Статья посвящена проблеме восприятия и интерпретации форм мусульманского мистицизма различными слоями мусульманского населения Волго-Уральского региона на примере работы Р. Фахреддина «Истимдад и карамат». В подавляющем большинстве случаев мистицизм и эзотерические практики в исламе так или иначе связаны с суфизмом. И, возможно, именно эта связь является причиной того, что разные социальные слои воспринимают данные практики по-разному. Главный вопрос исследования заключается в том, как жители Поволжья и Приуралья воспринимали и проецировали мусульманский мистицизм в конце XIX и начале XX веков, так как именно в этот период широкую популярность обретает «джадидитское» направление. Это также актуально в связи с тем, что Р. Фахреддин был значимой фигурой джадидитского движения. Через данную рецепцию можно также увидеть взгляды богослова на суфизм в целом и интеллектуальное влияние реформаторского направления на осмысление (рационализацию) мистических элементов в тасаввуфе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
- Префикс DOI
- 10.31162/2618-9569-2025-18-2-358-376
Если с понятием «карамат» (араб. карама) более или менее ясно (это изменение или временная остановка действий законов мироздания, установленных Всевышним), то «истимдад» – это один из самых дискуссионных концептов, являющихся наиболее частой причиной нападок и критики в адрес представителей суфизма.
Список литературы
1. Сибгатуллина А.Т. Суфийские тарика среди тюркских народов. Сборник тезисов Региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур» («Межэтнические общения в полиэтническом регионе»). Ч. 1. Астрахань: Астраханский гос. педагог. ин-т им. С.М. Кирова; 1995. С. 84-86.
2. Сызранов А.В. «Народный» ислам в Нижнем Поволжье: региональный вариант религиозного синкретизма. Вестник Евразии. 2007;3:163-180.
3. Гусева Ю.Н. Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления «Неофициального ислама». Исламоведение. 2013;2:36-43.
4. Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы. Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; 2014. 168 с.
5. Идиатуллов А.К. «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья. Вестник Томского государственного университета. История. 2018;52:89-94.
6. Шафиков И.Ф., Хамидов Е.Н. «Суфизм» и «народный ислам»: дискурс и восприятие в конце XIX - начале XX вв. Историческая этнология. 2023;8(1):33-46. https://doi.org/10.22378/he.2023-8-1.33-46
7. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам: очерки истории и культуры. М.: ИВ РАН; 2018. 456 с.
8. Акимушкин О.Ф. Тарика. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы; 1991. С. 224-225.
9. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пригарина Н.И., Рапопорт А.С. (пер. с англ.). 2-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Садра»; 2012. 536 c.
10. Ethem Cebecioglu. Tasavvuf terimleri ve deyimleri sozlugu. Istanbul: Anka Yayinlari; 2004. 741 s.
11. Истигаса: важность правильного определения этого понятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: azan.ru/maqalat/read/istigasa-vazhnost-pravilnogo-opredeleniya-etogo-ponyatiya-10929 (дата обращения: 10. 11. 2024).
12. Фәхретдин Р. Карамәт вә истимдәд. Ислам мәҗәлләсе. 1926;50:688-692.
13. Шагавиев Д.А. Татарская богословско-философская мысль (XIX - нач. XX вв.) : Курс лекций. Казань: Болгарская исламская академия; 2018. 168 с.
14. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Издательский дом «Хузур» - «Спокойствие»; 2019. 700 с.
15. Батров Р. Кем был Риза Фахретдин - ваххабитом или коранитом? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: kam.business-gazeta.ru/blog/378114 (дата обращения: 10. 02. 2025).
16. Карибуллин А.А. Ризаетдин Фахретдин и Зайнулла Расулев: к проблеме осмысления «суфизма» - религиозно-философского учения в исламе. Религиоведение. 2014;3:133-139.
