В статье рассмотрены вопросы организационной структуры, а также реорганизации управлений НКВД по Западно-Сибирскому краю в 1930-е гг. Дана краткая характеристика организационно-штатной структуры управлений, отделов, отделений в системе НКВД республик, краев, областей, процесса их изменения, преобразования. Уделено внимание решению вопроса подготовки оперативного состава на базе вновь созданных образовательных учреждений в системе НКВД. Дана краткая биографическая справка о руководителях управлений НКВД по Западно-Сибирскому краю. Автор констатирует, что в 1930-е годы в Советском Союзе продолжается процесс реформирования органов государственной безопасности, обусловленный необходимостью решать поставленные перед ними задачи в сложных, быстро меняющихся внутренних и внешних условиях, делает вывод о целесообразности изучения опыта деятельности органов безопасности в обстановке частой их реорганизации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Интерес к истории отечественных органов государственной безопасности объясняется их существенной ролью в формировании внутренней и внешней политики России в различные периоды. Эти структуры всегда были важнейшими элементами государственного аппарата, отвечающими за безопасность политической системы, граждан, в том числе представителей власти, национальный суверенитет и целостность границ. Актуальность детального исследования истории российских спецслужб продиктована потребностью в анализе их практического опыта. Определение как их успехов, так и просчетов в работе дает возможность для создания прогрессивных стратегий модернизации системы правопорядка, способствует предотвращению повторения печальных ошибок, совершенных в прошлом. Понимание истории спецслужб крайне важно для поддержания безопасности государства в настоящем.
Список литературы
1. Гашенко В. А. Деятельность органов безопасности по защите глубокого тыла в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Новосибирской, Кемеровской и Томской областей) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2008. 27 с.
2. Кузьминых А. Л. Эволюция системы НКВД-МВД СССР (1934—1956 гг.) // Пенитенциарная наука. 2010. № 2. С. 71—78.
3. Тепляков А. Г. Органы ОГПУ–НКВД–НКГБ в Сибири: структура и кадры: 1929— 1941 гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2011. 28 с.
4. Наумов И. В. Органы государственной безопасности Восточно-Сибирского края (1930—1936) // Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» : [сайт]. URL: https://nkvd.tomsk.ru/content/editor/DOCUMENTS/Statyi/Naumov-I-V-Organygosudarstvennoj- bezopasnosti-Vostochno-Sibirskogo-kraya-1930-1936.pdf (дата обращения: 18.04.2025).
5. Маркдорф Н. М. Лагерный персонал и охрана иностранных военнопленных в лагерях Западной Сибири (1945—1949 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 2. С. 94—97.
6. Маркдорф Н. М. История становления лечебного дела в спецгоспиталях Народного комиссариата внутренних дел — Министерства внутренних дел СССР Западной Сибири: 1942—1950-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4—1 (68). С. 165—172.
7. Деятельность Главного Управления НКВД СССР по Молотовской области в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. : сб. док. / сост. С. В. Неганов, С. В. Дагелине, И. В. Папулов. Пермь, 2020. 544 с.
8. Кузьминых А. Л. Эволюция системы НКВД-МВД СССР (1934—1956 гг.) // Пенитенциарная наука. 2010. № 2. С. 71—78.
9. Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД: 1934—1941 : справ. / под ред. Н. Г. Охотина, А. Б. Рогинского. М. : Звенья, 1999. 504 с.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 463.
11. Веригин С. Г. Кадровая служба органов безопасности: история и современность. М. : Граница, 2013. 260 с.
12. Сагадеев Б. А. НКВД СССР 1934—1941 гг.: структура, задачи и функции, деятельность. 3-е Управление НКО СССР (1941 г.) // Author.Today : [социальная сеть]. URL: https://author.today/reader/208404 (дата обращения: 27.04.2025).
13. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 34. Д. 130.
14. Гашенко B. A. Руководящий состав управлений НКВД-НКГБ Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Мир культуры, науки, образования. 2011. № 6. С. 231—234.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена осмыслению проблем сохранения культурно-исторического наследия русских эмигрантов. Авторы обратились к широкому кругу исследований для анализа понятия «культурно-историческое наследие» в международном и национальном контексте. Показано явление сохранения культурно-исторического наследия в русле российской и китайской гуманитарной политики. Выявлены проблемы и перспективы сохранения культурно-исторического наследия русской эмиграции в Харбине на современном этапе. Обосновано, что наследие является ярким воплощением мультикультурной интеграции. Взаимное влияние двух культур: культуры русских эмигрантов и местной культуры Харбина — сформировало уникальный региональный культурный ландшафт. Изучение процессов взаимообмена между различными культурами помогает лучше понять культурное разнообразие и внутренний механизм культурной интеграции, а также способствует формированию уважения к другим культурам. Предложен подход к изучению «дипломатии наследия». Материалы статьи могут быть использованы государственными органами для разработки стратегий развития культуры, международного сотрудничества, сохранения исторической памяти и культурно-исторического наследия.
На основе полевых материалов, собранных автором в 2019— 2020 гг., в статье рассматриваются традиционные и типичные для хакка провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси социальные практики в условиях внутренней и транснациональной миграции в XX в. Хакка — подгруппа хань, населяющая горные районы провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси, почти не исследованная в российской синологии и антропологии. Местные жители деревень провинции Фуцзянь идентифицируют себя как «люди хакка». Эти деревни представляют собой любопытный пример, с одной стороны, сохранения и традиций идентичности хакка, с другой — их изменения под воздействием трудовой миграции, поскольку большинство сельчан зарабатывает в Европе, а их семьи практикуют транснациональный образ жизни. Для мигрантов пребывание в родных деревнях в период отдыха заполняется мероприятиями в концептуальных и идейных культурных пространствах. Учитывая особенности автохтонных и чужих обычаев, автор анализирует традиции проведения семейно-клановых праздников автохтонных хакка в сравнении с традициями хакка других регионов, а также в целом хань. Под влиянием современных транснациональных и внутренних миграций переосмысливается и подвергается сомнению абсолютность традиций коллективного времяпрепровождения. При этом утверждается, что рассматриваемые социальные практики — коллективное чаепитие и семейно-клановые праздники — демонстрируют идентичность местных хакка, а также роль института семьи и кланов в жизни сельского общества и семей мигрантов.
В начале династии Западная Хань империя находилась в невыгодном положении в войнах с сюнну. Китайцы еще не получили абсолютного контроля над северным регионом, большая часть которого была заселена сюнну. Поэтому погребения, выполненные по ханьскому обряду, в первой половине II в. до н. э. немногочисленны. С середины II в. до н. э., благодаря гражданским и военным достижениям императора У-ди, армии империи одерживали победу за победой в войне с сюнну. Чтобы укрепить пограничную оборону и управляемость недавно захваченных территорий, был проведен ряд широкомасштабных иммиграционных кампаний в северном направлении, таким образом эти территории получили серьезный импульс к развитию. Приток жителей с Центральной равнины Китая в этот период стал основной причиной резкого увеличения ареала погребений с явными китайскими чертами. С конца I в. правители Восточной Хань, испытывая серьезные внутренние и внешние трудности, утратили контроль над некоторыми порубежными землями, особенно на северо-западе. Начался массовый отток земледельческого населения. Таким образом, деятельность династии Хань и связанные с этим этнополитические изменения оставили весьма заметный археологический след.
В статье продолжается публикация результатов изучения историографии государственной службы: дается анализ публикаций, посвященных ведомственному аспекту гражданской службы и ведомственной политике государства. В первой части исследования, опубликованной в Вестнике гуманитарного образования (2024. № 4), рассмотрены базовые моменты исследования (актуальность темы, методология и методика, обоснование хронологических рамок и др.). Выявленные в ходе поиска работы разделены на несколько тематических групп. В первую группу включены публикации, затрагивающие общеисторические и теоретические аспекты государственной (гражданской) службы в прошлом и настоящем, они рассмотрены в опубликованной части исследования. Вторая часть в настоящее время находится на издании. В настоящей статье рассмотрено 18 работ (из 147 проанализированных в ходе исследования). Сделаны выводы об отсутствии в рассматриваемый период доминирующего направления изучения истории государственной службы в отдельных ведомствах. В некоторых работах прослеживается стремление к выходу за рамки заявленной темы или расширительная трактовка рассматриваемых проблем. При рассмотрении особенностей службы в отдельных ведомствах несколько чаще встречаются статьи, связанные с историей таможенных органов, что может быть отражением специфики момента и не является устойчивой тенденцией. В сферу научных интересов авторов также попали организационно-правовые начала деятельности отдельных ведомств, особенности формирования кадрового корпуса государственных служащих в конкретных ведомствах, в том числе история развития системы подготовки кадров в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, предприняты попытки обращения к связанным с государственной службой гуманитарным проблемам: изменение общественного сознания, формирование корпоративной культуры, внутренней этики служебных отношений и другим проблемам.
В статье рассматривается вопрос подсудности дел товарищеским судам. Анализируется законодательство, в соответствии с которым действовали товарищеские суды. Проводится правовое сравнение Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июля 1961 г. «Об утверждении положения о товарищеских судах» и Указа Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов». Анализируется правовое явление товарищеских судов. Автор делает вывод, что деятельность товарищеских судов преследовала цель снижения нагрузки на суды общей юрисдикции, смещения акцента с наказания на воспитание и предупреждение, вовлечения широкой общественности в процесс воспитательного воздействия на лиц, совершивших преступление, правонарушение и аморальные деяния.
