В статье рассматривается проблема религиозности молодёжи и факторов, оказывающих влияние на её формирование. Актуальность данной темы связана с возрастанием роли религии среди населения России, в том числе, среди молодёжи. В то же время характерная для религиозности молодёжи хаотичность и неопредёленность требует социологического изучения. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на религиозность студентов г. Москвы. Исследование показало, что более значимыми для современной молодёжи являются факторы, связанные с институтом семьи и СМИ. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, совместное проведение религиозных праздников и т.д. оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодых людей, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. При этом СМИ являются для молодёжи основным источником информации о религии, в том числе о молитвах. В то же время выявлено, что факторы, связанные с институтами образования и религиозными организациями, оказывают меньшее влияние на религиозность современной молодёжи.
Идентификаторы и классификаторы
Происходящие в последнее время радикальные изменения в российском обществе оказывают значительное влияние как на социально-экономическое развитие страны, так и на духовную жизнь населения, его отношение к религии и церкви. Религиозное сознание всё чаще рассматриваться обществом как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения.
Список литературы
- Атлас современной религиозной жизни России: в 3 т. / Кестон. ин-т. М.: Летний Сад, 2005. Т. 1. / отв. ред.: М. Бурдо, С. Филатов. 2005. 620с.; Т. 2. / отв. ред.: М. Бурдо, С. Филатов. 2006. 686 с.
- Ипатова Л.П. Современные особенности освоения православной традиции // Традиции и инновации в современной России. Социологиче-ский анализ взаимодействия и динамики. М., 2008. С. 414.
- Исаева В.Б. Феномен конверсации: кон-струирование религиозной идентичности в био-графическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. №1. С. 127-146.
- Калашникова М.Б. Особенности религиоз-ности российской молодежи // Вестник НовГУ. 2016. №2 (93). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-religi-oznosti-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 10.01.2022).
- Кастельс М. Информационная эпоха: эко-номика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
- Кобзева Н.А., 2006. Религиозность студен-ческой молодежи в трансформируемой России: социологический анализ. PhD thesis, Российский государственный социальный университет, Москва.
- Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «Рубикона» // Социологический журнал. 2005. №3. С. 153-168.
- Лебедев С.Д. Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции со-циологических концепций религиозности // Кон-цепт: философия, религия, культура. 2022. №3. С. 85-104.
- Лента.ру / «Вывернутое наизнанку христи-анство» Советский Союз 70 лет боролся с рели-гией, но создал новую. В нее верят до сих пор // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/arti-cles/2020/10/25/antigod/ (дата обращения: 05.08.2022)
- Лобазова О.Ф. Система факторов дина-мики религиозности // Евразийский Союз Уче-ных. 2015. №2-5 (11).
- Маркс К. Религиозное отчуждение // Рели-гия и общество: Хрестоматия по социологии ре-лигии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 80-86.
- Моравицкий Я.Б. Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и со-циальной антропологии. 2005. №4. С.102-119.
- Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политиче-ской жизни современной России. М.: Научная книга, 2005. 382 с.
- Сабирова Г. А. Мусульманские идентично-сти и дискурсивная традиция ислама в постсовет-ской России // Традиции и инновации в современ-ной России. Социологический анализ взаимодей-ствия и динамики. М.: РОССПЭН, 2008.
- Синелина Ю.Ю. О критериях религиозно-сти населения // Социологические исследования. 2001. №7. С. 89-96.
- Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вест-ник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. №15. С. 7-16.
- Уфимцева Е. И. Религиозное образование: основные подходы к определению и типологиза-ции // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социоло-гия. Политология. 2016. №3. С. 289-296.
- Хойслинг Р. Контексты и перспективы се-тевой теории // Социальные процессы как сете-вые игры. Социологические эссе по основным ас-пектам сетевой теории. М., 2003. С. 35.
- Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс во-церковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005.
- Шаповалова Л.В. Отношение к религии: социологические контексты анализа // Социоло-гия религии в обществе позднего модерна. 2022. Т. 11. С. 68-76.
- Шлейермахер Ф. Речи о религии. М., 1994.
- Batson Ch.D., Ventis W.L. The Religious Ex-perience. A Social-psychological Perspective. Ox-ford University Press,1982. 356 p.
- Trillhaas W. Grundzüge der Religionspsychol-ogie. München : C. Kaiser, 1946.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 21 веке движения в защиту окружающей среды, прав животных и сексуальных меньшинств выглядят автономными друг от друга, но на самом деле являются эле-ментами новой религии – планетаризма. Эта зелёная религия под лозунгом «Спаси Планету!» переросла секуляризацию и неоязычество. В планетаризме есть свои пророки, догмы, соборы, концепция времени (четыре стадии: благой исток, появление зла, появление истины, воссоединение с благом), апологетика и другие религиозные характеристики. Внедрение ценностей и этики планетаризма, которые несовместимы с традиционными религиями, порождает конфликты.
Известный немецкий социолог, автор концепции ускорения и резонанса Хартмут Роза разработал оригинальную версию «Социологии отношения к миру», или, как он её также называет, «Социология резонанса» или «Новая критическая теория». В своих публичных выступлениях на социально-политические, теологические темы, с критикой условий жизни, ускорения, «глухого мира», кризисов современности (демократии, экологии, психологии), в социально-педагогических и социально-философских исследованиях он постоянно обращается к необходимости резонансного отношения к миру в условиях отчужденного и безмолвного мира. При этом автор концепции подвергается критике за «мессианский», «метафизический» и «теологический» характер концепции. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов социологии отношения к миру Хартмута Розы, таких как концепция ускорения, социология отношения к миру, отчуждения и критика позднего модерна. С другой стороны, предпринимается попытка проанализировать критику данной концепции с позиций социологической теории.