17. Ризаэддин Фәхреддин: Кәгазь өстендә калган исем - бетмәс гомердер = Ризаэддин Фәхреддин: Жизнь длинною в вечность. Гыймранова Д.Г., Гобәйдуллин Л.И., Миңнуллин Р.Х. (төз.-авт.). Казан: Рухият; 2014. 148 б.
18. Ризаэддин бине Фәхреддин. Җәвәми‘ әль-кәлим шәрхе. Оренбург: Вактъ; 1911. 552 б.
19. Риза казый фəтвалəре. Гайнетдинов А.М. (төз.). Казан: ТР ФА Ш. Мəрҗани исем. Тарих институты; 2019. 108 б.
20. Шагавиев Д.А. Элементы доктрины салафизма в трудах татарских богословов начала XX в. Роль ислама в стабилизации социальных процессов : сборник статей и тезисов I Всероссийской научно-практической конференции. 15 марта 2014 г. Хазиев Р.И. (ред.). Набережные Челны: Ак мечеть; 2014. С. 26-28.
21. Татарская периодическая печать : Научно-энциклопедическое издание. Айнутдинов Р.А., Гилазев З.З. (сост. и науч. ред.). Казань: Изд-во Академии наук РТ; 2017. 200 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты сравнительного анализа жизненных стратегий таджикских женщин-предпринимателей и женщин, работающих по найму. В исследовании приняли участие 59 респондентов – молодых женщин-мусульманок Таджикистана, работающих по найму и ведущих собственный бизнес, средний возраст которых – 25 лет (от 18 до 35). Анализ результатов исследования подтвердил нашу гипотезу о том, что существуют различия в выборе жизненных стратегий у женщин, занятых предпринимательской деятельностью, и женщин, работающих по найму: женщины, занятые предпринимательской деятельностью, демонстрируют более высокую ориентацию на «стратегии жизненного успеха» Также исследование выявило, что «стратегия стремления к жизненному благополучию» более выражена у женщин, работающих по найму. Это свидетельствует о том, что объективные условия деятельности мелких и средних предпринимателей в Таджикистане, где ограниченные материальные ресурсы, высокая конкуренция и необходимость постоянного поиска решений, нередко заставляют их жертвовать комфортом ради достижения профессиональных целей.
В статье дан психологический анализ межпоколенных взаимосвязей в расширенной семье; показана положительная динамика психологической работы, опирающейся на ингушскую культуру и религиозные ценности. На примере конкретного случая психологического консультирования ингушской невестки по поводу ее отношений со своей свекровью описывается культура оказания психологической помощи с учетом культурного и духовного наследия клиента. В связи с ростом запросов на духовное консультирование мусульман, ориентированных на поиск смысла и улучшение качества жизни, возникла необходимость показать роль культурных и религиозных практик в процессе исцеления. Культурная и религиозная приверженность способствует духовному и физическому благополучию клиента. Религиозные верования помогают человеку найти опору, стабильность и утешение во время неопределенности или кризиса.
В статье дается обоснование политической теологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. О связи религии с политикой сказано очень много с древних пор, однако отсутствует специальная дисциплина, основным предметом системного изучения которой являлось бы взаимодействие религиозного фактора с политическими отношениями и которая имела бы свою методологию исследования и терминологию. Политическая деятельность осуществляется людьми, имеющими собственную мотивацию. Она формируется на основе доминирующих в обществе ценностей, на которые влияют и религия, и законы восприятия, изучаемые индивидуальной и социальной психологией. Сегодня перед наукой стоит задача системного междисциплинарного раскрытия смысла понятия «политическая теология», т. е. исследования всего механизма воздействия религиозного фактора на мотивацию и на восприятие политического процесса субъектами этого процесса, поскольку такое исследование предполагает применение в сочетании методов философии религии, философии политики, политологии, теологии и психологии.
Политическая теология есть наука, предметом которой является изучение закономерностей взаимосвязи политического процесса с религиозным фактором с позиций телеологической эпистемологии.
Автор изучает специфические черты комплекса мероприятий, проведенных мусульманскими образовательными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики (далее КБР), направленных на приобщение исламской молодежи республики к религиозному и культурному наследию кабардинского и балкарского этносов. В работе изучена роль культурной политики ДУМ КБР и республиканской системы исламского образования в противодействии распространению идей религиозного фундаментализма, неоязыческих и сектантских концепций. В статье рассматриваются характерные особенности сотрудничества Северо-Кавказского Исламского университета имени Имама Абу Ханифы с Пятигорским государственным лингвистическим университетом в конце 2000 – середине 2010-х гг. и их роль в просвещении мусульманской молодежи КБР.
В данном исследовании рассматривается методология, которой следовали правоведы шафиитского мазхаба при определении основополагающего мнения (фетвы) в рамках своего учения. В статье объясняются причины, по которым большинство правоведов VII века хиджры и последующих периодов предпочли принять мнения двух великих имамов – ар-Рафи‘и и ан-Навави, а не других. Также в статье анализируется подход, который использовали правоведы XI века хиджры и последующих периодов, принимая мнения таких выдающихся теоретиков, как шейх-аль-ислям Закариййа аль-Ансари, и ученых Шихаб-ад-дина Ахмада ибн Хаджара аль-Макки, Джамаль-ад-дина Мухаммада ибн Ахмада ар-Рамли и др. Кроме того, в статье разъясняется, чье мнение следует принимать в случае разногласий между упомянутыми учеными, и приводятся некоторые правила определения предпочтительности (тарджих) одного мнения другому. Всё это подкрепляется цитатами из трудов авторитетных исследователей мазхаба, изложенными с целью собрать их разрозненные высказывания в одном месте.
Знание и действие – важнейшие категории исламской мысли, однако применительно к персидскому суфийскому материалу они если и были рассмотрены в академической литературе, то довольно фрагментарно. Особенно малоизученным в этом отношении остается наследие Фарид ад-Дина Аттара.
Цель статьи – исследование того, как знание, действие и связанные с ними категории (познание и очевидность) рассматриваются в творчестве Фарид ад-Дина Аттара.
Объектом исследования является корпус текстов средневекового автора.
Для формирования корпуса была проведена атрибуция поэтического наследия Аттара по методу Дельты Берроуза. На основании матрицы совместной встречаемости из корпуса сочинений Аттара были выбраны наиболее репрезентативные цитаты, представляющие интересующий нас тезаурус. Одной из сопутствующих задач было тестирование на конкретном материале методологии комбинированного чтения, сочетающего «дальнее чтение» и «пристальное чтение», полагаем, что такая методология отчасти нивелирует фактор субъективности при отборе цитат для анализа. Было установлено, что средневековый автор не стремится к утверждению рационализма; напротив, его цель – призвать читателя к мистическому сверхрационализму, к преодолению частного знания ради познания метафизической Тайны. Однако для него принципиально важна практическая составляющая данного опыта. Это не пассивность мистического детерминизма, которой зачастую характеризуют суфизм, а призыв к активному действию, которое осмысляется автором в понятиях мужественности, воинского подвига и самопожертвования.
В статье рассматривается деятельность ученого, классика и легиста положений арабской грамматики Абу-ль-Фатха ‘Усмана ибн Джинни в аспекте его вклада в науку тафсир. В частности, уделяется внимание тому, какую роль в толковании коранического текста он отводил частицам. Приведенные примеры подкрепляют тезис о том, что частицы как один из сегментов грамматики имеют важное значение для интерпретации текста Священного Корана. Использование той или иной частицы в контексте определенного коранического фрагмента может повлиять на его восприятие и дать более глубокое понимание его смысла. По этой причине Ибн-Джинни включал характеристику частиц в тафсир, также считая данный раздел грамматики арабского языка способным обогатить толкование Священного Корана и раскрыть его глубинные смыслы. Отмечено, что не только частицы являются предметом исследования. Зачастую в работах Ибн-Джинни сам коранический текст выступает в качестве довода, подкрепляющего лингвистические тезисы. Выводы данной статьи указывают на важность применения работ средневековых арабских лингвистов для углубленного понимания Корана.
Статья посвящена анализу взглядов и рассуждений татарского ученого Джамаля Валиди относительно проблем национальной идентичности. В научной литературе Дж. Валиди больше известен как литературовед и лингвист. Однако в его научном наследии есть и социально-философские исследования, посвященные сложным вопросам «нациостроительства», национальной идентичности. Эти практически «забытые» статьи и отдельный труд «Милләт вә миллият» (Нация и национальное) являются лучшими исследованиями по данной проблематике, созданными учеными того времени. Его труды, несомненно, убеждают, что Дж. Валиди был самобытным теоретиком-мыслителем. В настоящее время обращение к забытому наследию прошлого и изучение проблемы национальной идентичности приобретают свою актуальность, так как эта тема, не переставая интересовать общественность, требует нового, современного, взгляда и анализа.
Предмет нашего исследования – история татарской национальной идентичности, объектом изучения являются труды Дж. Валиди по данной проблематике.
Цель – показать вклад Дж. Валиди в изучение проблем национальной идентичности в татарской историографии.
В статье описывается история становления и развития проблем самоидентификации и изучения вопросов идентичности. Научная деятельность Дж. Валиди, его взгляды и рассуждения раскрываются в контексте аналогичных исследований других ученых и мыслителей начала XX века. Автор акцентирует внимание и на такие важные вопросы, как наименование этнонима, значение понятий «нация» и «национальное», основополагающие факторы нации в видении ученого Дж. Валиди.
Статья посвящена описанию свода хадисов одного из известных в истории ислама ученых-энциклопедистов аль-Хусайна аль-Багави «Масабих ас-сунна», легшего в основу получившего распространение во всем мусульманском мире и использовавшегося в системе народного образования татар в XIX в., в частности сборника хадисов «Мишкят аль-масабих». В работе приводится оглавление «Масабих ас-сунна» и подробное содержание некоторых его книг для более развернутого представления о сборнике; описаны дополнения автора «Мишкят аль-масабих» ат-Табризи к труду аль-Багави; даны некоторые биографические сведения об аль-Багави, а также представлен фрагмент из его сочинения «Шарх ас-сунна» в качестве иллюстрации учености автора. «Мишкят аль-масабих» служил источником достоверной Сунны в татарских конфессиональных школах и знакомил учащихся со значительным объемом хадисов.
В статье рассматривается история старейшей мечети, основанной при шахе Исмаиле I (1501–1524) в Тбилиси, и попытка преобразования религиозного ландшафта в Грузии в начале XVI в.
Цель исследования заключается в реконструкции сведений о шиитской мечети, возведенной в 1522 г. и ставшей символом политического присутствия Сафавидов (1501–1722).
Анализ этого памятника позволяет лучше понять стратегические цели династии, направленные на укрепление позиций через религиозные институты. Исследование проведено на источниковой базе, включающей в себя грузинскую и персидскую хронистику: «Картлис Цховреба»; «История царства Грузинского» Вахушти Батонишвили; «Тарих-и ‘алямарайи Исма‘иль» («Хроника Исмаила – украшение вселенной») анонимного автора; «Тарих-и джаханара» («Летопись – украшение мира») кади Ахмада ибн Мухаммада аль-Гаффари; «Ахсан ат-таварих» («Лучшая из летописей») Хасан-бека Румлу, а также травелоги французских путешественников Жана Шардена, Жозефа Питтона де Турнефора и др. Утрата в советский период памятника – мечети Исмаила – подчеркивает значимость его изучения, делая исследование его прошлого особенно важным и способствуя сохранению памяти о культурном наследии эпохи Сафавидов.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru