Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.
Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.
Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.
Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Современный уровень развития, эффективность и обоснованность организации государства можно оценить по ряду показателей. К таким индикаторам относятся прежде всего подтвержденное приоритетное значение прав граждан и индивидуальности личности. Это подразумевает не только наличие закрепленного в законодательстве статуса человека, но и существование надежных и действенных механизмов, способных гарантировать их соблюдение.
Список литературы
1. Баранов В.М., Поленина С. В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД РФ, 2002. 239 с. EDN: YQWKCZ
2. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. 188 с.
3. L. von Bertalanffi. Allgemeine Systemtheori. Wege zu einer neien Mathesis universalis // Deutsche Universitatzietung. 1957. № 5, 6.
4. L. von Bertalanffi. General System Theory. Foundations, Development, Applications. New York, 1969.
5. L. von Bertalanffi. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.
6. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). Л.; М., 1925.
7. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М.: Юрид. лит., 1991. 206 с.
8. Братко А. Г. Правоохранительная система: вопросы теории: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1992. 368 с. EDN: NPLZJB
9. Правкин И. В. Правоохранительная система в условиях реформирования российского государства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 165 с. EDN: QFFJCR
10. Пиотровский В. Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2003. 154 с. EDN: NMHRRD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.
Введение: парадигма современного образования требует от вуза создания благоприятных условий для участия обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Действующее законодательство регулирует формирование соответствующих компетенций в рамках разных форм образовательного процесса. Важная роль отводится работе обучающихся в научных кружках, служащих наиболее успешной формой раскрытия и реализации научного потенциала будущего специалиста. Цель - выявить особенности функционирования научных кружков как формы образовательной деятельности, а также проанализировать практики ее реализации в Саратовской государственной юридической академии.
Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный, социологический методы познания, а также метод статистического анализа.
Результаты: авторская позиция сводится к необходимости активного использования кружковой работы в развитии научного потенциала обучающегося как перспективной формы его взаимодействия с преподавателем.
Выводы: научный кружок позволяет обучающимся реализовать свои академические права на участие в научно-исследовательской деятельности и способствует формированию у них профессиональных компетенций; основными функциями научного кружка являются обучение, воспитание, формирование навыков научной работы; функционирование научных кружков регулируется локальными актами образовательных организаций и существенно отличает их от занятий, проводимых в аудиторной форме; эффективность работы научных кружков подтверждена результатами социологического исследования, проведенного в Саратовской государственной юридической академии наставниками научного кружка «Актуальные вопросы финансового, банковского и таможенного права: федеральные и региональные аспекты».
Введение: в статье проведен теоретический анализ функций экспериментальной нормы права. Автор отмечает, что экспериментальное правовое предписание обеспечивает необходимый переход от абстрактной концепции к практической ее реализации для последующего наблюдения и фиксации проявившихся закономерностей. Цель - исследовать роль и назначение экспериментальной нормы права как исключительного правового приема регулирования общественных отношений.
Методологическая основа: диалектический, сравнительный и функциональный подходы.
Результаты: функции экспериментальной правовой нормы выступают отражением государственной политики в области правообразования, правовой идеологии и культуры законотворческих компетенций. Экспериментальное правовое предписание выполняет такие функции права, как ориентирующую, научную, интерпретационную, адаптационную, доказательную, мотивационную, превентивную, управленческую, прогрессивную и прогнозную.
Выводы: значимость экспериментальной нормы права очевидна и заключается в том, что она, будучи исключительным организационно-правовым приемом регулирования социальных связей, должна использоваться лишь при невозможности спрогнозировать результаты стандартных вариантов воздействия на общество.
Введение: активное развитие правового регулирования в современной России порождает потребность в гибких инструментах, способных оперативно адаптироваться к новым вызовам. Главная проблема - найти формат, который позволит апробировать правовые новации без риска масштабных неудач. Цель - определить сущность экспериментального нормативного правового акта и выявить условия его эффективного применения. Задачами являются анализ присущих ему признаков, а также сравнение с традиционными актами.
Методологическая основа: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, позволяющие установить специфику исследуемого явления, определить сущностные признаки.
Результаты: проведенный анализ показывает, что экспериментальный формат правового регулирования минимизирует риски правоприминительных ошибок, поскольку на этапе тестирования можно выявить недостатки и своевременно их исправить. Практические примеры подтверждают, что подобный акт облегчает внедрение новых правил в ограниченных масштабах, не затрагивая всю правовую систему.
Вывод: экспериментальный нормативно-правовой акт обеспечивает точечную проверку и гибкую корректировку нормативных требований. Его применение не только снижает вероятность системных сбоев, но и укрепляет доверие граждан к законодательному процессу.
Введение: объектом историко-правового исследования является обширный комплекс документальных источников, составляющих материалы писцового делопроизводства, образовавшиеся в результате функционирования Поместного приказа. Отечественная историография насчитывает небольшой перечень работ, посвященных исследованию содержания документального материала Поместного приказа. Большинством специалистов документальные материалы рассматриваются в качестве массового статистического источника и финансовых документов, фиксировавших объекты налогообложения. Актуальность избранной тематики обусловлена необходимостью уточнения теоретических представлений о документах писцового делопроизводства как о специфичном реестре землевладений России XVI-XVIII вв. Цель - установить и обосновать историко-правовое значение писцовых описаний как юридических актов, закрепляющих права на землю России XVI-XVIII вв.
Методологическая основа: диалектический, исторический, сравнительно-правовой методы.
Результаты: на основании историографических источников и законодательных актов России XVI-XVIII вв. аргументируется авторский подход к рассмотрению документов писцового делопроизводства как юридических актов, удостоверяющих права на землю в России XVI-XVIII вв.
Выводы: образовавшийся комплекс документов писцового делопроизводства является своеобразным земельным кадастром России XVI-XVIII вв.; поземельные акты, входящие в «собрание» писцовых книг, представляли собой юридические акты, определяющие владельческую принадлежность земель и устанавливающие размер налогов в государстве; писцовое делопроизводство составляло одну из важнейших функций в системе государственного управления земельным фондом России XV-XVIII вв., связанную с учетом земельных владений.
Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.
Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.
Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.
Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.
Введение: в статье рассмотрена природа, особенности, теоретическая и практическая значимость разработки механизма правового прогнозирования. Сделан акцент на структурном построении механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его элементов. Цель - обосновать теоретическую и практическую значимость исследования механизма правового прогнозирования в условиях динамики социальных отношений.
Методологическая основа: общенаучные и специально-юридические методы познания: системный, структурно-функциональный, анализ, синтез, формально-юридический.
Результаты: аргументирована позиция автора о необходимости разработки механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его структурных компонентов.
Выводы: механизм правового прогнозирования - необходимый атрибут совершенствования законодательства, способствующий определению перспектив его развития, отвечающих потребностям общества, а также нахождению оптимальных путей совершенствования правового регулирования.
Введение: статья посвящена анализу места и роли юридического прогнозирования в процессе осуществления нормотворческой деятельности. На конкретных примерах показаны негативные последствия неиспользования потенциала прогнозирования в ходе изменения действующего законодательства. Цель - на основе изучения научной литературы и действующего законодательства установить значение юридического прогнозирования в ходе реализации правотворческой деятельности государственными органами.
Методологическая основа: формально-юридический, статистический, сравнительный, системный методы.
Результаты: доказана необходимость проведения юридического прогнозирования на всех этапах правотворческой деятельности для поддержания должного уровня эффективности правового регулирования.
Выводы: благодаря юридическому прогнозированию определяются конкретные перспективные направления правового развития, оцениваются риски с учетом социальных потребностей общества и иных факторов. Предлагается алгоритм осуществления прогнозирования с делением на этапы.
Введение: в историко-правовой науке сохраняется актуальность осмысления теоретических и методологических оснований исследований в области регулирования личных и имущественных отношений в Древнерусском и Московском государстве. Цель - выявить основные подходы в историко-правовых исследованиях истоков гражданского законодательства, сложившихся в России к середине XVII в.
Методологическая основа: принцип историзма и системный подход, логический, аналитический, биографический и проблемно-хронологический методы.
Результаты: выявлены характерные черты и результаты осмысления историко-правовой литературы, затрагивающей вопросы закономерностей становления древнерусского законодательства.
Выводы: становление гражданского законодательства в России к середине XVII в. традиционно просматривается в контексте осмысления источников (форм) права, а также форм его систематизации. Уделяя особое внимание процессу централизации и децентрализации публичной власти, исследователи традиционно акцентируют внимание на эволюции закона как основной формы выражения права.
Введение: раскрытие функциональных особенностей юридической рекомендации видится обоснованным по ряду причин. Во-первых, исследование функций позволяет наиболее полно раскрыть сущность и социальное назначение юридической рекомендации, ее роль на каждом историческом этапе развития общества. Во-вторых, комплексный анализ функций юридической рекомендации дает возможность системно оценить функциональные возможности данного правового феномена, выходя за пределы оценки предназначения отдельного рекомендательного акта. В-третьих, исследование функций юридической рекомендации дополняет основные положения теории функций права, акцентируя внимание на особенностях правового воздействия юридической рекомендации как особого правового средства. Цель - на основе существующих подходов в теории функций права обосновать функции юридической рекомендации и предложить авторскую классификацию функций.
Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации.
Результаты: автором сформулировано понятие функции юридической рекомендации, а взятый за основу критерий особенностей цели и характера правового воздействия позволил дифференцировать функции юридической рекомендации на основные и неосновные.
Выводы: под функциями юридической рекомендации предлагается понимать обусловленные социальным назначением и сущностью имманентные направления и виды правового воздействия на волю, сознание и поведение людей, направленные на достижение определенных целей в механизме правового воздействия. К числу основных функций предлагается отнести функцию государственной ориентации и предупредительную функцию. В числе неосновных функций юридической рекомендации автором обосновываются обеспечительная функция, воспитательная функция, коммуникативная функция.
Издательство
- Издательство
- СГЮА
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- ул. Чернышевского Н.Г., зд. 104, стр. 3, Саратов
- Юр. адрес
- 410056, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул им Чернышевского Н.Г., д 104 стр 3
- ФИО
- Ильгова Екатерина Владимировна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ssla.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2299202