Представляем вам первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году, в который вошли 5 статей, анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук, но практически объединенных сочетанием — современные вызовы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Ключевые вызовы содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденном Правительством Российской Федерации, и недавно принятом распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. № 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года».
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства, ряд поручений Президента Российской Федерации содержат задачу совершенствования структуры и деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня система защиты прав и интересов детей не в состоянии полноценно и своевременно ответить на современные вызовы. Инструментом, позволяющим определить вектор развития, оценить текущие результаты, представить будущее и создать четкий план действий, является стратегическая сессия. Цель. В ходе проведения стратегической сессии сформировать в профессиональном сообществе идеальное видение в среднесрочной и дальнесрочной (2036 год) перспективе: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая назначение, структуру, категории детей и семей, виды деятельности и пр.; органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура, содержание работы, передача полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие, взаимодействие с организациями для детей-сирот). Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Методы и материалы. В стратегической сессии приняли участие более 250 руководителей организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства: 49 руководителей органов опеки и попечительства из 44 субъектов России, 101 руководитель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов. Были использованы: метод фокус-групп, индивидуальный опрос, качественные и количественные методы анализа. Результаты. Определены векторы совершенствования структуры и деятельности ООиП и организаций для детей-сирот, меры достижения поставленных целей и условия их реализации, ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе. Выводы. Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.
Контекст и актуальность. Статья посвящена памяти выдающегося российского ученого-психолога Валерии Сергеевны Мухиной, внесшей значительный вклад в развитие отечественной психологии, в частности в области психологии развития и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Работа акцентирует внимание на ключевых направлениях научной деятельности Мухиной, ее научных открытиях и практических рекомендациях, широко используемых специалистами-практиками. Цель. Представить многогранную личность В. С. Мухиной и как человека, и как ученого, подчеркнуть ее роль в развитии детской психологии, организации работы с детьми-сиротами и оказании психологической поддержки различным категориям населения, включая взрослых, пострадавших в кризисных ситуациях. Методы и материалы. Статья базируется на личном опыте автора, много лет проработавшей вместе с В. С. Мухиной, критическом осмыслении наследия ученого. В статье рассматриваются возможные направления дальнейшего развития ее концепции. Результаты. Представленная работа описывает широкий спектр научных достижений В. С. Мухиной, включая теорию структурных звеньев самосознания; внедрение в практику психологов инструментария: создание детского кабинета психолога, технологии оказания экстренной помощи («чемоданчик ПЭПО») в стрессовых ситуациях, проверенной при оказании помощи после землетрясения и пр. Особое внимание уделено развитию методов работы с семьями приемных детей и способам минимизации комплекса иждивенчества у выпускников детдомов. Выводы. Автор приходит к выводу, что наследие В. С. Мухиной остается актуальным и востребованным для современного общества. Ее подходы способствуют улучшению практики работы с детьми-сиротами, повышению уровня психологической грамотности педагогов и психологов, родителей, способствуют развитию методов формирования личности у детей на разных этапах взросления и в разных жизненных ситуациях.
Контекст и актуальность. Важным аспектом современной семейно-сберегающей модели регулирования семейных отношений должен выступать поиск баланса между реализацией права ребенка на выражение мнения по всем вопросам, его затрагивающим, включая процессуальную возможность в административных и судебных разбирательствах (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка), с одной стороны, и семейной ситуацией, включая голос взрослых членов семьи, с другой стороны. Обеспечение этого баланса связано с международными и национальными приоритетами поддержки прав детей на семейное окружение и проводимой активизацией усилий по сокращению числа случаев принудительного разлучения детей с родителями, укреплением потенциала социальных служб национальных государств (служб по работе с семьей и детьми) по оказанию поддержки и помощи для сохранения семей. Цель. Работа направлена на выявление особенностей выражения ребенком мнения в спорах о его воспитании, касающихся ограничения и лишения родительских прав его родителей, а также при отмене ограничений и восстановлении родительских прав. Гипотеза. Выражение мнения ребенка имеет важное значение в ситуациях, связанных с реализацией, утратой и защитой родительских прав его родителей. Выявление мнений детей разного возраста и степени зрелости требует профессионального независимого подхода, специальных методик и процедур, учитывающих взаимный характер прав детей и родителей и возможности сохранения или восстановления детско-родительских отношений. Методы и материалы. Анализ законодательства в регулировании института ограничения и лишения родительских прав, отмены ограничения и восстановления родительских прав показал, что нормы Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не согласованы между собой в части материально-правового значения и процессуальной реализации мнения (согласия) ребенка в значимых спорах, касающихся его воспитания. Правоприменительная практика по-разному справляется с этой проблемой, однако разъяснений Верховного суда Российской Федерации и обобщений практики недостаточно, чтобы полноценно обеспечить соблюдение конвенционного права ребенка на выражение его мнения в случаях утраты попечения родителей. Результаты. Результаты исследования показали наличие существенного пробела в вопросе выявления мнения ребенка при ограничении и лишении его родителей родительских прав, а также при защите родителями своих родительских прав, включая отмену ограничения и восстановление родительских прав, возвращение ребенка в семью. Выводы. Показано, что выявление мнения ребенка в спорах о его воспитании имеет как материально-правовое, так и процессуальное значение и специфику, а также требует особой методики работы с детско-родительскими отношениями и независимого экспертного подхода. Предложено разработать специальные процедуры выявления и учета мнения ребенка для развития форматов сохранения и восстановления детско-родительских отношений.
Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.
Контекст и актуальность. В России в условиях институционализации сегодня воспитывается около 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа в организациях для детей-сирот играет важную роль в формировании их социальной адаптации и личностного развития. Эффективность такой работы требует комплексного подхода, включающего оценку качества процессов, условий и достигнутых результатов. Эти аспекты помогают определить степень соответствия воспитательных мер целям и задачам учреждений для детей-сирот. Цель. Разработать систему критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот. Гипотеза. Учитывая особенности развития детей-сирот в условиях институционализации, наличие травматического опыта, условия их проживания, раннее начало самостоятельной жизни, система критериев и показателей эффективности воспитательной работы должна включать оценку качества процесса, качества условий и качества результатов воспитательного воздействия, в том числе в среднесрочной перспективе после выхода подростков из учреждения. Применение данной системы позволит улучшить качество воспитательной работы путем создания объективных механизмов оценки ее эффективности. Методы и материалы. Для разработки данной системы были проанализированы научные публикации и проведен опрос среди руководителей организаций для детей-сирот. На основе полученных данных определены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать каждый из аспектов воспитательной работы. Показатели дополнены конкретными индикаторами, позволяющими оценить организационные процессы, внешние и внутренние условия, а также немедленные, социальные и долгосрочные результаты воспитания. Результаты. Предложенная система позволяет комплексно оценивать эффективность воспитательной работы через призму трех основных аспектов. Она помогает выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, обеспечить благоприятную среду для воспитания и отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Выводы. Данная система критериев и показателей обеспечивает целостный подход к оценке эффективности воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот. Это важный инструмент для мониторинга и улучшения качества воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие детей, оставшихся без родительского попечения.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/