Chetkasov R. M. Аннотация. В статье представлен анализ развития системы дополнительного профессионального образования в сфере молодежной политики Новосибирской области. На основе теоретических исследований, программ и проектов профессионального развития специалистов и руководителей молодежных учреждений выявлены успешные формы и методы повышения их профессионального мастерства. Изучен опыт других регионов Российской Федерации по развитию профессионализма в молодежной сфере. Обобщены теоретические подходы, позволяющие структурировать и систематизировать образовательную деятельность в сфере повышения квалификации выпускников образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Представлены ключевые компоненты системы дополнительного профессионального образования, отвечающие потребностям региона и обеспечивающие формирование и развитие кадрового потенциала молодежных структур в рамках проекта «Корпоративный университет» Агентства поддержки молодежных инициатив Новосибирской области. В качестве элементов, образующих систему дополнительного профессионального образования, определены: курсы повышения квалификации, тренинг-курсы для отдельных категорий специалистов, постоянные онлайн-курсы для работников молодежных учреждений, ежегодный конкурс профессионального мастерства, программы стажировок. В выводах обоснована перспективность дальнейшего развития корпоративной модели дополнительного профессионального образования специалистов и управленцев в сфере молодежной политики в Новосибирской области.
Советская концепция дружбы народов ушла из политической практики вместе с развалом Советского Союза. В статье анализируются причины ее возникновения и направления практического воплощения в жизнь. Автор впервые рассматривает на примере законодательных актов СССР то, как использовался руководством СССР инструмент административно-территориального деления страны для утверждения «дружбы народов», каким образом, в том числе благодаря индустриальным проектам, шло формирование общности советского народа и как этому служила система образования. Особое внимание в статье уделяется примеру Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН при ЦК КПСС), образованной в 1946 г. Академия стала важной организацией, влиявшей на карьеру партийных и советских работников. С самого начала ставка делалась на прием в нее аспирантов и слушателей из разных областей и республик СССР. Многонациональным с годами становился и коллектив ее преподавателей. Пример АОН при ЦК КПСС показывал общий курс советского государства на создание условий для тесного общения людей разных культур и языков для узнавания ими друг друга, совместного труда, достижения общих целей, взаимопонимания. Это развитие не шло изолированно от общих процессов в стране. Так же, как и за ее стенами, АОН пережила кампанию борьбы с космополитизмом, которая вылилась в травлю профессоровевреев. В то же время некоторые евреи, как и люди других национальностей, смогли сделать запомнившиеся карьеры в Академии.
В статье рассмотрены особенности политической активности молодежи в Европе, ее основные формы и факторы, влияющие на уровень вовлеченности молодых граждан в политические процессы. В условиях трансформации постиндустриального общества наблюдаются значительные изменения в формах политического участия молодежи в Европе. Традиционные механизмы вовлеченности, такие как участие в выборах, членство в политических партиях и молодежных организациях, постепенно утрачивают популярность. Это связано с кризисом доверия к классическим партийным структурам, снижением влияния институционализированных форм политики и ростом интереса к альтернативным методам политической активности. Молодежь все чаще использует социальные сети и протестные движения для выражения своих взглядов и влияния на политическую повестку. Рассмотрены основные барьеры, препятствующие активному участию молодежи в политической жизни, включая низкий уровень доверия к традиционным политическим институтам, отсутствие необходимых знаний о демократических процессах и социально-экономические факторы. Подчеркивается роль цифровизации политического пространства, которая открывает новые возможности для взаимодействия с государством и обществом. Вместе с тем возникает риск фрагментации молодежных инициатив и снижения их долгосрочного влияния. В статье анализируются ключевые тенденции политической мобилизации молодежи, исследуются мотивы участия, а также обсуждаются перспективы развития новых форм гражданской активности. Делается вывод о необходимости адаптации политических институтов к меняющимся условиям и создания новых форм взаимодействия с молодежью, учитывающих цифровую трансформацию общества.
В статье рассматривается стратегическое партнерство России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и страны ЦентральноАзиатского региона, будучи надежными союзниками и стратегическими партнерами, поддерживают тесное сотрудничество как на двустороннем уровне, так и в рамках различных международных и региональных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также в формате «Россия — Центральная Азия». Сделан вывод, что партнерские отношения России и стран Центрально-Азиатского региона отвечают национальным интересам всех его участников. Взаимодействие, основанное на общем историко-цивилизационном наследии, сходстве социально-экономических ориентиров, способствует укреплению коллективной безопасности, политической и экономической стабильности в регионе в ответ на современные геополитические вызовы.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832