Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-2025-3-975
К постоянным причинам можно отнести недостаточную престижность профессии, сравнительно невысокую заработную плату в соотношении с затрачиваемыми усилиями, высокие рабочие нагрузки, в том числе второй половины дня, множество форм отчетности, высокие требования к результативности труда.
Список литературы
1. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Зарицкая О. Н. Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/profesionalnye-deformaci-uchitelja-i-puti-ih-preodolenija.html (дата обращения: 18.04.2025).
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития человека. М.: академия, 2006. 240 с.
4. Мусалаева А. Р. Предотвращение возникновения профессиональной деформации в организации // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». 2011. № 1(9). С. 26-31.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
7. Жалагина Т. А. Профессиональная деформация преподавателя вуза: структура и содержание. Тверь.: Изд-во ТГУ, 2002. 120 с.
8. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №3 (55). С. 167-171.
9. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 237 с.
10. Орехова Т. Ф., Неретина Т. Г., Кружилина Т. В., Ледер П. К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 103-124.
11. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональной деформации // Национальный психологический журнал. 2014. № 1 (13). С. 55-62.
12. Селезнева Ю. В., Клименко В. А., Агаглуян Л. И. Особенности профессиональных деформаций преподавателей высшей школы на разных этапах профессионализации // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN322.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
13. Сыманюк Э. Ф., Печеркина А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9. С. 265-269.
14. Захарова Е. В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей // Известия Самарского научного центра РАН. Психология, педагогика. 2015. Т. 17. № 2 (2). С. 465-472.
15. Жалагина Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 19.00.07. Тверь: Изд-во ТГУ, 2004. 46 с.
16. Темнова Л. В. Профессиональная успешность и профессиональные деструкции: социологический анализ // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7. Вып. 4. С. 445-454.
17. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. С. 83-89.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению участия вертикально-интегрированных структур нефтехимической промышленности в формировании и развитии кооперационных взаимодействий в Омской области. В качестве концептуальной базы материал статьи ориентирован на эволюционную экономико-пространственную теорию. Для проведения исследования использованы научные методы конструирования понятий, обобщения и описания, а также метод анализа материалов. По теоретико-методологической части исследования дано определение региональных вертикально-интегрированных структур. Основные результаты исследования сводятся к обоснованию региональных вертикально-интегрированных структур и определению их признаков. Выделены основные кооперационные цепочки, в которых участвуют региональные вертикально-интегрированные структуры, представляющие нефтехимическую отрасль промышленности Омской области. Отмечено соответствие функционирования региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли экспортоориентированной и кооперационной направленности, обозначенной в целях Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года, и высокий вклад предприятий рассматриваемых бизнес-структур в обеспечение текущей социально-экономической устойчивости и экспортного потенциала омского региона. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития кооперационных связей с участием региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли Омской области в интересах обеспечения стратегического конкурентного регионального развития, усиления позиций региона на российском и международном рынках.
Развитию цифровой экономики наравне с вопросами обеспечения продовольствием населения уделяется внимание во всем мире. Однако ввиду недостаточности исследований в области влияния цифровизации на формирование рынков продовольствия не раскрыты механизмы государственной политики в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Статья посвящена разработке рекомендаций для региональных властей в рамках внедрения цифровых инструментов в сферу регулирования рынков продовольствия. Методологической базой исследования послужили теории формирования рынков. В ходе исследования использованы эконометрические методы анализа панельных данных. Информационную базу исследования составили статистические данные, характеризующие степень цифровизации экономики, индексы цен на продовольствие, темпы развития производства за период 1991–2022 гг. В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что активизация развития процесса цифровой трансформации приведет к повышению эффективности продовольственных рынков региона, а также удовлетворению потребностей разных сегментов потребителей в отношении цены и качества. Было выявлено, что цифровые процессы в экономике (в том числе инвестиции в сферу информационных технологий) не влияли на индекс производства и продовольственную безопасность, при этом значимы в процессе формирования цен на продовольствие. Предложенный подход изучения степени влияния факторов цифровизации на формирование цен на продовольственные товары позволит разработать мероприятия по улучшению положения потребителей и повышению эффективности производства. В статье выявлены ключевые факторы цифровизации, воздействие на которые позволит усилить процессы интеграции регионов и решить проблемы продовольственного обеспечения.
Статья посвящена актуальным вопросам трансформации в условиях перехода к цифровизации и соответствующего формирования цифровых систем, развития искусственного интеллекта и внедрения информационных технологий. В статье рассматривается эволюция цифровой экономики, а также анализируются изменения в российской экономической системе, вызванные процессами цифровизации. Авторами, рассмотрены и систематизированы виды и типы цифрового взаимодействия, определяющих экономическую природу сущностных характеристик участников цифровых отношений. Определены факторы, влияющие на процессы динамики цифровой трансформации. Оценивая цифровизацию экономики, акцент делается на цифровое взаимодействие и цифровую трансформацию экономической системы. Цифровое взаимодействие — это эволюция рыночного взаимодействия, основанное на сегментирование субъектов цифровой экономики. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты практики развития цифровой трансформации. Динамика цифровой трансформации определяется факторами повышения цифровой грамотности, формирования цифровых стандартов и государственной поддержкой процессов цифровизации. Эффектом цифровой трансформации является не только повышение конкурентоспособности компаний, но появление таких категорий как электронные услуги, цифровые деньги и экосистемы. В заключении сформирован вывод о направлениях модернизации подходов к государственному и корпоративному управлению процессами цифровизации.
