На сегодняшний день, в условиях постоянно изменяющегося рынка и растущей конкуренции, оптимизация корпоративной культуры становится критически важным фактором для обеспечения устойчивости и успеха организации. Данная статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы - оптимизация структуры корпоративной культуры под современные вызовы бизнеса, поскольку существующие модели часто не в полной мере учитывают цифровизацию, удаленную работу, оторванность и растущие требования персонала. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать ведущие модели и подходы к построению корпоративной культуры, выделить ключевые элементы, требующие уточнения и адаптации, предложить обновленную структуру корпоративной культуры. Методологической основой статьи послужил анализ научной литературы по теме корпоративной культуры, результаты экспертных интервью с HR-менеджерами и руководителями, а также сравнительный анализ лучших практик ведущих компаний, отчеты. Уделяется особое внимание содержанию составляющих корпоративной культуры, подчеркиваются преимущества и проблемы ее формирования. В результате исследования была предложена структура корпоративной культуры, дополненная следующими элементами: ролевая модель поведения сотрудника, вопросы познания себя и своего места в компании, эмоциональная атмосфера и развитие в коллективе, коммуникация, этика, а также общие положения и зоны комфорта. Предложенная структура выходит за рамки традиционных подходов, делая акцент на индивидуальном развитии, создании благоприятной рабочей атмосферы, вклад в эмоциональный интеллект сотрудника и создание прозрачной коммуникационной среды. Область применения результатов исследования - разработка и совершенствование программ управления персоналом, укрепление корпоративной культуры, а также повышение эффективности деятельности организации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
При написании статьи автором были использованы взаимодополняющие методы. В первую очередь, был проведен анализ соответствующей научной литературы, включающий систематическое изучение различных публикаций на тему, корпоративная культура, что позволило выявить существующие теоретические подходы, их преимущества и недостатки. Далее различные модели и концепции были подвергнуты сравнительному анализу, что позволило сопоставить их элементы и характеристики, а также оценить их применимость в различных организационных контекстах. Для сбора экспертных мнений и практического опыта был применен метод экспертных оценок, предполагающий проведение интервью и опросов с HR-менеджерами, руководителями и специалистами, имеющими опыт в формировании корпоративной культуры. Такой комплексный подход позволил получить объективное и всестороннее представление о проблеме исследования и предложить необходимо решение.
Список литературы
1. Аброськина, В. Д. Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность предприятий / В. Д. Аброськина. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - Т. 0. - Москва: Буки-Веди, 2013. - С. 106-108. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4208/ (дата обращения: 09.03.2025). EDN: SWJPEL
2. Батоврина Е.В. Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций//Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 95. С. 209-222. ;. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-209-222 EDN: FFVUXE
3. Батталова, Л. М. Корпоративная культура в России: проблемы формирования // Проблемы экономики и юридической практики. - 2020. - Т. 16, № 6. - С. 228-232. EDN: XPOXYO
4. Батырбек, А. Измерение эффективности корпоративной культуры: как оценивать и улучшать культуру в компании // Стабильность национальной валюты как фактор обеспечения финансовой безопасности государства: Международная научно-практическая конференция, посвященная 30-летию национальной валюты Республики Казахстан, Астана, 01 ноября 2023 года. - Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2023. - С. 485-489. EDN: CMYUOW
5. Ващенко, Н. В. Роль корпоративной культуры в обеспечении экономической безопасности предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2022. - № 11. - С. 12-17. URL: download/elibrary_48486341_88760659.pdf. EDN: HOBZVA
6. Гримашевич О. Н., Жданов С. А. Формирование корпоративной культуры предприятий в современных российских условиях // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2018. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-korporativnoy-kultury-predpriyatiy-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 09.03.2025). EDN: UUCHVG
7. Зверева Татьяна Владимировна Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // ИВД. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-printsipy-priznaki-i-elementy-korporativnoy-kultury (дата обращения: 09.03.2025).
8. Иванова Е.А. Формирование корпоративной культуры и ее основные принципы//Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 2. С. 32-37. EDN: OYYGUL
9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной.