В статье представлены результаты специально проведённого эмпирического исследования особенностей ценностно-смыслового самоопределения работающих студентов в период дистанционного обучения. Показано, что в условиях существующей практики обучения в вузе ценностно-смысловое самоопределение студентов характеризуется конфликтной двухвершинной мотивационной направленностью личности без явного преобладания духовно-нравственных (гуманистических) и эгоистически-престижных (прагматических) ценностей.
В статье исследуется внешний вид христианина на примере молодёжи пятидесятнической и баптистской церквей. В ходе данного исследования была выбрана и применена качественная методология в целях детального рассмотрения проблемы. Применяется следующий инструментарий: методы кейс-стадис, полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения. Данные инструменты предоставили возможность не только детализированного изучения проблематики, но также позволили познакомиться с мировоззрением прихожан, их включённостью в современный мир, изобилующий множественностью феноменов и факторов, противоречащих как личной нравственности воцерковлённой молодежи, так и тому, что транслирует Священное Писание. В результате делается вывод о том, что внешний вид современного христианина имеет некоторые отличия от внешнего вида светского человека, хоть и не всегда явно выраженные. Внешний облик прихожан регламентируется не довлеющими правилами извне, а скорее их внутренней нравственностью, благочестием и Священным Писанием.
Механизмы общественно-политической социализации выступают инструментом включения молодёжи в общественные отношения. Религия продолжает сохранять влияние на формирование ценностно-мировоззренческих установок молодых людей, несмотря на тенденции секуляризации, а также размытость и неопределенность религиозного мировоззрения современной молодёжи. Расширение использования горизонтальных форм цифровой самоорганизации и сетевых практик затрагивает не только светские, но и религиозные институты. В рамках сетевых структур начинают формироваться свои особые субкультуры. Появляются новые формы общественного участия со значительной долей религиозных ценностей. В то же время подобные сообщества могут использоваться многими политическими и международными факторами как инструмент решения конкретных политических и идеологических задач. В условиях социальной нестабильности и аномии подобная религиозность может трансформироваться в религиозный скептицизм или радикализм, что требует адекватной реакции со стороны государства с учётом современных реалий.
В статье на основании обобщения данных качественных социологических исследований – открытой групповой дискуссии и включённого наблюдения – выявляются основные социальные технологии и функции православного молодежного активизма в аспекте воздействия на личность его участников и социальную среду их деятельности. Объектом исследования служит православный молодежный клуб «Феникс» (Республика Мордовия) в качестве инновационного социального проекта, преследующего одновременно цели вовлечения молодежи в общественную деятельность за счет формирования кругов единомышленников и её воцерковления в форме социального обмена. Основной социальный эффект участия его деятельности характеризуется как возможность получить уникальные знания и навыки в обмен на индоктринацию и дисциплину. Взаимоотношения православных молодежных активистов в своем кругу и со священнослужителями на уровне прихода и благочиния в основном характеризуются взаимопониманием, установкой на сотрудничество и общением на равных вне богослужения.
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при реализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди представителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса показали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неверующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к проблеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Полученные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей возрастной категории, а также общих характеристик для поколения Z.
В статье рассматриваются отдельные воззрения на проблему возрастного фактора религиозного обращения российских мыслителей и исследователей: Феофана (Говорова), М. А. Олесницкого, Д. М. Угриновича, А.Г. Петровой, В. Г. Безрогова, Л. П. Ипатовой, Т. А. Фолиевой. Представлена научная рефлексия таких аспектов возрастного фактора религиозного обращения, как: возрастные границы религиозного обращения; значимость детского и подростково-юношеского периодов в процессе религиозного обращения; влияние особенностей подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Подчёркивается кризисное и амбивалентное влияние подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Описываются возможные траектории личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период: утрата детской религиозности, переход в другую конфессию или религию, обретение религиозной веры и интенсификация религиозной преданности. Рассматриваются духовно-нравственные риски и ресурсы подростково-юношеского периода религиозного обращения в православие. Указывается необходимость эмпирических исследований социально-психологических и социокультурных факторов личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период.
Понятие и формы благотворительности изменялись на протяжении истории. Авторы выделили и классифицировали определения благотворительности в бытовом и научном контекстах, рассмотрели формы благотворительности на разных стадиях жизненного цикла общества, акцентировали исторические связи благотворительности и религиозности. Для анкеты благотворительность определена как безвозмездные занятия (в том числе трудовые), направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим. Эти занятия могут иметь неорганизованную или организованную форму.
Религиозная благотворительность – это логическая сумма благотворительности, осуществляемой религиозной организацией, с благотворительностью, осуществляемой религиозно мотивированным индивидуумом. Применение логической суммы необходимо для преодоления возможного разрыва между наличием религиозной мотивации у лиц, не идентифицирующих себя как членов религиозной организации, и отсутствием религиозной мотивации у не-которых членов религиозной организации. Формы религиозной благотворительности классифицируются по основанию вероучения на авраамические, дхармические и т.д. с дальнейшим делением этого понятия вплоть до православной формы.
В статье формулируется концептуальный замысел тематического номера издания, обосновывается укрупнённая проблематика связки «религия – молодёжь» в мире Современности и даётся обзор вошедших в номер исследовательских статей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru