В статье рассматривается вопрос интеграции положений устойчивого развития в станкостроение в целях достижения технологического суверенитета Российской Федерации. Обсуждаются теоретические основы концепции устойчивого развития и принципы ESG. Автор анализирует существующие проявления устойчивого развития в машиностроении и разрабатывает возможные пути внедрения стратегии устойчивого развития в станкостроительную отрасль России. Рассмотрен зарубежный опыт внедрения принципов ESG в машиностроении. В заключении автор оценивает место устойчивого развития в развитии станкостроения и достижении технологического суверенитета Российской Федерации.
The article addresses the issue of integration of the provisions of the sustainable development into the machine tool-industry in order to achieve technological sovereignty of the Russian Federation. The theoretical foundations of the concept of sustainable development and ESG principles are discussed. The author analyzes the existing manifestations of sustainable development in mechanical engineering and develops possible ways to introduce sustainable development strategy into the machine-tool industry in Russia. Foreign expertise in implementing ESG principles in mechanical engineering is considered. In conclusion, the author evaluates the place of sustainable development in the development of the machine-tool industry and the achievement of technological sovereignty of the Russian Federation.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-10.24412/2225-8264-2025-1-910
Список литературы
1. Кибл Б. Доклад Брундтланд: Наше общее будущее. 1988. С. 17-25.
2. Бюсси П. Устойчивое развитие для промышленности. URL: https://www.easy-skill.com/fr/blog/defi-du-developpement-durable-pour-industrie.
3. Как устойчивое развитие применяется к промышленности. URL: https://www.industrieweb.fr/news/25858-comment-le-développement-durable-s-applique-à-l-industrie.
4. Каково влияние ESG на промышленность? URL: https://www.atpi.com/fr/quel-est-limpact-de-lesg-sur-lindustrie.
5. Первис Б., Робинсон Д. Три столпа устойчивости: в поисках концептуальных истоков. 2019. С. 681-695.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрена возможность управления совместными российско-китайскими инвестиционно-строительными проектами в условиях стремительной цифровизации. Предложена система управления проектами и бизнес-процессами инвестиционно-строительной компании с использованием известного и популярного в мире современного программного обеспечения, которое предлагается интегрировать на единой цифровой платформе. Учитывая совместную российско-китайскую деятельность, целесообразно строить управление на международных управленческих принципах, используя известные информационные системы и их аббревиатуры, которые будут понятны для специалистов из России и Китая. Это инновационное предложение позволит эффективно перейти на процессную бизнес-модель инвестиционно-строительной компании и осуществить поэтапную цифровую трансформацию в цифровой двойник, что повысит эффективность, снизит риски и повысит прибыльность.
В статье рассмотрен вопрос реализации прав потребителей в рамках розничной торговли на международных электронных площадках на примере Alibaba. com (Aliexpress. com). Предметом изучения выступает современное состояние гражданского законодательства в области защиты прав потребителей на международных площадках (в том числе при совершении трансграничных покупок).
Отмечается, защита прав потребителей в трансграничной розничной торговле обладает определенными особенностями, а сами такие сделки несут для потребителя дополнительные риски. Рассматриваются особенности взаимодействия площадки, продавца и покупателя на площадке Alibaba. com (Aliexpress. com) и судебная практика по отдельным спорам в связи с таким взаимодействием. Констатируется, что на настоящий момент практика торговли через данную площадку не в полной мере соответствует нормам законодательства РФ.
