Школе как социальному институту общества необходимо своевременно реагировать на актуальные вызовы, обеспечивая подрастающее поколение важными внутренними ресурсами адаптации человека к непостоянству, неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира. Одним из таких ресурсов является креативное мышление учащихся. В статье представлен психологический аспект понятия «креативность» как основа педагогического исследования, посвященного формированию креативного мышления школьников. Автор анализирует психологические теории и концепции отечественных и зарубежных исследователей креативности и делает попытку разграничить понятия «креативность», «творчество», «креативное мышление» и «творческая деятельность». Акцент на деятельностном и содержательном аспектах креативности позволят рассматривать этот феномен как результат проявленности креативного мышления. Это дает автору основание для дальнейшего исследования результативных средств формирования креативного мышления обучающихся.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Характерные черты VUCA-мира [15] детерминируют необходимость формирования у современных школьников креативного мышления, ставшего в 2022 году одним из компонентов отечественных мониторингов оценки качества образования.
Список литературы
1. Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г. Ю. Айзенк. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXQIMT
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. - М.: Academia, 2002. - 317 с. - Текст: непосредственный.
4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с. - Текст: непосредственный.
5. Грановская, Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии / Р. М. Грановская. - М.: Генезис, 2002 - 573 c. - Текст: непосредственный.
6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с. - Текст: непосредственный.
7. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXYQIH
8. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с. - Текст: непосредственный.
9. Козьяков, Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению / Р. В. Козьяков. - Текст: электронный // Современная зарубежная психология. - 2022. - Том 11. - № 4. - C. 117-126. - 10.17759/jmfp.2022110410 (дата обращения: 05.05.2024). DOI: 10.17759/jmfp.2022110410( EDN: IWNUCY
10. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / составители: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - СПб.: Тускарора, 1996. - 175 с. - Текст: непосредственный.
11. Мороз, В. В. Обзор зарубежных теорий креативности / В. В. Мороз. - Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 12 (200). - С. 35-41. EDN: YFYIGH
12. Мороз, В. В. Развитие креативности студентов: монография / В. В. Мороз. - Оренбург: Университет, 2011. - 187 с. - Текст: непосредственный. EDN: KBBLML
13. Морозов, А. В. Креативность преподавателя высшей школы / А. В. Морозов. - Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 64-68. EDN: ZVDTND
14. Мышление: процесс, деятельность, общение / под редакцией А. В. Брушлинского. - М.: Наука, 1982. - 287 с. - Текст: непосредственный.
15. Обухова, Н. И. VUCA-мир и образовательная среда / Н. И. Обухова. - Текст: электронный // Калининградский вестник образования. - 2021. - № 3 (11). - С. 11-22. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo302/(дата обращения: 15.01.2025). EDN: HLXGBY
16. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. - М.: Горбунок, 1992. - 223 с. - Текст: непосредственный.
17. Пономарев, Я. А. Перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев. - Текст: непосредственный // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под редакцией Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - С. 145-276. EDN: XGNJNP
18. Психология креативности: учебное пособие / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. - М.: Когито-Центр, 2009. - 214 с. - Текст: непосредственный. EDN: RAXUVN
19. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина [и др.]; под редакцией Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 407 с. - Текст: непосредственный.
20. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с. - Текст: непосредственный.
21. Тамашина, Я. Н. Анализ понятия “креативность” как основа педагогического исследования формирования креативного мышления школьников / Я. Н. Тамашина. - Текст: непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2024. - № 4. - С. 85-96. EDN: OERKGB
22. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. К. Тихомиров. - М.: Академия, 2007. - 287 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXQDYR
23. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: адаптивный вариант / Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXORQN
24. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с. - Текст: непосредственный.
25. Ушаков, Д. В. Интеллект: Структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 262 с. - Текст: непосредственный. EDN: SURTAP
26. Фрейд, З. Художник и фантазирование: сборник / З. Фрейд; [перевод с немецкого]. - М.: Республика, 1995. - 396 с. - Текст: непосредственный.
27. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инноваций: учебное пособие / С. Р. Яголковский. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 157 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXSMAF ▼ Контекст
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процесс актуализации аксиологической составляющей русской (прежде всего - гуманитарной) науки однозначно отвечает требованиям эпохи, предъявляемым к современной России как государству-цивилизации с тысячелетним опытом исторического бытия. Очевидное родство отечественной литературоведческой и исторической мысли, думается, позволяет реализовывать общие для этих двух союзных областей научного знания методологические установки в конкретике осмысления русского литературного процесса как неотъемлемой органической части русской истории в узловых / знаковых моментах его развития / проявления. Данная статья представляет собой попытку рассмотрения событий, связанных с 1812 годом как центром собирания духовных созидательных сил русского народа и государства Российского. В центре внимания авторов находится творческая личность яркого представителя русской общественно-исторической и литературно-публицистической мысли первой трети XIX века С. Н. Глинки.
