Статья: Самообучающаяся университетская лаборатория как образовательная среда формирования технической креативности студентов инженерных специальностей (2025)

Читать онлайн

В статье раскрываются теоретико-методологические основания формирования технической креативности студентов инженерно-технических направлений подготовки в условиях высшей школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления педагогических подходов в условиях цифровизации, креативной экономики, укрепления национального технологического лидерства и растущих требований к подготовке инженеров нового типа, способных к генерации инновационных технических решений в условиях неопределенности. Автором обоснована позиция, согласно которой формирование технической креативности невозможно в рамках исключительно контентной модели образования и требует создания образовательной среды с признаками самообучающейся организации. Ключевым элементом такой среды выступает саморазвивающаяся университетская лаборатория, представленная как структурно-функциональный модуль, обладающий способностью к выработке и воспроизводству «нового знания», инновационных решений, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности студентов. Представлена модель лаборатории как среды педагогически организованного самообучения, в центре которой находится алгоритм анализа результатов опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. Данный алгоритм рассматривается как дидактический механизм формирования метакомпетенций: рефлексии, проектного мышления, субъектности, способности к переносу и преобразованию знаний. Особое внимание уделено раскрытию организационно-педагогических условий.

Ключевые фразы: техническая креативность, самообучающаяся университетская ла- боратория, образовательная среда, анализ опытно-экспериментальной деятельно- сти, организационно-педагогические условия, профессиональное техническое об- разование
Автор (ы): Мурашова Ксения Юрьевна
Журнал: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.147. Методы обучения. Формы преподавания
37.013.42. Социальная педагогика
Для цитирования:
МУРАШОВА К. Ю. САМООБУЧАЮЩАЯСЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ. 2025. № 2 (26)
Текстовый фрагмент статьи