Польско-Литовского государства сильными конкурентами, такими как Московское государство и Швеция, вынуждали элиты обеих частей стремиться к согласованию интересов и укреплению единства. Таким образом, международные процессы середины XVII века выступали в качестве важного внешнего фактора, определявшего характер политического взаимодействия польской и литовской элит и способствовавшего усилению внутренней консолидации Речи Посполитой в новых реалиях Вестфальского порядка.
В международной политике продолжаются дебаты об актуальности теорий международных отношений для политиков и лиц, принимающих внешнеполитические решения. В этой связи существует распространённое представление о том, что теория – это «просто теория», и она абсолютно не применима в реальной политике. Размышляя над этим заблуждением и исходя из потенциально высокой практической значимости теорий, автор предпринимает попытку найти ответ на вопрос, имеют ли теории международных отношений какое-либо реальное практическое значение для политиков, и в чём оно может заключаться. Для достижения этой задачи было организовано анкетирование, в ходе которого были опрошены 50 дипломатов, как действующих, так и в отставке, из 32 стран с пяти разных континентов. На основе полученных ответов автором были сделаны выводы относительно применимости теорий международных отношений в дипломатической деятельности. Выводы сделаны на основе сопоставления аргументов относительно как применимости теорий международных отношений к современным реалиям, так и их ограничений. В исследовании подчёркивается, что теории международных отношений остаются актуальными для большинства политиков, которые в большинстве своём рассматривают теории в качестве важного инструмента для анализа событий, объяснения их причин, оценки их взаимовлияния и прогнозирования. Проведённый опрос показал, что большинство дипломатов признаёт значимость теорий МО как важного аналитического инструмента, способного объяснять причины и последствия международных событий, оценивать внешнеполитические решения и прогнозировать развитие международной обстановки. По мнению дипломатов, доминирующие теории МО в достаточной мере охватывают различные аспекты мировой политики и являются универсальными в глобальном контексте. Тем не менее, подчёркивается необходимость более активного включения в теоретические дискуссии незападных подходов и концепций.
Респонденты рекомендуют усилить взаимодействие между академическим сообществом и практикующими дипломатами. Они считают необходимым упрощать и адаптировать теоретический аппарат МО, чтобы сделать его более доступным и понятным для дипломатов, имеющих разное образование и профессиональный опыт. Отдельно указывается на важность интеллектуальной и идеологической нейтральности авторов теоретических исследований для повышения их практической востребованности.
Таким образом, проведённое исследование демонстрирует, что утверждение о том, будто «теории — это всего лишь теории», не соответствует действительности. Теории международных отношений обладают несомненной практической ценностью для дипломатической работы, предоставляя дипломатам проверенные и практически применимые знания, необходимые для глубокого понимания международной политики и принятия эффективных внешнеполитических решений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/