В статье обоснована необходимость и возможность повышения эффективности подготовки иностранных военнослужащих на основе учета их этнокультурных особенностей. Опора на ментально-когнитивные особенности обучаемых, сложившиеся в культурной среде этноса, позволяет создать условия обучения, адаптированные к восприятию, понимаю, запоминанию обучающимися необходимого объема знаний и умений. Представлена технология обучения иностранных военнослужащих в военных вузах России на основе личностно-ориентированного подхода и идей кросс-культурной дидактики, описаны ее компоненты. Сформулированы требования к реализации процесса подготовки иностранных обучающихся на основе их этнокультурных и ментальных особенностей. Коротко представлены результаты апробации.
В настоящей статье с помощью проблемно-хронологического метода проанализирован опыт внедрения Дальтон-плана в Советской России. Целью статьи является выявление положительных результатов инновации и причин отказа от нее. Актуальность настоящего исследования продиктована современным трендом на индивидуализацию образования, закрепленному в российских нормативных документах, общемировому курсу на индивидуализацию обучения и необходимостью детального анализа опыта внедрения индивидуализации. Дано краткое описание сущности Дальтон-плана в рамках целей настоящей статьи. Рассмотрены причины, побудившие руководство Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), обратиться к зарубежным педагогическим разработкам. Проанализирован ход реализации реформ и теоретический диспут вокруг этих инноваций в разрезе общественно-политической повестки. Приведены примеры исследований того времени по результатам внедрения Дальтон-плана. Выявлены тренды в ранней советской педагогике, помешавшие масштабному внедрению Дальтон-плана в системе образования. Сделаны выводы о результатах использования Дальтон-плана и причинах отмирания практики его применения. В конце статьи рассмотрены точки зрения различных авторов на процесс применения Дальтон-плана в системе образования Советской России. Особенностью настоящей статьи можно считать то, что большинство аргументов и выводов сделано на основе анализа источников того времени.
В статье отражены вопросы разработки новых инструментов и технологий дистанционного наставничества в сфере обучения вождению, а именно программы дистанционного наставничества на основе персонализированного подхода. Определена необходимость его использования для проектирования программы дистанционного наставничества на основе моделей педагогического дизайна СМАРТ и 4C/ID, обоснованы условия успешной реализации программы, представлены результаты разработки авторского содержания программы как средства оптимизации процесса наставничества при организации дистанционного формата. Разработана программа дистанционного наставничества выпускников автошкол, которая поможет поддержать выпускников автошкол, повысить уровень навыков вождения и степень готовности к самостоятельному вождению.
В данной статье раскрывается необходимость развития экономической грамотности у старшеклассников в профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены целевые ориентиры, которые позволяют выстроить модель формирования экономической грамотности обучающихся в учебном процессе.
В статье анализируются результаты опроса студентов Армавирского государственного педагогического университета по вопросам мотивации, организации и перспектив научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата и магистратуры. Представлены формы научной деятельности, в которых студенты принимают участие, перспективное видение студентами своей научной деятельности. Рассмотрены система информирования студентов о возможностях участия в научных мероприятиях, эффективные формы поддержки студенческих научных исследований. Дана оценка деятельности научного студенческого общества и Совета молодых ученых. Названы основные барьеры, препятствующие развитию научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Сформулированы рекомендации по оптимизации научно-исследовательской работы студентов и развитию их научно-исследовательского потенциала.
В статье рассматриваются особенности развития коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза в условиях контекстно-рефлексивной технологии. Коммуникативная компетенция в образовательном пространстве медицинского вуза рассматривается как ключевой элемент профессиональной подготовки будущей профессиональной деятельности, необходимый для эффективного взаимодействия с пациентами, коллегами и сотрудниками здравоохранения. В статье обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию коммуникативной компетенции, среди которых выделяются сами мотивы студентов медицинского вуза, активное использование интерактивных методов обучения, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, поддержка со стороны преподавателей и наставников. Особое внимание уделяется рефлексии в контекстно-рефлексивной технологии как осмыслении студентами медицинского вуза своих профессиональных действий, их анализ и прогнозирование. Обозначена перспектива дальнейших исследований в данной области.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/