10. Карякина В.Ю. Новая жизнь компании. внедрение новой корпоративной культуры в организацию//Управление корпоративной культурой. 2016. № 1. С. 70-75. EDN: WEOLML
11. Ким В. В. Корпоративная культура организации и факторы её формирования // Экономика и социум. 2019. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-organizatsii-i-faktory-eyo-formirovaniya (дата обращения: 09.03.2025). EDN: UFNEPX
12. Клюева К.И., Меньшикова М.А. Формирование корпоративной культуры организации: цели, задачи, функции, принципы и этапы/Трансформация систем управления: новые задачи и горизонты. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Гальченко. Курск, 2023. С. 510-514. EDN: KRCXTA
13. Кудрявых, О. Д. Изучение элементов корпоративной культуры и обобщенные результаты анализа корпоративной культуры / О. Д. Кудрявых, Т. А. Власова // Форум молодых ученых. - 2018. - № 12-2(28). - С. 1247-1250. EDN: RQPOAM
14. Макарова, Ю. Л. Оценка развития корпоративной культуры в предпринимательских структурах // Вестник ОрелГИЭТ. - 2018. - № 4(46). - С. 59-68. EDN: YZEQKT
15. Миронова Наталия Алексеевна Внедрение корпоративной культуры в коллектив организации // Московский экономический журнал. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-korporativnoy-kultury-v-kollektiv-organizatsii (дата обращения: 09.03.2025).
16. Мишина, Н. Г. Корпоративная культура: сущность, структура, проблемы повышения её уровня // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2018. - № 1. - С. 173-174. EDN: XYFFSP
17. Модель корпоративной культуры Дила-Кеннеди. - Текст: электронный // Dialog.guide: [сайт]. - URL: https://dialog.guide/modiel-korporativnoi-kultury-dila-kienniedi (дата обращения: 10.03.2025).
18. Романова О.С. Организационная (корпоративная) культура в условиях цифровой экономики//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2020. № 18 (34). С. 89-97. EDN: RVPZTJ
19. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. Диагностика и оценка влияния организационной культуры на эффективность работы организации//Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 58. ;. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10856 EDN: KLOFKP
20. Рязанцева М.В. Гибридная модель работы: достоинства и недостатки//Самоуправление. 2022. № 3 (131). С. 636-640. EDN: TVOHNR
21. Смирнов, Р. В. Корпоративная культура и ее влияние на командообразование // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 280-286. EDN: PQLDXL
22. Субботин, А. Н. Корпоративная культура: структура и аспекты построения // Молодой ученый. - 2021. - № 14(356). - С. 98-101. EDN: EQKPJP
23. Тагибова А.А. Особенности исследования корпоративной культуры // Теория и практика общественного развития. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-issledovaniya-korporativnoy-kultury (дата обращения: 09.03.2025). EDN: XALAUZ
24. Торгунакова Е. В. Корпоративная культура: проблемы идентификации и управления // Экономика и управление. 2009. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-problemy-identifikatsii-i-upravleniya (дата обращения: 09.03.2025). EDN: LAAGEX
25. Чарльз, Хендри Gods of management. - New York Oxford: 1995. - 280 c. - Текст: непосредственный.
26. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 336 с.
27. Яхонтова Е.С. Культура agile как тренд в управлении человеческими ресурсами//Управление развитием персонала. 2017. № 3. С. 226-229. EDN: WQZMWE
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная работа представляет собой отклик автора на материалы докладов и дискуссии на III Орловском международном экономическом форуме на тему «От мобилизации экономики и экономической независимости России к социальному государству». Автор разделяет итоги их анализа, но отмечает, что в них не были указаны главные основания и факторы, теоретико-идеологические ошибки, которые лежат в базисе сложившейся ситуации. На восполнение этого и направлена данная работа. На основе концепции ноосферного социализма прогнозируется выход России из эпохи рыночного геноцида и её становление в 21 веке в качестве лидера ноосферного прорыва человечеств.
Актуальность статьи обусловлена развитием и активным распространением нового перспективного направления туристических услуг - агротуризма. Целью статьи является анализ текущего состояния агротуристической отрасли в России и Ярославской области, выявление проблем и разработка рекомендаций по ее развитию. В теоретической части статьи проводится анализ дефиниций понятия «агротуризм» и сделаны предложения по их уточнению. Сделан вывод, что агротуризм - это комплексная услуга, включающая в себя большое количество различных деловых активностей. Показано, что положительный экономический эффект от развития агротуризма получают четыре основные группы стекхолдеров: производители сельскохозяйственной продукции, потребители агротуристических услуг, государство и жители сельской местности. Более того, этот эффект значительно усиливается на макроэкономическом уровне за счет синергетического эффекта в смежных отраслях. В качестве методов используются маркетинговое исследование потребителей и ситуационный анализ состояния агротуризма в Ярославской области. Приводятся результаты исследования характеристик и особенностей потребительского спроса на услуги агротуризма по всей России. Для оценки перспектив и возможностей развития агротуризма в Ярославской области проведен SWOT- и PEST-анализ. На основе результатов анализа выявлены основные проблемы, препятствующие развитию агротуризма, как в России в целом, так и в Ярославской области в частности. Разработаны предложения по решению данных проблем со стороны государственных органов и со стороны самих сельскохозяйственных предприятий.
Франчайзинг играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности, поскольку он позволяет начинающим бизнесменам использовать проверенную бизнес-модель и дает возможность крупным компаниям привлекать внешние финансовый и интеллектуальный капитал для формирования своей сети. В настоящее время мировой рынок франчайзинга трансформируется благодаря активному использованию цифровых технологий, что привело к возникновению цифрового франчайзинга. По этой причине большой интерес представляет оценка влияния происходящих технологических изменений на функционирование российского рынка франчайзинга. В данной работе нами был выполнен анализ современного рынка франшиз Российской Федерации с учетом перехода к цифровой экономике и текущей геополитической ситуации. При выполнении исследования нами были использованы данные, представленные в открытых источниках информации. Нами было показано, как санкционные ограничения и внедрение цифровых технологий повлияли на российский рынок франчайзинга (в т. ч. и путем создания новых ниш, а также расширения использования инновационных моделей франчайзинга, прежде всего, обратного франчайзинга). Реализуется дальнейшая цифровая трансформация франчайзинговых отношений (включая перевод в цифровой формат сделки по продаже франшизы) благодаря использованию технологии блокчейн, что упрощает взаимодействие франчайзера и франчайзи. Предложены перспективные направления дальнейшего использования цифровых инструментов для повышения эффективности управления отношениями франчайзеров и франчайзи. В работе были выявлены те сектора экономики, для которых франчайзинг имеет наибольшее значение. Дано описание основных игроков на российском рынке франчайзинга. Показаны проблемы, которые препятствуют устойчивому развитию рынка франчайзинга в Российской Федерации.
Статья посвящена анализу правовой охраны инновационных решений в высокотехнологичных секторах мировой экономики, с акцентом на опыте стран Скандинавского полуострова и возможных решениях для России. Исследование основывается на сравнительном анализе нормативно-правовой базы и практик, применяемых в Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии, которые зарекомендовали себя как одни из мировых лидеров в области инноваций и технологий. В работе подробно рассматриваются такие аспекты, как законодательная поддержка инноваций, механизмы государственного стимулирования разработок и коммерциализации технологий, а также защита интеллектуальной собственности. Специальное внимание уделено анализу успешных стратегий и программ, которые могут быть адаптированы для российской правовой и экономической среды в целях стимулирования развития высокотехнологичного сектора и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Авторы статьи обсуждают роль государства в формировании благоприятных условий для инновационной деятельности, включая создание эффективной системы правовой защиты интеллектуальной собственности и регулирование отношений между участниками инновационного процесса. Заключительная часть статьи посвящена предложениям по оптимизации российской патентной системы на основе анализа исследованных международных практик, что должно способствовать ускорению технологического развития и укреплению интеллектуальной безопасности страны.