Статья посвящена анализу состояния и перспектив социально-экономического развития Омской области, одного из субъектов Российской Федерации. Исследование актуально в контексте оценки региональной экономики и планирования будущих стратегий, особенно на фоне экономического давления и пересмотра внешнеэкономических связей. Целью работы является выявление сильных и слабых сторон экономики региона и формирование прогнозных оценок на основе данных за 2023-2024 гг. Для достижения цели решаются задачи по обработке статистических данных из официальных источников и проведению сопоставительного анализа с показателями других субъектов Сибирского федерального округа.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу экономических показателей Омской области, включая промышленное производство, сельское хозяйство, строительную отрасль и демографические данные. Особое внимание уделяется сравнению региональных данных с общероссийскими показателями и показателями СФО, что позволяет выявить специфику экономического развития региона. Автором на основе проведенного анализа выделяются ведущие отрасли региональной экономики, такие, как промышленное производство и сельское хозяйство, и проблемные сферы, требующие особого внимания — строительная отрасль и недостаточно активная инвестиционная политика. В выводах даются рекомендации по разработке перспективного планирования развития экономического комплекса Омской области с учетом проведенного анализа.
Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегий устойчивого развития Омской области и других регионов России.
В статье рассматривается понятие геймификации в контексте маркетинговых коммуникаций, анализируются его возможности и ограничения. Геймификация, как инструмент привлечения и удержания клиентов, позволяет использовать игровые техники в неигровых процессах, таких как продвижение товаров и услуг. Автор исследует, как геймификация может повысить вовлеченность аудитории, стимулировать лояльность и улучшить взаимодействие с брендом.
Статья посвящена исследованию геймификации как инновационного инструмента маркетинговых коммуникаций. Рассматриваются теоретические аспекты понятия, механизмы внедрения игровых элементов в рекламные кампании, выявляются возможности и ограничения данной стратегии. Особое внимание уделено влиянию геймификации на потребительское поведение, лояльность аудитории и эффективность продвижения брендов.
Геймификация становится одним из ключевых направлений развития современной рекламы и маркетинга. Статья представляет всесторонний обзор возможностей и ограничений использования игровых технологий в коммуникационных процессах организаций. Подробно раскрывается понятие геймификации, приводится классификация основных форматов ее реализации. Кроме того в статье представлен анализ, направленный на выявление эффективных подходов к внедрению игровых элементов в маркетинговые стратегии, а также на оценку их влияния на потребительское поведение.
Целевая направленность проведенного исследования заключается в обосновании методического подхода к определению и обоснованию специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона в условиях становления технологического суверенитета. Теоретической основой исследования приняты концептуальные принципы современных теорий научно-технологического развития и теории конкурентных преимуществ. Основными методами, ориентированными на достижение результатов исследования, определены: систематизации, обобщения, балансовый, графический, конструирования и критериев выбора используемых технологий. Методологический базис исследования составили основополагающие принципы воспроизводственного, процессного и территориального подходов. К результатам теоретической направленности следует отнести выявление и обоснование специфических признаков экономической политики научно-технологического развития регионов, а также систематизация преимуществ, позволяющих проводить оценивание региональных ситуаций в соответствии с принимаемыми решениями субъектами региональной экономики. В качестве результатов практической направленности следует рассматривать аналитическое и графическое оценивание специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона, направленные на формирование современных системных характеристик, принимая во внимание не только сущностные параметры научно-технологических процессов, а также их содержательную составляющую. Направлением использования результатов исследования необходимо рассматривать потенциальную возможность продвижения и развития научно-технологических процессов, а также оценку научно-технологического потенциала региона.
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена анализу мотивации студентов неязыкового высшего учебного заведения (на примере обучающихся первого и второго курсов ФГБОУ ВО «СГУС») к изучению иностранного языка. Выделяется и рассматривается как важнейший компонент изучения иностранного языка пополнение словарного запаса студентов в контексте их будущей профессии, рассматриваются традиционные способы контроля освоения профессионально значимой иноязычной лексики, также сравнительно более инновационный электронный контроль в форме онлайн тестов. Анализируется успеваемость обучающихся и их субъективное отношение к изучению иностранного языка, оценке собственных знаний и инновационным методам контроля. Работа является частью исследования познавательной мотивации студентов неязыкового вуза и влияния на нее оценочных средств, и ее итогом стало решение использовать электронный контроль знаний наряду с традиционными методами контроля при преподавании иностранного языка в Смоленском государственном университете спорта.
В данной статье говорится о нейропсихологическом подходе, как инновационном методе в обучении чтению на иностранном языке. Раскрываются такие понятия как нейропсихология, дислексия, гнозис в рамках педагогического и нейролингвистического аспектов. Выявляются предпосылки и причины использования нейропсихологического подхода при обучении чтению на иностранном языке людей с признаками дислексии. Обосновывается актуальность использования инновационных методов не только при обучении чтению на родном языке, но и на иностранном, в нашем случае это романская группа языков. Объясняется влияние мозга на высшие процессы психики и поведения человека, такие как мышление, речь, память, восприятие, и, следовательно, на образовательную деятельность. Поясняется, в связи с чем, указанный феномен привлекает особое внимание педагогов с целью улучшения качества обучения. Результатом данной работы является разработка комплекса упражнений для корректировки и профилактики трудностей при чтении на французском и немецком языках согласно научным достижениям таких нейропсихологов-практиков, как А. Е. Соболева, Т. Ю. Паневежская, Ж. М. Глозман, Т. Г. Визель и др. Представляется возможным использовать опыт апробации данных упражнений при обучении чтению и письму на типичных иностранных языках в любой возрастной категории.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______