В статье отражены результаты исследования проблемных вопросов, раскрывающих специфические черты сценариев управления рисками с учетом критериев достижения экономической безопасности организации. Рассматриваемая методология сценариев управления рисками предопределила возможность зафиксировать их ключевые этапы: идентификация, анализ, прогнозирование и мониторинг рисков. Цель исследования представляет собой определение зависимости производственной деятельности хозяйствующего субъекта от дестабилизирующих факторов в виде вызовов, угроз и рисков, а также выявление инструментальных методов управления рисками и причин изменения экономической безопасности организации в следствии отрицательного воздействия тех или иных угроз. Определены следующие задачи исследования: обосновать теоретические аспекты управления рисками; выявить методы обеспечения экономической безопасности организации в условиях глобальных вызовов и внешних угроз; исследовать методический инструментарий сценариев управления рисками. В качестве методологического инструментария применены процессный и сценарный подходы. Для целей получения необходимых результатов использованы методы описания, обобщения, конструирования, сравнительный анализ и метод логики. Результатами исследования следует считать: обоснование сущности и содержания понятия «сценарий управления рисками», позволяющее изменить подходы к принимаемым управленческим решений в условиях неопределенности и изменчивости; разработка сценария управления рисками, включающего этапы, каждый из которых подвержен цикличному повторению, а сам процесс управления реализуется непрерывно и неизменно во времени.
В статье рассмотрена проблема оценки эффективности маркетинговой деятельности в высших учебных заведениях. Целью работы является разработка комплексного подхода к оценке эффективности маркетинга, учитывающего не только краткосрочный финансовый результат, но и долгосрочную ценность студентов как клиентов, а также влияние временного фактора на маркетинговые процессы. К используемым методам относятся расчет показателей Marketing Return on Equity (MRE), Lifetime Value (LTV) и темпоральный анализ. Результатом разработанной методики является комплексный подход, который позволяет оценить эффективность маркетинговых инструментов, анализируя ATL-, BTL- и TTL-коммуникации, а также прогнозировать долгосрочную прибыль от привлечения студентов. Полученные результаты могут быть применены в практике маркетинга высших учебных заведений для оптимизации маркетинговых стратегий и достижения стратегических целей. Авторы статьи пришли к следующим выводам: в условиях усиления конкуренции в сфере образовательных услуг, традиционные метрики оценки эффективности маркетинга (ROI, ROMI) недостаточны для полного понимания ценности маркетинговых усилий. Комплексный подход, предложенный в статье, включающий MRE, LTV и темпоральный анализ, позволяет более точно оценить эффективность маркетинговой деятельности и сделать ее более стратегически ориентированной. Раздел II. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки)
В статье рассматриваются стратегии рекрутинга китайских студентов в российские образовательные учреждения. Основной целью работы является анализ существующих подходов к привлечению иностранных студентов и выявление эффективных практик, способствующих успешной адаптации китайских студентов в российскую образовательную систему. Методология работы включает комплексный анализ сравнительно-сопоставительных исследований действующих рекрутинговых программ, анализ статистических данных, анализ данных социологического исследования, проведенного в вузах России в апреле-мае 2024 г. (анкетный опрос китайских студентов, обучающихся в российских вузах). Результаты исследования выявили ключевые факторы, влияющие на выбор учебного заведения, такие как качество образования, репутация университета, наличие подготовительных курсов, программы поддержки и другие. Основным выводом является то, что для успешного привлечения китайских студентов необходимо адаптировать рекрутинговые стратегии, учитывая культурные и экономические особенности китайских студентов, их уникальные образовательные запросы и ожидания. Автором предложены разнообразные подходы к рекрутингу: эффективные целевые информационные кампании, демонстрация примеров успешных выпускников, организация ознакомительных поездок и вебинаров. Рекомендуется дальнейшее изучение и внедрение новых технологий в процессы рекрутинга для расширения международного сотрудничества и улучшения качества образовательных услуг.
В статье исследуется влияние технологического развития регионов на потребности в человеческих ресурсах. На основе анализа статистических данных, аналитической информации, рейтингов и обзора публикационных материалов, выявлено, что социально-экономическое развитие и внедрение цифровых решений в регионе формируют потребность в персонале с цифровыми компетенциями. Авторами обосновывается, что ключевыми факторами успешности внедрения инноваций становятся цифровые навыки персонала и их способность адаптироваться к новым технологиям. Доказано, что небольшие и средние региональные предприятия проигрывают крупным по внедрению новых технологий, не только из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов, но также вследствие недостаточного числа квалифицированных претендентов на свободные вакансии, поскольку многие предпочитают трудоустраиваться на крупные предприятия или уезжать в мегаполисы. Для решения проблем с дефицитом квалифицированных кадров требуется реализация программ по прогнозированию потребностей по перспективным и востребованным направлениям подготовки специалистов, добавление практико-ориентированных программ в образовании, проведение постоянного мониторинга трудоустройства выпускников. Необходимы разработки инструментариев по государственному регулированию взаимодействий между системой образования региона и сферой труда, функционирующие на цифровой основе.
В статье рассмотрены особенности занятости и безработицы молодежи в Китае на современном этапе развития. Целью статьи является проведение анализа современного состояния рынка труда молодежи Китая. В исследовании использовался теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы, статистических данных, сравнение, синтез, обобщение. Автором статьи сделаны выводы о том, что для безработицы среди молодежи в Китае характерен циклический характер, обусловленный сокращением численности занятых во всех отраслях экономики в условиях наблюдающегося экономического спада страны; для сокращения численности безработных среди молодежи необходимо привлекать дополнительные инвестиции с целью расширения рабочих мест и создания условий для сокращения предложения рабочей силы; в рамках международного сотрудничества с Россией необходимо расширение программ профессиональных и учебных стажировок студентов из Китая с возможностью последующего трудоустройства, что позволит частично решить проблему кадрового дефицита в России, а в Китае сократить излишки рабочей силы; учитывая циклический характер развития национальных экономик, прогнозирование ситуации сокращения рабочей силы в возрасте от 16 до 24 лет на ближайшие несколько лет. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в национальных программах социально-экономического и регионального развития.
В данной статье авторский коллектив, опираясь на опыт преподавания в Китае, рассматривает лингводидактические возможности использования кинофильмов в аспекте преподавания русского языка как иностранного китайским учащимся в условиях неязыковой среды с учётом их этнопсихологических особенностей на основе этнометодики. В статье дано краткое описание обучения общему владению русским языком магистрантов филологов и нефилологов совместного российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней представлен комплекс упражнений, разработанный для формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности в рамках преподавания различных аспектов русского языка как иностранного (предметы «Практический русский язык», «Русское кино», «Сопоставительная лексикология в аспекте преподавания РКИ», «Газета. СМИ», «Экскурсоведение»). Также в представленной работе впервые даётся понятие «искусственно созданная языковая среда» в условиях неязыковой среды, эта искусственная среда оказалась возможной благодаря уникальному проекту Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
В статье обосновывается использование регулятивно-деятельностного подхода в качестве психолого-педагогической основы подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности. Целью работы является описание условий для развития способностей будущего педагога к использованию этих инструментов, технологий и платформ на разных уровнях регуляции своей педагогической деятельности. К используемым методам относятся психолого-педагогический анализ литературы, материалов исследований и документов, посвященных подготовке современного учителя, а также моделирование структуры и содержания подготовки к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в педагогической деятельности. Результатом работы является описание процесса подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ как трехэтапного движения будущего педагога по индивидуальной образовательной траектории и саморегуляции им этого движения. Полученные результаты могут быть применены для разработки методической системы подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности. Авторы статьи пришли к выводу, что использование регулятивно-деятельностного подхода позволяет строить процесс подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности так, чтобы направить его на формирование у студентов профессиональной компетенции и последовательно вывести их на операционный, тактический и стратегический уровень регуляции педагогической деятельности.
В статье рассматриваются актуальные вопросы вовлечения обучающихся в образовательный онлайн-процесс. В качестве инновационного инструмента вовлечения исследуется онбординг — комплекс мероприятий, формирующих первое впечатление о виртуальной учебной среде и направленных на успешное начало обучения. Включение онбординга в организационную структуру образовательного онлайн-процесса способствует снижению уровня стресса, росту уровня комфорта, сокращению времени на сопровождение, ускорению процесса достижения результатов, повышению результатов и удовлетворенности. В статье рассмотрены различные подходы к модели вовлеченности, выделены факторы, влияющие на вовлеченность и их категории. Онбординг и адаптация представлены начальными этапами образовательного онлайн-процесса, которые помогают обучаемому успешно погрузиться в новую среду и стать ее частью. Описана трехэтапная стратегия онбординга (погружение, обучение, приспособление), основные правила и принципы юзабилити. Технология онбординга презентуется через структурное описание составляющих ее модулей (социальной адаптации, технической адаптации, учебной адаптации, профессионально-личностной самореализации), задаются форматы адаптационных активностей онбординга.
В статье рассматривается влияние технологий дополненной реальности на мотивацию курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России, при обучении информатике. Технологии дополненной реальности помогают адаптировать сложный теоретический материал к практическим задачам, что способствует более глубокому усвоению знаний и повышению уровня вовлеченности. Анализ исследований в области применения дополненной реальности в образовательной среде показывает, что ее преимущества включают наглядность, интерактивность и персонализацию. Проведенное исследование включает разработку учебных материалов с использованием дополненной реальности, а также оценку их влияния на мотивацию курсантов. Результаты эксперимента демонстрируют, что дополненная реальность стимулирует активное участие обучающихся, улучшает их успеваемость и формирует устойчивый интерес к предмету. Выводы подчеркивают важность интеграции современных технологий в образовательный процесс для повышения качества профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России. Практическая значимость работы заключается в возможности масштабного внедрения AR-технологий для модернизации обучения в специализированных учреждениях.
Настоящая статья посвящена сравнительному анализу эффективности применения аутентичных игровых методик и стандартных речевых упражнений в процессе обучения иностранных студентов русскому языку на начальном этапе освоения падежной системы. Эмпирической базой исследования послужил педагогический эксперимент, проведенный среди китайских студентов первого курса Северо-китайского университета водных ресурсов и электроэнергетики (г. Чжэнчжоу, провинция Хенань), возраст которых варьировался от 17 до 21 года. Все участники эксперимента начали изучение русского языка с нуля.
Основное внимание в работе уделено исследованию влияния различных подходов к изучению предложного падежа в локативном значении, как первого этапа освоения падежной системы, согласно методическому комплексу «Дорога в Россию. Учебник русского языка».
Предметом анализа выступают, с одной стороны, разработанные с учетом принципов аутентичности игровые техники, с другой — традиционные речевые упражнения, рекомендованные в учебнике.
Ключевая цель исследования — определить, существует ли статистически значимая разница в усвоении грамматической структуры русского языка при использовании игровых и традиционных методик. Иными словами, мы стремимся установить, обладают ли аутентичные игры, в силу присущих им характеристик, более высоким потенциалом для формирования грамматических навыков (в частности, навыков использования локатива), чем стандартные речевые упражнения.
В статье рассматриваются приемы начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе педагогического опыта взаимодействия российского и китайского преподавателей. В условиях спроса в Китае на специалистов со знанием русского языка, тема статьи очень актуальна на современном этапе.
Целью исследования является анализ приемов обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе обучения в неязыковой среде на основе опыта взаимодействия китайского и российского преподавателей МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
Для достижения цели были поставлены задачи выявить специфику преподавания русского языка в китайской аудитории, особенности организации учебного процесса китайским и российским преподавателями, проанализировать методы преподавания китайского и российского преподавателей русского языка как иностранного в обучении китайских студентов.
В качестве основных методов исследования были использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Был произведен сравнительно-сопоставительный анализ основных приемов начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе опыта педагогического взаимодействия российского и китайского преподавателей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также для дальнейшей разработки проблемы.
В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в образовательной сфере в последние годы. Гуманитарное сотрудничество всегда было одной из важнейших областей в двусторонних отношениях наших двух стран. В 21 веке контакты и обмены в сегменте высшего образования вышли на новый этап развития, кроме того, Россия и Китая начали активно наращивать взаимодействие на уровне школьного и профессионального образования. Страны расширяют горизонты сотрудничества, взаимодействуя не только на межгосударственном уровне, но и на международных площадках, как, например, БРИКС, ШОС и в рамках инициативы «Один пояс, один путь», находят все новые форматы сотрудничества, такие как, создание альянсов между учебными заведениями, совместное открытие школ и колледжей, активные обмены и консультации в подготовке кадров. Все это в перспективе должно еще больше укрепить фундамент социально-экономического сотрудничества между государствами и принести практическую пользу для народов наших стран.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______