Россия рассматривает сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как ключевой компонент своего геополитического разворота на Восток. В данной статье исследуются экономическое измерение этих отношений, которое играет важную роль в формировании и развитии стратегического партнерства между Россией и АСЕАН. Авторы анализируют текущее состояние экономического сотрудничества между Россией и государствами-членами АСЕАН, выявляя основные тенденции в торговой активности с использованием сочетания качественного и количественного подходов. Механизмы, способствующие партнерству, и стратегические инициативы России по укреплению отношений со странами Юго-Восточной Азии являются основными предметами данного исследования. В статье делается вывод, что на данный момент Россия еще не полностью реализовала потенциал сотрудничества с быстрорастущими экономиками Юго-Восточной Азии. В настоящее время Россия уделяет больше внимания укреплению отношений с АСЕАН, реализуя инициативу Большого евразийского партнерства (БЕП), в рамках которого стимулирование либерализации торговли между ЕАЭС и АСЕАН открывает значительные перспективы для установления долгосрочных взаимовыгодных экономических связей. Результаты исследования могут служить ориентиром для дальнейшего углубления отношений между Россией и АСЕАН и создания прочной основы для развития многостороннего сотрудничества в различных секторах в условиях нестабильности мировой политики и глобальной экономики.
Статья посвящена обоснованию применения системно-деятельностного подхода в обучении экономическим дисциплинам на иностранном языке в условиях среднего профессионального образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции студентов в мировую экономическую систему, развития их профессиональных компетенций, критического мышления и навыков самоорганизации. Цель работы - доказать эффективность данного подхода через анализ его теоретических основ, исторического развития и практической реализации. Методология включает изучение научной литературы, педагогическое наблюдение, применение интерактивных форм (ролевые игры, проекты, дебаты, моделирование ситуаций) и анализ результатов контроля успеваемости студентов специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» (38.02.01) и «Банковское дело» (38.02.07). Результаты исследования, представленные в статье, демонстрируют положительную динамику в освоении профессиональной лексики, аналитических и коммуникативных навыков. Авторы выделяют ключевые этапы занятий на основе системно-деятельностного подхода, а также трудности, такие как языковой барьер, межкультурная адаптация и междисциплинарная интеграция, предлагая пути их преодоления (работа в малых группах, использование открытых вопросов, цифровых инструментов). Особое внимание уделено практическим упражнениям: анализу финансовой отчетности, налоговому планированию, управлению рисками, разработке бизнес-планов. Результаты исследования могут быть применены в СПО для совершенствования преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Перспективы дальнейших работ связаны с расширением научно-исследовательской деятельности студентов и изучением зарубежного опыта.
ТЕОРИЯ ПОЛЯ Б. ХАЙМА, ПРИМЕНЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, КВАНТОВЫЙ ПОДХОД, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В статье исследован экономический рост, который характеризует стоимостное увеличение объёмов выпуска продукции в экономической системе за определённый период времени. По мнению авторов, количественные показатели экономического роста отражают лишь одну из сторон развития экономической системы. Для осмысления происходящих экономических процессов необходимо выявлять качественные характеристики развития, обосновывая взаимосвязь показателей экономического роста с другими макро-экономическими показателями: инфляцией, ключевой ставкой Банка России, безработицей и другими. Это позволит оценить степень сбалансированного развития всей экономической системы, её устойчивость к возмущающим воздействиям внешней и внутренней экономической среды. Для обеспечения экономического роста необходим комплекс регулятивных мер государства, направленных на поддержку активности коммерческих структур. Анализ различных научно-теоретических подходов зарубежных и русских ученых-экономистов к проблеме достижения экономического роста показывает взаимосвязь данной категории с применяемыми органами исполнительной власти и Банком России инструментами и методами финансовой и денежно-кредитной политики. В статье отмечается, что практическое применение таких методов не в полной мере соответствует целям экономического развития. Сложившаяся модель российской экономики в большей степени соответствует понятию олигархического капитализма. Это характеризует возрастание богатства отдельных лиц и социальное расслоение общества. Выявлено, что инфляция возникает вследствие нарушения равновесия на товарных и валютных рынках. Объективной основой и первопричиной инфляционного процесса, по мнению авторов, является девальвация рубля. Поэтому инфляционный процесс необходимо рассчитывать с учетом валютной составляющей (изменения валютного курса). Сделан вывод, что проблемы экономического развития потребовали кардинальных институциональных изменений в стране с применением разнообразных финансовых инструментов, Особое внимание необходимо уделять цифровизации экономических процессов, реализации крупнейших инвестиционных проектов в области инфраструктуры.
