Цель исследования: Статья раскрывает положительные аспекты, указывающие на актуальность и необходимость использования беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА, дроны) сотрудниками полиции. Определены правовые основы противодействия летательным аппаратам противника, а также высказаны доводы в пользу применения дронов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе при выполнении служебных задач в особых условиях. Выводы: Изложенные в статье положения указали на значимость рассмотрения вопросов формирования подразделений, сферой интересов которых выступает управление БПЛА и выполнение задач, сопряженных с высокой степенью риска для жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Развитие общества и государственности всегда подразумевает под собой и появление новых технологий, которые непосредственно служат для облегчения жизнедеятельности человека.
Список литературы
1. Кежов А.А., Грачев Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 40-43. EDN: WYMPXX
Kezhov A.A., Grachev Yu.A., Stepanov I.V. Organizational and legal support of unmanned complexes in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia//Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (71). P. 40-43. EDN: WYMPXX
2. Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г. Об использовании беспилотных летательных аппаратов в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 1 (46). С. 125-130. EDN: VZKUPA
Moiseev N.A., Novoselov N.G. On the use of unmanned aerial vehicles in operational search activities//Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (46). P. 125-130.
3. Петров И. В. Проблема системы основных понятий и терминов в сфере безопасности и оперативно-розыскной деятельности // Военно-юридический журнал. 2011. № 11. С. 14-18. EDN: OOCYIH
Petrov I.V. The problem of the system of basic concepts and terms in the field of security and operational-search activities//Military Law Journal. 2011. № 11. S. 14-18.
4. Фетисов В. С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние/ В. С. Фетисов, Л. М. Неугодникова, В. В. Адамовский, Р. А. Красноперов. - Уфа: ФОТОН, 2014. - 217 с.
Fetisov V. S. Unmanned aviation: terminology, classification, modern state/V. S. Fetisov, L. M. Neugodnikova, V. V. Adamovsky, R. A. Krasnoperov. - Ufa: PHOTON, 2014. - 217 pp.
5. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в Органах Внутренних Дел Российской Федерации. Общество: политика, экономика, право. 2020 №3 (80), С. 25-29. DOI: 10.24158/pep.2020.3.4 EDN: GTRRCS
Kosovo V. B., Martynyuk S. N. Actual issues of practical use of unmanned vehicles in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation. Society: politics, economics, law. 2020 NO. 3 (80), S. 25-29. DOI: 10.24158/pep.2020.3.4 EDN: GTRRCS
6. Шубакин А.А. Особенности несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы полиции в общественных местах при угрозе появления БПЛА. Право и управление. 2023 №10 С. 36-43. DOI: 10.24412/2224-9133-2023-10-36-43 EDN: HUNWAS
Shubakin A.A. Features of service by officers of the police patrol service in public places in the event of a threat of UAVs. Law and governance. 2023 NO. 10 Pp. 36-43. DOI: 10.24412/2224-9133-2023-10-36-43
7. Шепель Н.В., Клоков Е.А. Сборник материалов криминалистических чтений. 2021. №18. с.85-86. EDN: KJMGPY
Shepel N.V., Klokov E.A. Collection of materials from forensic readings. 2021. №18. Pp. 85-86.
8. Издание Федерального Собрания Российской Федерации “Парламентская газета” // [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyroslo-na-tret (дата обращения: 30.11.2023).
Publication of the Federal Assembly of the Russian Federation “Parliamentary Newspaper” // [Electronic resource]. URL: https://www.pnp.ru/social/kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyroslo-na-tret (date of access: 11/30/2023).
9. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок законов № 6 - ФКЗ и №7 - ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета. - 2009. - 21 января.
Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account amendments to laws No. 6 - FKZ and No. 7 - FKZ of December 30, 2008) // Russian newspaper. - 1993. - December 25; Russian newspaper. - 2009. - January 21.
10. Новости ВПК. Интерес к применению БЛА в системе МВД постоянно возрастает // [Электронный ресурс] URL: https://vpk.name/news/13599_interes_k_primeneniyu_bla_v_sisteme_mvd_postoyanno_vozrastaet (дата обращения: 30.11.2023).
Military-industrial complex news. Interest in the use of UAVs in the Ministry of Internal Affairs system is constantly increasing // [Electronic resource] URL: https://vpk.name/news/13599_interes_k_primeneniyu_bla_v_sisteme_mvd_postoyanno_vozrastaet (access date: 11/30/2023).
11. Официальный сайт МВД России // [Электронный ресурс]. URL: https://belui.mvd.rf/Press-sluzhba/Novosti/item/37607853853 (дата обращения: 30.11.2023).
Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // [Electronic resource]. URL: https://belui.mvd.rf/Press-sluzhba/Novosti/item/37607853 (access date: 11/30/2023).
12. Приказ МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 “Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения” // “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru), 28.12.2018, № 53207.
Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 30, 2020 No. 252 “On approval of the Procedure for making a decision to suppress the presence of unmanned aircraft in airspace in order to protect the life, health and property of citizens above the venue of a public (mass) event and the adjacent territory, holding urgent investigative actions and operational investigative measures and the List of officials authorized to make such a decision” // “Official Internet portal of legal information” (www.pravo.gov.ru), 12.28.2018, No. 53207.
13. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” //опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900.
Federal Law dated 02/07/2011 No. 3-FZ “On the Police” // published in the Collection of Legislation of the Russian Federation dated February 14, 2011 No. 7 Art. 900.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получение лицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.
Цель исследования. Статья посвящена проблеме определения сущности и механизма действия ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье перечисляются поколения прав человека и содержания прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, дается их краткая характеристика. Рассматриваются доктринальные подходы определения «ограничение прав» и приводятся конкретные примеры из правоприменительной практики. Целью исследования является теоретическая и практическая оценка сущности механизма ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Выводы. В Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению сущности механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина. Права, закрепленные в главе второй Конституции Российской Федерации могут быть ограничены и ограничиваются в связи с различными объективными обстоятельствами, при этом законодатель не выработал четкого механизма ограничения прав, в связи с чем мы можем видеть, что в отдельных случаях ограничения прав выражается в установлении конкретных рамок, а в других - полный запрет на совершения определенных действия.
Настоящая статья представляет собой результат изучения научных исследований, проведенных отечественными юристами по вопросам правового регулирования государственного контроля и государственного надзора в сфере строительства. Несомненно, сфера строительства многогранна и состоит из ряда направлений, которые в своей совокупности и представляют сферу научных интересов авторов данной статьи. В изученных научных трудах анализировались только аспекты, рассмотренные исследователями, и по этой причине предмет научного исследования в статье ограничивается тем спектром проблем, которые становились предметом внимания российских юристов в научных статьях или диссертационных исследованиях. При написании работы применялся сравнительный метод познания, предметом которого выступали различные позиции исследователей относительно решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. В статье отдельное внимание уделено двум существующим проблемам в исследуемой сфере, а именно соотношению государственного контроля и надзора, а также соотношению государственного контроля (надзора) и саморегулирования. Также в статье отмечается, что предложенные в научных трудах решения представляются недостаточными и неполными. Авторы приходят к выводу о необходимости интенсификации исследовательской работы по вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. Признавая высокий научно-доктринальный уровень имеющихся исследований в указанной сфере, необходимо отметить, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад и на сегодняшний день не в полной степени отвечают существующему правовому регулированию и актуальной проблематике вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
Статья посвящена исследованию института возражений на регистрацию товарных знаков, известному как «процедура оппозиции товарных знаков». Данная процедура является одним из механизмов защиты товарного знака в досудебном (административном) порядке. В статье рассматриваются вопросы юридической природы и роль процедуры оппозиции товарных знаков в системе защиты интеллектуальных прав. Исследуются проблемы и особенности становления процедуры подачи и рассмотрения возражений против регистрации товарных знаков в законодательстве России и Казахстана, делается вывод об определенных преимуществах данной процедуры по сравнению с судебной. Процедура заявления возражений позволяет обеспечить защиту интеллектуальных прав, предотвращая незаконную регистрацию товарных знаков еще на этапе рассмотрения заявки. Она является экономически более эффективным способом разрешения конфликтов, поскольку позволяет избежать долгого и затратного судебного процесса.
В статье проводится обзор действующего законодательства по вопросам регулирования и поддержки социально-незащищенных категорий граждан. Определяются, кто относится к социально-незащищенным лицам, и эффективности оказываемых мер.
На основе анализа действующего гражданского, инвестиционного, контрактного и антимонопольного законодательства Российской Федерации оценены ключевые официальные и доктринальные позиции относительно понятия научного консорциума. Выделены основные признаки понятия научного консорциума, позволяющие отграничивать его от смежных категорий совместной научной и обеспечивающей деятельности. Сформулировано и обосновано определение понятия «научный консорциум», предлагаемое для закрепления в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Соответствующую дефиницию предлагается использовать в целях устранения пробелов отечественного контрактного и антимонопольного законодательства, законодательства о науке, снижающих эффективность антимонопольных мер в сфере публичных закупок НИОКТР и мер развития научной кооперации. Предлагаемые авторами нормотворческие решения направлены на повышение эффективности финансирования науки за счет включения в число участников публичных закупок научных консорциумов и устранения барьеров, препятствующих участию в закупках граждан, осуществляющих научную деятельность.
В статье подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности цифровой экономики возможно только на основе комплексного подхода на междисциплинарной основе, что связано с необходимостью улучшения профессионального взаимодействия специалистов и подготовки юридических кадров для этой сферы. С учетом предложения Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России концептуально сформулированы функциональные задачи по разработке новой интеллектуальной системы информационной безопасности как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности. Автор выделяет три подпрограммы автоматизации основных функций, связанных с установлением и обеспечением правового режима деятельности высокотехнологичных предприятий, функционирование которых позволит в реальном времени осуществлять оперативное выявление, прогнозирование и выдачу рекомендаций по предупреждению угроз ИБ на ранних стадиях их возникновения в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматривая вопрос о сущности подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики, автор отмечает низкий уровень юридической грамотности в этой сфере, что требует разработки новых программ профессиональной переподготовки. Автор считает, что для правового обслуживания высокотехнологичных предприятий нужно готовить юристов на междисциплинарной основе, осознающих перемены в правовой работе, связанные с социально-правовыми последствиями информационной революции и имеющих компетенции, связанные с применением новых форм, методов и способов защиты информации. Статья подготовлена по материалам доклада автора 23 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы» на совместной Научно-практической конференции (секции) и экспертной сессии Рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика»: Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: проблемы и перспективы (о цифровом праве и Цифровом кодексе). Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет.
Римское уголовное право оказало огромное влияние на развитие современной системы правосудия. Его основные принципы, такие как презумпция невиновности, доказательственная нагрузка на обвинение и наказание в соответствии с совершенным преступлением, стали основой для многих современных юридических систем. Римская юстиция стремилась к защите прав обвиняемых и предоставлению им возможности защищать свои интересы в суде, что создало основу для развития принципа справедливого судебного процесса. Римляне также внесли значительный вклад в развитие уголовного законодательства и криминалистики. В целом, римское уголовное право оставило неизгладимый след в истории правосудия и его принципы до сих пор применяются во многих странах мира.
Целью статьи является исследование процесса установления советской власти в Туркестане в 1917-1924 гг. Авторы показывают, что установление советского строя в Туркестане происходило в сложных условиях сопротивления противников новой власти, иностранной интервенции и внутренних контрреволюционных выступлений. Наряду с созданием регулярной армии для защиты молодой государственности предпринимались меры социально-политического, экономического и идеологического характера.
Цель исследования - определить влияние основных методологических подходов и категорийного аппарата российской правовой мысли рубежа XIX - XX веков на процесс создания парадигмы правопонимания конца XX - начала XXI века в отечественной юридической науке. Опираясь на методологический принцип системности и комплексный подход в сочетании с применением сравнительно-правового метода исследования в статье предпринята попытка выявить исторические и теоретические корни основных концептов правопонимания конца XX - начала XXI века, тенденций их развития и современное значение. Выводы и результаты: в статье выделены особенности основных методологических направлений российского правопонимания конца ХIX - начала XX века, ставших основой концептов отечественного правопонимания конца XX - начала XXI века: позитивизм с элементами социологии и нормативизма, либертарианская теория, различные варианты интегративных концептов, естественно-правовое направление, материалистическая теория права. Практическая значение статьи заключается не только в самопознании парадигмы правопонимания, но и в обеспечении предстоящих правовых исследований мощным познавательным инструментарием, позволяющим раскрыть глубинные аспекты правопонимания как правового явления.
В статье рассмотрены проблемы демократии в её теоретическом осмыслении в период конституционной реформы 1930-х гг. Прослежено изменение подхода И. В. Сталина к социалистической демократии в период подготовки к принятию новой Конституции СССР 1936 года в сравнении с подходом основоположников марксизма-ленинизма. Делается вывод о том, что несмотря на изначальное категоричное непринятие И. В. Сталиным идей «буржуазной демократии» и противопоставление её советской системе, в конечном итоге в Конституцию 1936 года фактически были включены «буржуазные» общедемократические требования. Однако в то время, как целью подлинной социалистической демократии должна была стать не иллюзия наличия у людей прав, а реальное вовлечение народа в управление страной и гарантии общедемократических прав и свобод, фактически принципы демократии и сама «социалистическая демократия» у И. В. Сталина и его союзников, находящихся на ключевых должностях аппарата управления советского государства, зависели от обстоятельств, времени и места, и были подчинены «революционной целесообразности». Декларативно закрепив в Конституции некоторые права и свободы, «опасные» для партии и ее руководителей, партия придумала внешне законные способы ограничения этих прав для сохранения полноты и единоличности своей власти.
Рассматривается содержание положений отделений I и II главы III «Постановления, ограждающие общественный порядок и личную безопасность» при проведении собраний обществ, союзов и съездов. Затрагивая направления деятельности полиции при проведении частных, основное внимание автор сосредотачивает на специфике публичных собраний. Это обусловлено тем, что они имеют особенности, обусловленные присутствием значительного количества лиц различных категорий, с различными целями. Поэтому один из вопросов статьи посвящен процедуре правомерности получения разрешения на проведение такого мероприятия, процедурам поведения должностных лиц, уполномоченных на присутствие в собрании, устроителей, распорядителей, председателей, отвечающих за обеспечение общественного порядка, жизни и здоровья граждан. В статье приводятся запреты на проведение собраний, исходя из различных обстоятельств (категории участвующих, места проведения). Обращается внимание на специфику получения разрешений и проведения собраний студентов. Раскрывается содержание мер, принимаемых полиций (должностными лицами), при незаконном (без получения соответствующего разрешения правительственной власти) созыве и проведении съездов лиц определенных званий или занятий.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______