Потребность в разработке новых подходов к исследованию отношений собственности является одной из центральных тем в дискуссии о смене модели развития современной экономики. В статье показано, что при рассмотрении относительно устойчивых форм взаимодействий субъектов по поводу объектов собственности привлекаются явно или неявно неоинституциональный или неортодоксальный институциональнные подходы, основанные на эгоистической версии интерпретации экономических мотивов субъектов, что порождает необходимость использования эклектичных и фрагментарных теоретических построений. В общенном виде взаимодействия субъектов по поводу объектов собственности в соответствии с доминирующей сегодня либеральной концепцией собственности неоинституциональные экономисты описывают в рамках следующей схемы: экономические интересы собственника - институциональнная структура «пучка» прав собственности - экономическое поведение - результат. Сторонники концепции социальной функции собственности предложили использовать неортодоксальный институциональнный подход при анализе отношения собственности в виде логической схемы: национальные интересы (интересы общества) - институциональнная структура «пучка» прав собственности - экономическое поведение - результат. Для пересмотра традиционной парадигмы исследования экономических отношений собственности предлагается исходить из сложившегося в классической политэкономии познавательного подхода к анализу общественно-экономической природы собственности. На данной основе аргументируется необходимость рассмотрения общества как верховного собственника и феномена общенародной по своей сути собственности, совладельцами которой выступают все субъекты экономики. При этом особенности конструирования баланса частных и общественных интересов определяют специфику формирования экономических отношений собственности. Разработанная исследовательская перспектива предусматривает парадигмальный пересмотр сложившихся представлений о проблемном поле и способствует поиску соответствующих национальным интересам методов трансформации экономики с учётом того обстоятельства, что феномен общественной собственности выступает субстанциональной основой формирования и изменения экономической системы.
В этой рубрике дается обзор материалов, представленных во 2-м (122-м) номере нашего журнала. По мнению редактора, публикации данного номера служат дальнейшему продолжению развития выдвинутой нами концепции теоретической экономии. То есть продолжают то дело, которое мы осуществляем на страницах нашего сетевого издания вот уже на протяжении почти полутора десятилетий. Показано в этой рубрике, в чем же это развитие заключается на примере каждой представленной в данном номере работы. Редактором отмечено, что оно проявляется, хотя и в неодинаковой степени, как в выступлениях и известных читателям, так и новых авторов. Главное внимание в содержании предлагаемого номера традиционно уделено, во-первых, актуальным проблемам теоретической экономии. С этой целью даны редакторские аннотации статьи профессора В. В. Бирюкова из Омска об исследовании проблем собственности и статьи ярославского профессора Ю. В. Коречкова с соавторами, посвященной проблемам экономического роста и инфляции. Во-вторых, обращено внимание на теоретико-экономические аспекты исследования новой индустриализации. В-третьих, большое внимание уделено современным проблемам мировой экономики, которые исследуются в работах авторов из Вьетнама, Германии, Казахстана и России. И, конечно, в-четвертых, особое внимание уделено творчеству молодых ученых.
Издательство
- Издательство
- ЯГТУ
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150023, г. Ярославль, Московский проспект, 88; корпус «А», первый этаж, А-125
- Юр. адрес
- 150023, Ярославская обл, г Ярославль, Московский пр-кт, д 88
- ФИО
- Степанова Елена Олеговна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- funikovatn@ystu.ru
- Контактный телефон
- +7 (485) 2441519
- Сайт
- https://ystu.ru